СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



1.Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке является приложением к Основной образовательной программе ООО МБОУ «СШ №14» на 2016-2017 год, составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО…».)

  2. Положение о рабочей программе педагога (утверждена приказом директора от 29.08.2014703, с изменениями)

Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс:

1. Программа музыка 5–7 классы, авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр.

2. Учебник музыка 5 класс авторы В.О.Усачева, Л.В. Школяр, Москва издательство «Вентана – Граф», 2013

3. Рабочие тетради



Учебный план ООП ООО МБОУ «СШ №14» предусматривает обязательное изучение музыки на этапе ООО в объёме 105 ч., в том числе в 5 кл. – 35 ч., из расчёта 1 ч в неделю (35 учебных недель)



Планируемые результаты освоения учебного предмета


По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:

содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

- знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

- выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культурой и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Изучение курса «Музыка» в 5 классе обеспечивает достижение обучающимися определенных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения предмета «Музыка»

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; усвоение традиционных ценностей российского общества;

- целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;

- готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке;

- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными навыками в процессе музыкально - творческой деятельности;

- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-познавательной деятельности;

- участие и сотрудничество в творческой деятельности школьных коллективов;

- инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения;

- использование разных источников информации, стремление к художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- навыки проектирования индивидуальной и коллективной проектной деятельности;

- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать свою точку зрения об искусстве;

- владение навыками контроля и самоконтроля собственных учебных действий ;

- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения, выбирать эффективные способы их решения;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать возможности ее решения;

- умение обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать аналоги, находить причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать, делать выводы;

- умение расшифровывать, создавать, применять, преобразовывать знаки, тексты, символы для решения учебно-познавательных задач;

- умение использовать разные источники информации;

- применение полученных знаний и умений в области музыкального искусства для решения художественно-творческих задач;

- стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством и художественному самообразованию;

- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства во внеурочной учебной деятельности;

- творческий подход к решению различных учебных и жизненных проблем;

- усвоение музыкальных культурных традиций разных народов, эпох, стилей.

Предметные результаты являются показателями обученности учащихся по предмету «Музыка», и демонстрируют владение теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области музыки:

- умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, географией и т.д.

- умение находить черты сходства и отличия музыкальных жанров: песни, романса, оперы, балета. инструментальных, вокальных, вокально- хоровых жанров;

- знание творчества и художественных особенностей композиторов, вошедших в программу;

- умение определять в музыкальных произведениях выразительные средства;

- проявление вокально-хоровых навыков в исполнении одно-двухголосных вокальных произведениях с сопровождением и без, под фонограмму с различными инструментами;

- установление взаимодействий между образами музыки, литературы, изобразительного искусства на уровне содержания, формы, средств выразительности;

- освоение знаний о выдающитхся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;

- осознанное использование специальной терминологии для обоснования своей точки зрения в отношении произведений искусства;

- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.


Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Всего

часов

Контроль-ные работы

Основные виды учебной деятельности обучающихся


1.

Искусство слышать, искусство видеть


6


1

Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок.

Понимать, что человек — существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить).

Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя.

Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества.

Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений.

Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки


2.


Истоки творчества


8


1

Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни.

Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности.

Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.

Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.).

Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством


3.


Образный язык искусства


9


1

Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки.

Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла.

Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи.

Выявлять интонационную общность видов искусства в процессе их изучения, сравнения, экспериментирования.

Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям.

Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства.

Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм.

Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе.

Овладевать навыками исполнения вокальных произведений в народном стиле.

Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России.

Участвовать в народных праздниках, гуляниях, играх, школьных ярмарках



4.


Путь к слушателю, читателю, зрителю


12


2

Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни.

Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека.

Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека.

Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей.

Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя.

Уметь объяснять логику раскрытия любого чувства в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни.

Исполнять фразы, темы, интонации из полюбившихся музыкальных произведений.

Сочинять мелодии на заданные поэтические тексты, подбирать музыку к произведениям изобразительного искусства, иллюстрировать музыкой типичные жизненные ситуации.

Знать великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего: С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, Е.А. Мравинского, Н.А. Обухову, А.В. Нежданову, С.Я. Лемешева и др.













1 четверть


К-во часов

Дата

Тема урока

Элементы содержания урока

По плану

фактически


Искусство слышать, искусство видеть (6 часов)


1.

