СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Давно не была, но вот появилось время и делюсь чем могу, в этот раз немного методического обеспечения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Министерства образования и науки РФ 17.12.2010г. № 1897, в редакции от 29.12.2014г. №1644.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 №08-1228 «О направлении рекомендаций»
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированных в Министерстве Юстиции РФ 3.03.2011 г. № 19993.
Федеральная целевая программы развития образования на 2011 – 2015 гг. (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.02.2011г. № 61).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; Включить в программу внеурочной деятельности.
Устав МБОУ «СОШ №19», утвержденный заместителем председателя КУМИ г. Кемерово от 28.10.2014г.
Основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 19».
Примерной программы по предмету «Информатика и ИКТ»
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
2. Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в предмете информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть предмета строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть предмета направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности предмета формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части предмета.
Одним из важнейших понятий предмета информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах предмета изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Предмет нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент предмета информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу в неделю в 7, 8 и в 9 классах, всего 102 часа. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
В соответствии с требованиями ФГОС для реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривается обеспечение образовательного учреждения современной информационно-образовательной средой.
Выделено по 2 часа в полугодие в 9 – х классах для проведения подготовки к итоговой и промежуточной аттестации.
4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Информатика и ИКТ
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные:
формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в предметезанимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает предмету «Информатика» межпредметный характер.
Предметные:
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в предмете имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
5. Содержание учебного предмета
7класс
Информация и информационные процессы – 1 час
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы к теме 1. Информация и информационные процессы
Практическая работа. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Практическая работа. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.
Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практические работы к теме 2 «Компьютер как универсальное средство обработки информации»
Практическая работа. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
Практическая работа. Форматирование дискеты.
Практическая работа. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
Кодирование и обработка текстовой и графической информации – 15 часов
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.
Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Практические работы к теме 3 «Кодирование и обработка текстовой и графической информации»
Практическая работа. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
Практическая работа. Вставка в документ формул.
Практическая работа. Форматирование символов и абзацев.
Практическая работа. Создание и форматирование списков.
Практическая работа. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Практическая работа. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
Практическая работа. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Коммуникационные технологии – 8 часов
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы к теме 7 «Коммуникационные технологии»
Практическая работа. Путешествие по Всемирной паутине.
Практическая работа. Работа с электронной Web-почтой.
Практическая работа. Загрузка файлов из Интернета.
Практическая работа. Регистрация и общение в социальной сети Facebook.
Практическая работа. Поиск информации в Интернете.
Практическая работа. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети.
Практическая работа. «География» Интернета.
Практическая работа. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.
Информационное общество и информационная безопасность – 1 час
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
8 класс
Информация и информационные процессы – 2 час
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы к теме 1. Информация и информационные процессы
Практическая работа. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
Кодирование и обработка текстовой и графической информации – 7 часов
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.
Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Практические работы к теме 3 «Кодирование и обработка текстовой и графической информации»
Практическая работа. Кодирование текстовой информации.
Практическая работа. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа. Анимация.
Практическая работа. Кодирование графической информации.
Кодирование и обработка числовой информации – 6 часов
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы к теме 5. Кодирование и обработка числовой информации
Практическая работа. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Практическая работа. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Практическая работа. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Практическая работа. Построение диаграмм различных типов.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных – 3 часа
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы к теме 6. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
Практическая работа. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 2 часов
Кодирование и обработка звуковой информации.
Цифровое фото и видео.
Практические работы к теме 4. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео
Практическая работа. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Хранение, сортировка и поиск в базах данных – 3 часа
Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы.
Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных.
Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных
Практические работы к теме 5. Хранение, сортировка и поиск информации в базах данных
Практическая работа. Создание простой базы данных «Записная книжка».
Практическая работа. Поиск информации в базе данных
Практическая работа. Сортировка информации в базе данных.
