ПРИНЯТО на заседании МО учителей английского языка Протокол заседания от « » июня 2016 г. № 1 Руководитель МО /Музафарова Р.В./ | ПРОВЕРЕНО Заместителем директора по УР « » августа 2016 г. /Музипова Е.И./ | УТВЕРЖДЕНО Директор СОШ 151 Макерова С.В. от « » августа 2016 г. ___________________ |
Рабочая программа
по английскому языку
для 6 Б класса
Уровень базовый
Автор: учитель английского языка
Латыпова Найиля Фаткуловна
Город Казань 2016 /2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным Приказом Минобразования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
с законом «Об образовании в Российской Федерации».
с авторской программой для общеобразовательных учреждений Английский в фокусе 5-11 классы В. Г. Апалькова, «Просвещение», 2015 г.
с федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
с учебным планом МОУ Глебовская СОШ в 2015-2016 учебном году
с особенностями МОУ Глебовская СОШ, образовательными потребностями и запросами обучающихся и их законных представителей (родителей).
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе Государственного стандарта 2010 года и авторской программы для общеобразовательных учреждений, «Английский в фокусе» 5-11 классы В. Г. Апалькова, «Просвещение», 2015 г. рассчитана на 102 часа (из них 12 часов – контроль), что соответствует количеству часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебным планом МОУ Глебовской средней образовательной школы в 2015-2016 году. Программа реализует обязательный (базовый) минимум содержания образования, детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения английского языка. Рабочая программа подкреплена учебником «Английский в фокусе» 6 класс Ю.Ваулина, Дж. Дули, О.Подоляко, В. Эванс, «Просвещение», 2015 г.. Согласно авторской программе В. Г. Апалькова и книги для учителя «Spotlight-6» В. Эванс, Ю.Ваулина, программа курса 6 класса рассчитана на 10 модулей, с общим количеством 90 часов (по 9 часов на модуль). 91-102 уроки отводятся как резервные для планирования по усмотрению учителя. В связи с этим, в модулях 1-9 были добавлены уроки для доработки грамматической темы (удвоен урок «b» в каждом модуле).
Данная рабочая программа в отличие от авторской углублена за счет добавления часов, отводимых на подготовку к ГИА, что способствует достижению требований к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников
Цели обучения английскому языку
Изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебник «Английский в фокусе» – 6 построен в соответствии с базисным учебным планом (3 часа в неделю) и рассчитан на 105 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;
формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;
формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;
усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации;
сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.
Предметные результаты:
А. В сфере коммуникативной компетенции:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Содержание курса
Предметное содержание речи
1. Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка, дискотека, кафе). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки. Карманные деньги.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Международные школьные обмены. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
В диалогической форме
Диалог этикетного характера:
Начинать, поддерживать и заканчивать разговор.
Начинать, вести и заканчивать разговор по телефону.
Поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них.
Выражать благодарность.
Вежливо переспрашивать.
Выражать согласие/отказ.
Диалог-расспрос:
Сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов.
Самостоятельно запрашивать информацию.
Выражать своё мнение/отношение.
Переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.
Брать/давать интервью.
Диалог – побуждение к действию:
Обращаться с просьбой.
Соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу.
Давать советы.
Принимать/не принимать советы партнёра.
Приглашать к действию/взаимодействию.
Соглашаться/не соглашаться на предложение партнёра, объяснять причину своего решения.
Диалог – обмен мнениями:
Выслушивать сообщения/мнение партнёра.
Выражать согласие/несогласие с мнением партнёра.
Выражать свою точку зрения и обосновывать её.
Выражать сомнение.
Выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (восхищение, удивление, радость, огорчение и др.).
Комбинированный диалог:
Сообщать информацию и выражать своё мнение.
Расспрашивать и давать оценку.
Просить о чём-либо и аргументировать свою просьбу.
Полилог/свободная беседа:
Выслушивать сообщения/мнения партнёров.
Выражать согласие/несогласие с мнением партнёра.
Выражать свою точку зрения и обосновывать её.
Использовать заданный алгоритм ведения дискуссии.
В монологической форме
Высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или прослушанный текст, вербальную ситуацию или зрительную наглядность:
Высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), с опорой на ключевые слова, вопросы, план и без опоры.
Сочетать в своём высказывании различные типы речи.
Кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему/в связи с ситуацией общения, используя аргументацию и выражая своё отношение к предмету речи.
Делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст/ключевые слова/план.
