ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
Сухомлинский В.А.
Новые жизненные условия, в которые поставлено современное общество, выдвигает свои требования вступающей в жизнь молодежи:
быть мыслящим, инициативным, самостоятельным, вырабатывающим свои новые оригинальные решения;
быть ориентированным на лучшие конечные результаты.
Эти требования актуальны и для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и внутренних органов.
Давно известно о взаимосвязи рук и интеллекта. Среди многообразных видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Бумага как материал для детского творчества ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Изготовление поделок из бумаги – это подразумевает работу над развитием практического интеллекта, учит анализировать задание, планировать ход его выполнения, предвидеть результаты.
Программа направлена на формирование общей культуры детей, их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной самореализации или творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Актуальность программы кружка «Модульное оригами» в том, что она позволит обогатить навыки общения, осуществлять совместную деятельность, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления, социализацию ребенка путем приобщения к полезной к полезной творческой деятельности.
Программа обучения в кружке рассчитана на 1 год. На занятия отводится 34 часа в учебный год, которые проводятся по 1 часу 40 минут один раз в неделю.
Цель: коррекция творческих способностей и эстетических представлений учащихся в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой в технике модульного оригами.
Задачи:
обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги;
создавать условия для развития творческой активности;
коррегировать высшие психические функции;
развивать мелкую моторику, фантазию, художественный вкус, навыки сотрудничества;
воспитывать культуру деятельности, усидчивость, внимательность, самостоятельность.
Время работы кружка
Суббота 9 ч 30 мин – 10 ч 10 мин
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование представлений:
познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
познакомятся с основами знаний в области композиции и формообразования.
Форма аттестации учащихся:
выставка.
Формирование навыков:
овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
овладеют основными приемами макетирования;
изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
разовьют внимание, память, мышление, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, фантазию;
улучшает коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Наличие материала:
цветная бумага различного размера и формы;
ткань, бусины, зубочистки, бисер, клей ПВА.
Наличие инструментов:
ножницы;
швейные иглы;
линейка;
карандаш.
Наглядно-иллюстрированный и дидактический материал:
Литература
Валюх О., Валюх А. Модульное оригами. Веселые объемные фигурки. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.
Русакова М.А. Подарки и игрушкисвоими руками. – М: Сфера, 1997.
Жукова И. Забавные самоделки в технике «Модульное оригами». – Донецк: СКИФ, 2013.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводная беседа. | 1 | 1 | - |
2. | Виды модулей. Способы склеивания. | 1 | 1 | - |
3. | Изготовление треугольных и квадратных модулей. | 2 | - | 2 |
4. | Изделие «Крабик» | 1 | - | 1 |
5. | Изделие «Парусник» | 1 | - | 1 |
6. | Изделие «Чайка» | 1 | - | 1 |
7. | Изделие «Большая рыба» | 2 | - | 2 |
8. | Модуль «Необитаемый остров» | 3 | - | 3 |
9. | Модуль «Снежинка» | 4 | - | 4 |
10. | Поделка «Скоморох» | 3 | - | 3 |
11. | Модуль «Танк» | 4 | - | 4 |
12. | Изделие «Ромашки» | 5 | - | 5 |
13. | Модуль «Пасхальное яйцо» | 3 | - | 3 |
14. | Поделка «Бабочка» | 3 | - | 3 |
15. | Итого | 34 | 2 | 32 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание занятий | Количество часов | Форма учебных часов | Дата проведения |
1. | Вводная беседа. Виды бумаги. Способы обработки. Техника безопасности при работе. | 1 | Теоретическая | 3.09. |
2. | Виды модулей. Способы обработки деталей. Способы скрепления (с использованием и без использования клея и иголок). | 1 | Теоретическая | 10.09 |
3. | Изготовление треугольных и квадратных модулей. | 2 | Практическая | 17.09. 24.09. |
4. | Изделие «Крабик». | 1 | Практическая | 1.10. |
5. | Изделие «Парусник». | 1 | Практическая | 8.10. |
6. | Изделие «Чайка» | 1 | Практическая | 15.10. |
7. | Изделие «Большая рыба». Изготовление головы. Изготовление туловища. Сборка. | 2 | Практическая | 22.10. 29.10. |
8. | Модуль «Необитаемый остров». Подставка для пальмы. Ствол и ветви. Сборка изделия. | 3 | Практическая | 12.11. 19.11. 26.11. |
9. | Модуль «Снежинка». Основа. Конусосборные лучики. Сборка изделия. | 4 | Практическая | 3.12. 10.12. 17.12. 24.12. |
10. | Поделка «Скоморох». Изготовление модулей для костюма и штанов. Изготовление головы и деталей волос. Сборка изделия. | 3 | Практическая | 14.01. 21.01. 28.01. |
11. | Модуль «Танк». Изготовление корпуса, гусениц, башни, пушки. Сборка изделия. | 4 | Практическая | 4.02. 11.02. 18.02. 25.02. |
12. | Изделие «Ромашки». Изготовление основания – чашечки, лепестков, воды. Сборка модулей. | 5 | Практическая | 4.03. 11.03. 18.03. 25.03. 8.04. |
13. | Модуль Пасхальное яйцо». Выбор цвета. Схема соединения. Базовая основа верхушки яйца. Сборка изделия. | 3 | Практическая | 15.04. 22.04. 29.04. |
14. | Поделка «Бабочка». Изготовление крыльев. Подбор дополнительного материала. Сборка изделия. | 3 | Практическая | 6.05. 13.05. 20.05. |
| Итого | 34 | | |