
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2014 г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗО
для 6 класса
основной школы
(базовый уровень)
(домашнее обучение)
Составитель – учитель общетехнических дисциплин
Ивлев Александр Владимирович
Высшая квалификационная категория
2014
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2014-2015 учебный год.
Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 6-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья из расчета 8,5 часов в год, 0,25 часа в неделю. Срок реализации программы - 1 год.
Предлагаемая рабочая программа ориентирована на учебник - «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2011.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 6 классе для учащихся с ОВЗ, с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений.
Программа соответствует содержанию стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Программа «Изобразительное искусство» является интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:
изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура;
конструктивные искусства - архитектура, дизайн;
различные декоративно - прикладные искусства.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Задачи программы:
- Формирование нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Формирование художественно-творческой активности. Формирование художественных знаний, умений, навыков.
- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
- Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта.
- Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).
Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
Проверка знаний учащихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
II. Содержание программы.
«Виды изобразительного искусства». Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы образного языка изображения.
«Мир вещей. Натюрморт». Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира: натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
«Вглядываясь в человека. Портрет». Образ человека - главная тема искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. Графический портретный рисунок и выразительность образа. Портрет в графике. Портрет в скульптуре. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.
«Человек и пространство в изобразительном искусстве». Жанры в изобразительном искусстве. Импрессионисты – новаторы пейзажной живописи. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
III. календарно-тематическое планирование
ПО ИЗО В 6 КЛАССЕ
№ п/п | Тема и тип урока | Содержание | Дата |
план | факт |
1-3 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка Урок изучения нового материала Комбинированный | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного искусства. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи | | |
4-5 | Мир наших вещей. Натюрморт Комбинированный | Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта | | |
6-7 | Вглядываясь в человека. Портрет Комбинированный | Образ человека – главная тема искусства. Великие портретисты. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Конструкция головы человека и ее пропорции. Портрет в графике, в скульптуре и в живописи. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. | | |
8-9 | Человек и пространство в изобразительном искусстве Комбинированный | Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. | | |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основные этапы развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;
пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
V. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение
- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;
- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества - Волгоград: Учитель, 2009г.;
- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6 классы. - Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты...- Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.;
- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;
- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества -Волгоград: Учитель. 2009г.;
- О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты...-Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты-Волгоград: Учитель, 2009г.;
2. Дополнительные пособия для учителя
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. 4.1. - Обнинск: Титул, 1998;
Сокольникова. Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;
Сокольникова И.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
3. Дополнительные пособия для учащихся
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
4. Цифровые образовательные ресурсы (единая коллекция)
Класс | Тема | № | Поставщик | Тип |
5-7 | Словарь»персонажи, эмблемы, символы и исторические реалии в западно - европейском искусстве | 213227 | Майкапар А. Е. | Гипертекст с иллюстрациями |
5-7 | Семь свободных искусств | 213838 | Майкапар А. Е. | Гипертекст с иллюстрациями |
6 | Виды изобразительного искусства. Графика – искусство рисунка | 137061 | Дрофа | Видеофрагмент |
7 | Виды изобразительного искусства. Плакат | 137064 | Дрофа | Видеофрагмент |
6,7 | Скульптура | 137072 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Жанры изобразительного искусства | 167666 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт | 137070 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Жанры изобразительного искусства. Пейзаж | 137069 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Жанры изобразительного искусства. Пейзаж | 168044 | Дрофа | Видеофрагмент |
6,7 | Жанры изобразительного искусства. Портрет | 137068 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Композиция | 137146 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Объем предметов | 137109 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Цвета в живописи | 137119 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Графика. Гравюра, литография, эстамп | 137098 | Дрофа | Видеофрагмент |
| Искусство театра, литературы, музыки, изобразительного искусства. Театр | 168097 | Дрофа | Презентация |
6 | Виды искусства. Живопись | 137059 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Азбука изобразительного искусства | 137094 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Виды композиции | 137077 | Дрофа | Видеофрагмент |
5 | Перспектива интерьера | 167941 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Плановость в пейзаже | 167947 | Дрофа | Презентация |
6,7 | Пропорции головы человека в деталях | 167936 | Дрофа | Видеофрагмент |
6 | Виды изобразительного искусства | 167708 | Дрофа | Видеофрагмент |
5. Слайды (диапозитивы):
И.Я. Билибин - художник русской сказки
А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И.Левитан
Живопись В.Тропинина, А Венецианова, С. Щедрина
А. Саврасов, Шишкин И., Васильев Ф.
Ф.Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский
Репродукции художников:
Айвазовский (набор репродукций)
В. Боровиковский «Портрет Лопухиной»
И Грабарь «Февральская лазурь»
И. Левитан «Золотая осень»; «Владимирка»; «Осенний день. Сокольники»; «Март»
А. Куинджи «Берёзовая роща»
А. Дейнека «Оборона Севастополя»,»Мать»
Импрессионисты (Э. Дега «Голубые танцовщицы»; О. Ренуар «Портрет Ж. Самарии» и др.)
Гравюры В. Фаворского
В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик»
И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком…»
М. Врубель «Царевна-Лебедь»
В. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке»
В. Суриков «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни»
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», автопортрет, «Джоконда»
Рафаэль С. «Сикстинская мадонна»
В. Серов «Девочка с персиками»
А. Саврасов «Грачи прилетели»
А. Пластов «Ужин трактористов», «Первый снег», «Сенокос»
К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»
А. Иванов «Явление Христа народу»
И. Репин «Бурлаки на Волге», «Портрет П.М. Третьякова», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход»
«Владимирская Богоматерь»
А. Венецианов «На пашне. Весна»
Б. Кустодиев «Масленица»
О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»
И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», «Неизвестная»
П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», «Александр Невский»
В. Тропинин «Кружевница»
П. Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»
Тутмос. Скульптурный портрет Нефертити
Микеланджело. Роспись Сикстинской Капеллы
В. Мухина «Рабочий и колхозница»
Портреты художников.
Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2014г. Руководитель ШМО ________/М. А. Пушкарёва/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Л. В. Ляпунова/ '' ___ '' _______________ 2014г. |