Комментировать факты из прослушанного/прочитанного текста.
Выражать и аргументировать своё отношение к услышанному/ прочитанному.
Делать презентацию по результатам выполнения проектной работы.
Аудирование
Восприятие и понимание на слух иноязычных несложных аутентичных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи, жанра и функционального типа текста.
При непосредственном общении:
Понимать в целом речь учителя по ведению урока.
Распознавать на слух и полностью понимать речь одноклассника в ходе общения с ним.
Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом материале и/или содержащее некоторые незнакомые слова.
Использовать контекстуальную или языковую догадку.
Использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.
Вербально или невербально реагировать на услышанное.
При опосредованном общении (на основе аудиотекста):
Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов в рамках тем, отобранных для основной школы.
Прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения.
Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте.
Отделять главные факты, опуская второстепенные
Выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку/контекст.
Игнорировать неизвестный языковой материал, не существенный для понимания основного содержания.
Чтение
Чтение и понимание аутентичных текстов разных жанров и стилей с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
Соотносить графический образ слова с его звуковым образом.
Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал.
С пониманием основного содержания (ознакомительное чтение):
Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей.
Прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста;
Читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов.
Определять тему/основную мысль.
Выделять главные факты из текста, опуская второстепенные.
Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части.
Озаглавливать текст, его отдельные части.
Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту.
Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
C полным пониманием содержания (изучающее чтение):
Читать несложные аутентичные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки.
Анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учётом различий в структурах родного и изучаемого языков. переводить отдельные фрагменты текста.
Озаглавливать текст, его отдельные части.
Устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста.
Оценивать полученную информацию.
Комментировать некоторые факты/события текста, выражая своё мнение о прочитанном.
С выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение):
Оценивать найденную информацию с точки зрения её значимости для решения поставленной коммуникативной задачи:
Письменная речь
Выписки из текста, короткие поздравления с выражением пожеланий; заполнение бланков и несложных анкет в форме, принятой в странах изучаемого языка; личное письмо с опорой на образец (расспрашивание адресата о его жизни, делах, сообщение той же информации о себе, выражение благодарности, извинения, совета, просьбы, жалобы); написание небольших сочинений (письменных высказываний с элементами описания, повествования, рассуждения) с опорой/без опоры на образец:
Владеть основными правилами орфографии, написанием наиболее употребительных слов.
Делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях.
Заполнять формуляр, анкету, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес).
Писать короткие поздравления с днём рождения, Новым годом, Рождеством и другими праздниками.
Выражать пожелания.
Писать с опорой на образец личное письмо зарубежному другу: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о нём. выражать благодарность, извинения, просьбу, давать совет. рассказывать о различных событиях, делиться впечатлениями, высказывая своё мнение.
Писать небольшое сочинение на известную тему с опорой/без опоры на образец.
Графика и орфография
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала:
Соотносить графический образ слова с его звуковым образом.
Сравнивать и анализировать буквосочетания и их транскрипцию.
Вставлять пропущенные слова.
Применять основные правила чтения и орфографии.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на смысловые группы; соблюдение правильной интонации в различных типах предложений; дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу:
Различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка.
Соблюдать нормы произношения звуков английского языка при чтении вслух и в устной речи.
Соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе.
Различать коммуникативный тип предложения по его интонации.
Корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы).
Выражать чувства и эмоции с помощью эмфатической информации.
Воспроизводить слова по транскрипции.
Оперировать полученными фонетическими сведениями из словаря в чтении и говорении.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме 1200 единиц и более (включая 500 ЛЕ, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран родного и изучаемого языков.
Основные способы словообразования:
а) аффиксация:
глаголов dis- (disagree), mis- (misunderstand), re- (rewrite); -ize/-ise (revise);
существительных -sion/-tion (conclusion/celebration), -ance/-ence (performance/influence), -ment (environment), -ity (possibility), -ness (kindness), -ship (friendship), -ist (optimist), -ing (meeting);
прилагательных un- (unpleasant), -im/-in (impolite/independent), inter- (international); -y (busy), -ly (lovely), -ful (careful), -al (historical), -ic (scientific), -ian/-an (Russian), -ing (loving); -ous (dangerous), -able/-ible (enjoyable/responsible), -less (harmless), -ive (native);
наречий, оканчивающихся на -ly (usually);
числительных с суффиксами -teen (fifteen), -ty (seventy), -th (sixth);
б) словосложение:
существительное + существительное (peacemaker);
прилагательное + прилагательное (well-known);
прилагательное + существительное (blackboard);
местоимение + существительное (self-respect);
в) конверсия:
Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).
