Приложение 1
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий предлагаются в пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в психолого-педагогической литературе последних лет. При подготовке настоящих рекомендаций было использовано пособие: Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.
Для диагностики и формирования личностных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений;
«Я – звезда» (с. 361);
«Шефы» (с. 356) и др.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
мнемотурнир (с. 277);
«пластилин» (с. 298).
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль (с. 218);
взаимный диктант (метод М.Г. Булановской) (с. 221);
диспут (с. 228);
заучивание материала наизусть в классе (с. 233);
«ищу ошибки» (с. 235);
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) (с. 238).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
магнитофонный опрос (с. 271);
«отгадай, о ком говорим» (с. 289);
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
Ривин-методика (с. 312);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Приложение 2
№ | Виды универсальных учебных действий | Стартовая диагностика Методики взяты /Диагностика готовности к школе. Е.К.Вархотова и др. | Цель | Диагностика Методики взяты /серия «Стандарты второго поколения» КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «От действий к мысли»/ | Цель |
1 | Личностные универсальные учебные действия | 1.Беседа с ребенком 2.«Беседа о школе» (Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер) | 1.Выявление общей осведомленности ребенка, особенностей его взаимодействия с незнакомым взрослым 2.Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения | Методика «Кто Я?» (Опросник мотивации) | Выявление сформированности Я-концепции и самоотношения. |
2 | Регулятивные универсальные учебные действия | 1.«Пространственно-арифметический диктант» 2.Запрещенные слова | 1. Выявление произвольности 2. Выявление произвольности в общении со взрослыми и умение действовать по правилам | «Выкладывание узора из кубиков» Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая) | Выявление развития регулятивных действий. Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. |
3 | Познавательные универсальные учебные действия | 1. «Пространственно-арифметический диктант» 2. Последовательные картинки 3. «Геометрические фигуры» 4. «Аналогии» 5. «Ключи» 6. « Рисунок человека» 7. «Составление слов» | 1. Выявление уровня наглядно-образного мышления, ориентировка в пространстве 2. Выявление умения устанавливать причинно-следстенные отношения, развитие монологической речи 3. Выявление уровня развития наглядно-схематического мышления. 4. Выявление уровня сформированности основ понятийного мышления. 5. Выявление умения устанавливать и использовать закономерности. 6.Выявление уровня образного мышления 7. Выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления и словарного запаса. | Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска). Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова) | Выявление сформированности логических действий. Выявить умение ребёнка различать предметную и речевую действительность. |
4 | Коммуникатив-ные универсальные учебные действия | 1. Запрещенные слова | 1. Выявление уровня произвольности в общении со взрослыми и умение действовать по правилам | «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже) Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман) Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман) | Выявление уровня сформированности действий направленных на учёт позиции собеседника. Выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника. 3. Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. |
5 | Удовлетво-рённость образованием | Социальный заказ родителей | Социальный заказ родителей | «Уровень удовлетворённости учащихся и родителей образованием» | Выявление уровня удовлетворения уровнем образования. |
№ | Ф.И. учащегося | Состояние здоровья по медицинским картам | Физический энергопотенциал | Социальная адаптивность | Социометрический статус | Понимательная способность | Усвоение программного материала | Учебная активность | Эмоциональная потребность, хобби | Эмоциональная расположенность к ОУ | Мотивация | Уровень воспитанности | Волевые навыки | Целепологание | Самоконтроль | Самооценка деятельности | Нравственно-этическая готовность | Поведение на уроке | Поведение вне урока | Взаимоотношения с одноклассниками | Отношение к учителю | Эмоциональное благополучие | Комментарий психолога |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |
| Ученик 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Ученик 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Приложение 3
Образец карты развития
Критерии оценок к карте развития учащихся начальной школы
1. Состояние здоровья переносится из медицинских карт: группа здоровья.
2. Физический энергопотенциал.
Высокий уровень — физически развит, подвижен ,никогда не устает, энергичен. Работоспособность на высоком уровне эффективности на всем протяжении занятий.
Средний уровень — процесс работоспособности скачкообразный, зависит от настроения, содержания работы. Активность нестабильна. Внешняя стимуляция (похвалы, порицание) действуют кратковременно.
