Аннотация к рабочей программе
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и основной образовательной программой среднего общего образования на изучение французского языка в 10 классе выделяется 105 часов – 3 часа в неделю.
Учебно-методический комплект Е. Л. Григорьевой для 10-11 классов «Objectif» завершает курс обучения французскому языку. В состав УМК входят: учебник (Григорьева, Е. Я. Французский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. Я. Григорьева, Е. Ю. Горбачева, М. Р. Лисенко. - М.: Просвещение, 2008), сборник упражнений, методические рекомендации для учителя, аудиокурс.
Количество часов на контроль основных видов речевой деятельности (чтения, аудирования, письма, говорения) - 4 часа. Вводный лексико-грамматический контроль в начале нового учебного года - 1 час. Текущий контроль лексики, грамматики в виде тестов (можно индивидуальных), словарных и лексических диктантов; задания на карточках - 10 минут (при этом учитывается дифференцированный подход к уровню обученности десятиклассников); контроль диалогической и монологической речи; в конце каждого раздела предусматривается выполнение и защита проектов.
Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе полного среднего образования. Учебник содержит 10 блоков, рассчитанных на два года обучения в общеобразовательной школе при 3 часах в неделю. При этом предусмотрен резерв свободного времени в размере 10 % от общего объёма часов для реализации и использования различных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
В каждом блоке уделяется внимание четырем видам речевой деятельности: говорению (монологической и диалогической речи), чтению, аудированию и письму.
Планируемые результаты освоения предмета
1. Texte-declencheur. Блок начинается с диалога, интервью, репортажа, которые вводят оучающихся в общую тему.
2. Compréhension écrite. В этой рубрике представлено большое разнообразие текстов: объявления, письма читателей в молодёжный журнал, расписания, опросы общественного мнения.
3. Compréhension orale. В этой рубрике представлены тексты на аудирование: интервью с путешественником, экологом, известной топ-моделью, родителями и французскими лицеистами. Задания направлены как на детальное, так и на более глобальное понимание.
4. Grammaire. Грамматические темы в основном посвящены повторению, и обобщению материала, изученного в предыдущие годы обучения. Это, главным образом, те грамматические явления, которые не имеют аналогов в родном языке и вызывают наибольшие затруднения при освоении:
place de deux pronoms compléments;
concordance des temps de l'indicatif;
I'emploi de l'imparfait et du passé composé;
pour exprimer l'hypothèse et la condition;
les pronoms relatifs simples;
les conditions subjonctives;
les pronoms relatifs composés;
subjonctif;
le participe présent et le gérondif;
les constructions impersonnelles;
I'infinitif;
-le passif;
5. Lecture. В этом разделе представлены фрагменты из художественных произведений французских писателей. Переводы наиболее трудных для понимания слов и выражений даются на полях. Работа предполагает детальное понимание текста. Задания после текстов позволяют расширить лингвистические знания учащихся, а также дают возможность высказаться по заданной ситуации, обосновать своё собственное мнение.
6. Civilisation. Страницы этого раздела знакомят учащихся с разнообразным культуроведческим материалом о Франции, жизни французской семьи, о замках Луары, о чисто французских профессиях, о песнях, о покорении космоса, что позволяет сопоставить эти сведения с аналогичными явлениями российской действительности.
7. Vie pratique. Материалы этой рубрики дают возможность обучающимся познакомиться с повседневной жизнью французского общества. Как пользоваться транспортом: поездом, метро, автобусом? Как позвонить? Какие жесты используют французы? Как молодёжь относится к моде? Какие сорта сыра существуют во Франции и как выбрать сыр? Как французы относятся к праздникам и любят ли их отмечать? Эта рубрика не только позволяет расширить знания о стране изучаемого языка, знакомит с реалиями повседневной жизни и поведением в определённых ситуациях общения, но и даёт возможность узнать о стиле жизни французского общества, окунуться в атмосферу реального общения с носителями языка.
8. Evaluation. Каждый блок завершается выполнением ряда заданий на проверку учащихся по всем видам речевой деятельности.
9. Projet В конце каждого блока предусмотрено выполнение проекта (индивидуально или в группе). Работа над проектом предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и проявления творческих способностей, индивидуальности каждого обучающегося. Проектная деятельность развивает мышление, воображение и фантазию подростка. Позволяет ему раскрыться, проявить желание участвовать в общении.
