СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике на примере авторской программы Босовой Л.Л., а также тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«9 кл.тематич. план»

Примерное учебно-тематическое планирование по информатике в 9 классе (базовый курс – 68 часов)


Тема


Кол.

час

Планируемые результаты


Форма контроля

(УУД)

Тип урока

Предметные


Метапредметные


Личностные

Математические основы информатики - 20 ч. (19+1 ТБ)

1.

Техника безопасности.



Общие сведения о системах счисления.


2

Общие представления о структуре предметной области «Информатика», о целях изучения курса.


Общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять

основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи.


Организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда.



Умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;


Умения и навыки безопасного поведения при работе в компьютерном классе;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических,

эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.


Сознательное выполнение ТБ и ПП. Забота о собственном здоровье. Умение использовать учебник как средство обучения.

Тестирование.


Вводный урок.

Урок изучения нового материала


2.

Двоичная система счисления.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления.



2

Навыки перевода небольших десятичных

чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в

десятичную систему счисления.

Навыки перевода небольших десятичных

чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы

счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления.


Умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему.


Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Применять правила и

пользоваться инструкциями.

Самостоятельная работа.

Комбинированный урок


3.

Правило перевода целых десятичных чисел.

Перевод чисел в различные системы счисления.

2

Навыки перевода небольших десятичных

чисел в систему счисления с произвольным основанием.

Умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему.


Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Выполнение ПР. Передача информации.

Умение выстраивать коммуникативные отношения в групповой работе.


Комбинированный урок


4.

Перевод чисел в различные системы счисления.

Двоичная арифметика.

2

Умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами.


Умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему.


Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Практическая работа по переводу чисел в различных системах счисления. Умение применения правил перевода.

Комбинированный урок


5.

Обобщение и систематизация по теме «Системы счисления». Контрольная работа.

2

Знание основных понятий системы счисления.

Навыки анализа различных объектов;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного

выбора в учебной и познавательной деятельности.

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость

фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного

общества.


Контрольная работа.

Урок контроля знаний.

6.

Основные понятия логики. Высказывания.

2

Представления о разделе математики - алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями.

Навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами.


Понимание роли фундаментальных

знаний как основы современных информационных

технологий.


Самостоятельная работа.

Лекция


7.

Логические выражения и логические операции.

Построение таблиц истинности.

2

Представление о таблице истинности для

логического выражения.

Навыки формализации и анализа логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов.


Понимание роли фундаментальных

знаний как основы современных информационных

технологий.


Выполнение заданий на построение таблиц истинности.

Теоретический диктант


Практикум


8.

Свойства логических операций.

Упрощение выражений.


2

Представление о свойствах логических

операций (законах алгебры логики); умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами.


Навыки анализа и преобразования

логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы

алгебры логики и законы алгебры чисел).


Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.


Применение свойств логических операций при решении логических задач.

Урок изучения нового материала


9.

Упрощение выражений.

Решение логических задач.

2

Навыки составления и преобразования

логических выражений в соответствии с логическими законами.


Навыки формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи.

Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.


Решение задач.

Урок практическ. применения знаний и умений.


10.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа.

2

Знание основных понятий темы «Математические основы информатики».


Навыки анализа различных объектов; способность видеть инвариантную сущность различных объектов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость

фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного

общества.


Контроль и оценка знаний, умений. Объективное оценивание своих учебных достижений, уметь соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Компьютерное тестирование.

Урок контроля

знаний.

Обработка числовой информации в электронных таблицах -12 ч.

11.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ.



Наличие представлений об интерфейсе

электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах.

Знать назначение и возможности электронных таблиц; структуру электронной таблицы; основные режимы работы ЭТ. Уметь редактировать ЭТ.


Общеучебные и общекультурные

навыки работы с информацией; навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного

средства; навыки определения условий и возможностей

применения программного средства для решения типовых задач; навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах,.


Представление о сферах применения

электронных таблиц в различных сферах деятельности

человека.


Практическая работа.

Создание структуры ЭТ и заполнение её данными;

редактирование электронной таблицы.


Урок изучения нового материала


12.

Использование формул. Выполнение расчётов.

2

Наличие представлений об организации вычислений Уметь вводить математические формулы и проводить вычисление по ним.

Формирование умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач.

Представление о сферах применения

электронных таблиц в различных сферах деятельности

человека.


ПР. Решение вычислительных задач по

вводимым пользователем формулам.