Низкий уровень — динамика снижена, скорее статичен. Энергопотенциал охотнее реализуется в делах не учебного характера.
3. Социальная адаптивность.
Высокий уровень — адаптация к коллективу произошла быстро, легко, успешно. Ребенок очень общителен. Интуитивно умеет поддерживать хорошие отношения со всеми.
Средний уровень — общение избирательно, общается по настроению, имеются проявления негативных поведенческих реакций.
Низкий уровень — негативные поведенческие реакции часты (ссоры, драки, плаксивость, жалобы и др.). Общение с таким ребенком затрудненено, и он зачастую остается без партнеров, изолирован.
4. Социометрический статус. Вносятся данные социометриметрического опроса в процентах.
5. Понимательная способность.
Высокий уровень — ребенок понимает все с первого предъявления, иногда схватывает с первого слова. Интуитивен. Способен дол мысль говорящего.
Средний уровень — понимание ребенка затруднено. Легко и быстро понимает то, о чем был ранее осведомлен. Для понимания новой информации требуется повтор.
Низкий уровень — ребенок, как правило, вес понимает с трудом, требуются дополнительные разъяснения, повторы, наглядность.
6. Усвоение программного материала.
Высокий уровень — ребенок пытлив, любознателен. Знает и излагает намного больше программы, способен к самообразованию.
Средний уровень — ребенок имеет фрагментарные знания из того, что ему легко дается. В кратковременной памяти могут удерживаться сведения последнего занятия, изложение мыслей затруднено.
Низкий уровень — знаний нет, помнит обрывочные слова, фразы без их взаимосвязи, излагать не умеет.
7. Учебная активность
Оценка результатов:
0 баллов - активность отсутствует;
1- пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;
2- активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;
3- редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;
4- стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;
5- активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.
8. Эмоциональные потребности. Эмоциональные потребности вплотную зависят от познавательности и волевых навыков. Указывается, какими сферами деятельности (кроме учебной) серьезно увлечен ребенок и имеет достижения.
танцы, пение, рисование, конструирование, лепка, вышивка, шитье, вязание, выпиливание, спорт и др.
9. Эмоциональная расположенность к ОУ.
Высокий уровень — ребенок любит приходить в ОУ, неохотно уходит домой со сверстниками и взрослыми, всегда в хорошем настроении.
Средний уровень — ребенок в основном безразличен к ОУ, ходит потому, что так надо. Иногда может воодушевляться, например, на праздничном мероприятии.
Низкий уровень — ребенок откровенно неохотно приходит в ОУ, радуется любому случаю, чтобы остаться дома или с друзьями.
10. Мотивация.
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II— высокий уровень мотивации учения;
— нормальный (средний) уровень мотивации учения;
— сниженный уровень мотивации учения;
V— низкий уровень мотивации учения.
11. Уровень воспитанности.
Оценка результатов:
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативная.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
12. Волевые навыки.
Высокий уровень саморегуляции, самодисциплины. Ответственен, начатые дела доводит до конца, в том числе и начатые по собственной инициативе.
Средний уровень — самоконтроль проявляется только в отношении интересных для него дел или развлекательных мероприятий. Дела, требующие терпения и интеллектуального напряжения, быстро бросает.
Низкий уровень — явно выражено безволие, нетерпеливость даже в легких делах. С трудом выдерживает нагрузку, даже в пределах непроизвольного внимания (20—30 минут).
13. Целеполагание
Оценка результатов:
0 баллов - плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;
1- осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;
2- принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;
3- охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;
4- столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;
5- самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.
14. Самоконтроль
Оценка результатов:
0 баллов - не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным сшибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;
1- контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;
2- осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;
3- ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действии другими, но при решении новой задачи теряется;
4- задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью
учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;
5- контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.
15. Самооценка деятельности
Оценка результатов:
0 баллов - не умеет, не пытается и не испытывает потребности в самооценке своих действий, всецело полагается на оценку учителя, воспринимая ее некритически;
1- критически относится к опенке учителя, может оценить действия других, но не может и не пытается оценить свои возможности;
2- умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата;
3- свободно и аргументировано оценивает уже выполненное, пытается оценить свои возможности в решении новых учебных задач, часто допускает ошибки, учитывая лишь внешнюю сторону;
4- может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить учебную задачу. опираясь на известные способы действия, но делает это неуверенно, с трудом;
5- самостоятельно обосновывает еще до решения учебной задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.