Цель и призвание УМК - формирование дальнейшей коммуникативной компетенции обучающихся, что подчёркивает важность развития их способности и желания точно и к месту использовать французский язык для эффективного общения. В связи с этим изучение иностранного языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
речевая компетенция - совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция - систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами, увеличение объёма лексических единиц, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция - увеличение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, формирование умения выделять общее и специфическое в культуре своей страны и страны изучаемого языка, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;
компенсаторная компетенция - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, использование иностранного языка в других областях знаний, личностное самоопределение учащихся в отношении их будущей профессии, их социальная адаптация, формирование качеств гражданина и патриота.
Задачи:
научить соблюдать логику парного и группового рассуждения, обобщать сказанное другими участниками общения и высказывать своё отношение, выстраивать собственное рассуждение;
научить сочетать все виды чтения, понимать художественные й публицистические тексты, извлекая необходимую информацию;
научить понимать содержание текстов, содержащих как известный, так и незнакомый языковой материал, извлекать интересующую информацию;
научить составлять аннотацию прочитанного текста, писать мини-сочинение по пройденной теме, выражая своё мнение по поводу описанных событий, писать личное письмо, заполнять анкету.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В области фонетики:
- соблюдать ударения в словах и фразах, совершенствовать ритмико-интонационные навыки оформления различных типов предложений; совершенствовать умение озвучивать диалогический текст, в котором использованы графические знаки его интонационного оформления;
знать (и применять) правила слогоотделения, явления сцепления и связывания, случаи запрещённого связывания, мелодику речи, правильное интонационное оформление речи;
- совершенствовать умение озвучивать диалогический текст, в котором использованы графические знаки его интонационного оформления;
- иметь представление об ассимиляции французских звуков;
- продолжить формирование произносительных навыков, интонационных и просодических (навыков правильного словесного ударения);
- уметь читать ритмическими, смысловыми группами с соблюдением соответствующей интонации.
В области говорения:
- уметь выразить свои желания;
- уметь работать в парах, группах;
- уметь представлять музыкальное направление, любимого певца, группу, используя иллюстративный материал; характеризовать этапы развития рока;
- уметь вести диалог по теме «Журналист и спортсмен», составлять монологические высказывания «Журналист ведёт экскурсию», вести немой диалог с помощью жестов и мимики;
- уметь передать информацию прочитанного или прослушанного текста, пересказать его от лица другого персонажа, дать характеристику действующим лицам, составить рассказ по плану;
- уметь обсуждать письма, пришедшие в молодёжный журнал, вести диалог, обмениваясь мнениями;
- уметь выразить своё отношение к летним каникулам, сравнивать их с каникулами французских школьников;
- уметь работать в парах, группах;
- уметь поделиться впечатлениями, рассказать и дать совет, как можно провести каникулы;
- умение вести диалог по теме «Посещение музеев», составлять монологические высказывания;
- уметь передать информацию из текста «История человечества и её герои», пересказать текст, дать характеристику действующим лицам, составить рассказ по плану;
- уметь рассказать об иммигрантах во Франции, проблемах жилья и работы;
- уметь рассказать о франкоговорящих странах по плану: географическое положение, границы, символика, климат, экономика, индустрия, события, люди, культура, праздники, традиции;
- уметь работать с картой и показывать, где расположен парк.
В области аудирования: уметь выдвигать гипотезы до прослушивания текста.
В области чтения: уметь читать информационные тексты.
В области письма: уметь заполнять формуляр о приёме на работу.
Содержание учебного предмета.
СФЕРЫ, ТЕМАТИКА И СИТУАЦИИ
УСТНОГО И ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. (50 часов).
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс. (90 часов).
Учебно-профессиональная сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжение образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. (50 часов).