Коммуникационные технологии – 8 часов
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы к теме 7 «Коммуникационные технологии»
Практическая работа. Путешествие по Всемирной паутине.
Практическая работа. Работа с электронной Web-почтой.
Практическая работа. Загрузка файлов из Интернета.
Практическая работа. Регистрация и общение в социальной сети Facebook.
Практическая работа. Поиск информации в Интернете.
Практическая работа. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети.
Практическая работа. «География» Интернета.
Практическая работа. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.
9 класс
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 1 час
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.
Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 15 часов
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
Практические задания к теме 8. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования
Практическая работа. Знакомство с системами алгоритмического и объектно-ориентированного программирования.
Практическая работа. Проект «Переменные».
Практическая работа. Проект «Калькулятор».
Практическая работа. Проект «Строковый калькулятор».
Практическая работа. Проект «Даты и время».
Практическая работа. Проект «Сравнение кодов символов».
Практическая работа. Проект «Отметка».
Практическая работа. Проект «Коды символов».
Практическая работа. Проект «Слово-перевертыш».
Практическая работа. Проект «Графический редактор».
Практическая работа. Проект «Системы координат».
Практическая работа. Проект «Анимация».
Практикум № 1.1 "Нахождение площади фигуры"
Практикум № 1.2 "Кинематическая задача"
Практикум № 1.3 "Определение длины, площади и периметра прямоугольника
Практикум № 1.4 "Решение линейных уравнений"
Практикум № 1.5 "Задача на падение тела"
Практикум № 1.6 "Определение координат вершины параболы"
Практикум № 2.1 "Сравнение двух чисел"
Практикум № 2.2 "Максимум трех чисел"
Практикум № 2.3 "Сравнение площадей фигур"
Практикум № 2.4 "Существование треугольника"
Практикум № 2.5 "Рассчет координат точек"
Практикум № 3.1 "Сумма квадратов чисел от 1 до 100"
Практикум № 3.2 "Сумма n-первых чисел"
Практикум № 3.3 "Сравнение суммы кубов и суммы квадратов"
Практикум № 3.4 "Вывод степеней двойки"
Практикум № 3.5 "Сортировка массива"
Моделирование и формализация – 8 часов
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Практические задания к теме 9. Моделирование и формализация
Практическая работа. Проект «Бросание мячика в площадку».
Практическая работа. Проект «Графическое решение уравнения».
Практическая работа. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
Практическая работа. Проект «Распознавание удобрений».
Практическая работа. Проект «Модели систем управления».
Логика и логические основы компьютера – 5 часов
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
Практические задания к главе 10. Логика и логические основы компьютера
Практическая работа. Таблицы истинности логических функций.
Практическая работа. Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ»
Информационное общество и информационная безопасность – 1 час
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№№ | Тема | Количество часов | |||
Всего | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | ||
| Информация и информационные процессы | 3 | 1 | 2 | - |
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 8 | 7 | - | 1 |
| Кодирование текстовой и графической информации | 9 | 2 | 7 | - |
| Обработка текстовой информации | 8 | 8 | - | - |
| Обработка графической информации, цифрового фото и видео | 5 | 5 | - | - |
| Кодирование и обработка числовой информации | 6 | - | 6 | - |
| Кодирование и обработка звука | 2 | - | 2 | - |
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирование | 15 | - | - | 15 |
| Моделирование и формализация | 8 | - | - | 8 |
| Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) | 3 | - | 3 | - |
| Основы логики | 5 | - | - | 5 |
| Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов | 16 | 8 | 8 | - |
| Информационное общество и информационная безопасность | 3 | 1 | - | 2 |
| Контрольные уроки и резерв | 14 | 3 | 7 | 4 |
| ВСЕГО: | 105 | 35 | 35 | 35 |
7класс | ||
Темы уроков | Основные виды деятельности учащихся | Основное содержание урока |
Техника безопасности. Введение.Информация, ее представление и измерение. | Формирование первоначальных представлений об информации, ее представлении и измерении. | Информация. Информационные объекты различных видов. Единицы измерения количества информации. |
Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память. | Изучение нового теоретического материала. | Принцип работы ЭВМ. Основные принципы ар-хитектуры Фон Неймона, хранения и обмена информации, оперативная и долговремнная память |
Устройства ввода и вывода | Наряду с изучением нового материала проводится контроль усвоения предыдущей темы | назначение и характеристики периферийных устройств ввода- вывода |
Файл и файловая система | Решение задач. Самостоятельная работа | Данные и программы, файл, файловая система |
Работа с файлами | Практические работы № 1.1 и 1.2 | Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. |