16. Нравственно-этическая готовность
Оценка результатов:
0 баллов- не умеет выделять моральное содержание ситуации: нарушение/следование моральной норме;
1-ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);
2-понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое
3-учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы
4-адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения, соблюдения моральной нормы;
5- умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.
17. Поведение на уроке
Оценка результатов:
0 баллов - не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет
1-часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;
2- на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;
3- иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;
4- в основном выполняет требования урока, но иногда отвлекается;
5-сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.
18. Поведение вне урока
Оценка результатов:
0 баллов - часто нарушает нормы поведения, мешает детям играть;
1- пассивен, движения скованы, избегает детей:
2-не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой;
3- активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку (моет доску, поливает цветы, готовит школьные принадлежности);
4-активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение, спокойные игры;
5- высокая игровая активность, с удовольствием участвует в общих играх.
19. Взаимоотношения с одноклассниками
Оценка результатов:
0 баллов - негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с детьми, одноклассники его не любят:
1- замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны;
2-предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;
3- сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками;
4-малоактивен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;
5- общительный, коммуникативный, дети его любят, часто общаются.
20. Отношение к учителю
Оценка результатов:
0 баллов - общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, ребенок неадекватно реагирует, обижается, плачет:
1-избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;
2- выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным:
3-старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;
4- дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;
5-проявляет дружелюбие, стремится понравится, часто подходит после урока.
21. Эмоциональное благополучие
Оценка результатов:
0 баллов - преобладает агрессия или депрессия;
1-выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками:
2- отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость):
3- эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении:
4-спокойное эмоциональное состояние;
5- ребенок преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.
Приложение 4
Социальный заказ родителей будущих первоклассников на образование
Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в опросе, цель которого изучение общественного заказа в сфере образования. Нас интересует Ваше личное мнение. Нужный вариант ответа необходимо обвести в кружок или поставить галочку.
Ф.И._________________________________________________________
Ф.И Вашего ребенка __________________________________________
1. Как Вы считаете, кто несет ответственность за воспитание и обучение детей? (выберите один или несколько вариантов ответа.)
Государство;
Педагоги;
Администрация образовательного учреждения;
Родители (их законные представители).
2. Укажите требования, которые Вы предъявляете к содержанию образования и воспитания детей? (Выберите один или несколько вариантов ответа).
Ребенок должен обрести минимальный набор знаний и умений необходимых ему для жизни;
Получение компетенций необходимых для успешной адаптации ребенка в обществе;
Возможность поступления в ВУЗ без дополнительной подготовки;
Подготовка конкурентоспособной личности;
Формирование базовых ценностей и моральных устоев;
Подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности;
Воспитание патриота своего Отечества;
Человека, который умеет свободно общаться;
Формирование самостоятельного и критического мышления;
Воспитание ответственности за свои поступки и действия;
Уважительное отношение к людям.
3. Каким образом необходимо осуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку. Дайте, пожалуйста, развернутый ответ.________________________________________
4. Как Вы считаете, каким должен быть современный Учитель? (Выберите один или несколько вариантов ответа).
Добрый человек, искренне относится к ученикам;
Уважительно относится к детям;
Справедливым и объективным;
Глубоко знает свой предмет;
Предъявляет высокие требования к своим учащимся;
Понимает проблемы учеников и может помочь их преодолеть;
Умеет сформировать устойчивый интерес к своему предмету;
Может показать возможности практического применения знаний по предмету;
Использует современные методы обучения;
Осуществляет индивидуальный подход к ребёнку;
Обладает выдержкой и терпением.
Свой вариант ответа____________________________________________________________
5.Какие увлечения есть у Вашего ребенка (напишите названия кружков, хобби и т.д.)
