
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2014 г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗО
для 5 класса
основной школы
(базовый уровень)
(домашнее обучение)
Составитель – учитель общетехнических дисциплин
Ивлев Александр Владимирович
Высшая квалификационная категория
2014
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2014-2015 учебный год.
Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 5-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья из расчета 8,5 часов в год, 0,25 часа в неделю. Срок реализации программы - 1 год.
Предлагаемая рабочая программа ориентирована на учебник - «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2011.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 5 классе для учащихся с ОВЗ, с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений.
Программа соответствует содержанию стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Программа «Изобразительное искусство» является интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:
изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура;
конструктивные искусства - архитектура, дизайн;
различные декоративно - прикладные искусства.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы
Задачи программы:
- Формирование нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Формирование художественно-творческой активности. Формирование художественных знаний, умений, навыков.
- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
- Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта.
- Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).
Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
Проверка знаний учащихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
II. Содержание программы.
«Древние корни народного искусства». Древние образы в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция и декор предметов народного быта. Народный праздничный костюм. Внутренний мир русской избы. Народные праздники.
«Связь времен в народном искусстве». Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели, Городца, Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.
«Декор, человек, общество, время». Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
« Декоративное искусство в современном мире». Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза, панно).
III. календарно-тематическое планирование
ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ
№ п/п | Тема и тип урока | Содержание | Дата |
план | факт |
1-3 | Древние корни народного искусства. Урок изучения нового материала | Древние образы в народном искусстве: орнамент как основа декоративного украшения; декор и внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Масленица. | | |
4-5 | Связь времен в народном искусстве. Комбинированный | Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели, Городца, Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни | | |
6-7 | Декор – человек, общество, время. Комбинированный | Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | | |
8-9 | Декоративное искусство в современном мире. Комбинированный | Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер ДПИ (ваза, витраж) | | |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
V. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение
- Горяева. Н. А., Островская. О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, не ранее 2010 г.
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского - Волгоград: Учитель, 20010 г.;
- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;
- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества - Волгоград: Учитель, 2009г.;
- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6 классы. - Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты...- Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского -Волгоград: Учитель. 2010г.;
- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;
- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества -Волгоград: Учитель. 2009г.;
- О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты...-Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты-Волгоград: Учитель, 2009г.;
- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение. 2001.
2. Дополнительные пособия для учителя
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. 4.1. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова. Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова И.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
3. Дополнительные пособия для учащихся
- Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008.
4. Цифровые образовательные ресурсы (единая коллекция)
Класс | Тема | № | Поставщик | Тип |
5-7 | Словарь»персонажи, эмблемы, символы и исторические реалии в западно - европейском искусстве | 213227 | Майкапар А. Е. | Гипертекст с иллюстрациями |
5-7 | Семь свободных искусств | 213838 | Майкапар А. Е. | Гипертекст с иллюстрациями |
6 | Виды изобразительного искусства. Графика – искусство рисунка | 137061 | Дрофа | Видеофрагмент |
7 | Виды изобразительного искусства. Плакат | 137064 | Дрофа | Видеофрагмент |
6,7 | Скульптура | 137072 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Жанры изобразительного искусства | 167666 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт | 137070 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Жанры изобразительного искусства. Пейзаж | 137069 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Жанры изобразительного искусства. Пейзаж | 168044 | Дрофа | Видеофрагмент |
6,7 | Жанры изобразительного искусства. Портрет | 137068 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Композиция | 137146 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Объем предметов | 137109 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Цвета в живописи | 137119 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Графика. Гравюра, литография, эстамп | 137098 | Дрофа | Видеофрагмент |
7 | Тема труда в изобразительном искусстве | 167946 | Дрофа | Видеофрагмент |
| Искусство театра, литературы, музыки, изобразительного искусства. Театр | 168097 | Дрофа | Презентация |
6 | Виды искусства. Живопись | 137059 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Азбука изобразительного искусства | 137094 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Виды композиции | 137077 | Дрофа | Видеофрагмент |
5 | Перспектива интерьера | 167941 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Плановость в пейзаже | 167947 | Дрофа | Презентация |
6,7 | Пропорции головы человека в деталях | 167936 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Виды изобразительного искусства | 167708 | Дрофа | Видеофрагмент |
Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2014г. Руководитель ШМО ________/М. А. Пушкарёва/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Л. В. Ляпунова/ '' ___ '' _______________ 2014г. |