Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Методического объединения Протокол от «30»августа 2017 г. № 1 Никифорова Г.В._____________ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «30» августа 2017 г. № 255 Боровинская И.В.___________ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство»
Обучающихся 8 класса
на 2017/2018 учебный год
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составитель: Шестакова Татьяна Викторовна
учитель изобразительного искусства
с.п. Алябьевский 2017 уч. г
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………..3
Нормативная база………………………………………………………………………………………………...3
Психолого-педагогическая характеристика……………………………………………………………………4
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………..6
Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………..6
Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………………....7
Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………7
Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)………………………………....8
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов…………………………………...10
Организационный раздел……………………………………………………………………………………………………………11
Учебный план…………………………………………………………………………………………………….11
Тематическое планирование. …………………………………………………………………………………...11
Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью…………………………………………………………………………………………………………………….....17
1. Пояснительная записка
Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И. А. Грошенков). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. - сб.1;
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса разработана и адаптирована на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторской программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений/В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др.-М.:Дрофа,2010
1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы
Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитаррнно-эпидемиологические правила и нормативы….) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Регионального уровня:
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
Уровень общеобразовательной организации:
- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;
- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Представлениям и воображению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
В классе 2 обучающихся. Согласно заключению территориальной ПМПК и ИПРА имеют умственную отсталость .Обучение организовано очное, согласно рекомендациям территориальной ПМПК(№ 156 от 15.05.2014 года) и ИПРА (№ 166.16.86/2016)для варианта()и ПМПК(№ 38 от 15.02.2013 года) и ИПРА (№ 80.16.86/2017).
1.3 Цель и задачи:
Цели обучения: формирование у учащихся элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования и положительного отношения к изобразительной деятельности и адекватного отношения к ее результатам.
Задачи курса:
Учить рисовать узоры из геометрических форм в полосе и квадрате по образцу, различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы;
Развивать способность анализировать образец; определять структуру узора ( повторение и чередование элементов), форму и цвет составных частей;
Развивать способность использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках;
Продолжать обучать приемам и средствам рисования, лепки, аппликации.
1.4 Общая характеристика учебного предмета
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
В 8 классе продолжительность учебного года составляет 35 недель. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 8 классе отведено по 1 часу в неделю, что составляет 35 часов за учебный год.
В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью успешной и полной реализации программы.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Современные технологии обучения:
-педагогика сотрудничества
-личностно-ориентированная технология
-коллективно-творческое дело
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Методы обучения:
-словесные
-наглядные
-практические
-самостоятельная работа
Формы обучения:
-индивидуальное обучение
Виды контроля:
-практическая работа
-тест
- устный опрос,
-творческие работы,
-самоконтроль и взаимоконтроль.
Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование с натуры
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанpax изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
2.2 Планируемые результаты учебного предмета
Личностными результатами изучения курса являются:
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности:
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции,;
В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
-различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.
- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности
- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
2.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Учащиеся должны уметь:
Обучающиеся должны знать:
Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
Отличительные признаки видов изобразительного искусства (скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество, живопись);
Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, гранит, дерево, фарфор);
Отличительные особенности декоративно-прикладного творчества;
Названия крупнейших музеев страны.
2. Обучающиеся должны уметь:
Передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
Определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линия;
Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
Ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
Пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 5ч |
2 | Декоративное рисование | 8ч |
3 | Рисование на темы | 19ч |
4 | Аппликация | 3 ч. |
| ИТОГО: | 35часа |
3.2 Тематический план
Примерные задания: | Количество часов |
I четверть 1. Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой). 2. Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой). 3. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны. 4. Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал). 5. Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт»). 6. Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза). 7. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой). 8. Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Ку-инджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»). | 8 ч |
II четверть 1. Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. 2. Рисование с натуры объемных предметов — посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза — по выбору учащихся). 3. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.). 4. Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. 5. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа). 6. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города. 7. Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены). 8. Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета. | 8ч
|
III четверть 1. Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. 2. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура. 3. Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок. 4. Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты). 5. Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи). 6. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня). 7. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка). 8. Декоративное рисование — составление узора для вазы. 9. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты). 10. Демонстрация учебного кинофильма. «Народное декоративно-прикладное искусство России» (2 ч., цв., 1979). Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.). | 10ч |
IV четверть 1. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.). 2. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар). 3. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки). 4. Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам). 5. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестская крепость»; Ф. Усы-пенко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.). 6. Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям. 7. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя) | 9ч |
3.3 Календарно-тематический план
Дата | Название раздела программы | Тип урока |
| № | Раздел/Тема урока | Кол-во часов | |
I четверть(8ч ) |
| 1 | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой).
