Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Любостанская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО учителей естественно- математического цикла Руководитель _____ Шевелёва Л.Д. Протокол №___ от «__» ______ 2015 г. | «Согласована» Заместитель директора школы по УВР ______ Гнездилова З.Н. «__» _______ 2015 г. | «Утверждена» Директор МКОУ «Любостанская СОШ» _____ Булгаков С.В. Приказ №__ от «__» ____2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
(алгебра)
10 класс
Составитель:
Тараторкина Елена Алексеевна.
учитель математики 1 категории
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по математике (алгебре) в 10 классе составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012,
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. №1089,
- Приказа Министерства образования и науки об утверждении федерального перечня учебников (Приказ №253 от 31.03.2014),
- Примерной программы для общеобразовательных учреждений. (Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г.Миндюк. -4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2004. – 320 с. )
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа . 10-11 классы. «Просвещение» 2009 г.;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 ,
- Учебного плана МКОУ «Любостанская СОШ» на 2015-2016 учебный год,
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов (ФКГОС) МКОУ «Любостанская средняя общеобразовательная школа» (Приказ №51 от 01.06.2013 года),
При реализации данной программы используется УМК под руководством А. Г. Мордковича.
Структура документа
Структура рабочей программы призвана представить учебный предмет как целостную систему, отражающую внутреннюю логику организации и взаимодействия учебного материала и учебного процесса, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист, пояснительную записку, содержание разделов и тем учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения алгебре и началам анализа:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи:
систематизировать сведения о числах; изучить новые виды числовых выражений и формул;
совершенствовать практические навыки вычислительной культуры,
расширить и совершенствовать алгебраический аппарат, сформированный в основной школе, и применять его к решению математических и нематематических задач;
выработать умение решать тригонометрические уравнения;
расширить и систематизировать общие сведения о функциях, пополнить класс изучаемых функций, проиллюстрировать широту применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развивать представления о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствовать интеллектуальные и речевые умения путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МКОУ «Любостанская СОШ» на изучение алгебры в 10 классе отводится 3 часа в неделю, 35 учебных недель, всего 105 часов.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Числовые функции (10ч)
Определение и способы задания числовой функции . Область определения и область значений функции. Свойства функций. Исследование функций. Чтение графика. Определение и задание обратной функции. Построение графиков прямой и обратной функции.
Тригонометрические функции (28ч)
Числовая окружность. Длина дуги числовой окружности. Числовая окружность на координатной плоскости. Определение синуса и косинуса на единичной окружности. Определение тангенса и котангенса. Тригонометрические функции числового аргумента. Упрощение тригонометрических выражений. Тригонометрические функции углового аргумента. Решение прямоугольных треугольников. Формулы приведения. Функция y=sin x, её свойства и график. Функция y=cos x, её свойства и график. Периодичность функций y=sin x, y=cos x. Построение графика функций y=mf(x) и y=f(kx) по известному графику функции y=f(x). Функции y=tg x и y=ctg x, их свойства и графики.
Тригонометрические уравнения (10ч)
Определение и вычисление арккосинуса. Решение уравнения cos t=a. Определение и вычисление
арксинуса. Решение уравнения sin t=a. Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. Простейшие тригонометрические уравнения. Различные методы решения уравнений.
Однородные тригонометрические уравнения.
Преобразование тригонометрических выражений (15ч)
Синус и косинус суммы и разности аргументов. Тангенс суммы и разности аргументов.
Формулы двойного аргумента. Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы.
Производная (29ч)
Числовые последовательности и их свойства. Предел последовательности. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. Приращение аргумента. Приращение функции. Определение производной. Производная и график функции. Производная и касательная. Формулы для вычисления производных. Производная сложной функции. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы.
График функции, график производной. Применение производной для исследования функций. Построение графиков функций. Задачи с параметром. Графическое решение.
Алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке.
Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. Текстовые и геометрические задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин.
