СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (ИЗО) - 6 кл. (Дети с ОВЗ)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по ИЗО для обучающихся 6 класса - детей с ОВЗ, получающих образование по индивидуальному образовательному маршруту и по индивидуальным учебным планам, как очно, так и дистанционно

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (ИЗО) - 6 кл. (Дети с ОВЗ)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


г. Юбилейный Московской обл.

ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30



УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ «СОШ №1»

г. Юбилейный

____________________/А. В. Ивлев/

«____» _________________ 2014 г.

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ИЗО

для 6 класса

основной школы

(базовый уровень)

(домашнее обучение)







Составитель – учитель общетехнических дисциплин

Ивлев Александр Владимирович

Высшая квалификационная категория















2014

I. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по изобразительному искусству для 6 клас­са составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Немен­ского (М.: Просвещение, 2010), Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2014-2015 учебный год.

Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 6-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья из расчета 8,5 часов в год, 0,25 часа в неделю. Срок реализации программы - 1 год.

Предлагаемая рабочая программа ориентирована на учебник - «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2011.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 6 классе для учащихся с ОВЗ, с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений.

Программа соответствует содержанию стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Программа «Изобразительное искусство» является интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:

изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; 

конструктивные искусства - архитектура, дизайн; 

различные декоративно - прикладные искусства.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Задачи программы:

- Формирование нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Формирование художественно-творческой активности. Формирование художественных знаний, умений, навыков.

- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. 

- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

- Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта.

- Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению). 
Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Проверка знаний учащихся 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.





II. Содержание программы.


«Виды изобразительного искусства». Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы образного языка изображения.

«Мир вещей. Натюрморт». Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира: натюрморт. Понятие формы.  Многообразие форм  окружающего  мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение.   Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. 

«Вглядываясь в человека. Портрет». Образ человека  - главная тема    искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. Графический портретный    рисунок    и выразительность образа. Портрет в графике. Портрет в скульптуре.  Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. 

«Человек и пространство в изобразительном искусстве». Жанры   в изобразительном искусстве. Импрессионисты – новаторы пейзажной живописи. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.




III. календарно-тематическое планирование

ПО ИЗО В 6 КЛАССЕ


п/п

Тема и тип урока

Содержание

Дата

план

факт

1-3

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Урок изучения нового материала

Комбинированный

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного искусства.

Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи



4-5

Мир наших вещей. Натюрморт

Комбинированный

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта



6-7

Вглядываясь в человека. Портрет Комбинированный

Образ человека – главная тема искусства. Великие портретисты. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Конструкция головы человека и ее пропорции. Портрет в графике, в скульптуре и в живописи.

Сатирические образы человека. Образные возможности  освещения в портрете. Роль цвета в портрете.



8-9

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Комбинированный

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Городской пейзаж.











IV. Требования к уровню подготовки учащихся


Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; 

основные этапы развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.


Учащиеся должны уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; 

пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

V. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1. Учебно-методическое обеспечение

- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;

- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества - Волгоград: Учитель, 2009г.;

- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6 классы. - Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты...- Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.;

- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010;

- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества -Волгоград: Учитель. 2009г.;

- О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты...-Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты-Волгоград: Учитель, 2009г.;


2. Дополнительные пособия для учителя

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. 4.1. - Обнинск: Титул, 1998;

Сокольникова. Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;

Сокольникова И.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.


3. Дополнительные пособия  для учащихся

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.


4. Цифровые образовательные ресурсы (единая коллекция)

Класс

Тема

Поставщик

Тип

5-7

Словарь»персонажи, эмблемы, символы и исторические реалии в западно - европейском искусстве

213227

Майкапар А. Е.

Гипертекст с иллюстрациями

5-7

Семь свободных искусств

213838

Майкапар А. Е.

Гипертекст с иллюстрациями

6

Виды изобразительного искусства. Графика – искусство рисунка

137061

Дрофа

Видеофрагмент

7

Виды изобразительного искусства. Плакат

137064

Дрофа

Видеофрагмент

6,7

Скульптура

137072

Дрофа

Видеофрагмент

6

Жанры изобразительного искусства

167666

Дрофа

Видеофрагмент

6

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт

137070

Дрофа

Видеофрагмент

6

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж

137069

Дрофа

Видеофрагмент

6

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж

168044

Дрофа

Видеофрагмент

6,7

Жанры изобразительного искусства. Портрет

137068

Дрофа

Видеофрагмент

6

Композиция

137146

Дрофа

Видеофрагмент

6

Объем предметов

137109

Дрофа

Видеофрагмент

6

Цвета в живописи

137119

Дрофа

Видеофрагмент

6

Графика. Гравюра, литография, эстамп

137098

Дрофа

Видеофрагмент


Искусство театра, литературы, музыки, изобразительного искусства. Театр

168097

Дрофа

Презентация

6

Виды искусства. Живопись

137059

Дрофа

Видеофрагмент

6

Азбука изобразительного искусства

137094

Дрофа

Видеофрагмент

6

Виды композиции

137077

Дрофа

Видеофрагмент

5

Перспектива интерьера

167941

Дрофа

Видеофрагмент

6

Плановость в пейзаже

167947

Дрофа

Презентация

6,7

Пропорции головы человека в деталях

167936

Дрофа

Видеофрагмент

6

Виды изобразительного искусства

167708

Дрофа

Видеофрагмент

5. Слайды (диапозитивы):

  • И.Я. Билибин - художник русской сказки

  • А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И.Левитан

  • Живопись В.Тропинина, А Венецианова, С. Щедрина

  • А. Саврасов, Шишкин И., Васильев Ф.

  • Ф.Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский


  1. Репродукции художников:

  • Айвазовский (набор репродукций)

  • В. Боровиковский «Портрет Лопухиной»

  • И Грабарь «Февральская лазурь»

  • И. Левитан «Золотая осень»; «Владимирка»; «Осенний день. Сокольники»; «Март»

  • А. Куинджи «Берёзовая роща»

  • А. Дейнека «Оборона Севастополя»,»Мать»

  • Импрессионисты (Э. Дега «Голубые танцовщицы»; О. Ренуар «Портрет Ж. Самарии» и др.)

  • Гравюры В. Фаворского

  • В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик»

  • И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком…»

  • М. Врубель «Царевна-Лебедь»

  • В. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке»

  • В. Суриков «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни»

  • Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», автопортрет, «Джоконда»

  • Рафаэль С. «Сикстинская мадонна»

  • В. Серов «Девочка с персиками»

  • А. Саврасов «Грачи прилетели»

  • А. Пластов «Ужин трактористов», «Первый снег», «Сенокос»

  • К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»

  • А. Иванов «Явление Христа народу»

  • И. Репин «Бурлаки на Волге», «Портрет П.М. Третьякова», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход»

  • «Владимирская Богоматерь»

  • А. Венецианов «На пашне. Весна»

  • Б. Кустодиев «Масленица»

  • О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»

  • И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», «Неизвестная»

  • П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», «Александр Невский»

  • В. Тропинин «Кружевница»

  • П. Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»

  • Тутмос. Скульптурный портрет Нефертити

  • Микеланджело. Роспись Сикстинской Капеллы

  • В. Мухина «Рабочий и колхозница»

  • Портреты художников.






































Рассмотрено на заседании ШМО.

Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2014г.

Руководитель ШМО ________/М. А. Пушкарёва/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Л. В. Ляпунова/

'' ___ '' _______________ 2014г.