Грамматическая сторона речи
Нераспространённые и распространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке (We went to England last summer); предложения с начальным It и с начальным There + to be (It’s winter. It’s sunny today. It was useless. It’s time to go home. There are a lot of flowers in our town).
Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or.
Сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами who, what, which, that; when, for, since, during; where; why, because, that’s why; if, unless; so; so that.
Сложноподчинённые предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever.
Условные предложения реального (Conditional I – If it doesn’t rain, they’ll go for a picnic) и нереального характера (Conditional II – If I were rich, I would help the endangered animals).
Условные предложения нереального характера (Conditional III).
Все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past simple, Present perfect, Present continuous).
Побудительные предложения в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t break the mirror!) форме.
Предложения с конструкциями as … as, not so … as, either … or, neither … nor.
Конструкции с глаголами на -ing: to be going to (для выражения будущего действия); to love/hate doing something; Stop talking.
Конструкции It takes me … to do something; to look/feel/be happy.
Конструкции be/get used to something; be/get used to doing something.
Конструкции с инфинитивом (сложное дополнение и сложное подлежащее) типа I saw Peter ride/riding his bike. My parents want me to be a teacher. She seems to be a good doctor.
Правильные и неправильные глаголы в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future simple; Present, Past perfect; Present, Past, Future continuous; Present perfect continuous; Future-in-the-past).
Глаголы в видо-временных формах страдательного залога (Present, Past, Future simple passive).
Глагольные формы в видо-временных формах страдательного залога (Past perfect passive).
Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might, must/have to, shall/should, would, need).
Косвенная речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени.
Согласование времён в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.
Неличные формы глагола (инфинитив, герундий, причастия настоящего и прошедшего времени, отглагольное существительное) без различения их функций.
Наиболее употребительные фразовые глаголы, обслуживающие ситуации общения, отобранные для основной школы.
Определённый, неопределённый и нулевой артикли.
Неисчисляемые и исчисляемые существительные (a pencil, water), существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (a burning house, a written letter). Существительные в функции прилагательного (art gallery).
Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованные не по правилу (little – less – least).
Личные местоимения в именительном (I) и объектном (my, me) падежах, а также в абсолютной форме (mine).
Неопределённые местоимения (some, any).
Возвратные местоимения, неопределённые местоимения и их производные (somebody, anything, nobody, everything и т. д.).
Наречия, оканчивающиеся на -ly (early), а также совпадающие по форме с прилагательными (fast, high).
Устойчивые словоформы в функции наречия типа sometimes, at last, at least и т. д.
Числительные для обозначения дат и больших чисел.
Предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые в страдательном залоге (by, with).
Социокультурная осведомлённость
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
умением представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
У учащихся совершенствуются компенсаторные умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения
У учащихся формируются и совершенствуются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование у учащихся специальных учебных умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов, отводимых на данный раздел |
1. Кто есть кто. | 12 часов |
2. Вот и мы! | 10 часов |
3. Поехали! | 10 часов |
4. День за днем. | 10 часов |
5. Праздники. | 10 часов |
6. На досуге. | 10 часов |
7. Вчера, сегодня, завтра. | 11 часов |
8. Правила и инструкции. | 10 часов |
9. Еда и прохладительные напитки. | 10 часов |
10. Каникулы. | 12 часов |
Итого: | 105 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения иностранного языка ученик должен
знать/понимать:
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и
соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видовременные,
неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь/косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);
страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;
уметь:
говорение
• вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/ прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
• рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;
аудирование
• относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды),
публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;
чтение
• читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/ просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
• писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.
Контроль и оценка деятельности учащихся:
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий после каждой микротемы модуля (уроки a, b и c) по усмотрению учителя и после каждого раздела учебника, приведенных в сборнике контрольных заданий (тематический контроль). Характер тестов для проверки лексико-грамматических навыков и речевых умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале.
Предлагаемые задания тестов и контрольных работ имеют цель показать учащимся реальный уровень их достижений и обеспечить необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения английского языка.
Также используются следующие виды контроля:
входной (проверка степени сформированности языковых умений и навыков)
текущий (проверка формирования языковых и речевых умений и навыков)- Текущий контроль осуществляется на уроках посредством различных его форм и видов, а также посредством самоконтроля (самостоятельная проверка своих работ и работ одноклассников, сверка результата с ответом).
