Управление образования Брянской городской администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №12»
при федеральном казенном учреждении
«Исправительная колония №1 УФСИН России по Брянской области»
«СОГЛАСОВАНО» председатель методического объединения МБОУ «ВСОШ №12» при ФКУ «ИК №1 УФСИН России по Брянской области» ____________________ Д.Г. Королев протокол № ___ от «___»__________ 20__г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «ВСОШ №12» при ФКУ «ИК №1 УФСИН России по Брянской области» ____________________ М.Н. Городиский приказ № ___ от «___»__________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ГЕОГРАФИЯ»
Среднее общее образование (10 класс)
| Разработал учитель: Королев Д.Г. |
Брянск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус Рабочей программы по учебному предмету «География»
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии на базовом уровне, примерной программы среднего (полного) общего образования по географии и Методических рекомендаций к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира 10 класс». — М.: «Просвещение», 2004.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебника:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. П. Максаковского. — М.: «Просвещение», 2011.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного мате5риала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура Рабочей программы по учебному предмету «География»
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; тематический план с распределением учебных часов по разделам курса, по отдельным темам и последовательностью изучения тематических блоков; учебно-методический комплект по предмету.
Общая характеристика учебного предмета «География»
Структура Рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения учащихся, а также решение воспитательных и развивающих задача общего образования, задач социализации личности.
По содержанию базовый курс географии сочетаем в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представления о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у учащихся познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цель изучения учебного предмета «География» с учетом уровня и направленности
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, метода изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономичекской ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета «География» с учетом уровня и направленности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационные системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «География» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» примерной программы среднего (полного) общего образования, который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Место учебного предмета «География» в базисном учебном плане и Учебном плане организации, осуществляющие образовательную деятельность
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории и в соответствии с Учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №12» при ФКУ «ИК №1 УФСИН России по Брянской области» (утвержден директором МБОУ «ВСОШ №12» при ФКУ «ИК №1 УФСИН России по Брянской области» приказом №44-О от 02.09.2015). Рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X класса:
Классы | Объем учебного времени | Разделы рабочей программы |
I полугодие | II полугодие |
Х | 36 часов | 17 часов | 19 часов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» на 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану |
10 класс |
I полугодие: | 17 часов |
II полугодие: | 19 часов |
За учебный год: | 36 часов |
10 класс (I полугодие)
Название темы | Всего часов | Кол-во часов | Уровень усвоения | Требования к уровню подготовки | № урока | Наименование темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения |
Теория | Практика | Знать | Уметь | Планируемая | Фактическая |
Современные методы географических исследований. Природа и человек в современном мире | 12 | 11 | 1 | I,II | Этапы формирования политической карты; типы стран по уровню социально-экономического развития; страны «Большой семерки»;виды природных ресурсов; источники и виды загрязнения окружающей среды; существование парникового эффекта и кислотных дождей; причины и возможные последствия кислотных дождей. | Показать Латинскую Америку, Ближний Восток, страны арабского мира, Скандинавию, страны «Большой семерки», «ключевые» развивающиеся страны, новые индустриальные страны; нефтедобывающие страны; объяснить причины изменения политической карты мира; определять ресурсообеспеченность мира и территории; прогнозировать обеспеченность человечества ресурсами при современном уровне добычи. | 1 | Введение | 1 | 03.09/04.09 | |
2 | Современные методы географических исследований | 1 | 10.09/11.09 | |
3 | Многообразие стран современного мира | 1 | 18.09/19.09 | |
4 | Влияние международных отношений на политическую карту мира | 1 | 24.09/25.09 | |
5 | Государственный строй стран мира | 1 | 01.10/02.10 | |
6 | Политическая география мира | 1 | 08.10/09.10 | |
