СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для обучающихся 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс»









Рабочая программа

по предмету география

выполнила

учитель географии МБОУ СОШ №37

Шишкина Н.В.



5 класс

















































  1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программой основного общего образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения» составлена на основе программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В,И,Сиротин, издательство Дрофа, 2012г.

В данном курсе используется учебник для 5 класса ФГОС второго поколения. Линия учебниковиздательства «Дрофа» под редакцией В.П.Дронова, авторы учебника И.И. Баринова, А.А.Плешаков, В,П,Сонин «География. Начальный курс» 2013г.

Основная цель «Начального курса географии», который изучается в 5-6 классах общеобразовательных учреждений – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Цели и задачи курса:

ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

 

Место учебного курса в учебном плане

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

 

Ценностные ориентиры содержания предмета

Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);

- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;

- осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, региону, местности;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования

 

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

Метапредметные результаты:

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 

Предметные результаты:

формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

уметь составлять схему наук о природе;

уметь составлять описание учебного кабинета географии;

уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;

уметь организовывать наблюдение за погодой;

уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;

уметь составлять план кабинета географии;

уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;

уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;

уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;

уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;

уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;

уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны:

1. Называть и показывать:

форму и размеры Земли;

полюса, экватор;

части Мирового океана;

виды движения воды в океане;

материки и океаны Земли;

географические объекты, предусмотренные программой;

маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

различных видов морей;

различия природы материков.

3. Определять:

стороны горизонта на местности (ориентироваться);

специфику природы материков и океанов по географической карте;

направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

 


  1. Содержание учебного курса

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

 «География. Введение в географию» (5 класс) –

первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о 3емле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.

Наука география. География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Земля и ее изображение. Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

История географических открытий. Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествия Пифия. Географические открытия викингов. Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Путешествие по планете Земля. Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движение воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. . особенности природы и населения материков Земли.

Природа Земли. Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и е части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Природа своей местности . Весенняя экскурсия: «Наблюдения за сезонными изменениями в природе». Растительный и животный мир своей местности. Исследователи и путешественники Республики Хакасия. Географическая игра на местности: «Азимут»






1. Что изучает география

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический

2. Как люди открывали Землю

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

3.Земля во Вселенной

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

4.Виды изображений поверхности Земли

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.

Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 1, 2

5.Природа Земли

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.




  1. Тематический план с указанием количества часов.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов


1.

Что изучает география

5

2.

Как люди открывали Землю

4

3

Земля во Вселенной

9

4

Виды изображений поверхности Земли

6

5

Природа Земли

10

6

Обобщение знаний

1




 

 

 

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.            УМК Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы, учебник «География. Начальный курс» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. 2012 г.

2.            Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3.            Стенд для постоянных и временных экспозиций.

4.            Компьютер.

5.            Мультимедиа-проектор.

6.            Интерактивная доска.

7.       Коллекция медиаресурсов.

 

 









  1. Календарно - тематическое планирование

Наименование темы

Форма контроля

Дата

План

Факт


Что изучает география

(5 ч)




Мир, в котором

мы живем

Проект



Науки о природе

Опрос



География— наука о Земле

Опрос



Методы географических исследований.

Опрос



Повторительно – обобщающий урок по теме «Что изучает география»

Тестирование




Как люди открывали Землю (4 ч)




Географические

открытия древности и Средневековья

Опрос



Важнейшие

географические

открытия

Опрос



Открытия русских путешественников

Опрос



Повторительно – обобщающий урок по теме Как люди открывали Землю»

Тестирование




Земля во Вселенной (9 ч)




Как древние люди представляли

себе Вселенную

Опрос



Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Опрос



Соседи Солнца

Опрос



Планеты-гиганты

и маленький

Плутон

Опрос



Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Опрос



Мир звезд

Опрос



Уникальная

планета— Земля

Опрос



Современные

исследования

космоса

Опрос



Обобщение

знаний по разделу

«Земля во

Вселенной»

Тестирование




Виды изображений поверхности Земли (6 ч)




Стороны горизонта

Опрос



Ориентирование на местности

Опрос



Практическая работа №1 «Ориентирование»

Выполнение работы



План местности

и географическая

карта

Опрос



Практическая работа №2 «Условные знаки плана и карты»


Выполнение работы



Обобщение

знаний по разделу

«Виды изображений

Поверхности Земли»

Тестирование




Природа Земли (10ч)




Как возникла

Земля

Опрос



Внутреннее строение Земли

Опрос



Землетрясения

и вулканы

Опрос



Путешествие

по материкам

Опрос



Вода на Земле

Опрос



Воздушная одежда Земли

Опрос



Живая оболочка

Земли

Опрос



Почва— особое

природное тело

Опрос



Человек и природа

Опрос



Повторительно – обобщающий урок по теме «Природа Земли»

Тестирование



Обобщение знаний. Защита проектов «Земля « в гневе»»

Защита проекта