Обобщающее повторение (13 часов)
Итого 102 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программы | Количество часов | Количество контр. работ |
1 | Числовые функции | 10 | 1 |
2 | Тригонометрические функции | 28 | 3 |
3 | Тригонометрические уравнения | 10 | 1 |
4 | Преобразование тригонометрических выражений | 15 | 1 |
5 | Производная | 29 | 3 |
6 | Обобщающее повторение | 13 | 1 |
| Итого: | 105 | 10 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/пониматьi
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
– вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь:
– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций;
– описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
– решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Начала математического анализа
уметь:
– вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
– исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
– вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь:
– решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
– составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
– использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
– изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь:
– решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
– вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
– анализа информации статистического характера;
владеть компетенциями:
– учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро-ка | Дата проведения | Название темы | Количество часов | Приме-чание |
по плану | по факту |
1 четверть -26 часов |
Числовые функции (10 ч) |
1. | 3.09 | | Определение числовой функции и способы ее задания | 1 | |
2. | 5.09 | | Определение числовой функции и способы ее задания | 1 | |
3. | 8.09 | | Определение числовой функции и способы ее задания | 1 | |
4. | 10.09 | | Свойства функций | 1 | |
5. | 12.09 | | Свойства функций | 1 | |
6. | 15.09 | | Свойства функций | 1 | |
7. | 17.09 | | Обратная функция | 1 | |
8. | 19.09 | | Обратная функция | 1 | |
9. | 22.09 | | Обратная функция | 1 | |
10. | 24.09 | | Контрольная работа №1 по теме «Числовые функции» | 1 | |
Тригонометрические функции (28 ч) |
11. | 26.09 | | Анализ контрольной работы. Числовая окружность | 1 | |
12. | 29.09 | | Числовая окружность | 1 | |
13. | 1.10 | | Числовая окружность на координатной плоскости | 1 | |
14. | 3.10 | | Числовая окружность на координатной плоскости | 1 | |
15. | 6.10 | | Числовая окружность на координатной плоскости | 1 | |
16. | 8.10 | | Синус и косинус | 1 | |
17. | 10.10 | | Синус и косинус | 1 | |
18. | 13.10 | | Тангенс и котангенс | 1 | |
19. | 15.10 | | Тангенс и котангенс | 1 | |
20. | 17.10 | | Контрольная работа №2 по теме «Числовая окружность» | 1 | |
21. | 20.10 | | Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции числового аргумента | 1 | |
22. | 22.10 | | Тригонометрические функции числового аргумента | 1 | |
23. | 24.10 | | Тригонометрические функции углового аргумента | 1 | |
24. | 27.10 | | Тригонометрические функции углового аргумента | 1 | |
25. | 29.10 | | Формулы приведения | 1 | |
26. | 31.10 | | Контрольная работа №3 по теме«Тригонометрические функции» | 1 | |
2 четверть – 22 часа |
27. | 10.11 | | Анализ контрольной работы. Формулы приведения. Повторение. | 1 | |
28. | 12.11 | | Функция y = sin x, ее свойства и график | 1 | |
29. | 14.11 | | Функция y = sin x, ее свойства и график | 1 | |
30. | 17.11 | | Функция y = cos x, ее свойства и график | 1 | |
31. | 19.11 | | Функция y = cos x, ее свойства и график | 1 | |
32. | 21.11 | | Периодичность функций y = sin x, y = cos x | 1 | |
33. | 24.11 | | Преобразование графиков тригонометрических функций | 1 | |
34. | 26.11 | | Преобразование графиков тригонометрических функций | 1 | |
35. | 28.11 | | Преобразование графиков тригонометрических функций | 1 | |
36. | 1.12 | | Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики | 1 | |
37. | 3.12 | | Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики | 1 | |
38. | 5.12 | | Контрольная работа №4 «Тригонометрические функции и их свойства» | 1 | |
Тригонометрические уравнения (10 ч) |
39. | 8.12 | | Анализ контрольной работы. Арккосинус. Решение уравнения cos x = a | 1 | |
40. | 10.12 | | Арккосинус. Решение уравнения cos x = a | 1 | |
41. | 12.12 | | Арксинус. Решение уравнения sin x = a | 1 | |
42. | 15.12 | | Арксинус. Решение уравнения sin x = a | 1 | |
43. | 17.12 | | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнения tg x = a, ctg x = a | 1 | |
44. | 19.12 | | Тригонометрические уравнения | 1 | |
45. | 22.12 | | Тригонометрические уравнения | 1 | |
46. | 24.12 | | Тригонометрические уравнения | 1 | |
47. | 26.12 | | Тригонометрические уравнения | 1 | |
48. | 29.12 | | Контрольная работа №5 «Тригонометрические уравнения» | 1 | |
3 четверть |
Преобразование тригонометрических выражений |
49. | 14.01 | | Анализ контрольной работы. Синус и косинус суммы и разности аргументов | 1 | |
50. | 16.01 | | Синус и косинус суммы и разности аргументов | 1 | |
51. | 19.01 | | Синус и косинус суммы и разности аргументов | 1 | |
