ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
"Эмоции правят мной или я ими?"
Цели занятия:
развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
развитие умений владеть и управлять своими эмоциями.
Задачи:
Обучающая:
- Расширение представлений о мире человеческих эмоций и переживаний;
- Расширить и углубить знания учащихся об основных проявлениях эмоций;
- Дать учащимся представление о значении эмоций и возможностях
использования их человеком;
- Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
Развивающая:
- Формирование умения видеть и определять различные эмоции в разных
ситуациях;
- Развитие творческого воображения;
Воспитывающая:
- развитие положительных и подавление отрицательных эмоций у младших школьников;
- воспитывать умение работать в коллективе, взаимоконтроль, самоконтроль.
Ход занятия
Приветствие
«В круг все вместе становитесь
И друг другу улыбнитесь.
На соседа посмотрите
И ему вы улыбнитесь
И мне «Привет» скажите,
Руку дружбы протяните.
Психолог:
От ваших хороших улыбок мне стало очень тепло.
Знакомство с понятием «эмоции».
(Слайд 3)
Для начала обратите внимание на это лицо. Когда у нас бывает такое выражение лица? (когда весело, радостно). О чем говорит? (что человеку хорошо, приятно).
(Слайд 4)
А когда у нас бывает такое лицо? (когда недовольны, злимся, в гневе). О чем говорит? ( что человеку плохо, что он может сделать что-то плохое)
(Слайд 5)
А когда у нас бывает такое выражение лица? (когда боимся, страшно и не приятно). О чем говорит? ( что человеку плохо, он боится)
Посмотрите ребята, вы назвали такие понятия, как радость, злость, гнев, страх. Так мы можем выражать наше отношение, наше чувство к тому, что происходит вокруг нас или внутри нас. А это и называется – эмоциями. Т.е. эмоции – это выражение нашего отношения, наших чувств к происходящему вокруг нас или внутри нас.
Распознавание эмоций. Виды эмоций.
(Слайд 6)
По каким признакам вы определили, что этот человек испытывает радость, этот гнев, а этот страх? На что вы обратили внимание, глядя на лица?
Мы смотрим:
Рот – открыт или закрыт
Губы – уголки опущены или приподняты
Глаза – раскрыты или нет, блестят или тусклые
Лоб имеет вертикальные складки или горизонтальные складки
Брови – сдвинуты или приподняты.
Движение мышц лица (это и движение бровей, и раскрытие иди закрытие глаз, и приподнимание или опускание уголков губ) – называется мимика. Она помогает нам выразить наши эмоции.
Давайте теперь попробуем нарисовать у себя на листочках в кружках, учитывая все эти признаки, эмоции выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление (Приложение 1)
Давайте проверим, правильно ли вы изобразили эмоции?
(Слайд 7)
Но кроме мимики нам могут помочь и жесты (движение рук) и поза человека, походка, положение ног. Давайте вместе посмотрим на следующих людей и глядя на мимику, позу, жесты – угадать какое эмоциональное состояние они испытывают (Слайды 8-10)……………………….
Могут ли эмоции нанести человеку вред? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, гнев, обида, зависть, ярость, печаль, презрение, отвращение, стыд.Ребята записывают у себя на воздушных шариках). Давайте попробуем сейчас избавиться от этих эмоций лопнув шарики.(Дети лопают шарики).
А какие эмоции можно назвать нашими друзьями? Назовите положительные эмоции (радость, восторг, удивление, спокойствие)
Каких эмоций ребята больше? Отрицательных или положительных? Конечно отрицательных. С ними нужно бороться и здесь просто не обойтись без знания специальных способов избавления от плохих, отрицательных эмоций.
Упражнение «Волшебные стаканчики»
Психолог:
Я предлагаю избавиться от негативных эмоций с помощью волшебных стаканчиков. Сядьте за столик, подвиньте стаканчики и изо всех сил подуйте в трубочку. Отправьте через трубочку все свои обиды и подавленное настроение.
Итак, все свои негативные эмоции и подавленное настроение мы оставили в прошлом.
Упражнение «Мешочек гнева»
Психолог: Ребята, перед вами волшебный мешочек, в неё живут наши самые негативные эмоции.
Показывает детям «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции.
«Мешочек гнева»
Гнев в мешочек прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко завяжу мешок
И скажу себе я: «Ох!»
Психолог предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.
Упражнение «Зеркало».
Психолог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя,улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
7. Релаксационное упражнение «Ковер-самолет»
- «Мы садимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас к небесам, тихонечко покачивает, укачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают ... Далеко внизу проплывают дома, леса реки, озера ... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза) ...
Ласковое солнышко:
- Коснулось глаз (откройте глаза)
- Коснулось лица (пошевелите бровями)
- Коснулось носа (пошевелите носом)
- Коснулось губ (пошевелите губами)
- Коснулось подбородка (пошевелите челюстью)
- Коснулось плеч (поднимите и опустите плечи)
- Коснулось рук (встряхните руками)
Солнечные лучи поигрались с вами и пошли дальше. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох.
8.Рисование «Обида» (техника эбру)
Психолог: Ребята, давайте представим, что вот эта прозрачная чистая вода – это наше спокойное настроение. Возьмите краску, которая вам нравится и нанесите ее на поверхность воды. Это ваше хорошее настроение, это чувство радости. А появляется оно когда нам что-либо нравится, когда мы получаем удовольствие от чего-либо. (Дети делают на поверхности раствора рисунок).
Но бывают в жизни такие моменты, когда ребенка кто-то толкнул или стал дразнить, а может ребята сказали, что не будут с ним играть. Какое чувство появляется тогда? (Обида) Приятно испытывать это чувство? (Нет) Ребята, когда вы обижаетесь, что происходит с вашим настроением? (Оно портится). Сейчас на ваше хорошее радостное настроение я нанесу каплю обиды. Так как вы сказали это неприятное чувство, то и капля будет неприятного грязного цвета. (Психолог каждому ребенку на рисунок капает темной краской). Вам нравится та картинка, которая получилась? (Нет)
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года! (Эмма Машковская)
Что же делать? Как можно избавится от этого неприятного чувства? (Можно попробовать простить обидчика). Возьмите краску, которая будет похожа на ваше прощение и капните в центр этого темного пятна. (Дети капают в центр темной краски яркую красивую и проговаривают слова: “Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!”). Когда вы простили обидчика, ваше настроение стало намного лучше. Дайте волю своей фантазии. Нарисуйте свое хорошее настроение. (Дети рисуют).
9. Игра – прощание: «Все мы молодцы!»
Цель: передача чувств, эмоций по кругу, развитие коммуникативных навыков, способствование повышению самооценки.
Описание игры: Группа стоит в кругу, поднимают дети правую руку, гладят себя по голове приговаривая: «Я сегодня молодец!». Затем левой рукой гладят соседа слева: «Ты сегодня молодец!». И, взявшись за руки: «Мы сегодня молодцы!».
Психолог со всеми прощается: «Всем спасибо, всем до свидания!». Дети аплодируют друг другу. На этом наше занятие заканчивается.