Комбинированный урок


13.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

2

Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках.

выявлять общее и отличие для решения одного класса задач. Уметь создавать ссылки.


Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.


Представление о сферах применения

электронных таблиц в различных сферах деятельности

человека.


Работа в электронной таблице над созданием ссылок при решении задач.

Урок изучения нового материала


14.

Встроенные функции. Логические функции.

2

Навыки создания электронных таблиц,

выполнения в них расчетов по вводимым пользователем

и встроенным формулам

Навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач.

Использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;

логичность мышления;

умение работать в коллективе.


Представление о сферах применения

электронных таблиц в различных сферах деятельности

человека.


Работа с таблицей на использование функций при решении задач.

Планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.


Урок изучения нового материала


15.

Диаграмма как средство визуализации данных. Построение графиков и диаграмм.


2

Знать, что такое диаграмма, график, как выполняется построение, виды диаграмм, применение.

Уметь строить диаграммы и графики.

Формулирование проблемы и определение способов ее решения;

определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины.

Развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах и графиках.


Представление о сферах применения

электронных таблиц в различных сферах деятельности

человека.


ПР. Построение диаграмм и графиков.

Урок практическ. применения знаний и умений.


16.

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа.

2

Навыки использования электронных таблиц.

Знать принципы работы с таблицей. Уметь применять при создании ЭТ основные принципы формирования документов.

Навыки выполнения расчетов и визуализации числовых данных Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.


Представление о сферах применения

электронных таблиц в различных сферах деятельности

человека.


Контроль знаний.

Тестирование.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Хранение, поиск и сортировка информации – 12 ч.

17.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

Создание однотабличной базы данных.

2

Знать что такое БД, типы

БД, области применения.

Представление о сущности и разнообразии информационных систем и баз данных.



Представление о сферах применения информационных систем и баз данных

Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.


Самостоятельная работа.

«Создание однотабличной БД».

Урок изучения нового материала


18.

Понятие СУБД. Режимы работы. Работа с таблицей.

2

Иметь представление о системе управления базами данных (СУБД). Знать основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.


Фронтальный опрос.

Выполнение практической работы по созданию таблицы.


Урок изучения нового материала


19.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.


2

Уметь осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.


Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.


П. работа с таблицей: создание простых запросов на выборку.

Урок практическ. применения знаний и умений.


20.

Запросы. Создание сложных запросов.

2

Простейшие умения создания и использования однотабличной базы данных Реализовывать сложные запросы на выборку данных в конструкторе запросов.


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия.


Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.


Работа над созданием запросов - умение применять данные для запросов.

Урок практическ. применения знаний и умений.


21.

Создание формы, отчета.

Связывание таблиц в реляционных базах данных.

Многотабличные базы данных.

2

Знать, как создается форма и отчет; уметь их редактировать; создавать связи в таблицах.

Уметь реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

.

Использование мастера форм и отчетов для их создания.

Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.


Самостоятельная работа по созданию форм и отчетов.

Урок практическ. применения знаний и умений.


22.

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа по теме «Хранение, поиск и сортировка информации».


2

Знать и уметь применять основные понятия темы.

Знать основные способы организации данных в базах данных.


Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.


Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека

Контроль знаний по теме. Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.


Урок контроля

знаний.

Основы алгоритмитизации – 10 ч.

23.

Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Свойства алгоритмов.

2

Знать понятие «алгоритм», «исполнитель», свойства алгоритма.

Понимание смысла понятия «алгоритм» и сферы его применения; понимание

ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Самостоятельная работа. Составление и запись алгоритмов.

Урок изучения нового материала


24.

Основные алгоритмические структуры.

Способы записи алгоритмов.


2

Иметь представление о алгоритмическом конструировании. Уметь составлять алгоритм, дающий нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя.

Знать способы записи алгоритма.


Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.


Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа.

Урок изучения нового материала


25.

Алгоритмическая конструкция «ветвления». Полная и неполная форма ветвления.

2

Знать основную структуру алгоритмов ветвления. Умение составлять алгоритмы с ветвлением.


Формирование умений выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов.

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

Практическая работа. Составление блок-схем для конструкции ветвления.

Комбинированный урок


26.

Алгоритмическая конструкция «повторение».

2

Представления об алгоритмической

конструкции «цикл». Умение составлять циклические алгоритмы

Формирование умений выделять циклические алгоритмы в различных процессах.

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа по составлению циклических алгоритмов.

Комбинированный урок


27.

Обобщение и систематизация

основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

Проверочная работа.


