СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "Эмоции правят мной или я ими?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "Эмоции правят мной или я ими?"»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

"Эмоции правят мной или я ими?"


Цели занятия:

  • развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;

  • развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;

  • развитие умений владеть и управлять своими эмоциями.

Задачи:

Обучающая:

- Расширение представлений о мире человеческих эмоций и переживаний;

- Расширить и углубить знания учащихся об основных проявлениях эмоций;

- Дать учащимся представление о значении эмоций и возможностях

использования их человеком;

- Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

Развивающая: 

- Формирование умения видеть и определять различные эмоции в разных

ситуациях;

 - Развитие творческого воображения;

Воспитывающая: 

- развитие положительных и подавление отрицательных эмоций у младших школьников;

- воспитывать умение работать в коллективе, взаимоконтроль, самоконтроль.


Ход занятия


  1. Приветствие

«В круг все вместе становитесь

И друг другу улыбнитесь.

На соседа посмотрите

И ему вы улыбнитесь

И мне «Привет» скажите,

Руку дружбы протяните.

Психолог:

От ваших хороших улыбок мне стало очень тепло.


  1. Знакомство с понятием «эмоции».

(Слайд 3)

Для начала обратите внимание на это лицо. Когда у нас бывает такое выражение лица? (когда весело, радостно). О чем говорит? (что человеку хорошо, приятно). 

(Слайд 4)

А когда у нас бывает такое лицо? (когда недовольны, злимся, в гневе). О чем говорит? ( что человеку плохо, что он может сделать что-то плохое)
(Слайд 5)

А когда у нас бывает такое выражение лица? (когда боимся, страшно и не приятно). О чем говорит? ( что человеку плохо, он боится) 

Посмотрите ребята, вы назвали такие понятия, как радость, злость, гнев, страх. Так мы можем выражать наше отношение, наше чувство к тому, что происходит вокруг нас или внутри нас. А это и называется – эмоциями. Т.е. эмоции – это выражение нашего отношения, наших чувств к происходящему вокруг нас или внутри нас.


  1. Распознавание эмоций. Виды эмоций.

(Слайд 6)

По каким признакам вы определили, что этот человек испытывает радость, этот гнев, а этот страх? На что вы обратили внимание, глядя на лица?

  • на глаза (почему?Какая разница в выражении глаз)

  • на брови

  • на лоб

  • на губы, рот

Мы смотрим: 
Рот – открыт или закрыт 
Губы – уголки опущены или приподняты 
Глаза – раскрыты или нет, блестят или тусклые 
Лоб имеет вертикальные складки или горизонтальные складки 
Брови – сдвинуты или приподняты. 

Движение мышц лица (это и движение бровей, и раскрытие иди закрытие глаз, и приподнимание или опускание уголков губ) – называется мимика. Она помогает нам выразить наши эмоции.

Давайте теперь попробуем нарисовать у себя на листочках в кружках, учитывая все эти признаки, эмоции выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление (Приложение 1)

Давайте проверим, правильно ли вы изобразили эмоции? 
(Слайд 7)

Но кроме мимики нам могут помочь и жесты (движение рук) и поза человека, походка, положение ног. Давайте вместе посмотрим на следующих людей и глядя на мимику, позу, жесты – угадать какое эмоциональное состояние они испытывают (Слайды 8-10)……………………….

Могут ли эмоции нанести человеку вред? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, гнев, обида, зависть, ярость, печаль, презрение, отвращение, стыд.Ребята записывают у себя на воздушных шариках). Давайте попробуем сейчас избавиться от этих эмоций лопнув шарики.(Дети лопают шарики).

А какие эмоции можно назвать нашими друзьями? Назовите положительные эмоции (радость, восторг, удивление, спокойствие)

Каких эмоций ребята больше? Отрицательных или положительных? Конечно отрицательных. С ними нужно бороться и здесь просто не обойтись без знания специальных способов избавления от плохих, отрицательных эмоций.





  1. Упражнение «Волшебные стаканчики»

Психолог:

Я предлагаю избавиться от негативных эмоций с помощью волшебных стаканчиков. Сядьте за столик, подвиньте стаканчики и изо всех сил подуйте в трубочку. Отправьте через трубочку все свои обиды и подавленное настроение.

Итак, все свои негативные эмоции и подавленное настроение мы оставили в прошлом.

  1. Упражнение «Мешочек гнева»

Психолог: Ребята, перед вами волшебный мешочек, в неё живут наши самые негативные эмоции.

Показывает детям «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции.

«Мешочек гнева»

Гнев в мешочек прокричу,

Иногда и порычу.

Гнев так быстро исчезает,


И обида тоже тает.

Ловко завяжу мешок

И скажу себе я: «Ох!»

Психолог предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

  1. Упражнение «Зеркало».

Психолог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя,улыбнуться и сказать«Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

7. Релаксационное упражнение «Ковер-самолет»

- «Мы садимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас к небесам, тихонечко покачивает, укачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают ... Далеко внизу проплывают дома, леса реки, озера ... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза) ...

Ласковое солнышко:

- Коснулось глаз (откройте глаза)

- Коснулось лица (пошевелите бровями)

- Коснулось носа (пошевелите носом)

- Коснулось губ (пошевелите губами)

- Коснулось подбородка (пошевелите челюстью)

- Коснулось плеч (поднимите и опустите плечи)

- Коснулось рук (встряхните руками)

Солнечные лучи поигрались с вами и пошли дальше. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох.

8.Рисование «Обида» (техника эбру)

Психолог: Ребята, давайте представим, что вот эта прозрачная чистая вода – это наше спокойное настроение. Возьмите краску, которая вам нравится и нанесите ее на поверхность воды. Это ваше хорошее настроение, это чувство радости. А появляется оно когда нам что-либо нравится, когда мы получаем удовольствие от чего-либо. (Дети делают на поверхности раствора рисунок).

Но бывают в жизни такие моменты, когда ребенка кто-то толкнул или стал дразнить, а может ребята сказали, что не будут с ним играть. Какое чувство появляется тогда? (Обида) Приятно испытывать это чувство? (Нет) Ребята, когда вы обижаетесь, что происходит с вашим настроением? (Оно портится). Сейчас на ваше хорошее радостное настроение я нанесу каплю обиды. Так как вы сказали это неприятное чувство, то и капля будет неприятного грязного цвета. (Психолог каждому ребенку на рисунок капает темной краской). Вам нравится та картинка, которая получилась? (Нет)

Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года! (Эмма Машковская)

Что же делать? Как можно избавится от этого неприятного чувства? (Можно попробовать простить обидчика). Возьмите краску, которая будет похожа на ваше прощение и капните в центр этого темного пятна. (Дети капают в центр темной краски яркую красивую и проговаривают слова: “Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!”). Когда вы простили обидчика, ваше настроение стало намного лучше. Дайте волю своей фантазии. Нарисуйте свое хорошее настроение. (Дети рисуют).


9. Игра – прощание: «Все мы молодцы!»

Цель: передача чувств, эмоций по кругу, развитие коммуникативных навыков, способствование повышению самооценки.

Описание игры: Группа стоит в кругу, поднимают дети правую руку, гладят себя по голове приговаривая: «Я сегодня молодец!». Затем левой рукой гладят соседа слева: «Ты сегодня молодец!». И, взявшись за руки: «Мы сегодня молодцы!».


 Психолог со всеми прощается: «Всем спасибо, всем до свидания!». Дети аплодируют друг другу. На этом наше занятие заканчивается.