| 1 | Комбинированный |
| 2 | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой). | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 3 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны. | 1 | Комбинированный |
| 4 | Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал). | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 5 | Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт»). | 1 | Комбинированный |
| 6 | Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза). | 1 | Комбинированный |
| 7 | Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой). | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 8 | Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Ку-инджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»). | 1 | Урок усвоения новых знаний |
II четверть(8ч) |
| 9 | Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором (к школьному празднику). | 1 | |
| 10 | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 11 | . Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.). | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 12 | Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 13 | 67. 8. Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета. | | |
| 14 | . Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города. | 1 | Комбинированный |
| 15 | Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены). | 1 | Комбинированный |
| 16 | Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа). | 1 | Комбинированный |
IIIчетверть(10ч) |
| 17 | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. | 1 | Комбинированный |
| 18 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура. | 1 | Комбинированный |
| 19 | Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок. | 1 | Комбинированный |
| 20 | Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты). | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 21 | Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи). | 1 | Комбинированный |
| 22 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня). | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 23 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка). | 1 | Комбинированный |
| 24 | Декоративное рисование — составление узора для вазы. | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 25 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты). | 1 | Урок усвоения новых знаний |
| 26 | Демонстрация учебного кинофильма. «Народное декоративно-прикладное искусство России» (2 ч., цв., 1979). Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.). | 1 | Урок усвоения новых знаний |
IV четверть(9ч) |
| 27 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.). | 2 | Урок усвоения новых знаний |
| 28 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар). | 1 | Комбинированный |
| 29 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки) | 1 | Комбинированный |
| 30 | Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам) | 2 | Урок усвоения новых знаний |
| 31 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестска крепость»; Ф. Усы-пенко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.). | 1 | Комбинированный |
| 32 | Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям. | 1 | Комбинированный |
| 33 | 7. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя). | 1 | Урок обобщения |
3.3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Информационно-методическое обеспечение
1. Изобразительное искусство в школе. Москва, «Просвещение», 1990
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, сборник 1, 5-9 классы.
3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты», Москва, «Просвещение», 1989
4. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974.
5. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида
6. Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе», Москва, «Просвещение», 1982
7. Курбатов И.В. Учебное пособие для начальной школы «Рисование», издательство «ЭКСМО», Москва, 2006
8. Костерин Н.И. «Учебное рисование», Просвещение, 2001
9. Мосин И.Г. «Рисование», г.Екатеринбург, 2003
10. Сакулина И.П. «Рисование в дошкольном детстве», «Просвещение», 1965
11. Уотт Фиона «Я умею рисовать», г. Москва, 2003
12. Чарнецкий Я.Я. «Изобразительное искусство в школе продленного дня», Москва, «Просвещение»,1991
13. Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования», Москва, «Просвещение», 1979
Учебно-практическое оборудование: |
Материалы: | 1. Краски акварельные, гуашевые. 2. Фломастеры разного цвета 3. Цветные карандаши 4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная) 5. Бумага цветная разной плотности. 6. Картон цветной, серый, белый 7. Бумага в крупную клетку 8. Набор разноцветного пластилина. 9. Нитки (разные виды) 10. Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.) 11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш. |
Инструменты: | 1. Кисти беличьи № 5, 10, 20 2. Кисти из щетины № 3, 10, 3. Стеки. 4. Ножницы. 5.Линейка. 6. Карандашная точилка. 7. Гладилка для бумаги. |
Вспомогательные приспособления: | 1. Подкладные доски 2. Подкладной лист или клеенка. 3. Коробка для хранения природных материалов. 4. Подставка для кисточки 5. Баночка для клея 6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) 7. Коробочка для мусора 8. Тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук. |
Модели и натуральный ряд | 1.Модели геометрических фигур и тел. 2.Муляжи фруктов и овощей (комплект). 3.. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая трава и др. 4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. 5. Керамические изделия. 6. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.). 8. Образцы новогодних игрушек. 9. Коллекция «Виды и сорта бумаги» |