итоговый (проверка уровня сформированности всех видов речевой деятельности).
Формы контроля.
На уроках используются следующие организационные формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный. Каждая из перечисленных форм контроля осуществляется устно или письменно в зависимости от проверяемого речевого умения и вида контроля – итогового завершающего или текущего.
Формы контроля, используемые на уроках английского языка:
устный опрос
фронтальный опрос
словарный диктант
контрольная работа
самостоятельная работа
тест
самоконтроль
кроссворды
защита творческих работ и проектов
викторина
Особенности УМК «Spotlight» 6
Данный УМК отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, а также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы. Являясь совместным международным проектом издательства «Просвещение» с британским издательством “Express Publishing”, в котором участвуют российские и британские авторы, данный УМК создан специально для общеобразовательных школ России.
Главные цели курса — это развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
В основу данной серии в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции. Этому должен способствовать и учебник, который, как надеются авторы, поможет учителю выбрать стратегии и приемы обучения с учетом возможностей школьников.
Личностно ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы, обеспечивает особое внимание к интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например метод проектов. Результатом такого процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.
Основными отличительными характеристиками курса «Английский в фокусе» являются:
• аутентичность значительной части языковых материалов;
• адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;
• соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация — постановка цели — деятельность по достижению цели — самоконтроль — самооценка — самокоррекция;
• современные, в том числе компьютерные, технологии;
• интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;
• личностная ориентация содержания учебных материалов;
• включенность родного языка и культуры;
• система работы по формированию общеучебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;
• межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира;
• возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса;
• воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.
Многие темы, изученные в УМК «Английский в фокусе 5», повторяются с расширением и дополнением в УМК для 6 класса: «Моя семья», «Праздники», «Распорядок дня», «Покупки», «Каникулы», «Свободное время и хобби», «Знаменитости прошлого и настоящего», «Страны изучаемого языка».
УМК «Английский в фокусе 6» состоит из:
• учебника;
• рабочей тетради;
• книги для учителя;
• книги для чтения;
• языкового портфеля;
• CD для работы в классе;
; • CD для самостоятельной работы;
• вебсайта курса (companion website)
www.spotlightonrussia.ru;
• сборника контрольных заданий.
Календарно-тематическое планирование
по английскому языку к учебнику
«Английский в фокусе» Ваулина, Дули, Подоляко, Эванс
6 класс на 2015 - 2016 уч. год
№ урока п/п | Плановые сроки прохождения | Фактическая дата | Название раздела, темы урока |
I триместр (10 уч. недель – 30 уроков) |
Раздел I. Кто есть кто. |
1 | 01.09.15г.- 05.09.15г. | | Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с УМК. Члены семьи. |
2 | 01.09.15г.- 05.09.15г. | | Кто ты? |
3 | 01.09.15г.- 05.09.15г | | Внешность и черты характера. |
4 | 07.09.15г.- 12.09.15г. |
| Моя страна. |
5 | 07.09.15г.- 12.09.15г. | | Страны изучаемого языка: географическое положение, столицы и крупные города. |
6 | 07.09.15г.- 12.09.15г. | | Межличностные взаимоотношения со Сверстниками. Входящий контрольный срез. |
7 | 14.09.15г.– 19.09.15г. | | Вселенная и человек. Жизнь семьи. |
