Программа кружка «Модульное оригами»
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
-быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
Развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
Знакомит с основными геометрическими понятиями;
Улучшает способность следовать устным инструкциям;
Расширяет коммуникативные способности;
Воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
Воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
Конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
Объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
Наглядное сопровождение темы занятия – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
Средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
Элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа кружка «Оригами» - является программой художественно-эстетической направленности, для учащихся 9-14лет, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами оригами. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Цель программы:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
В кружке занимаются учащиеся с третьего по восьмой классы. Программа рассчитана на 2 год обучения. Численность в группе – до 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 час. Общее количество - 136 ч. Место проведения – кабинет «Технология».
Программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники оригами, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями: математикой, ИЗО, окружающим миром. Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Для реализации программы важен личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных способностей. Работа в зависимости от назначения, срочности, объёма и сложности может выполнятся индивидуально или коллективно.
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны |
Знать | Уметь |
Что такое оригами | Подбирать бумагу нужного цвета |
Историю возникновения оригами | Выполнять разметку листа бумаги |
Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | Пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
Название, приемы складывания модулей | Собирать игрушки – «оригамушки» |
Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | Составлять композицию из готовых поделок |
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
Анализировать образец, анализировать свою работу |
Конечным результатом выполнения программы предполагается учащимся участие различных выставках.
Календарно-тематическое планирование кружка «Модульное оригами»
№ | Раздел программы | Тема урока | Элементы содержания | Практическая работа | Кол-во часов | дата |
Первый год обучения |
1-8 | «Модульное оригами» | Введение. Средства художественной выразительности | Правила поведения в мастерской, ТБ при работе с ножницами, клеем. История возникновения «Модульного оригами». | Подготовка инструментов, рабочего места к работе. Свойства бумаги. | 8 | |
9-24 25-32 33-48. 49- 64. 65-68 . | Азбука оригами. Основные правила работы. Условные знаки, принятые в модульном оригами . 1.Треугольный модуль. Техника складывания. 2. «Тюльпан». Готовим модули. Сбор фигуры «Тюльпан». 3«Лебедь». Готовим модули. Сбор фигуры «Лебедь» по схеме. 4 «Снеговик» Готовим модули. Сбор фигуры «Снеговик» по схеме. 5. «Обобщающее занятие: подведение итогов работы за год отчётная выставка работ. | Понятие «Модульное оригами». Модули, используемые в работе. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами, приемы работы с линейкой. Знакомство со знаками | Изготовление поделок Изготовление цветов, бантиков, кусудами. Самостоятельно делать квадрат совмещением смежных сторон Сгибание боковых острых углов в разных направлениях Закрепление складки | 16 8 16 16 4 | |
| Второй год обучения |
69- 76 77-92 93-108 109-116 117-124 125-132 133-136 | 1 Вводное занятие. Общие правила безопасности труда. Изготовление деталей для фигуры «Ромашка». 2«Кошечка». Готовим модули. Сбор фигуры «Кошечка» по схеме 3 «Заяц». Готовим модули. Сбор фигуры «Заяц» по схеме. 4 Ваза «Идея» Готовим модули Сбор вазы «Идея» по схеме. 5 «Сердце». Готовим модули. Сбор фигуры «Сердце» по схеме. 6 «Северный олень». Готовим модули. Сбор фигуры «Северный олень» по схеме. 7 Цветы «Нарциссы». Готовим модули. Сбор фигуры «Нарциссы» по схеме. Обобщающее занятие: подведение итогов работы за год отчётная выставка работ. | Технология выполнения основных базовых форм оригами - треугольник, блинчик, водяная бомбочка. Способы соединения модулей в изделии. | Упражнения по выполнению базовых форм. Соединение модулей в одно целое. Изготовление изделий. Подсчитывание количества модулей для изделия. Изготовление поделок по выбору учащихся. | 8 16 16 8 8 8 4 | |