Этапы деятельности | Содержание деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
Выбор пункта назначения | - Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся. - Ребята, какой материк самый жаркий и самый большой? - Хотите туда отправиться? | Беседует с детьми Побуждает к активности |
Ответы детей |
Умеют делать предположения |
Определение маршрута по карте и прокладывание его цветными маркерами на карте | - Давайте найдем Африку на карте и определим наш маршрут. | Беседует с детьми Побуждает к активности | Ответы детей: поёзд, самолёт, корабль | Умеют ориентироваться по карте
|
Выбор транспортного средства передвижения | - Какой вид транспорта нам понадобится? -А у меня другое предложение: у меня есть магический шар; и я предлагаю совершить путешествие с помощью него. - Согласны. - Тогда пора в путь. Приготовьте ладошки, закройте глаза и отправляемся в волшебное путешествие | Беседует с детьми | Ответы детей
Дети закрывают глаза | |
Само путешествие | Звучат звуки пустыни - Ребята, посмотрите вокруг, где мы с вами оказались? Слайд № 2 - По каким признакам узнали, что это пустыня? - А животные могут быть в пустыне? Какие у вас предположения? - Вот посмотрите, кто появился на горизонте? Слайд № 2 - А как верблюда называют по-другому? Почему? |
Беседует
| Дети открывают глаза. Рассматривают слайд «Пустыня» Песок, барханы Да, могут Отвечают на вопросы «Корабль пустыни» Движения у него плавные, как у корабля. Он перевозит тяжёлые грузы, людей. | Умеют проявлять речевую активность |
Метод «растрёпывания знаний» автор А. Н. Запорожец | - А у нас в России какое животное облегчает труд людей? Кто перевозит грузы, людей? - Как вы считаете, а лошадь может жить в пустыне так же, как и верблюд? - Объясните. - Что помогает верблюду выжить в пустыне? - Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? - Кроме копыт, чем еще защищены ноги у верблюда?
- Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по горячему песку? - Интересные предположения. - Проверить ваши предположения мы можем с помощью эксперимента. | Задает вопросы. Побуждает к активности Беседует Задает вопросы | Ответы детей Ответы детей Для лошади нужна вода, она не может жить долго без еды и воды, как верблюд
У него есть горб, в котором накапливается жир и вода, а когда запасы заканчиваются, горб свисает
Копытами На ногах у него толстые мозоли. Дети высказывают предположения | Умеют рассуждать Выдвигают предположения, сравнивают и анализируют |
Эксперимент | - Ребята, разделитесь на две группы и проходите за столы. (На столах посуда с песком и карандаши) - Представьте, что этот острый карандаш - модель ноги человека, а ластик на карандаше - нога верблюда. Покажите, как ходит человек по песку, а теперь - верблюд. - Посмотрев на эти следы, что вы можете сказать? Ваши предположения. Как вы можете это объяснить? - Вот мы и узнали характерные особенности верблюда. - Как вы думаете, кроме верблюда кто еще может жить в пустыне? - Вот мы и посмотрели первый чудесный уголок Африки. - Как он называется? Дети находят и приклеивают пустыню | Способствует индивидуальной работе детей |
Исследуют Делают выводы У человека нога проваливается глубоко – глубоко, ему тяжело ходить по песку, а у верблюда остаются только следы В природе нет ничего случайного, и поэтому и ноги у верблюда – широкие.
Пустыня | Умеют самостоятельно исследовать, анализировать, сравнивать
Умеют ориентироваться на карте |
Само путешествие
| Звучат звуки саванны - Наше путешествие продолжается. - Как вы думаете, в каком уголке Африки мы оказались? Слайд № 3 - Чем отличается саванна от пустыни? - Она какая? Почему? - Ребята, присмотритесь, что здесь необычного, кого мы здесь видим. Понаблюдаем за ними в бинокль. Игра «Угадай животное» Слайд № 3 - Какой можно сделать вывод? (сравнение с пустыней) - Как называется этот красивый уголок Африки? Продолжаем заполнять карту. | Задает вопросы Предоставляет возможность рассуждать | Дети закрывают глаза Саванна. В саванне больше растительности. Трава густая, жёлтая, сухая - потому что лето длинное, жаркое, зимой идут дожди и трава становится зелёная, сочная Практическая деятельность детей по заполнению карт | Умеют рассуждать, делать выводы |
Динамическая пауза | - Сейчас мы немного отдохнём. «Изобрази животное» В Африке жирафы делают вот так! (руки тянуться вверх, на носочках) Цветные попугайчики крылышками «так-так-так». (руки согнуты в локтях и двигаются вверх) А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп» (хлопают в ладоши.) А слонята топают «топ-топ-топ» (топают ногами) И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп» (хлопают в ладоши) Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг» (прыжки на месте) И лапками дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг». | | | Дети получили психологическую разрядку |
Само путешествие Развивающее задание «Фонарик» автор В. А. Петровский | - Мы продолжаем путешествовать по загадочным уголкам материка Африки. Звучат звуки тропического леса - Куда мы с вами пришли? Слайд № 4 - А как по-другому называется тропический лес? - Чем отличаются тропический лес от пустыни и саванны? - В джунглях темно, ничего не видно, но посмотрите, кто – то оставил нам фонарики. Чтобы что-то увидеть нужно объединиться в пары. Развивающая игра «Фонарики» - Каждая пара смотрит в окошечко, пусть там всегда что – то будет видно. Как ты думаешь, что там было нарисовано? Хочешь увидеть целиком? - Как вы думаете, подтвердились ваши догадки или нет? - Замечательно, ребята. Теперь мы увидели, кто живёт в тропическом лесу. - Джунгли - царство обезьян, а также можно встретить змей и крокодилов. - Ребята, заполним последний уголок Африки. Как он называется? | Задает вопросы
Способствует индивидуальной работе | Дети закрывают глаза В тропический лес Джунгли Деревья растут близко друг к другу, мало света, много влаги – непроходимый лес
Дети заполняют карту | Умеют рассуждать
Умеют самостоятельно выполнять задание Проявление стремления ребенка составлять целое из частей |
Заполнение участка контурной карты вырезками-метками | Игра «Кто, где живёт» - Давайте заселим животных по среде обитания. | Способствует индивидуальной работе | | Самостоятельно обследуют и делают выводы |
Подведение итогов, проверка предположений
Рефлексия
Открытый конец | - Посмотрите на карту. Как можно ее назвать? -У нас с вами получилась настоящая карта животного мира Африки. - А теперь глядя на неё, попробуем составить синквейн Составление синквейна: 1 строка – существительное – Африка 2 строка – прилагательные – далекая, жаркая 3 строка – глаголы – находится, омывается, добывают 4 строка – предложение, раскрывающее суть темы – Африка – страна загадок 5 строка – синоним к первому слову – материк -Что нового узнали об Африке? - Что интересного узнали? - Что было трудно? - Я вам предлагаю дома с родителями составить макет природных зон Африки и заселить ее животными. | Задает вопросы Побуждает к активности | Ответы детей
Африка – материк. Африка – это пустыня, савана, тропики. Живут в ней разные животные | Умеют восстанавливать последовательность действий |