8 | 14.09.15г.– 19.09.15г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «Кто есть кто». |
9 | 14.09.15г.– 19.09.15г. | | Тест по теме «Кто есть кто». |
10 | 21.09.15г.- 26.09.15г | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Семья». |
Раздел I I. Вот и мы! |
11 | 21.09.15г.- 26.09.15г. | | Режим труда и отдыха. |
12 | 21.09.15г.- 26.09.15г. | | У меня дома. |
13 | 28.09.15г.- 03.10.15г. | | Условия проживания в городской местности |
14 | 28.09.15г.- 03.10.15г. | | По соседству. Мой микрорайон. |
15 | 28.09.15г.- 03.10.15г. | | Известные улицы Англии и США. |
16 | 12.10.15г.- 17.10.15г. | | Заявка на обслуживание. |
17 | 12.10.15г.- 17.10.15г. | | План-чертёж своей комнаты в масштабе. Дачи в России. |
18 | 12.10.15г.- 17.10.15г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «Вот и мы!». |
19 | 19.10.15г.- 24.10.15г. | | Тест по теме «Вот и мы!». |
20 | 19.10.15г.- 24.10.15г. | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Мой дом». |
Раздел III. Поехали! |
21 | 19.10.15г.- 24.10.15г. | | Безопасность на дорогах. |
22 | 26.10.15г.- 31.10.15г. | | В движении. |
23 | 26.10.15г.- 31.10.15г. | | Транспорт. |
24 | 26.10.15г.- 31.10.15г. | | С ветерком. Гонки и гонщики. |
25 | 02.11.15г.-07.11.15г. | | Виды транспорта в Лондоне. |
26 | 02.11.15г.-07.11.15г. | | Метро. Как пройти? |
27 | 02.11.15г.-07.11.15г. | | Что означает красный цвет? |
28 | 09.11.15г.-14.11.15г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «Поехали!». |
29 | 09.11.15г.-14.11.15г. | | Тест по теме «Поехали!» |
30 | 09.11.15г.-14.11.15г. | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Транспорт». |
II триместр (11 уч. недель – 33 урока) |
Раздел IV. День за днем. |
31 | 23.11.15г.-28.11.15г. | | День и ночь – сутки прочь. |
32 | 23.11.15г.-28.11.15г. | | Предложение-вопрос «Как насчёт…?». |
33 | 23.11.15г.-28.11.15г. | | СМИ: телевидение. |
34 | 30.11.15г.- 05.12.15г. | | Мой любимый день. |
35 | 30.11.15г.- 05.12.15г. | | Жизнь подростков в России и Британии. |
36 | 30.11.15г.- 05.12.15г. | | Назначение/ отмена встречи. |
37 | 07.12.15г.- 12.12.15г. | | Вычерчиваем числа. |
38 | 07.12.15г.- 12.12.15г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «День за днем». |
39 | 07.12.15г.- 12.12.15г. | | Тест по теме «День за днем». |
40 | 14.12.15г.- 19.12.15г. | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Будни подростков». |
Раздел V. Праздники. |
41 | 14.12.15г.- 19.12.15г. | | Время праздников. |
42 | 14.12.15г.- 19.12.15г. | | Традиции Британии и США. |
43 | 21.12.15г.- 26.12.15г. | | Отпразднуем всей семьёй! |
44 | 21.12.15г.- 26.12.15г. | | Особые дни. |
45 | 21.12.15г.- 26.12.15г. | | Шотландские игры. |
46 | 28.12.15г.- 31.12.15г. | | Заказ цветов. Белые ночи в Санкт-Петербурге. |
47 | 28.12.15г.- 31.12.15г. | | В зазеркалье. |
48 | 28.12.15г.- 31.12.15г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «Праздники». |
49 | 11.01.16г.- 16.01.16г. | | Тест по теме «Праздники». |
50 | 11.01.16г.- 16.01.16г. | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Праздники». |
Раздел VI. На досуге. |
51 | 11.01.16г.- 16.01.16г. | | Свободное время. |
52 | 18.01.16г.- 23.01.16г. | | Игра. Виды игр. |
53 | 18.01.16г.- 23.01.16г. | | Досуг и увлечения. |
54 | 18.01.16г.- 23.01.16г. | | Скоротаем время. |
55 | 25.01.16г.- 30.01.16г. | | Настольные игры. |
56 | 25.01.16г. 30.01.16г. | | Покупка подарка. |
57 | 25.01.16г. 30.01.16г. | | Кукольный театр. Досуг в России. |
58 | 01.02.16г.- 06.02.16г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «На досуге». |
59 | 01.02.16г.- 06.02.16г. | | Тест по теме «На досуге». |
60 | 01.02.16г.- 06.02.16г. | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Досуг». |
Раздел VII. Вчера, сегодня, завтра. |
61 | 08.02.16г.- 13.02.16г. | | В прошлом. Города-призраки. |
62 | 08.02.16г.- 13.02.16г. | | Дух Хеллоуина. |
63 | 08.02.16г.- 13.02.16г. | | День, который не забыть. |