Программное обеспечение и его виды | Изучение нового теоретического материала | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. |
Организация информационного пространства | Изучение нового материала.Практическая работа № 1.3 | Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Обобщающий урок. К изученному материалу добавляется актуальная тема безопасной работы за компьютером | Компьютерные вирусы и антивирусные программы |
Создание документа в текстовом редакторе | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики | Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. |
Основные приемы редактирования документов | Изучение нового материала. Практическая работа № 2.1 | Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. |
Основные приемы форматирования документов | Изучение нового материала. Практические работы № 2.3 и 2.4 | Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. |
Внедрение объектов в текстовый документ | Практическая работа № 2.2 | Форматирование документа. Вставка формул |
Работа с таблицами в текстовом документе | Практическая работа № 2.5 | Форматирование документа. Таблицы в текстовых редакторах. |
Подготовка текстового документа со сложным форматированием | Итоговая практическая работа на контроль навыков редактирования и форматирования текстовых документов | Форматирование сложного текста |
Творческая тематическая работа. | Практическая работа | Форматирование сложного текста |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текста | Изучение нового материала. Практическая работа № 2.6 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов |
Системы оптического распознавания документов | Изучение нового материала. Практическая работа № 2.7 | Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации. |
Растровая графика | Изучение нового теоретического материала | Обработка графической информации. Растровая графика |
Векторная графика | Изучение нового теоретического материала | Обработка графической информации. Векторная графика |
Интерфейс и возможности растровых графических редакторов | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики | Интерфейс и основные возможности графических редакторов |
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | Практическая работа № 3.1 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов |
Интерфейс и возможности векторных графических редакторов | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики | Интерфейс и основные возможности графических редакторов |
Создание рисунков в векторном графическом редакторе | Практическая работа № 3.2 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов |
Контрольная работа | Контрольная работа. | На усмотрение учителя может состоять из двух частей: 1 часть — тематический тест (10 минут), 2 часть — творческая практическая работа (30 минут), например, создание поздравительной открытки |
Растровая и векторная анимация | Изучение нового материала. Практическая работа № 3.3 | Растровая и векторная анимация. |
Представление информационных ресурсов в глобальной телекоммуникационной сети | Изучение нового материала. Практическая работа № 4.1 | Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. |
Сервисы сети. Электронная почта | Изучение нового материала | Электронная почта. |
Работа с электронной почтой | Практическая работа № 4.2 | Электронная почта. Общение в Интернете. |
Сервисы сети. Файловые архивы | Изучение нового материала | Файловые архивы. |
Загрузка файлов из Интернета | Практическая работа № 4.3 | Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете |
Социальные сервисы сети | Изучение нового материала | Общение в Интернете |
Электронная коммерция в Интернете | Изучение нового материала | Электронная коммерция в Интернете |
Поиск информации в сети Интернет | Практическая работа № 4.4 | Поиск информации в Интернете |
Личная безопасность в сети Интернет | Может быть проведено в виде итогового семинарского занятия | Информационное общество, безопасность в Интернете |
8 класс | ||
тема | вид деятельности | содержание |
Введение. Информация в природе, обществе и технике | Изучение нового теоретического материала | Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. |
Информационные процессы в различных системах | Изучение нового теоретического материала | Человек: информация и информационные процессы. |
Кодирование информации с помощью знаковых систем | Наряду с изучением нового материала проводится контроль усвоения предыдущей темы | Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. |
Знаковые системы | Изучение нового теоретического материала и работа в клавиатурном тренажере. Практическая работа № 1.1 | Знаковые системы. Кодирование информации. |
Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации | Изучение нового материала и практическая работа № 1.2 | Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. |
Алфавитный подход к измерению количества информации | Изучение нового материала и практическая работа № 1.2 | Алфавитный подход к определению количества информации. |
Контрольный урок | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу |
|
Обобщающий урок | Анализ результатов контрольной работы. Повторение и обобщение теоретического материала. | Возможна работа в клавиатурном тренажере |