Календарно-тематическое планирование уроков по французскому языку в 10 классе /102 ч/
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
Раздел 1. Путешествия. /24 ч/ |
1 | Вводный лексико-грамматический контроль | 1 | 1 | | |
2 | «Мое любимое путешествие». Повторение грамматики. | 1 | 2 | | |
3 | Составление диалогов по теме «Путешествия за рубежом и его планирование» | 1 | 3 | | |
4 | Развитие навыков и умений чтения текста с извлечением полной информации | 1 | 4 | | |
5 | Развитие навыков письменной речи | 1 | 5 | | |
6 | Составление монологических высказываний по теме «Путешествие по своей стране» | 1 | 6 | | |
7 | Входная контрольная работа. Чтение с полным пониманием. Ответы на вопросы. | 1 | 7 | | |
8 | Интервью с группой французских лицеистов. Возможности продолжения образования в высшей школе. | 1 | 8 | | |
9 | Выдвижение гипотез до прослушивания текстов | 1 | 9 | | |
10 | Советы молодых французов. Молодежь в современном обществе. | 1 | 10 | | |
11 | Ознакомление с местом двух местоимений-дополнений | 1 | 11 | | |
12 | Согласование времен изъявительного наклонения | 1 | 12 | | |
13 | Повторение времен изъявительного наклонения | 1 | 13 | | |
14 | Проверочная работа. Лексический диктант | 1 | 14 | | |
15 | Путешествие за рубежом. Беседа по теме. | 1 | 15 | | |
16 | Развитие навыков и умений чтения текста с детальным пониманием | 1 | 16 | | |
17 | Формирование коммуникативных умений. Составление резюме. | 1 | 17 | | |
18 | Лексико-грамматический тест. Контрольная работа №1. | 1 | 18 | | |
19 | Замки Луары. Совершенствование навыков чтения с извлечением полной информации. Природа и экология. | 1 | 19 | | |
20 | Совершенствование навыков говорения. Описание замков. | 1 | 20 | | |
21 | Вокзалы Франции и условия их проезда | 1 | 21 | | |
22 | Предварительная подготовка проекта | 1 | 22 | | |
23 | Коллективная деятельность по разработке проекта | 1 | 23 | | |
24 | Презентация материала «Качество жизни» | 1 | 24 | | |
Раздел 2. Культура и досуг. /20 ч/ |
25 | Развитие навыков аудирования. | 1 | 1 | | |
26 | Составление письменного резюме. | 1 | 2 | | |
27 | Совершенствование навыков аудирования | 1 | 3 | | |
28 | Развитие навыков и умений чтения аутентичных текстов с извлечением полной и необходимой информации | 1 | 4 | | |
29 | Развитие навыков и умений говорения. | 1 | 5 | | |
30 | Повторение темы «Артикль» | 1 | 6 | | |
31 | Повторение. Слитный и частичный артикль. | 1 | 7 | | |
32 | Отсутствие артикля | 1 | 8 | | |
33 | Проверочная работа | 1 | 9 | | |
34 | Кино и вы. Совершенствование навыков и умений чтения текста с извлечением основной информации | 1 | 10 | | |
35 | Совершенствование навыков и умений аудирования | 1 | 11 | | |
36 | Беседа по теме «Кино» | 1 | 12 | | |
37 | Эрмитаж. Составление диалога. | 1 | 13 | | |
38 | Музей Пушкина. Развитие навыков чтения с полным пониманием. | 1 | 14 | | |
39 | Музеи Москвы и Петербурга | 1 | 15 | | |
40 | Контрольная работа №2. Лексическая копилка | 1 | 16 | | |
41 | Ознакомление с ЛЕ по теме «Праздники и обычаи» | 1 | 17 | | |
42 | Развитие монологической речи. Повседневная жизнь семьи. | 1 | 18 | | |
43 | Подготовка сценария праздника | 1 | 19 | | |
44 | Проект «Юмористический альбом» | 1 | 20 | | |
Раздел 3. «Кто ваш герой?» / 17 ч/ | |
45 | Ознакомление с новыми ЛЕ. Развитие умений аудирования. | 1 | 1 | | |
46 | Совершенствование навыков чтения текста с извлечением полной информации | 1 | 2 | | |
47 | Разыгрывание сценок. Ответы на вопросы. | 1 | 3 | | |
48 | Совершенствование навыков чтения писем. Определение содержания темы. Молодежь в современном обществе. | 1 | 4 | | |
49 | Проверочная работа по аудированию | 1 | 5 | | |
50 | Развитие навыков и умений аудирования и выразительного чтения стихотворения | 1 | 6 | | |
51 | Выдающиеся люди. Ознакомление с новыми ЛЕ. Развитие умения чтения с полным пониманием | 1 | 7 | | |
52 | Совершенствование умения давать характеристику действующим лицам | 1 | 8 | | |