1



Искусство в нашей жизни.

 

«Вокализ»  С. Рахманинов,

Маленький принц, М. Таривердиев

2.

1



Искусства различны, тема едина.

П.И.Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года»

Р.Шуман «Первая утрата»

3.

1



Слово и музыка - два великих начала в искусстве.


С.В.Рахманинов, концерт №3, фрагмент.

4.

1



Песни без слов.

«Грустная песенка» П.И. Чайковский,

5.

1





Другая жизнь песни.

Романс «Жаворонок» М.Глинка, пьеса-фантазия «Жаворонок» М.Балакирев

6.

1



Поэзия Есенина музыкой воспета.

«Поет зима, аукает» мелодия 2-й части «Поэмы памяти С. Есенина» Г. Свиридов.



Истоки творчества (8 часов)


7.

1



Жанр оперы.

«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.


8.

1



Жанр балета.



К.Хачатурян. Фрагменты балета «Чиполлино»

9.

1



Превращение песен в симфонические мелодии.

П.Чайковский. Симфония №4,

4 часть - мелодия р.н.п. «Во поле береза стояла»


2 четверть


1.

1



Музыка – главный герой сказки.

«У лукоморья» – попевка. Грузинская нар. мелодия.

«Музыкант – чародей» - сказка. «Мелодия» Аладов.

2.

1



Роль музыки в раскрытии литературного образа.

«Музыкант – чародей» - сказка. «Мелодия» Аладов.

«Я хочу увидеть музыку»

3.

1




Музыка – главный герой басни.

«У лукоморья», «Квартет» басня Крылова с фрагментами «хаотической» квартетной музыки. Второй квартет Бородина (фрагмент 3-й части).

4.

1



Чудо музыки в повестях

К. Паустовского.

фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер» В.А. Моцарта, «Старый повар» К. Паустовский


5.

1



Музыка в жизни Э. Грига

Э.Григ концерт для ф-но с орк. (мелодия 1 части)



Образный язык искусства (9 часов)


6.

1




Музыка в кинофильмах.




Г.Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель»

Р.Роджерс «Звуки музыки»

7.

1



Музыка в жизни А. П. Гайдара


А.Варламов, романс «Горные вершины»







3 четверть


1.

1



Можем ли мы увидеть музыку?



Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда»

2

1



Музыка передает движения.

В. Лаурушас. В путь

Б. Дварионас. Деревянная лошадка


3.

1



Богатырские образы в искусстве.

«Богатырская мелодия» из второй симфонии

А. Бородина.


4.

1



Героические образы в искусстве.

Симфония №3 «Героическая» ч.1
Л. Бетховен


5.

1



Изобразительное начало в музыке

П.И. Чайковского.


«Времена года» П. И. Чайковский.


6.




Изобразительное начало в музыке Л. Бетховена.

Л.Бетховен Экспозиция главной темы увертюры «Кориолан»

7.

1



Мусоргский – автор ярких музыкальных портретов.

«Песня Варлаама» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».


Путь к слушателю, читателю, зрителю (12 часов)


8.

1



Музыкальный портрет.

Мелодия «Арии Кутузова», «Вальс» из оперы  «Война и мир» С. Прокофьева.


9.

1



Картины природы в музыке.

«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргский.


10.

1



Мир музыки и живописи.

«Ария Сусанина» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»





4 четверть


1.

1



Можем ли мы услышать живопись?

Д. Шостакович

4-я часть 11 симфонии


2.

1



Музыкальные краски.

М. Равель «Хабанера»

3.

1



Музыкальная живопись и живописная музыка.

К. Дебюсси Симфоническая картина

«Празднества»

4.

1



Музыкальность художников-импрессионистов.

Колокольные звоны.

Благовест.

Трезвон.

Набат.

5.

1



Народные мотивы в живописи и в музыке.


И. Стравинский

Балет «Петрушка»

6.

1



Произведения Гартмана в музыке М. Мусоргского.

М. П. Мусоргский « Картинки с выставки»

1.Лиможский рынок

2.Избушка на курьих ножках


7.

1




Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины



Русская народная песня «Вечерний звон»

8.

1



Вечная тема в искусстве



Ф. Шуберт Аве Мария.

9.

1



Взаимосвязь музыки с литературой и живописью.


Музыка по желанию учеников