СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа создана в рамках ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Администрация Смоленского района Алтайского края

МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»

Смоленского района Алтайского края





Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол №__ от _______

УТВЕРЖДЕНО
Директор



Приказ № _____ от ____






Рабочая программа


по биологии


(предметная область «естественнонаучные предметы»)

для учащихся 6 класса начального общего образования


Срок реализации программы 2017-2018 учебный год




Составитель:

Старченко Татьяна Сергеевна,

учитель биологии











с. Смоленское

2017 год



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учетом:

- Федерального государственного образовательного стандарта ООО, утвержденного приказом от 17 декабря 2010 г. N 1897,

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими изменениями);

- ООП ООО МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом №234А-р от 21.07.2015г.

- Учебный план МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2017-2018 учебный год, утвержденной приказом № 146-р от 31.08.2017г.

- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №2» , утвержденной приказом №146-р от 31.08.2016 

- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2017-2018 уч. год, утвержденного приказом № 146-р от 31.08.2017г;

- программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы) - М.: Дрофа, 2014.


Место учебного предмета в учебном плане. На изучение биологии в 6 классе по авторской программе отводиться 5 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель). Согласно учебному плану и годовому календарному графику в 2017-2018 учебном году 34 учебных недели. В связи с этим из авторской программы убраны резервные уроки в количестве 1 часа.






























Оценочные и методические материалы:


предмет

класс

Количество часов

учебник

Авторская программа

Методический комплект

Контрольно- измерительные

Материалы

Биология

6

1

В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс».М.; Дрофа 2014г.

Биология: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – М.:Дрофа, 2016. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов.

Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс», М.: Дрофа, 2016 г.

Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс», М.: Дрофа, 2016 г.





  1. Планируемые результаты освоения учебного курса.

Изучение курса «Биология» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД)

Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать сравнивать, делать выводы и др.); эстетическое восприятие живых объектов;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления : умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия на Земле.

Метапредметные результаты:

1)познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений;

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • составлять тезисы в иды планов (простые и сложные и т.п.), структурировать учебный материал, давать определение понятий;

  • проводить наблюдения ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включая установления причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик и объектов;

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

2)регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений;

  • организовать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий , ставить задачи и прогнозировать результаты работы; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конкретные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • работать по плану и сверять свои действия с целью, и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3)коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем%;

  • интегрировать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать речевые точки зрения , аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1)в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • описывать особенности строения и основные процессы и жизнедеятельности покрытосеменных растений;

  • распознавать органы цветковых растений;

  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями которые они выполняют в организме растения;

  • различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела.

Покрытосеменные;

  • сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;

  • составлять морфологическое описание растений;

  • выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволяющие им занять господствующее положение в растительном мире;

  • находить сходства и различия растений разных систематических групп на основе этого доказывать их родство;

  • объяснять взаимосвязь особенностей строения растений с условиями его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;

  • характеризовать взаимосвязь между растениями в природных сообществах;

  • объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • оценивать роль покрытосеменных в природе и жизни человека;

  • обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;

  • Формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами меть элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

2)ценностно-ориентировочной сфере:

  • Демонстрировать значение основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

3)в сфере трудовой деятельности

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • создавать условия, необходимые для роста и развития растений;

  • проводить наблюдения за растениями;

  • определять всхожесть семян и правильно высеивать различных растений;

  • проводить искуственное опыление, размножать растения;

4) в сфере физической деятельности:

  • уметь оказать первую медицинскую помощь, при отравлении ядовитыми растениями;

5)в эстетической сфере:

  • оценивать с эстетической точки зрения и растительные сообщества.







3. Распределение ученого материала в 6 классе


№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений.


14



2

Жизнь растений.


10


3

Классификация растений


6


4

Природные сообщества

3

Резерв

1


ИТОГО

34



4. Содержание учебного курса


Раздел 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строения стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространения плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строение корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро строение стебля. Различные виды соцветий. Сухие плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семя двудольных и однодольных семян

Виды корней.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек.

Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение веки дерева.

Видоизмененные побеги (корневище, клубень , луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий .

Многообразие сухих и сочных плодов.


Раздел 2 «Жизнь растений» (10 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

.

Раздел3 «Классификация растений» (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строения растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.


Раздел4 «Природные сообщества» (3 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологическое наблюдение за весенними явлениями в природных сообществах.


Резервное время – 1 час.


5. Коррекционная работа (для учащихся с ЗПР)

Так как в 6 классах есть дети, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, при планировании уроков включаю коррекционно-развивающую работу, а именно:

1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.

