СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по искусству для 8 и 9 классов по учебнику Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой и Е. Д. Критской
Ростовская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Мигулинская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Мигулинская СОШ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Мигулинской СОШ
Приказ от ___________ № ______
____________________И.А.Булатова
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 8-9 класс
Количество часов 69
Учитель Сушкина Е.П.
Программа разработана на основе:
Авторской программы: «Искусство 8-9 классы», авторы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская
Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
2017
Содержание
1. | Пояснительная записка
| стр. 3 |
2. | Содержание учебного предмета 8 класс
| стр. 4 |
| Содержание учебного предмета 9 класс | стр. 7 |
3. | Тематическое планирование 8 класс
| стр. 10 |
| Тематическое планирование 9 класс | стр. 11 |
4. | Планируемые результаты изучения МХК
| стр. 14 |
5. | Учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса
| стр.15 |
6. | Календарно-тематическое планирование 8 класс (Приложение)
| стр. 16 |
| Календарно-тематическое планирование 9 класс (Приложение)
| стр. 17 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» разработана на основе
Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования - Москва: «Дрофа» 2006
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования - Москва: «Дрофа» 2006
Авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Общая характеристика предмета
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство.
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр, хореография, виды изобразительного искусства, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение учебного предмета «Искусство» в 8 и 9 классах отводится по 1 часу в неделю, соответственно в 8 классе программа предмета «искусство» рассчитана на 35 часов в год, в 9 классе – 34 часа в год.
Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение курса, определён учебным планом образовательного учреждения, познавательными интересами учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённому приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
По рабочему календарю в 2017-2018 учебном году в 8 и 9 классах на изучение учебного предмета «искусство» отводится 34 часа. Так как дата проведения уроков искусства в 8 и 9 классах попадает на праздничную дату 23.02.2018, а также на 01.09.2017 («День Здоровья») и на 09.03.2018 (перенос праздничного дня), то по календарно тематическому планированию количество уроков «искусство» в 8 и 9 классах составило – 31 час.
Тема: | Количество часов |
8 класс | |
| 3 |
| 9 |
| 8 |
| 8 |
| 3 |
Итого | 31 |
9 класс | |
| 7 |
| 6 |
| 14 |
| 4 |
Итого | 31 |
Всего | 62 |
Содержание учебного предмета
8 класс
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал: Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей.
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X.Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов.
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
9 класс
Раздел 1. Воздействующая сила искусства
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.). Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо и др. Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция искусства.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др.
Тематическое планирование
8 класс
Искусство в жизни современного человека – 3 часа
Учащиеся должны знать/понимать:
Смысл употребляемых терминов, ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств, сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе, специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Учащиеся должны уметь:
Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов, различать виды, стили и жанры искусства.
Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
Искусство открывает новые грани мира – 9 часов
Учащиеся должны знать/понимать:
Смысл употребляемых терминов, виды, стили и жанры искусства, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства, особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки, основные виды и жанры изобразительных искусств, значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Учащиеся должны уметь:
Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историко-культурной ретроспективе
Составлять музыкально-литературные композиции. Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам
Оценивать их художественную значимость. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
Искусство как универсальный способ общения – 8 часов
Учащиеся должны знать/понимать:
Смысл употребляемых терминов: музей, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, роль искусства в жизни человека и общества, ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств, символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).
Значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.
Учащиеся должны уметь:
Использовать коммуникативные свойства искусства. Воспринимать произведения различных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.
Прочитывать информацию, заключенную в памятниках искусства. Раскрывать специфику искусства и его особенностей как универсального способа общения
Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов. Работать со справочниками, словарями.
Красота в искусстве и жизни – 8 часов
Учащиеся должны знать/понимать:
Смысл употребляемых терминов, общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства, образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы, значение символов культуры. Специфические особенности языка искусств. Значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты, ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
Учащиеся должны уметь:
Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Понимать значение символов культуры. Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Различать истинные и ложные ценности. Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы
Прекрасное пробуждает доброе – 3 часа
Учащиеся должны знать/понимать:
Смысл употребляемых терминов, общее и особенное в произведениях изобразительного искусства, ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств, выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; наиболее значимые художественные музеи России и мира;
Учащиеся должны уметь:
Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы, ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
9 класс
Воздействующая сила искусства – 7 часов
Учащиеся должны знать/понимать:
Смысл употребляемых терминов, художественные образы, символизирующие власть, сходство и различия этих образов, общие черты.примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением, произведения искусства, отражающие идеи этих государств. значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма», особенности построения (формы) музыки, значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства. Специфику храмов, представляющих основные мировые религии, характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма. Роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств. Выявлять особенности построения (формы) музыки. Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. Высказывать свое отношение к различным художественным образам. Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Пользоваться справочной литературой.