52. | 21.01 | | Синус и косинус суммы и разности аргументов | 1 | |
53. | 23.01 | | Тангенс суммы и разности аргументов | 1 | |
54. | 26.01 | | Тангенс суммы и разности аргументов | 1 | |
55. | 28.01 | | Формулы двойного угла | 1 | |
56. | 30.01 | | Формулы двойного угла | 1 | |
57. | 2.02 | | Формулы двойного угла | 1 | |
58. | 4.02 | | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения | 1 | |
59. | 6.02 | | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения | 1 | |
60. | 9.02 | | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения | 1 | |
61. | 11.02 | | Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы | 1 | |
62. | 13.02 | | Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы | 1 | |
63. | 16.02 | | Контрольная работа №6 «Преобразование тригонометрических выражений » | 1 | |
Производная |
64. | 18.02 | | Анализ контрольной работы. Числовые последовательности. Предел последовательности | 1 | |
65. | 20.02 | | Числовые последовательности. Предел последовательности | 1 | |
66. | 25.02 | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 1 | |
67. | 27.02 | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 1 | |
68. | 1.03 | | Предел функции | 1 | |
69. | 3.03 | | Предел функции | 1 | |
70. | 5.03 | | Определение производной | 1 | |
71. | 10.03 | | Определение производной | 1 | |
72. | 12.03 | | Определение производной | 1 | |
73. | 15.03 | | Вычисление производной | 1 | |
74. | 17.03 | | Вычисление производной | 1 | |
75 | 19.03 | | Контрольная работа №7 «Производная» | 1 | |
4 четверть – 30 часов |
76 | 29.03 | | Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Производная» | 1 | |
77 | 31.03 | | Уравнение касательной к графику функции | 1 | |
78 | 2.04 | | Уравнение касательной к графику функции | 1 | |
79. | 5.04 | | Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы | 1 | |
80. | 7.04 | | Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы | 1 | |
81. | 9.04 | | Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы | 1 | |
82. | 12.04 | | Построение графиков функций | 1 | |
83. | 14.04 | | Построение графиков функций | 1 | |
84. | 16.04 | | Построение графиков функций | 1 | |
85. | 19.04 | | Контрольная работа №8 «Применение производной к исследованию функций». | 1 | |
86. | 21.04 | | Анализ контрольной работы. Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке | 1 | |
87. | 23.04 | | Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке | 1 | |
88. | 26.04 | | Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке | 1 | |
89. | 28.04 | | Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин | 1 | |
90. | 30.04 | | Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин | 1 | |
91. | 3.05 | | Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин | 1 | |
92. | 5.05 | | Контрольная работа №8 «Применение производной к исследованию функций». | 1 | |
Обобщающее повторение (13 ч) |
93. | 7.05 | | Анализ контрольной работы. Графики тригонометрических функций | 1 | |
94. | 10.05 | | Графики тригонометрических функций | 1 | |
95. | 12.05 | | Графики тригонометрических функций | 1 | |
96. | 14.05 | | Решение тригонометрических уравнений | 1 | |
97. | 17.05 | | Решение тригонометрических уравнений | 1 | |
98. | 19.05 | | Решение тригонометрических уравнений | 1 | |
99. | 21.05 | | Преобразование тригонометрических выражений | 1 | |
100 | 24.05 | | Преобразование тригонометрических выражений | 1 | |
101 | 25.05 | | Преобразование тригонометрических выражений | 1 | |
102 | 26.05 | | Производная | 1 | |
103 | 27.05 | | Производная | 1 | |
104 | 28.05 | | Итоговая контрольная работа | 1 | |
105 | 31.05 | | Итоги контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Перечень литературы
Для учителя
Настольная книга учителя математики М.: ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель» 2004 г.;
Тематическое приложение к вестнику образования № 4 2005 г.;
А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Учебник - М.: Мнемозина 2013 г.;
А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская Алгебра и начала анализа 10-11 классы . Задачник – М: Мнемозина 2013 г.;
Александрова Л. А.; под ред. А.Г.Мордковича Алгебра и начала анализа 10 класс. Контрольные работы - М.: Мнемозина 2007 г.
Л. А. Александрова, Алгебра и начала анализа 10 класс . Самостоятельные работы. М.: Мнемозина 2007 г.
А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10 класс. Пособие для учителей М.: Мнемозина 2004 г.;
Для учащихся:
А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Учебник - М.: Мнемозина 2013 г.;
А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская Алгебра и начала анализа 10-11 классы . Задачник – М: Мнемозина 2013 г.;
Александрова Л. А.; под ред. А.Г.Мордковича Алгебра и начала анализа 10 класс. Контрольные работы - М.: Мнемозина 2007 г.
Л. А. Александрова, Алгебра и начала анализа 10 класс . Самостоятельные работы. М.: Мнемозина 2007 г.
Е. Е. Тульчинская Алгебра и начала анализа 10-11 классы блицопрос, пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; - М.: Мнемозина 2011 г.;
i