- физико-математические науки ________________________________________
- гуманитарные науки ________________________________________________
- естественные науки _________________________________________________
- лингвистика _______________________________________________________
- филология _________________________________________________________
- обществоведение ___________________________________________________
- эстетическое развитие _______________________________________________
- спорт _____________________________________________________________
- музыка ____________________________________________________________
- хореография________________________________________________________
- технология /изобразительное искусство/_______________________________
- технология /конструирование/ ________________________________________
6. Особые способности ребенка
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7. Какие личностные проблемы возникают у ребенка
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
8.Медицинские особенности ребенка (травмы, заболевания, противопоказания…)
9. Оцените, пожалуйста, насколько важными Вы считаете различные критерии оценки школы. Укажите в таблице, пожалуйста, в правом столбце таблицы важность критериев по шкале от 0 до 10. (10 – один из наиболее важных критериев, 0- совсем не важный критерий)
Критерий | Важность критерия, оценка |
Месторасположение школы | |
Качество преподавания предметов | |
Численность детей в классах | |
Санитарное состояние в школе | |
Внешний вид и качество зданий и помещений. | |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса (лабораторное оборудование, демонстрационное оборудование, компьютеры и т.п.) | |
Обеспечение безопасности детей | |
Питание детей в школе | |
Использование нестандартных образовательных методик (игры, тренинги и т.п.) | |
Социальная атмосфера в школе и в классах | |
Формирование у детей этических норм | |
Дополнительное образование в школе: кружки, секции и т.п. | |
Внешкольная работа с детьми (театры, музеи, походы и т.п.) | |
Помощь школы ребенку в выборе жизненного пути | |
Физическое развитие и здоровый образ жизни ребенка | |
Развитие у ребенка навыков, необходимых в дальнейшей учебе и работе (умения работать на результат, работать с информацией, работать в команде, работать «на стыках направлений», самостоятельно принимать решения, планировать собственное развитие и т.п.) | |
Обучение ребенка не только знаниям, но и умению думать. | |
Индивидуальный подход к ребенку | |
Престижность школы | |
Участие родителей в образовательном процессе | |
Отсутствие проблемных детей в классе/школе | |
Наличие в школе психолога | |
Другое: | |
10. Как вы считаете, насколько школа помогает развивать интересы, способности, возможности своих учащихся?
1. незначительно;
2. частично;
3. всегда помогает.
11. Как Вы считаете, является ли школа образовательным учреждением инновационного типа?
1. Да
2. Нет
3.Затрудняюсь ответить
12. Какое направление развития Вашего ребенка Вы ставите первоочередным?
1. художественно-эстетическое
2.творческо-прикладное
3. спортивное
4. интеллектуальное
5. приобщение к культурным ценностям
6. музыкальное
7. другое___________________________________________________
13. Какие организации Вы выбираете для дополнительного образования Вашего ребенка?
1. Школа (кружки и секции организованные в школе)
2. Спорт-школа
3. Школа искусств
4. Музыкальная школа
5. Спортивные комплексы
6. Другое______________________________________________________
14. Какое доп. образование (в плане повышения родительской компетентности) было бы интересно лично для Вас?
- курсы (напишите какие) _______________________________________________________
- тренинги личностного роста ___________________________________________________
- семинары по темам (напишите каким)___________________________________________
- родительские клубы __________________________________________________________
- другое (напишите) ____________________________________________________________
15.Что вы выберите для вашего ребенка отметьте галочкой):
А) Школа предлагает следующие направления дополнительного образования: |
Направления дополнительного образования | Форма реализации | Название |
Физкультурно-спортивное | 1.Ушу-гимнастика 2.Каратэ-киокушинкай | |
Художественно-эстетическое | 1.Танцевальная студия «Ассорти» 2. Вокальный кружок карнавал | |
Б) Внеурочная деятельность |
Направления внеурочной деятельности | Форма реализации | Название |
Духовно-нравственное | 1.Проектная деятельность 2.КНЯ | |
Общеинтеллектуальное | 1. Риторика 2.Успешный ученик | |
Спортивно-оздоровительное | 1.Час здоровья 2.Национальные спортивные игры | |
Общекультурное | МТД | |
Социальное | ОПД | |
В) Чтобы Вы еще хотели получить в качестве дополнительного образования для Вашего ребенка? ______________________________________________________ |
Благодарим за участие в исследовании!!!