Искусство предвосхищает будущее – 6 часов
Учащиеся должны знать/понимать:
Смысл употребляемых терминов, сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего, иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства, примеры научного значения художественного знания, значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.
Учащиеся должны уметь:
Давать эстетическую оценку произведениямразличных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Размышлять о соотношении науки и искусства.
Приводить примеры научного значения художественного знания. Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня. Работа с источниками информации (чтение, конспектирование)
Дар созидания. Практическая функция искуства - 14 часов
Учащиеся должны знать/понимать:
Термины и понятия: промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн, средства выразительности художника - графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации, примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах, символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства, особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала.
Принципы работы фотоаппарата, жанры киноискусства.
Учащиеся должны уметь:
Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.
Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Пользоваться справочной литературой.
Искусство и открытие мира для себя – 4 часа
Учащиеся должны знать/понимать:
Смысл употребляемых терминов, символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства. Примеры значения искусства в жизни выдающихся людей. Место искусства в семье (изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, кино и др.)
Учащиеся должны уметь:
Размышлять о произведениях различных видов искусства. Высказывать суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
Анализировать и оценивать процесс и результаты собственного художественного творчества.
Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:
контрольно-диагностических материалов в форме тестов;
творческих работ;
организации проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов
Проверка теоретических знаний по предмету, предполагает не просто ответы на сформулированные вопросы, а собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности.
1. ведение конспекта – способствует обучению этому виду деятельности, лучшему запоминанию, правильной систематизации изучаемого материала;
отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;
отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;
отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов, небрежность в оформлении;
отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта, несоответствие содержанию; а также за невыполнение задания;
2. Домашние задания, которые могут носить творческий или поисковый характер, что соответствует требованиям к предмету
отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование компьютерных технологий;
отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание,
отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное копирование из источника без осмысления и отсутствие собственной позиции;
отметка «2» ставится за невыполнение задания;
3. Критерии оценивания работы в форме защиты проекта (презентации)
отметка "5" - структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению проектной деятельности, при защите проекта работа получила полное представление, продемонстрированы аргументированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи.
отметка "4" - незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы.
отметка "3" - в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.
отметка "2" – проекты, не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности.
4. Олимпиадные задания делятся на три группы. Задания первой группы направлены на проверку знаний о конкретных явлениях искусства и культуры. Задания второй группы для своего выполнения требуют умений давать оценку произведений искусства, на доступном уровне осуществлять их критический анализ. Задания типа эссетребует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью и человека.
Заданияраздаются каждому ученику в печатном виде. За участие в школьном туре ученики получают оценку в журнал:
Оценка «5» ставится, если ученик набрал от 70 до 100 баллов.
Оценка «4» ставится в случае, если ученик набрал от 50 до 70 баллов.
Оценка «3» ставится от 30 до 50 баллов.
Оценка «2» - не ставится, предлагается выполнить дома творческую работу.
5. Рефераты.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил письменную работу в соответствии со всеми требованиями и при защите продемонстрировал методы исследовательской деятельности, глубокое владение теоретическим знаниями и практическими навыками, а также личную или общественную значимость работы.
Оценка «4» ставится в случае, если ученик недостаточно чётко сформулировал свою позицию при защите, если имеются небольшие недочёты в структурно-содержательном компоненте.
Оценка «3» ставится при несоблюдении требований к письменной работе, а также, если устная защита недостаточно логична и убедительна, требует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью человека.
1. Устные ответы
2. Синквейн («наглядный» экспресс-опрос) рассчитан как на развитие, так и на диагностику способности учащихся к обобщению и образному мышлению. Конкретные виды заданий: учащимся предлагается после знакомства с произведением искусства написать (за 5-10 мин)
а) одно существительное;
б) два эпитета;
в) три глагола;
г) фразу из четырех слов, связанную с произведением;
д) одно слово, выражающее суть произведений.
Критерием оценивания может выступать выполнение задания на уровне сущностного, смыслового постижения содержания произведения, что оценивается учителем или одноклассниками после обмена работами. Другой вариант – факт выполнения всего задания за отведенное время – «зачет».
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Выпускники основной школы научатся:
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Критерии оценки:
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
• Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010 г.
• Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2013 г.,
• Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005 г.
