Программа внеурочной деятельности «Город Мастеров» для обучающихся 2-х классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Город мастеров» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми начальных классов, обучающихся по программе развивающего обучения Л.В. Занкова и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.
Наблюдения и результаты прошлого учебного года показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.
Программа Л.В. Занкова предполагает изучение объемного блока по геометрии, на который для моих учеников определено недостаточное количество часов.
Кроме этого занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Курс «Город мастеров» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Практическая значимость программы:
Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Программа «Город мастеров» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, в основе которой лежит программа Т. Н. Просняковой «Художественное творчество».
Цели программы
1. Углубление знаний программ по трудовому обучению, математике, изобразительной деятельности.
2. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Отличительные особенности данной программы
Программа рассчитана на обучения детей во втором классе. Возраст учащихся 8-9 лет. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Продолжительность занятия 40 минут с обязательным применением физминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 15человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Чудеса оригами» во втором классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса «Чудеса оригами» во 2-х классах является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Чудеса оригами» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений.
знать
что такое оригами;
основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
условные обозначения к схемам;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Программа нацелена на достижение
воспитательных результатов 1 уровня результатов: приобретение школьниками социальных знаний: понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.
Воспитательных результатов 2 уровня: приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий для конкурса, выставок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.
Содержание программы
Способы предъявления и объяснения материала
На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах. На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из опыта работы, намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. для незаконченных работ.
Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | | |
| | теория | практика | всего |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | 1 |
4. | Знакомство с оригами | 1 | - | 1 |
5. | Базовая форма: «Цветок» | 1 | 3 | 4 |
6. | «Чашка с блюдцем» | 1 | 5 | 6 |
7. | «Новогодняя игрушка» | 1 | 5 | 6 |
8. | «Звезда» | 1 | 4 | 5 |
9. | «Маленький Лебедь» | 1 | 1 | 2 |
10. | «Пасхальное яйцо» | 1 | 4 | 5 |
11. | «Праздничная медаль» | 1 | 2 | 3 |
13. | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
14. | Оформление выставочных работ | - | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 9 | 26 | 35 |
Основное содержание (68 часов)
Беседа по охране труда (1 час)
Входная диагностика (Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»).
Знакомство с оригами (1 час)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовая форма:
«Цветок» ( 4 часа)
Знакомство с базовой формой «Цветок». Научившись выполнять данное изделие, дети легко усвоят технику оригами и смогут выполнять более сложные задания.
«Чашка с блюдцем» (6 часов)
Данную работу детям предлагается выполнить к приближающемуся празднику- Дню Матери.
«Снежинка» (6 часов)
Перед началом Нового Года детям предлагается выполнить несложную Снежинку из Оригами. Данный вид работы позволит им полноценно ощутить прелесть долгожданного праздника.
«Звезда» ( 5 часов)
День Защитника Отечества - самый мужественный праздник. Для того, что поздравить защитников Родины предлагается выполнить «Звезду», которая поведает детям о значимости данного праздника.
«Маленький Лебедь» (2 часа)
В преддверии 8 марта всем хочется чего-нибудь прекрасного. Для того, чтобы привить детям эстетический вкус предлагается выполнить прекрасного «Лебедя».
«Пасхальное яйцо» (5 часов)
Пасха – один из самый важных и светлых праздников. Дети должны знать такие великие праздники и не забывать своих традиций. Для этого им будет предложено сделать символ пасхального праздника – пасхальное яйцо.
«Праздничная Медаль» (3 часа)
Самый значимый праздник в году конечно – День Победы! Дети должны помнить эту великую дату и тот подвиг, который для них совершили. Для этого предлагается детям сделать «Праздничную Медаль», как символ Великой Победы.
«Выставка работ»
Итоговое занятие ( 1 час)
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ (1 час)
Оформление выставочных работ учащихся.
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
1 год обучения – умение складывать модуль, собирать изделия по образцу.
- Высокий уровень – быстрое освоение по образцу, не применяя помощи.
- Средний уровень –освоение по образцу с минимальной помощью со стороны педагога.
- Низкий уровень –освоение элементарных форм только с помощью.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа будет реализовываться в классной комнате № 3 Клюквинской школы-интернат, оборудованной для обучающихся начальной школы. Кабинет хорошо освещен.
Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Перечень необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика, листы а4.
