Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»
Смоленского района Алтайского края
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №__ от _______ | УТВЕРЖДЕНО Директор
Приказ № _____ от ____ |
Рабочая программа
по биологии
(предметная область «естественнонаучные предметы»)
для учащихся 6 класса начального общего образования
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
Составитель:
Старченко Татьяна Сергеевна,
учитель биологии
с. Смоленское
2017 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта ООО, утвержденного приказом от 17 декабря 2010 г. N 1897,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими изменениями);
- ООП ООО МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом №234А-р от 21.07.2015г.
- Учебный план МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2017-2018 учебный год, утвержденной приказом № 146-р от 31.08.2017г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №2» , утвержденной приказом №146-р от 31.08.2016
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2017-2018 уч. год, утвержденного приказом № 146-р от 31.08.2017г;
- программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы) - М.: Дрофа, 2014.
Место учебного предмета в учебном плане. На изучение биологии в 6 классе по авторской программе отводиться 5 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель). Согласно учебному плану и годовому календарному графику в 2017-2018 учебном году 34 учебных недели. В связи с этим из авторской программы убраны резервные уроки в количестве 1 часа.
Оценочные и методические материалы:
предмет | класс | Количество часов | учебник | Авторская программа | Методический комплект | Контрольно- измерительные Материалы |
Биология | 6 | 1 | В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс».М.; Дрофа 2014г. | Биология: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – М.:Дрофа, 2016. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. | Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс», М.: Дрофа, 2016 г. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс», М.: Дрофа, 2016 г. | |
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Изучение курса «Биология» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД)
Личностные результаты:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать сравнивать, делать выводы и др.); эстетическое восприятие живых объектов;
умение применять полученные знания в практической деятельности;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формирование экологического мышления : умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия на Земле.
Метапредметные результаты:
1)познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы в иды планов (простые и сложные и т.п.), структурировать учебный материал, давать определение понятий;
проводить наблюдения ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включая установления причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик и объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
2)регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений;
организовать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий , ставить задачи и прогнозировать результаты работы; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конкретные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану и сверять свои действия с целью, и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3)коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем%;
интегрировать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать речевые точки зрения , аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1)в познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
описывать особенности строения и основные процессы и жизнедеятельности покрытосеменных растений;
распознавать органы цветковых растений;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями которые они выполняют в организме растения;
различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела.
Покрытосеменные;
сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;
составлять морфологическое описание растений;
выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволяющие им занять господствующее положение в растительном мире;
находить сходства и различия растений разных систематических групп на основе этого доказывать их родство;
объяснять взаимосвязь особенностей строения растений с условиями его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;
характеризовать взаимосвязь между растениями в природных сообществах;
объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;
оценивать роль покрытосеменных в природе и жизни человека;
обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;
Формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами меть элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
2)ценностно-ориентировочной сфере:
3)в сфере трудовой деятельности
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
создавать условия, необходимые для роста и развития растений;
проводить наблюдения за растениями;
определять всхожесть семян и правильно высеивать различных растений;
проводить искуственное опыление, размножать растения;
4) в сфере физической деятельности:
5)в эстетической сфере:
3. Распределение ученого материала в 6 классе
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 14 |
2 | Жизнь растений. | 10 |
3 | Классификация растений | 6 |
4 | Природные сообщества | 3 |
Резерв | 1 |
| ИТОГО | 34 |
4. Содержание учебного курса
Раздел 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строения стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространения плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строение корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро строение стебля. Различные виды соцветий. Сухие плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семя двудольных и однодольных семян
Виды корней.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек.
Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение веки дерева.
Видоизмененные побеги (корневище, клубень , луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий .
Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2 «Жизнь растений» (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
.
Раздел3 «Классификация растений» (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строения растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел4 «Природные сообщества» (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологическое наблюдение за весенними явлениями в природных сообществах.
Резервное время – 1 час.
5. Коррекционная работа (для учащихся с ЗПР)
Так как в 6 классах есть дети, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, при планировании уроков включаю коррекционно-развивающую работу, а именно:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
6. Использование многократных указаний, упражнений.
7. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
8. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
6. Перечень контрольных , лабораторных и практических работ
№ п\п | дата | № урока | Вид работы с указанием темы |
план | факт |
1 | 05.09 | | 1 | П.Р. Изучение строения семян двудольных растений |
2 | 12.09 | | 2 | П.Р. Изучение строения семян однодольных растений |
3 | 19.09 | | 3 | П.Р. Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы. |
4 | 26.09 | | 4 | П.Р. Корневой чехлик и корневые волоски |
5 | 10.10 | | 6 | П.Р. Строение почек. Расположение почек на стебле |
6 | 17.10 | | 7 | П.Р. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. |
7 | .24.10 | | 8 | П.Р. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа |
8 | 07.11 | | 9 | П.Р. Внутреннее строение ветки дерева |
9 | 14.11 | | 10 | П.Р. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) |
10 | 21.11 | | 11 | П.Р. Изучение строения цветка |
11 | 28.11 | | 12 | П.Р. Ознакомление с различными видами соцветий |
12 | 05.12 | | 13 | П.Р. Ознакомление с сухими и сочными плодами |
13 | 12.12 | | 14 | Обобщение и закрепление по теме. Контроль знаний |
14 | 06.02 | | 20 | П.Р. Определение всхожести семян растений и их посев |
15 | 237.03 | | 24 | П.Р. Вегетативное размножение комнатных растений |
16 | 22.05 | | 34 | Обобщающий урок Многообразие покрытосемянных растений |
7. Календарно-тематическое планирование.
№ уроков | Дата план | Дата факт | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Строение и разнообразие покрытосемянных растений (14 ч.) |
1 | 5.09 | | 1.Строение семян двудольных растений. Л/Р №1 Изучение строения семян двудольных растений | 1 |
2 | 12.09 | | 2. Строение семян однодольных растений Л/Р №2 Изучение строения семян однодольных растений | 1 |
3 | 19.09 | | 3.Виды корней. Типы корневых систем Л/Р №3 виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы. | 1 |
4 | 26.09 | | 4.Строение корней Л/Р №4 Корневой чехлик и корневые волоски | 1 |
5 | 03.10 | | 5.Условия произрастания и взаимодействие корней | 1 |
6 | 10.10 | | 6.Побег. Почка и их строение. Рост и развитие побега Л/Р №5 Строение почек. Расположение почек на стебле. | 1 |
7 | 17.10 | | 7.Внешнее строение листа Л/Р №6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. | 1 |
8 | 24.10 | | 8.Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Л/Р №7 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа | 1 |
9 | 07.11 | | 9.Строение стебля. Многообразие стеблей Л/Р №8 Внутреннее строение ветки дерева | 1 |
10 | 14.11 | | 10.Видоизменение побегов Л/Р № 9Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | 1 |
11 | 21.11 | | 11.Цветок и его строение Л/Р №10Изучение строения цветка | 1 |
12 | 28.11 | | 12.Соцветия Л/Р №11 Ознакомление с различными видами соцветий | 1 |
13 | 05.12 | | 13.Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л/Р №12 Ознакомление с сухими и сочными плодами | 1 |
14 | 12.12 | | 14.Обобщение и закрепление по теме. Контроль знаний. | 1 |
Раздел 2. Жизнь растений (10ч) |
15 | 19.12 | | 1.Минеральное питание растений | 1 |
16 | 26.12 | | 2.Фотосинтез | 1 |
17 | 16.01 | | 3.Дыхание растений | 1 |
18 | 23.01 | | 4.Испарение воды растениями. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» | 1 |
19 | 30.01 | | 5.Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 |
20 | 06.02 | | 6.Прорастание семян Л/Р №13Определение всхожести семян растений и их посев | 1 |
21 | 13.02 | | 7.Способы размножения растений | 1 |
22 | 17.02 | | 8.Размножение споровых растений | 1 |
23 | 20.02 | | 9.Размножение семенных растений | 1 |
24 | 27.03 | | 10.Вегетативное размножение покрытосемянных растений Л/Р №14 Вегетативное размножение комнатных растений | 1 |
Раздел 3. Кл13.03ассификация растений (6ч.) |
25 | 06.03 | | 1.Систематика растений | 1 |
26 | 13.03 | | 2.Класс двудольные растения. Семейство крестоцветные и Розоцветные | 1 |
27 | 20.03 | | 3.Семейство пасленовые и Бобовые. Семейство сложноцветные | 1 |
28 | 03.04 | | 4.Класс однодольные. Семейство Злаковые и Лилейные | 1 |
29 | 10.04 | | 5.Важнейшие сельскохозяйственные растения. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте» | 1 |
30 | 17.04 | | 6.Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений» | 1 |
Раздел 4. Природные сообщества (3ч.) |
31 | 24.04 | | 1.Природные сообщества . Взаимосвязи в природном сообществе | 1 |
32 | 08.05 | | 2.Развитие и смена природных сообществ Экскурсия «Природные сообщества и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах» | 1 |
33 | 15.05 | | 3.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | 1 |
34 | 22.05 | | Резерв : Обобщающий урок Многообразие покрытосемянных растений. | 1 |
Итого 33+1 (резерв)
Лист внесения изменений в рабочую программу.
№ | Дата | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
«Согласовано».
Зам. дир. по УВР
МБОУ «Смоленской средней
общеобразовательной школы №2»