Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного курса геометрии для 8 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и требованиями, на основе примерных программ основного общего образования по математике (базовый уровень) раздела Программы по геометрии 8 класс Л.С. Атанасян, В.Ф Бузов, С.Б. Кадомцев и др. из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы» составитель: Т.А. Бурмистрова – М.: «Просвещение» 2009 г. и авторской программы курса геометрии для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Н.А. Ким, Н.И. Мазурова, 2013 г.).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по геометрии и авторской программой учебного курса.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Учебный процесс ориентирован на:
- рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач;
- сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения;
- оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов;
- использование современных технических средств обучения.
Цели обучения
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи курса геометрии:
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
- ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
- ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике, научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
- ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
- ознакомить с понятием касательной к окружности.
В ходе преподавания геометрии в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения в распределение часов: в начале года предусмотрен урок вводного повторения и вводный срез знаний (2 часа) за счет уроков заключительного повторения.
Внесение данных изменений позволит при вводном повторении актуализировать знания учащихся по геометрии за курс 7 класса необходимые для дальнейшего обучения предмету в 8 классе, т.к. учащиеся испытывают затруднения при решении задач на доказательство равенства треугольников и параллельности прямых.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2010.
2. Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010.
3. Мельникова Н.Б. Контрольные работы по геометрии. 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрмя. 7-9» / Н.Б. Мельникова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2010.
5. Мищенко Т.М. Геометрия. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителя общеобразоват. Организаций / Т.М. Мищенко; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014.
6. Рязановский А.Р. Геометрия. 8 класс: контрольно-измерительные материалы / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
7. Левитас Г.Г. Математические диктанты. Геометрия. 7-11 классы. Дидактические материалы / Г.Г. Левитас. – М.: ИЛЕКСА, 2014.
8. Лепехина Т.А. Геометрия. 7-9 классы: опорные конспекты. Ключевые задачи / авт.-сост. Т.А. Лепехина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Количество учебных часов
Согласно учебному плану рабочая программа предусматривает обучение в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, в том числе для проведения:
- контрольных работ – 5 учебных часов;
- самостоятельных работ (в т.ч. тесты, проверочные работы) - 23 учебных часа;
- математических диктантов – 5 ( по 10-15 минут).
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный и устный опрос (собеседование). Текущий контроль проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных, контрольных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце законченных блоков учебного материала.
Промежуточная аттестация проводится в форме административной тестовой или контрольной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения геометрии учащиеся 8 класса должны:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, примеры их применения для решения геометрических и практических задач;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами
вычислять значения геометрических величин (длин, градусных мер, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование глав | Кол-во часов | В том числе час. |
Теории | Практики | Контроль c указанием видов |
Повторение изученного в 7 классе | 2 | | 1 | 1 КР |
1 | Четырехугольники | 14 | 6 | 8 | 1 КР |
2 | Площадь | 14 | 5 | 9 | 1 КР |
3 | Подобные треугольники | 19 | 7 | 12 | 2КР |
4 | Окружность | 17 | 5 | 12 | 1 КР |
5 | Повторение. Решение задач | 2 | | 2 | 1 КР |
Содержание учебного курса
Повторение материала, изученного в 7 классе (2 ч.)
Вводное повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. Решение задач
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование учебной дисциплины | класс | Количество часов в неделю | Годовое количество часов |
1 | Геометрия | 8 | 2 | 68 |
№ урока | Раздел программы, тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата | Примечание |
План | Факт |
1, 6 | Повторение изученного в 7 классе | 1+1 кр | КР | 03.09 | | |
Глава 1. Четырех угольники. 14 ч. |
2-3 | §1. Многоугольники. | 2 | СР | 05.09 -9.09 | | |
4-10, 6 | §2. Параллелограмм и трапеция Контрольная работа по тексту администрации (входная) | 6 | СР, ПР | 12.09-3.10 | | |
11-14 | §3. Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 4 | СР | 7.10-17.10 | | |
15 | Решение задач | 1 | ПР | 21.10 | | |
16 | Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники» | 1 | КР | 24.10 | | |
Глава 2. Площадь. 14 ч |
17-18 | § 1. Площадь многоугольника | 2 | МД, СР | 28.10-31.10 | | |
19-24 | § 2. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 6 | СР, ТР | 11.11-28.11 | | |
25-27 | § 3. Теорема Пифагора | 3 | СР | 2.12-9.12 | | |
28-29 | Решение задач | 2 | ТР | 12.12-16.12 | | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Площадь» | 1 | КР | 19.12 | | |
Глава 3. Подобные треугольники. 19 ч. |
31-32 | § 1. Определение подобных треугольников | 2 | МД, СР | 23.12-26.12 | | |
33-37 | § 2. Признаки подобия треугольников | 6 | СР, ТР | 13.01-30.01 | | |
38 | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | КР | 03.02 | | |
39-45 | § 3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 | МД,СР, ТР | 06.02-27.02 | | |
46-48 | §4. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 | СР | 03.03-10.03 | | |
49 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | КР | 13.03 | | |
Глава 4. Окружность. 17 ч. |
50-52 | §1. Касательная к окружности | 3 | ПР, СР | 17.03-31.03 | | |
53-56 | § 2. Центральные и вписанные углы | 4 | МД, СР | 03.04-14.04 | | |
57-59 | § 3. Четыре замечательные точки треугольника | 3 | СР | 17.04-24.04 | | |
60-63 | § 4. Вписанная и описанная окружности | 4 | МД, СР | 28.04-12.05 | | |
64-65 | Решение задач | 2 | ТР | 19.05-22.05 | | |
66 | Контрольная работа № 5 «Окружность» | 1 | КР | 26.05 | | |
Повторение. Решение задач – 2 ч. |
67 | Контрольная работа (итоговая) | 1 | КР | 15.05 | | |
68 | Решение задач | 1 | | 29.05 | | |
ИТОГО | 68 | | | | |