7 | Политическая география мира | 1 | 15.10/16.10 | |
8 | Взаимодействие общества и природы | 1 | 22.10/23.10 | |
9 | Мировые природные ресурсы | 1 | 29.10/30.10 | |
10 | Загрязнение и охрана окружающей среды | 1 | 05.11/06.11 | |
11 | Географическое ресурсоведение и геоэкология | 1 | 12.11/13.11 | |
12 | ПОУ на тему: «Современные методы географических исследований. Природа и человек в современном мире» | 1 | 19.11/20.11 | |
Население мира | 5 | | | I,II | Численность населения мира, регионы большой численности и плотности населения; типы воспроизводства населения; примеры однонациональных и многонациональных государств. | Объяснять различия в размещении, естественном приросте, темпах и уровнях урбанизации; прогнозировать темпы роста населения мира, регионов и возникающие в связи с этим проблемы. | 13 | Численность и воспроизводство населения мира | 1 | 26.11/27.11 | |
14 | Состав населения мира | 1 | 03.12/04.12 | |
15 | Размещение и миграция населения мира | 1 | 10.12/11.12 | |
16 | Городское и сельское население мира | 1 | 17.12/18.12 | |
17 | ПОУ на тему: «Население мира» | 1 | 24.12/25.12 | |
10 класс (II полугодие)
Название темы | Всего часов | Кол-во часов | Уровень усвоения | Требования к уровню подготовки | № урока | Наименование темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения |
Теория | Практика | Знать | Уметь | Планируемая | Фактическая |
География Мирового хозяйства | 9 | 8 | 1 | I,II | Основные отрасли мирового хозяйства, формы международных экономических связей; главные районы нефти и газа. | Объяснять изменения пропорций в производственной сфере; различия в структуре хозяйства развитых и развивающихся стран. | 1 | Научно-техническая революция | 1 | 31.12/14.01 | |
2 | Мировое хозяйство | 1 | 15.01/21.01 | |
3 | География промышленности мира | 1 | 22.01/28.01 | |
4 | География промышленности мира | 1 | 29.01/04.02 | |
5 | География промышленности мира | 1 | 05.02/11.02 | |
6 | География сельского хозяйства и рыболовства мира | 1 | 12.02/18.02 | |
7 | География транспорта мира | 1 | 19.02/25.02 | |
8 | Всемирные экономические отношения | 1 | 26.02/03.03 | |
9 | ПОУ на тему: «География мирового хозяйства» | 1 | 04.03/10.03 | |
Регионы и страны мира | 7 | 6 | 1 | I,II | Отрасли международной специализации крупнейших стран, регионов, крупные страны каждого региона и их столицы, крупнейшие города, агломерации и мегаполисы; направления международных связей регионов и стран; особенности населения и систем расселения; региональную политику стран; отрасли специализации стран. | Давать пробную экономико-географическую характеристику одного из изученных регионов или одной из стран; показывать крупные страны каждого региона и их столицы, крупнейшие города, районы и центры размещения основных для каждого региона отраслей хозяйства; определять географическое положение страны, природно-ресурсный потенциал; наносить на контурные карты границы, столицы, крупные города и промышленность изученных стран. Работа с контурными картами проводится на каждом уроке. | 10 | География Зарубежной Европы | 1 | 11.03/17.03 | |
11 | География Зарубежной Азии | 1 | 18.03/24.03 | |
12 | География Австралии | 1 | 25.03/31.03 | |
13 | География Африки | 1 | 01.04/07.04 | |
14 | География Северной Америки | 1 | 08.04/14.04 | |
15 | География Латинской Америки | 1 | 15.04/21.04 | |
16 | ПОУ на тему: «Регионы и страны мира» | 1 | 22.04/28.04 | |
Россия в современном мире. Географические аспекты Современных глобальных проблем человечества | 3 | 2 | 1 | I,II | России в процессе исторического развития, особенности геополитического и экономического положения России. Знать федеративное устройство и административно – территориальное деление России; понятие «государственная территория», «геополитическое положение». | Научить описывать положение Р.Ф. на карте мира. Закрепить умение показывать и называть пограничные государства России. Уметь объяснять особенности изменения географического положения после распада СССР; геополитическое положение России в процессе исторического развития, особенности геополитического и экономического положения России. Уметь показывать и называть пограничные государства России. Работать со статистическими материалами, картосхемами, строить столбиковые диаграммы, анализировать их, делать выводы. | 17 | Россия в современном мире | 1 | 29.04/05.05 | |
18 | Глобальные проблемы человечества | 1 | 06.05/12.05 | |
19 | Итоговое занятие (зачет) | 1 | 13.05/19.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» на 2015-2016 учебный год
10 класс
Виды объектов учебно-методического комплекта | Наименование объектов учебно-методического комплекта |
Стандарты | Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии на базовом уровне. |
Примерные и (или авторские) программы | Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. |
Учебники | Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. — М.: Просвещение, 2011. |
Разработал учитель: | ____________________________ | Д.Г. Королев |