2

Знание основных понятий темы «Основы

алгоритмизации».



Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий.

Проверочная

работа.

Тест.

Урок обобщения и сист. знаний.

Начало программирования -10 ч.

28.

Программирование как этап решения задач на компьютере.

Реализация линейного алгоритма в системе Кумир. Исполнители Чертежник и Робот.

2

Знать общие сведения о языке программировании Кумир.

Представление об основных этапах решения задачи на компьютере.

Знать основную структуру в программировании Кумир; написание линейного алгоритма.

Формирование умений действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации.

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление в программе линейных алгоритмов для исполнителей.

Урок изучения нового материала


29.

Реализация алгоритма ветвления системе Кумир. Исполнитель Чертежник и Робот.

2

Иметь представление о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений. Уметь строить конструкцию «ветвление».

Формирование умений действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации.

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Составление и запись алгоритмов ветвления структуры в программе, решение простых задач.

Умение представлять информацию в различных формах, переводить информацию из одной формы записи в другую.

Урок изучения нового материала


30.

Циклические алгоритмы системе Кумир. Исполнитель Чертежник.

2

Знать основные циклические конструкции. Уметь строить конструкцию «повторение».

Сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины.


Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

ПР. Составление программ с использованием всех видов цикла при решении поставленных задач

Урок изучения нового материала


31.

Циклические алгоритмы системе Кумир. Исполнитель Робот.

2

Знать конструкцию построения алгоритмов для цикла и уметь строить для исполнителя Робот.

Формирование умений действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации.

Представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.


ПР. Составление программ с использованием всех видов цикла при решении поставленных задач.

Урок изучения нового материала


32.

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа «Алгоритмизация и программи­рование».

2

Уметь решать задачи с использованием различных алгоритмических конструкций.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.


Контроль знаний по теме.

Умение интерпретировать, систематизировать, крити­чески оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи.

Урок контроля

знаний.

33.

Итоговое повторение.

Основные понятия курса.

2

Систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7-9 классах.

Знать основные понятия курса.

Навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ.

Понимание роли информатики и ИКТ

в жизни современного человека.


Тестирование.

Урок повторения

Итого: 68 часов: 66 ч.+2 ч. резерв (34 модуля). КР -4.

КР – 4.

Просмотр содержимого документа
«9 класс прогр. на печать»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета « Информатика» для 9 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФКГОС)

  3. Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016-2017 учебный год.

  4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  5. Авторской программы «Информатика и ИКТ» Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов, Босова Л.Л., Босова А.Ю, - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (http://metodist.lbz.ru).


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение «Информатики» в 9 классе отводится 68 часов.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №30 на изучение учебного предмета «Информатика» в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Учебник: Автор: Босова Л.Л, Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ»: «Бином. Лаборатория знаний». Год издания 2013.

Контрольных работ - 4.

Обоснование выбора УМК: УМК для 9 класса автора Босовой Л.Л. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ. В учебнике представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатике и ИКТ в 9классе, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий.





Цели:

  • Формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ.

  • Совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и.т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников.

  • Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремление к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

  • Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.

  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Планируемые результаты изучения предмета информатики

Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются едиными для базового и профильного уровней. Личностные результаты:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.


Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты:

1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надѐжного функционирования средств ИКТ;

8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

13) владение стандартными приѐмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.


Уровень обучения:  базовый.

Форма организации учебного процесса:  групповая (в классе)

Формы контроля:

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса, работе по карточкам. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.


Содержание учебного предмета

Математические основы информатики (19 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Основные понятия формальной логики. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.

Контроль знаний и умений: Контрольная работа №1 и №2 «Математические основы информатики».

Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

  • определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

  • анализировать логическую структуру высказываний;

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (12 ч)

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Встроенные функции. Логические функции. Сортировка и поиск данных. Диаграмма как средство визуализации данных. Построение графиков и диаграмм.

Контроль знаний и умений: Проверочная работа «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

  • строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Хранение, поиск и сортировка данных (12 ч)

Понятие, назначение и области применения баз данных. Способы организации баз данных. Формы представления баз данных. Системы управления базами данных. Основные понятия баз данных: поле, запись, ключевое поле, типы данных. Функции и назначения СУБД. Основные объекты СУБД. Создание базы данных. Ввод данных в таблицу. Связи между таблицами. Сортировка данных.

Запрос. Создание простых запросов. Запрос на выборку. Запрос к нескольким таблицам. Создание формы и отчета.