III триместр (13 уч. недель – 39 уроков) |
64 | 22.02.16г.- 27.02.16г. | | Известные первооткрыватели. |
65 | 22.02.16г.- 27.02.16г. | | Супергерои. Стальной человек. |
66 | 22.02.16г.- 27.02.16г. | | В бюро находок. |
67 | 29.02.16г.- 05.03.16г. | | Национальное достояние: А.С. Пушкин. Играя с прошлым. |
68 | 29.02.16г.- 05.03.16г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «Тогда и сейчас». |
69 | 29.02.16г.- 05.03.16г. | | Тест по теме «Тогда и сейчас». |
70 | 07.03.16г.-12.03.16г. | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Прошлое». |
Раздел VIII. Правила и инструкции. |
71 | 07.03.16г.-12.03.16г. | | Таковы правила. |
72 | 07.03.16г.-12.03.16г. | | Предложение-побуждение к действию «А давай…!». |
73 | 14.03.16г.- 19.03.16г. | | Места в городе и правила в них. |
74 | 14.03.16г.- 19.03.16г. | | Правила дома. Чисто ли в твоем микрорайоне? |
75 | 14.03.16г.- 19.03.16г. | | Вершины мира. |
76 | 21.03.16г.- 26.03.16г. | | Заказ театральных билетов. |
77 | 21.03.16г.- 26.03.16г. | | Московский зоопарк. |
78 | 21.03.16г.- 26.03.16г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «Правила и инструкции». |
79 | 28.03.16г.- 02.04.16г. | | Тест по теме «Правила и инструкции». |
80 | 28.03.16г.- 02.04.16г. | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Правила». |
Раздел IX. Еда и прохладительные напитки. |
81 | 28.03.16г.- 02.04.16г. | | Еда и напитки. |
82 | 11.04.16г.- 16.04.16г. | | Что в меню? |
83 | 11.04.16г.- 16.04.16г. | | Как сделать заказ в кафе. |
84 | 11.04.16г.- 16.04.16г. | | Давай готовить! Рецепты. |
85 | 18.04.16г.- 23.04.16г. | | Кафе и закусочные в Великобритании. |
86 | 18.04.16г.- 23.04.16г. | | Заказ столика в ресторане. |
87 | 18.04.16г.- 23.04.16г. | | Питайся правильно! Грибы. |
88 | 25.04.16г.- 30.04.16г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «Еда и напитки». |
89 | 25.04.16г.- 30.04.16г. | | Тест по теме «Еда и напитки». |
90 | 25.04.16г.- 30.04.16г. | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Еда». |
Раздел X. Каникулы. |
91 | 02.05.16г.-07.05.16г. | | Планы на каникулы. |
92 | 02.05.16г.-07.05.16г. | | Какая погода ожидается? |
93 | 02.05.16г.-07.05.16г. | | Выходные с удовольствием. |
94 | 09.05.16г.-14.05.16г. | | На каникулы в Эдинбург. |
95 | 09.05.16г.-14.05.16г. | | Бронирование номера в гостинице. |
96 | 09.05.16г.-14.05.16г. | | Обобщающее повторение материала разделов 1-10. Подготовка к итоговой контрольной работе за курс 6 класса. |
97 | 16.05.16г.-21.05.16г. | | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. |
98 | 16.05.16г.-21.05.16г. | | Анализ итоговой контрольной работы. |
99 | 16.05.16г.-21.05.16г. | | Пляжи мира. Сочи. |
100 | 23.05.16г.-31.05.16г. | | Самоконтроль, самокоррекция, подготовка к тесту «Каникулы». |
101 | 23.05.16г.-31.05.16г. | | Тест по теме «Каникулы». |
102 | 23.05.16г.-31.05.16г. | | Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения по теме «Еда». Подведение итогов года. |
Учебно-методическое обеспечение
учебник английского языка «Английский в фокусе» 6 класс Ю.Ваулина, Дж. Дули, О.Подоляко, В. Эванс, «Просвещение», 2015 г.;
книга для учителя к учебнику английского языка «Английский в фокусе» 6 класс Ю.Ваулина, Дж. Дули, О.Подоляко, В. Эванс, «Просвещение», 2015 г.;
рабочая тетрадь к учебнику английского языка «Английский в фокусе» 6 класс Ю.Ваулина, Дж. Дули, О.Подоляко, В. Эванс, «Просвещение», 2015 г.;
примерное календарно-тематическое планирование к учебнику английского языка «Английский в фокусе» 6 класс Ю.Ваулина, Дж. Дули, О.Подоляко, В. Эванс, «Просвещение», 2015 г.;
авторская программа для общеобразовательных учреждений Английский в фокусе 5-11 классы В. Г. Апалькова, «Просвещение», 2015 г.;
Голицинский, Ю. Б. Грамматика. Английский язык. - СПб.: КАРО, 2013;
Жарковская, Т. Г. Система времен в английском языке. - М.: Просвещение, 2014.