Кодирование текстовой информации | Изучение нового теоретического материала | Кодирование текстовой информации. |
Определение числовых кодов символов и перекодировка текста | Решение задач и выполнение практической работы № 2.1 | Кодирование текстовой информации. |
Кодирование графической информации | Изучение нового теоретического материала | Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. |
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB | Практическая работа № 2.2 | Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. |
Контрольный урок | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу |
|
Кодирование и обработка звуковой информации | Изучение нового теоретического материала | Кодирование и обработка звуковой информации. |
Обработка звука | Практическая работа № 3.1 | Кодирование и обработка звуковой информации. |
Цифровое фото и видео | Изучение нового теоретического материала. Практическая работа № 3.2 | Цифровое фото и видео. |
Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | Практическая работа № 3.3 | Цифровое фото и видео. |
Кодирование числовой информации. Системы счисления | Изучение нового материала | Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. |
Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную систему счисления | Изучение нового материала | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере |
Перевод из десятичной в произвольную систему счисления | Изучение нового материала | Представление числовой информации с помощью систем счисления. |
Двоичная арифметика | Практическая работа № 4.1 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор |
Электронные таблицы.Основные возможности | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практические работы № 4.2 и 4.3 | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. |
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах | Практическая работа № 4.4 | Построение диаграмм и графиков. |
Контрольный урок | Контрольная работа на системы счисления. Алгоритмы перевода и двоичная арифметика. Возможен контрольный тест, объединяющий все изученные в четверти темы |
|
Базы данных в электронных таблицах | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа № 5.1 | Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. |
Передача информации. Локальные компьютерные сети | Изучение нового теоретического материала. Практическая работа № 6.1 | Передача информации. Локальные компьютерные сети. |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения | Изучение нового теоретического материала | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. |
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных в сети | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа № 6.2 | Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. |
Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Структура и инструменты для создания | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики | Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. |
Форматирование текста на web-странице | Практическая работа № 6.3. При пошаговом выполнении работы может оцениваться каждый следующий верно выполненный шаг учащегося | Форматирование текста на Web-странице. |
Вставка изображений и гиперссылок | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Продолжение выполнения практической работы № 6.3 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. |
Вставка и форматирование списков | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Продолжение выполнения практической работы № 6.3 | Списки на Web-страницах. |
Использование интерактивных форм | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Продолжение выполнения практической работы № 6.3 | Интерактивные формы на Web-страницах. |
Итоговое занятие | Может быть проведено в виде итогового семинарского занятия, на котором учащиеся сдают результаты практической работы в виде работающего сайта |
|
9 класс | ||
тема | вид деятельности | содержание |
Формы мышления | Изучение нового теоретического материала | понятие, содержание, объем, высказывание, умозаключение, понятие "истина", "ложь" |
Алгебра высказываний. Конъюнкция. | Изучение нового теоретического материала | Алгебра логики, конъюнкция, таблицы истинности |
Дизъюнкция. Инверсия | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач | Алгебра логики, дизъюнкция, инверсия, таблицы истинности |
Логические выражения. Таблицы истинности. | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач | Логические выражения, таблицы истинности |
Определение истинности логических выражений | Решение задач | таблицы истинности логических выражений |
Импликация. Эквивалентность. | Решение задач | Алгебра логики, импликация, эквивалентность, таблицы истинности |
Законы логики | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач | Законы логики |
Упрощение логических функций | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач | преобоазование логических выражений с помощью логических законов |
Преобразование логических выражений | Решение задач | преобоазование логических выражений с помощью логических законов |
Решение логических задач | Решение задач | Решение логических задач с помощью таблиц истинности |