Перечень необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Основное содержание занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Дата | |
| | |
| |
1 | Беседа по охране труда. | Беседа. Входная диагностика. | 1 | Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. | Работа с бумагой | 02.09. 06.09 | | |
Знакомство с оригами (1 ч) | | | | | | | | |
2 | Правила поведения на занятиях. Что такое оригами? | Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Базовые формы. | 1 | Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. | Работа с бумагой, ножницами. | 09.09 13.09 | | |
Базовая форма «Цветок»(4 ч.) 3 | Сборка тычинки цветка Сборка пестика | Демонстрация складывания базовой формы «цветок». Изготовление модели по плану | 1 | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. | Работа с бумагой в технике «оригами». | 13.09 16.09 |
| |
4 | Сборка листьев цветка Сборка стебля | 1 | | | 20.09 23.09 | | |
5 | Сборка листьев стебля Оформление цветка | | 1 | | | 27.09 30.09 | | |
6 Чашка с блюдцем (6 ч.) | Подготовка работ для вручения их в качестве подарка Знакомство с изготовлением чашки | | 1 | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. | Работа с бумагой в технике «оригами». | 04.10 07.10 | | |
Изготовление модели по плану (схемам) | |
Просмотр презентации по изготовлению чашки | |
7 | Изготовление дна чашки | | 1 | | | 11.10 14.10 | | |
Изготовления дна чашки | |
8 | Подборка цветовой гаммы для чашки. Изготовление модулей определенного цвета. | | 1 | | | 18.10 21.10 | | |
| Сборка 2 и 3 ряда | | 1 | | | | | |
9 | Склеивание 2 и 3 ряда Сборка 4 и 5 ряда | | 1 | | | 25.10 28.10 | | |
10 | Склеивание 4 и 5 ряда Сборка 6, 7 ряда | | 1 | | | 08.11 11.11 | | |
11 | Склеивание 6,7 ряда Сборка блюдечка | | 1 | | | 15.11 18.11 | | |
Новогодняя сказочная игрушка (6 ч.) | | Изготовление модели по плану (схемам) | | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы | Работа с бумагой в технике «оригами». | | | |
12 | Просмотр видео по изготовлению новогодней игрушки Подборка цветовой гаммы | | 1 | | | 22.11 25.11 | | |
13 | Сборка 1, 2 ряда Сборка 3,4 ряда | | 1 | | | 29.11 02.12 | | |
14 | Сборка 5, 6 ряда Сборка 7 ряда | | 1 | | | 06.12 09.12 | | |
15 | Склеивание 1, 2 ряда Склеивание 3,4 ряда | | 1 | | | 13.12 16.12 | | |
16 | Склеивание 5, 6 ряда Склеивание 7 ряда | | 1 | | | 20.12 23.12 | | |
17 | Оформления изделия Подготовка подарков для вручения | | 1 | | | 27.12 30.12 | | |
Звезда (5 ч.) | Звезда – как символ Дня Защитника Отечества | Изготовление модели по плану (схемам) | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. | Работа с бумагой в технике «оригами». | | | |
18 | Просмотр презентации по теме занятия Подборка цветовой гаммы | | 1 | | | 13.01 17.01 | | |
19 | Изготовлению модулей от меньшего к большему Сборка середины звезды | | 1 | | | 20.01 24.01 | | |
20 | Сборка 2, 3 ряда Склеивание 2, 3 ряда | | 1 | | | 27.01 31.01 | | |
| |
21 | Сборка 4, 5 ряда Склеивание 4, 5 ряда | | 1 | | | 03.02 07.02 | | |
22 | Сборка 6,7 ряда Склеивание 6, 7 ряда | | 1 | | | 10.02 14.02 | | |
| | | | | | | |
Маленький Лебедь (2 ч.) | Изготовление «Лебедя» в технике модульного оригами | Изготовление модели по плану (схемам). Оформление композиции | 2 | Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. | Работа с бумагой в технике «оригами». | 1 композицию оформляют 4 человека. | |
23 | Презентация по оформлению Лебедя Изготовление конуса Лебедя | | 1 | | | 17.02 21.02 | | |
24 | Изготовление конуса Лебедя и шеи Оформление работы | | 1 | | | 24.02 28.02 | | |
| | | | | | | |
Пасхальное яйцо (5 часов) | Пасхальное яйцо- как символ Пасхи. | Изготовление модели по плану (схемам) | | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. | Работа с бумагой в технике «оригами». | | |
25 | Просмотр видео по изготовлению пасхального яйца Подбор цветовой гаммы | | 1 | | | 03.03 07.03 | | |
26 | Подборка модулей по размеру | | 1 | | | 10.03 | | |
| Изготовления дна у яйца | | | | 14.03 | | |
27 | Подбор модулей по размеру Изготовление основания у яйца | | 1 | | | 17.03 31.03 | | |
28 | Сборка основной конструкции Оформление работы | | 1 | | | 04.04 07.04 | | |
29 | Подготовка работ к вручению | | 1 | | | 11.04 14.04 | | |
| | | 3 | Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы. | Работа с бумагой в технике «оригами». | | |
Праздничная Медаль ( 3ч.) | Просмотр презентации по теме | Изготовление модели по плану (схемам) | | | |
| |
30 | Подборка цветовой гаммы изделия | | 1 | | | 18.04 21.04 | | |
| Подборка модулей по схеме | | | | | | | |
31 | Изготовление внутренней конструкции Изготовление внешней конструкции | | 1 | | | 25.04 28.04 | | |
32 | Оформление работы | | 1 | | | 02.05 05.05 | | |
33 | Итоговое занятие (1 ч) | | 1 | Дети показывают и рассказывают свои умения и навыки | | 12.05. 16.05 | | |
| |
| | | | | | | |
34 | Чему мы научились за год». Выставка работ | Диагностика по итогам года. | 1 | В форме праздника. Исследовательский | | 19.05 23.05 | | | | | | | |
| | |
35 | Выставка работ (1ч резервный) | | 1 | | | 26.05 30.05 | | |
| | | | | | | |
Итого: 35 часов | | | | | | | |
Список литературы:
1.Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» http://stranamasterov.ru
2.Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
16