СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (ИЗО) - 5 кл. (Дети с ОВЗ)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по ИЗО для обучающихся 5 класса - детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту и по индивидуальному учебному плану, как очно, так и с использованием дистанционных образовательных технологий

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (ИЗО) - 5 кл. (Дети с ОВЗ)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


г. Юбилейный Московской обл.

ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30



УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ «СОШ №1»

г. Юбилейный

____________________/А. В. Ивлев/

«____» _________________ 2014 г.

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ИЗО

для 5 класса

основной школы

(базовый уровень)

(домашнее обучение)







Составитель – учитель общетехнических дисциплин

Ивлев Александр Владимирович

Высшая квалификационная категория















2014

I. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по изобразительному искусству для 5 клас­са составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Немен­ского (М.: Просвещение, 2010), Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2014-2015 учебный год.

Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 5-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья из расчета 8,5 часов в год, 0,25 часа в неделю. Срок реализации программы - 1 год.

Предлагаемая рабочая программа ориентирована на учебник - «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2011.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 5 классе для учащихся с ОВЗ, с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений.

Программа соответствует содержанию стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Программа «Изобразительное искусство» является интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:

изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; 

конструктивные искусства - архитектура, дизайн; 

различные декоративно - прикладные искусства.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы

Задачи программы:

- Формирование нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Формирование художественно-творческой активности. Формирование художественных знаний, умений, навыков.

- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. 

- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

- Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта.

- Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению). 

Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Проверка знаний учащихся 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.



II. Содержание программы.


«Древние корни народного искусства». Древние образы в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.  Конструкция и декор предметов народного быта. Народный праздничный костюм. Внутренний мир русской избы. Народные праздники.


«Связь времен в народном искусстве». Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели, Городца, Жостова.  Истоки и современное развитие промысла. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.


«Декор, человек, общество, время». Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке.  О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.


« Декоративное искусство в современном мире». Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза, панно).




III. календарно-тематическое планирование

ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ


п/п

Тема и тип урока

Содержание

Дата

план

факт

1-3

Древние корни народного искусства.

Урок изучения нового материала

Древние образы в народном искусстве: орнамент как основа декоративного украшения; декор и внутренний мир русской избы.

  1. Конструкция и декор предметов народного быта. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

  2. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Масленица.



4-5

Связь времен в народном искусстве.

Комбинированный

Древние образы в современных народных игрушках.

  1. Искусство Гжели, Городца, Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

  2. Роль народных художественных промыслов в современной жизни



6-7

Декор – человек, общество, время. Комбинированный

Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке.

О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.



8-9

Декоративное искусство в современном мире.

Комбинированный

Современное выставочное искусство.

Ты сам -  мастер ДПИ (ваза, витраж)












IV. Требования к уровню подготовки учащихся


Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).


Учащиеся должны уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.


В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций; 

- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).




V. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение

- Горяева. Н. А., Островская. О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, не ранее 2010 г.

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского - Волгоград: Учитель, 20010 г.;

- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;

- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества - Волгоград: Учитель, 2009г.;

- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6 классы. - Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты...- Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского -Волгоград: Учитель. 2010г.;

- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;

- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества -Волгоград: Учитель. 2009г.;

- О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты...-Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты-Волгоград: Учитель, 2009г.;

- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение. 2001.


2. Дополнительные пособия для учителя

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. 4.1. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова. Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова И.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.


3. Дополнительные пособия  для учащихся

- Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008.


4. Цифровые образовательные ресурсы (единая коллекция)

Класс

Тема

Поставщик

Тип

5-7

Словарь»персонажи, эмблемы, символы и исторические реалии в западно - европейском искусстве

213227

Майкапар А. Е.

Гипертекст с иллюстрациями

5-7

Семь свободных искусств

213838

Майкапар А. Е.

Гипертекст с иллюстрациями

6

Виды изобразительного искусства. Графика – искусство рисунка

137061

Дрофа

Видеофрагмент

7

Виды изобразительного искусства. Плакат

137064

Дрофа

Видеофрагмент

6,7

Скульптура

137072

Дрофа

Видеофрагмент

6

Жанры изобразительного искусства

167666

Дрофа

Видеофрагмент

6

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт

137070

Дрофа

Видеофрагмент

6

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж

137069

Дрофа

Видеофрагмент

6

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж

168044

Дрофа

Видеофрагмент

6,7

Жанры изобразительного искусства. Портрет

137068

Дрофа

Видеофрагмент

6

Композиция

137146

Дрофа

Видеофрагмент

6

Объем предметов

137109

Дрофа

Видеофрагмент

6

Цвета в живописи

137119

Дрофа

Видеофрагмент

6

Графика. Гравюра, литография, эстамп

137098

Дрофа

Видеофрагмент

7

Тема труда в изобразительном искусстве

167946

Дрофа

Видеофрагмент


Искусство театра, литературы, музыки, изобразительного искусства. Театр

168097

Дрофа

Презентация

6

Виды искусства. Живопись

137059

Дрофа

Видеофрагмент

6

Азбука изобразительного искусства

137094

Дрофа

Видеофрагмент

6

Виды композиции

137077

Дрофа

Видеофрагмент

5

Перспектива интерьера

167941

Дрофа

Видеофрагмент

6

Плановость в пейзаже

167947

Дрофа

Презентация

6,7

Пропорции головы человека в деталях

167936

Дрофа

Видеофрагмент

6

Виды изобразительного искусства

167708

Дрофа

Видеофрагмент













Рассмотрено на заседании ШМО.

Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2014г.

Руководитель ШМО ________/М. А. Пушкарёва/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Л. В. Ляпунова/

'' ___ '' _______________ 2014г.