53 | Местоимения-дополнения в повелительной и отрицательной формах | 1 | 9 | | |
54 | Пресса во Франции. Развитие навыков чтения с извлечением полной информации | 1 | 10 | | |
55 | Описание любимого журнала | 1 | 11 | | |
56 | Лексико-грамматический контроль | 1 | 12 | | |
57 | Популярные рубрики. Развитие монологической речи | 1 | 13 | | |
58 | Выполнение послетекстовых упражнений. | 1 | 14 | | |
59 | Проверочная работа по аудированию | 1 | 15 | | |
60 | Подготовка к проекту. Сбор информации о выдающихся людях. | 1 | 16 | | |
61 | Проект «1 месяц в мире» | 1 | 17 | | |
Раздел 4. «Биение сердца». /20 ч/ |
62 | Совершенствование навыков аудирования. | 1 | 1 | | |
63 | Развитие коммуникативных умений чтения и говорения | 1 | 2 | | |
64 | Составление резюме по прочитанным текстам | 1 | 3 | | |
65 | Проблемы иммигрантов. Развитие навыков чтения с полным пониманием .Здоровье и забота о людях. Медицинские услуги. | 1 | 4 | | |
66 | Проверочная работа по аудированию | 1 | 5 | | |
67 | Развитие письменной речи. Написание письма и открытки. | 1 | 6 | | |
68 | Контрольная работа по аудированию №3 | 1 | 7 | | |
69 | Политические, социальные и экономические проблемы во Франции. Жилищные и бытовые условия проживания в городской или сельской местности. | 1 | 8 | | |
70 | Развитие навыков и умений говорения. Совершенствование навыков и умений написания открытки другу с опорой на образец и написания телеграммы | 1 | 9 | | |
71 | Повторение темы. Употребление Imparfait et passé composé | 1 | 10 | | |
72 | Проверочная работа по написанию письма. | 1 | 11 | | |
73 | Развитие навыков и умений чтения текста с полным пониманием | 1 | 12 | | |
74 | Знакомство со словами арабского происхождения. Языки международного общения. | 1 | 13 | | |
75 | Франкоговорящие страны. Языки международного общения и их роль при выборе профессии. | 1 | 14 | | |
76 | Средства связи в современном мире. Новейшие технологии. | 1 | 15 | | |
77 | Составление диалога «разговор по телефону». Новейшие технологии. | 1 | 16 | | |
78 | Проверочная работа по аудированию | 1 | 17 | | |
79 | Проверочная работа по чтению | 1 | 18 | | |
80 | Подготовка к проекту | 1 | 19 | | |
81 | Проект «Через страны франкофонии». | 1 | 20 | | |
Раздел 5. «Это моя планета». /21 ч/ |
82 | Национальный парк. Развитие коммуникативного умения чтения текста с полным пониманием | 1 | 1 | | |
83 | Развитие навыков монологической речи. Природа и экология. | 1 | 2 | | |
84 | Развитие навыков письменной речи. Научно-технический прогресс. | 1 | 3 | | |
85 | Животные под угрозой исчезновения. Природа и экология. | 1 | 4 | | |
86 | Диалог-обмен мнениями. Здоровье и забота о людях. | 1 | 5 | | |
87 | Развитие навыков письменной речи | 1 | 6 | | |
88 | Охрана животных. Проверочная работа по аудированию. | 1 | 7 | | |
89 | Решение кроссворда на тему «Дикие животные» | 1 | 8 | | |
90 | Международные организации по охране природы и их деятельность | 1 | 9 | | |
91 | Составление рассказа о пустыне Сахара | 1 | 10 | | |
92 | Повторение темы «Относительные простые местоимения» | 1 | 11 | | |
93 | Ознакомление с союзами сослагательного наклонения | 1 | 12 | | |
94 | Сибирь. Озеро Байкал. Развитие навыков чтения с полным извлечением информации | 1 | 13 | | |
95 | Развитие навыков письменной речи. Природа и экология. | 1 | 14 | | |
96 | Правила пользования транспортом во Франции. Обсуждение правил пользования городским транспортом во Франции | 1 | 15 | | |
97 | Правила пользования транспортом в России | 1 | 16 | | |
98 | Национальные парки РФ и Франции. Здоровье и забота о людях. | 1 | 17 | | |
99 | Подготовка проекта «Школьная газета». Проект «Школьная газета» | 1 | 18 | | |
100 | Итоговая промежуточная аттестация. Контрольная работа №4 | 1 | 19 | | |
101 | Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. | 1 | 20 | | |
102 | Современный мир профессий. Новейшие технологии. | 1 | 21 | | |