3. Индивидуальный подход.

4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

6. Использование многократных указаний, упражнений.

7. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

8. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.


6. Перечень контрольных , лабораторных и практических работ


п\п

дата

урока

Вид работы с указанием темы

план

факт

1

05.09


1

П.Р. Изучение строения семян двудольных растений

2

12.09


2

П.Р. Изучение строения семян однодольных растений

3

19.09


3

П.Р. Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы.

4

26.09


4

П.Р. Корневой чехлик и корневые волоски

5

10.10


6

П.Р. Строение почек. Расположение почек на стебле

6

17.10


7

П.Р. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

7

.24.10


8

П.Р. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа

8

07.11


9

П.Р. Внутреннее строение ветки дерева

9

14.11


10

П.Р. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

10

21.11


11

П.Р. Изучение строения цветка

11

28.11


12

П.Р. Ознакомление с различными видами соцветий

12

05.12


13

П.Р. Ознакомление с сухими и сочными плодами

13

12.12


14

Обобщение и закрепление по теме. Контроль знаний

14

06.02


20

П.Р. Определение всхожести семян растений и их посев

15

237.03


24

П.Р. Вегетативное размножение комнатных растений

16

22.05


34

Обобщающий урок Многообразие покрытосемянных растений





















7. Календарно-тематическое планирование.




№ уроков

Дата план

Дата факт


Тема урока


Количество часов

Раздел 1. Строение и разнообразие покрытосемянных растений (14 ч.)

1

5.09


1.Строение семян двудольных растений. Л/Р №1 Изучение строения семян двудольных растений

1

2

12.09


2. Строение семян однодольных растений Л/Р №2 Изучение строения семян однодольных растений

1

3

19.09


3.Виды корней. Типы корневых систем Л/Р №3 виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы.

1

4

26.09


4.Строение корней Л/Р №4 Корневой чехлик и корневые волоски


1

5

03.10


5.Условия произрастания и взаимодействие корней

1

6

10.10


6.Побег. Почка и их строение. Рост и развитие побега Л/Р №5 Строение почек. Расположение почек на стебле.

1

7

17.10


7.Внешнее строение листа Л/Р №6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

1

8

24.10


8.Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Л/Р №7 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа

1

9

07.11


9.Строение стебля. Многообразие стеблей Л/Р №8 Внутреннее строение ветки дерева

1

10

14.11


10.Видоизменение побегов Л/Р № 9Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

1

11

21.11


11.Цветок и его строение Л/Р №10Изучение строения цветка

1

12

28.11


12.Соцветия Л/Р №11 Ознакомление с различными видами соцветий

1

13

05.12


13.Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л/Р №12 Ознакомление с сухими и сочными плодами

1

14

12.12


14.Обобщение и закрепление по теме. Контроль знаний.

1

Раздел 2. Жизнь растений (10ч)

15

19.12


1.Минеральное питание растений

1

16

26.12


2.Фотосинтез

1

17

16.01


3.Дыхание растений

1

18

23.01


4.Испарение воды растениями. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

1

19

30.01


5.Передвижение воды и питательных веществ в растении

1

20

06.02


6.Прорастание семян Л/Р №13Определение всхожести семян растений и их посев

1

21

13.02


7.Способы размножения растений

1

22

17.02


8.Размножение споровых растений

1

23

20.02


9.Размножение семенных растений

1

24

27.03


10.Вегетативное размножение покрытосемянных растений Л/Р №14 Вегетативное размножение комнатных растений

1

Раздел 3. Кл13.03ассификация растений (6ч.)

25

06.03


1.Систематика растений

1

26

13.03


2.Класс двудольные растения. Семейство крестоцветные и Розоцветные

1

27

20.03


3.Семейство пасленовые и Бобовые. Семейство сложноцветные

1

28

03.04


4.Класс однодольные. Семейство Злаковые и Лилейные

1

29

10.04


5.Важнейшие сельскохозяйственные растения. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»

1

30

17.04


6.Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений»

1

Раздел 4. Природные сообщества (3ч.)

31

24.04


1.Природные сообщества . Взаимосвязи в природном сообществе

1

32

08.05


2.Развитие и смена природных сообществ Экскурсия «Природные сообщества и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах»

1

33

15.05


3.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

1

34

22.05


Резерв : Обобщающий урок Многообразие покрытосемянных растений.

1

Итого 33+1 (резерв)

Лист внесения изменений в рабочую программу.


Дата

Характеристика изменений


Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменение















































































































«Согласовано».

Зам. дир. по УВР

МБОУ «Смоленской средней

общеобразовательной школы №2»