Логические основы устройства компьютера | Изучение нового материала и практическая работа № 3.2 | Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. |
Контрольный урок | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу |
|
Алгоритм и его формальное исполнение | Изучение нового теоретического материала | Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. |
Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования | Изучение нового теоретического материала | Выполнение алгоритмов компьютером. |
Основные алгоритмические структуры | Изучение нового теоретического материала | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». |
Переменные: имя, тип, значение | Решение задач и выполнение практической работы № 1.2 | Переменные: тип, имя, значение. |
Арифметические, строковые и логические выражения | Практические работы № 1.3 и 1.4 | Арифметические, строковые и логические выражения. |
Знакомство с средой TurboPascal. Программа, структура, написание. | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка - тестирование. |
Программирование линейных алгоритмов | практикум № 1.1 "Нахождение площади фигуры" | Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения |
Программирование алгоритмов с "ветвлением" | практикум № 2.1 "Сравнение двух чисел" | Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления |
Программирование алгоритмов с "ветвлением" | практикум № 2.2 "Максимум трех чисел" | Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления |
Программирование циклов | практикум № 3.1 "Сумма квадратов чисел от 1 до 100" | Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор повторения |
Программирование циклов | практикум № 3.2 "Сумма n-первых чисел" | Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор повторения |
Программирование циклов | практикум № 3.3 "Сравнение суммы кубов и суммы квадратов" | Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор повторения |
Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа № 1.1 | Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. |
Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования | Изучение нового теоретического материала | Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. |
Проекты «Даты и время» и «Сравнение кодов символов» | Практические работы № 1.5 и 1.6 | Написание программы в среде объектно - ориентированного программирования |
Проект «Отметка» | Практическая работа № 1.7 | Написание программы в среде объектно - ориентированного программирования |
Контрольный урок | Контрольная работа, контрольный тест или творческий проект небольшого объема |
|
Окружающий мир как иерархическая система. | Изучение нового теоретического материала | Окружающий мир как иерархическая система |
Материальные и информационные модели. | Изучение нового теоретического материала | Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. |
Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнения» | Практическая работа № 2.2 | Приближенное решение уравнений |
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа № 2.3 | Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. |
Информационные модели управления объектами | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа № 2.5 | Информационные модели управления объектами. |
Контрольный урок | Сдача проектов из практических работ № 2.4 и 2.5 |
|
Резерв | 35 |
|
7.описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методические средства обучения
Для учителя:
Информатика: учебник для 7 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя,авторы: Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С.,Бином. Лаборатория знаний, 2013
Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы, Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н., Бином. Лаборатория знаний, 2012
Информатика в схемах, Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В., Бином. Лаборатория знаний, 2010
Библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
разработанные комплекты презентационных слайдов по предмету информатики;
http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал
http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.teacher-edu.ru/ - Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
http://www.profile-edu.ru/ - сайт по профильному обучению
Для ученика:
Информатика: учебник для 7 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2011
Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал
http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Проектор
Принтер
Телекоммуникационный блок
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Среда программирования Turbo Pascal 7.0
Простая система управления базами данных.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
8.планируемые результаты изучения учебного предмета, предмета
Информация и способы ее представления
Выпускник научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явленияи его словесным (литературным) описанием; узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
базовым навыкам работы с компьютером;
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с программными средствами для работы с аудио - и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
получить представление о тенденциях развития ИКТ.