Контроль знаний и умений: Контрольная работа №3 «Хранение, поиск и сортировка данных».

Аналитическая деятельность:

  • представление о сферах применения информационных систем и баз данных;

  • понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.

Практическая деятельность:

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Основы алгоритмизации (10 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Контроль знаний и умений: Проверочная работа «Основы алгоритмизации».

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начало программирования (10 ч)

Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Исполнитель Чертежник и Робот (система Кумир). Их назначение, среда, режим работы, система команд. Правила записи программы. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Контроль знаний и умений: Контрольная работа № 4 «Основы алгоритмизации и программирования».

Аналитическая деятельность:

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций.

Перечень учебно-методического комплекта учителя:

  • Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php).

  • Операционные системы Windows XP, Linux

  • Пакет офисных приложений OpenOffice.

Виды контроля:

Текущий;

Тематический;

Итоговый

Формы контроля:

  • Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.

  • Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование

  • Повторные тесты, индивидуальные консультации.

  • Практические работы

  • Творческие работы.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • участие во фронтальной беседе;

  • выполнение практической работы;

  • самостоятельная работа;

  • работа с текстом учебника или иного учебного пособия;

  • воспроизведение учебного материала по памяти

  • выполнение графических работ;

  • работа с таблицами;

  • работа со справочными материалами; работа с различными источниками информации;

  • конспектирование;

  • анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • моделирование и конструирование;

  • составление плана и последовательности действий;

  • исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций);

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • работа с раздаточным материалом;

  • работа в парах, группах.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Формы обучения:

  • фронтальная

  • групповая (в том числе и работа в парах)

  • индивидуальная.

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.

3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: деловые игры, решение интерактивных ребусов и кроссвордов, метод проектов, создание индивидуальных

презентаций на заданную тематику.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Тематическое планирование по курсу 9 класс «Информатика и ИКТ»

Разделы и темы

Кол-во часов

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

1

2

Математические основы информатики

19

3

Обработка числовой информации в электронных таблицах

12

4

Хранение, поиск и сортировка данных

12

5

Основы алгоритмизации

10

6

Начало программирования

10

7

Итоговое повторение

2

8

Резерв

2


Всего

68



Требования к уровню подготовки изучения Информатики и ИКТ в 9 классе

Информация и способы её представления

Выпускник научится:

• использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой информации.

Выпускник получит возможность:

•познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;

  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;

• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

•познакомиться с двоичной системой счисления;

• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;

• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных задач в выбранной среде программирования.


Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;

  • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • базовым навыкам работы с компьютером;

  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

  • знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность:

• познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;

• основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;

• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;

• получить представление о тенденциях развития ИКТ.


Контроль предметных результатов

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, проверочные работы, индивидуальная работа.

Формы проведения уроков: урок – лекция, комбинированный урок, урок – игра, урок – практика, урок – самостоятельная работа, урок – контрольная работа, повторительно – обобщающий, вводный урок.

Критерии и нормы оценки результата освоения знаний производятся в соответствии с Положением о системе оценивания при текущей,

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся основной ступени обучения по предметам математического цикла (приказ от 20.05.2016 №38/3).

Контрольно-измерительные материалы:

  • Используется учебно-методический комплекс под редакцией Босова Л.Л; А.Ю. Босова. Информатика и ИКТ 9 класс (http://metodist.lbz.ru)

  • Практические работы (учебник).М., Бином. Лаборатория знаний 2014.

  • Тестовые задания; контрольные работы (http://videouroki.net/); (https://infourok.ru/).

В качестве измерителей учебных достижений предполагается использование таких форм, как выполнение творческой работы, решение индивидуальной задачи, тестирование, а также выполнение практических и контрольных работ. Главным критерием оценки знаний по информатике является проведение внешней экспертизы в виде единого государственного экзамена по информатике. Также предполагается участие в конкурсах и олимпиадах разных форм и уровней.

Приоритетные учебные действия, формируемые в 9 классе

Учебные действия

Компетенция

Сравнительный анализ

Познавательно-информационная

Посторение собственной образовательной траектории

Поисково-исследовательская

Написание реферата

Учебная


Список литературы

  1. Л.Л.Босова А.Ю.Босова, Информатика: уроки в 9классе: пособие для учителя. - В помощь учителю и ученику. http//videoyroki.net, 2016.

  2. Примерная программа для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ в 9 классе, к учебному комплекту для 9 классов (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова )

  3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php).

Медиаресурсы:

Электронные учебные пособия

1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов