ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе для 10 класса составлена на основе: Закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 (гл.2 ст.11,12,13); Федерального государственного образовательного стандарта ООО М.2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта СОО М.2004; Примерная образовательная программа общего образования; Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа»; Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2016-2017 уч. г.; Учебного плана МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч.г.; авторская программа Г.В.Цветкова; примерных образовательных программ ; учебника «Литература 10 класс», авторы-составители Курдюмова Т.Ф., (М: Дрофа)
Специфика и значение учебного предмета
Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственным ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-выразительное чтение художественного текста;
-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-анализ и интерпретация произведения;
-составление планов и написание отзывов;
-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и , в первую очередь, с русским языком. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной степени формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем. Так в 10 классе затрагиваются особенности труда писателей, их позиции, изображение человека как важнейшей проблемы литературы.
Основная идея курса
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет « Литература » тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета « Литература » определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 10 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей. Поэтому одним из принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих рядом.
Цели литературного образования в 10 классе
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи литературного образования:
В 10 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. В 10 классе необходимо:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, 5-9 классах, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Место предмета в учебном плане
Программа 10 класса по литературе рассчитана на 105 часов (3 ч. в неделю).
Курс рассчитан на 105 часов. (3 часа в неделю)
1. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Обзор русской литературы первой половины 19 века- 2 часа.
2. А.С.Пушкин- 6 часов.
3. М.Ю.Лермонтов – 5 часов.
4. Н.В.Гоголь – 3 часа.
5. Обзор русской литературы второй половины 19 века – 1 час.
6. И.А.Гончаров – 6 часов.
7. А.И.Островский – 8 часов.
8. И.С.Тургенев – 9 часов.
9. Н.А.Некрасов – 7 часов.
10. Ф.И.Тютчев – 3 часа.
11. А.А.Фет – 3 часа.
12. А.К.Толстой – 2 часа.
13. М.Е.Салтыков-Щедрин – 2 часа.
14. Ф.М.Достоевский – 12 часов.
15. Л.Н.Толстой – 20 часов.
16. Н.С.Лесков – 2 часа.
17. А.П.Чехов – 10 часов.
18. Нравственные уроки русской литературы 19 века – 1 час.
19. Зарубежная литература 19 века – 5 часов.
Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса
ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА
Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы ХIХ века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение
Россия в первой половине ХIХ века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая 1. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины ХIХ века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа» и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине ХIХ века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии, две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Знать/понимать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
Уметь: доказывать примерами значение русской литературы 19 века в развитии литературного процесса.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, добро, Истина три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный..», «Подражание Корану», «Элегия», «Вновь я посетил», «IIоэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народностъ — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах . «Медный всадник».
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя.
Уметь: анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения; аргументированно формулировать свое отношение к произведению; создавать сочинения разных жанров на литературные темы.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Сон», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, я не Байрон, я другой», «Молитва», «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины,, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.
Уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию в произведении; создавать сочинения различных жанров.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя; роль творчества писателя в литературном процессе 19-20 веков.
Уметь: подтверждать примерами образы фантастики и реальности; анализировать эпизод, его место и значение в тексте; использовать теоретико-литературные понятия; выявлять «сквозные» темы и проблемы русской литературы.
Литература второй половины ХIХ века
Обзор русской литературы второй половины ХIХ века. Россия второй половины ХIХ века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Знать/понимать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.).
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. С его жизни и смерти. «Обломовщина как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман « Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?», Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.
Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; приемы систематизации материала; анализировать эпизод и его место в тексте.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение жестоких нравов «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы:
тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.
Уметь: излагать мысли на заданную тему; анализировать эпизод и его место в тексте; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; создавать сочинение различных жанров.
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Отцы и дети». духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.
Уметь: выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («Осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Еще земли печален вид», «Я встретил вас, и все былое», «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать», «умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим».Теория литературы. Углубление понятия о лирике Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.
Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное, неуловимое». Романтические поэтизмы и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье», «Я пришел к тебе с приветом», «Как беден наш язык», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею», «Сияла ночь. Луной был полон сад»,
Теория литературы. Углубление понятия о л Композиция лирического стихотворения.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.
Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество, Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.
Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ Исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.
Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.
Уметь: выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление в наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория, литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.
Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство. Отрочество. Юность.» Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л.. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как тела нации с ее умом просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный.
Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения; особенности его художественного мира; идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов»; содержание романа эпопеи.
Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения;
Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения маленького человека.
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Студент», «Дама с собачкой».
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе:
Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие лирической комедии.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения;
Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.
Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века.
Основные тенденции в развитии литературы второй половины ХIХ века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения;
Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.
Артур Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Знать/понимать: основные факты жизни и творчества поэта; содержание произведения;
Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.
Формы организации учебных занятий – урок-лекция, семинар, практикум, консультация.
Основные виды учебной деятельности – фронтальная работа с классом, самостоятельная работа, составление конспектов, эссе, написание рефератов, работа в группах, тестирование.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать:
1. Текст художественного произведения.
2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
3. Особенности композиции изученного произведения.
4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы. Учащиеся должны уметь:
1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
З. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
5. Различать эпические и лирические произведения.
6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
10. давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Коровина, В. Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5—11 классы. (Базовый уровень). 10-11 классы. (Базовый уровень) / В. Я. Коровина,, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. — М. : Просвещение, 2010.
2. Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. / Ю. В. Лебедев. — М. : Просвещение, 2010.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Мещерякова, М И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. — М. : Айрис-Пресс, 2009.
2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9—11 кл. / В. А. Крутецкая. — М.: Литера, 2010.
3.Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10—11 кл. / О. Н. Харитонова. — М: Феникс, 2010.