• «Хрестоматия музыкального материала»
• Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред. В Я. Коровиной — М., 2005;
• Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,
• Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы. Под рук. Б. М. Неменского. М., 2005.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «Истра Софт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Мигулинской СОШ от ___________ года № __ _______________ ________________ (подпись руководителя МС) (ФИО) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ Мигулинской СОШ по учебной работе ______________ _____________ (подпись) (ФИО) _________________ (дата) |
Приложение
к рабочей программе по искусству
для 8 класса
на 2017-2018 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков учебного курса «искусство» в 8 классе
Количество часов по рабочей программе 35
Количество часов по календарно-тематическому планированию 31
1 четверть 8
2 четверть 8
3 четверть 8
4 четверть 7
№ | дата | Тема | |
план | факт |
| |
Искусство в жизни современного человека. 3 часа | |||
1 | 08.09 |
| Искусство вокруг нас. |
2 | 15.09 |
| Художественный образ – стиль – язык |
3 | 22.09 |
| Наука и искусство. Знание научное и знание художественное |
Искусство открывает новые грани мира. 7 часов | |||
4 | 29.09 |
| Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. |
5 | 06.10 |
| Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись |
6 | 13.10 |
| Зримая музыка |
7 | 20.10 |
| Человек в зеркале искусства: жанр портрета |
8 | 27.10 |
| Портрет в искусстве России |
9 | 10.11 |
| Портреты наших великих соотечественников. |
10 | 17.11 |
| Как начиналась галерея. |
11 | 24.11 |
| Музыкальный портрет. Александр Невский |
12 | 01.12 |
| Портрет композитора в литературе и кино |
Искусство как универсальный способ общения. 7 часов | |||
13 | 08.12 |
| Мир в зеркале искусства |
14 | 15.12 |
| Роль искусства в сближении народов |
15 | 22.12 |
| Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство - проводник духовной энергии. |
16 | 29.12 |
| Как происходит передача сообщений в искусстве? Знаки и символы искусства. |
17 | 19.01 |
| Художественные послания предков. Разговор с современником |
18 | 26.01 |
| Символы в жизни и искусстве |
19 | 02.02 |
| Звучащий цвет и зримый звук |
20 | 09.02 |
| Музыкально-поэтическая символика огня |
Красота в искусстве и жизни. 10 часов | |||
21 | 16.02 |
| Что есть красота |
22 | 02.03 |
| Откровенье вечной красоты. Символы красоты |
23 | 16.03 |
| Застывшая музыка |
24 | 23.03 |
| Есть ли у красоты свои законы |
25 | 06.04 |
| Всегда ли люди одинаково понимали красоту |
26 | 13.04 |
| Великий дар творчества: радость и красота созидания |
27 | 20.04 |
| Как соотносится красота и польза |
28 | 27.04 |
| Красота в различных художественных стилях. |
Прекрасное пробуждает доброе. 4 часа | |||
29 | 11.05 |
| Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. |
30 | 18.05 |
| Преобразующая сила искусства. |
31 | 25.05 |
| Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» |
Приложение
к рабочей программе по искусству
для 9 класса
на 2017-2018 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков учебного курса «искусство» в 9 классе
Количество часов по рабочей программе 34
Количество часов по календарно-тематическому планированию 31
1 четверть 8
2 четверть 8
3 четверть 8
4 четверть 7
№ | дата | тема | |
план | факт | ||
Воздействующая сила искусства. 8 часов | |||
1 | 08.09 |
| Искусство и власть. |
2 | 15.09 |
| Средства воздействия искусств. |
3 | 22.09 |
| Композиция. Форма. Ритм. Фактура. |
4 | 29.09 |
| Храмовый синтез искусств. |
5 | 06.10 |
| Храмовый синтез искусств. |
6 | 13.10 | | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. |
7 | 20.10 | | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. |
Искусство предвосхищает будущее. 7 часов | |||
8 | 27.10 | | Дар предвосхищения. |
9 | 10.11 | | Какие знания дает искусство? |
10 | 17.11 | | Предсказания в искусстве. |
11 | 24.11 | | Художественное мышление в авангарде науки. |
12 | 01.12 | | Художественное мышление в авангарде науки. |
13 | 08.12 | | Художник и ученый. |
Дар созидания. Практическая функция искусства. 14 часов | |||
14 | 15.12 | | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. |
15 | 22.12 | | Архитектура исторического города. |
16 | 29.12 | | Архитектура современного города. |
17 | 19.01 | | Специфика изображений в полиграфии. |
18 | 26.01 | | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. |
19 | 02.02 | | Декоративно-прикладное искусство. |
20 | 09.02 | | Декоративно-прикладное искусство. |
21 | 16.02 | | Русские народные промыслы |
22 | 02.03 | | Музыка в быту. |
23 | 16.03 | | Массовые, общедоступные искусства. |
24 | 23.03 | | Массовые, общедоступные искусства. |
25 | 06.04 | | Изобразительная природа кино. |
26 | 13.04 | | Музыка в кино. |
27 | 20.04 | | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. |
Искусство и открытие мира для себя. 4 часа | |||
28 | 27.04 | | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. |
29 | 11.05 | | Литературные страницы. |
30 | 18.05 | | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» |
31 | 25.05 | | Итоговый урок. Обобщение изученного. |
16