Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Макарова»
Сахалинской области
694140, Сахалинская обл., г.Макаров, ул.50 лет Октября, д. 26 тел/факс 8(42443)5-29-76 электронная почта: [email protected], сайт ОО: http://school-makarov.ru/
_____________________________________________________________________________________________
Рассмотрена Утверждена на Утверждаю:
Методическим советом Педсовете № 1 Приказ №64 §3-ОД от 01.
школы от 2 от 3 Директор МБОУ«СОШ №2 г.Макарова»
З.Н. Антонова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
10 класс
Уровень, ступень образования: 10-11 классы
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Зайцева Г.Н., учитель высшей категории
Макаров
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и авторской программы среднего полного общего образования О. С. Габриеляна.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника под редакцией О. С. Габриеляна ( Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин) Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ; оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;
воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к среде обитания;
применение полученных знаний и умений по химии в повседневной жизни, а также для решения практических задач в сельском хозяйстве и промышленном производстве.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
•Вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
•Химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
•Применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
•Язык химии — система важнейших понятий химии, терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических и органических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а так же правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.
Место предмета в учебном базисном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение химии в 10 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение химии в объеме 2 часа в неделю в течение учебного года на базовом уровне. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени — 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ 3
Практических работ 9
Лабораторных опытов15
Отличительные особенности авторской программы О. С. Габриеляна заключается в следующем.
Методологической основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей химии доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии.
Первая—это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: в начале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе – общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение в 11 классе содержания предмета позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии, как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Вторая—это межпредметная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии
восприятие окружающего мира будет неполными ущербным, а люди, неполучившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для того мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, в курсе была реализована и еще одна—интеграции химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствовать идеям гуманизации в обучении.
Курс четко делится на две части: органическую химию (68 ч) и общую химию (68 ч).
В структурировании курса органической химии авторы исходили из идеи развития учащихся непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в обучении химии, в начале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций с их участием.
Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. В свою очередь, такой подход позволяет и глубже изучить сами классы органических соединений. Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея целеполагания, т. е. ответа на резонный вопрос ученика: «А зачем мне, не химику, это нужно?».
Та же идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала основной для конструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий химии у старшеклассников формируется целостное представление о химической науке, о ее вкладе в единую естественнонаучную картину мира.
Срок реализации рабочей программы 1год.
В преподавании предмета используются элементы традиционной педагогической технологии, а также личностно-ориентированной, информационно-коммуникационной, проектной технологии и технологии развивающего обучения. Среди постоянно используемых методов можно назвать объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный.
Формами организации обучения являются комбинированные уроки, лекции, семинары, практикумы, на которых предусмотрена фронтальная, индивидуальная, групповая работа, в том числе работа в малых группах. Кроме того, на уроках обобщения и повторения используются игровые приемы, викторины, конкурсы.
Для реализации рабочей программы используется УМК О. С. Габриеляна, который полностью соответствует Государственному образовательному стандарту. УМК содержит учебник, рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя. Учебник О. С. Габриеляна входит в федеральный перечень учебников, содержит множество иллюстраций, разнообразные задания разного уровня. Обучение химии по УМК О. С. Габриеляна позволяет обеспечить качественную теоретическую и практическую подготовку обучающихся по химии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Введение | 1 | | |
2. | Теория строения органических соединений | 8 | КР №1 по темам «Введение», «Строение органических веществ» | |
3. | Реакции органических веществ | 4 | | |
4. | Углеводороды и их природные источники | 17 | КР №2 по теме «Углеводороды» | 1.Качественный анализ органических соединений 2.Углеводороды |
5. | Кислородсодержащие органические соединения | 18 | КР №3 по теме «Кислород- и азотосодержащие органические соединения» | 3. Спирты 4. Альдегиды и кетоны 5. Карбоновые кислоты 6. Углеводы |
6. | Азотсодержащие органические соединения | 8 | 7.Амины. Аминокислоты. Белки 8. Идентификация органических соединений |
7. | Химия и жизнь. Повторение | 8 | | 9. Распознавание пластмасс и волокон |
8. | Резерв | 4 | | |
| ИТОГО: | 68 | | |
Содержание учебного материала
Введение (1 ч.)
Методы научного познания. Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научныйэксперимент. Вывод.
Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениямихимической лаборатории, проведения химического эксперимента.
Тема 1. Теориястроения органических соединений (8 ч.)
Теориястроения органических соединений. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродныйскелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного составаорганических соединений. 2. Изготовление моделей молекул органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (17 ч.)
Алканы. Природный газ, его состав и применение какисточника энергии и химического сырья. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение. Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.
Алкены. Этилен как представитель алкенов. Получениеэтилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4 )и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.
Диены. Бутадиен и изопрен как представители диенов.Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Получение карбида кальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель аренов. Современныепредставления о строении бензола. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.
Нефть и способыее переработки. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка и крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом числе.
Демонстрации.Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена — гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты.3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией ≪Нефть и продукты её переработки≫.
Практические работы:1. «Качественный анализ органических соединений».2.«Углеводороды».
Тема 3. Реакции органических веществ (4 ч.)
Типы химических реакций в органической химии: замещения, присоединения, элиминирования (отщепления), изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв связи. Радикальный и ионный механизмы реакции.
Тема 4. Кислородсодержащие органическиесоединения (18 ч.)
Спирты. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожениемглюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Фенол. Получение фенола из каменного угля. Каменныйуголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства.
Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.
Альдегиды. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о кетонах. Свойства (реакцияокисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) иприменение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы. Термопластичностьитермореактивность.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидамиметаллов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.
Сложные эфиры и жиры.Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложныхэфиров в природе и жизни человека. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновыхкислот. Отдельные представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая, щавелевая, бензойная.Растительные и животные жиры, их состав. Гидролизили омыление жиров. Мылa. Синтетические моющие средства (СМС). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.
Углеводы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта — альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомерглюкозы.Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара.Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этихполисахаридов.
Демонстрации.Окисление спирта в альдегид. Качественныереакции на многоатомные спирты. Коллекция ≪Каменныйуголь≫. Коллекция продуктов коксохимического производства. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и принагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов иглюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Коллекцияпластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных волокони изделий из них.
Лабораторные опыты.6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Практические работы: 3. «Спирты». 4. «Альдегиды и кетоны». 5. «Карбоновые кислоты». 6. «Углеводы».
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения (8 ч.)
Амины. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — как ароматических. Осно́вностьаминовв сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и егосвойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина по реакцииН. Н. Зинина. Применение анилина.
Аминокислоты. Глицин и аланин как представителиприродных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие со щелочамии кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетическихаминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примерекапрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты.
Белки. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.
Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты какполинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.
Генетическая связь между классами органических соединений. Понятие о генетической связии генетических рядах.
Демонстрации.Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол — этилен — этиленгликоль — этиленгликолятмеди (II); этанол — этаналь — этановая кислота.
Лабораторные опыты.14. Свойства белков.
Практические работы:7.«Амины. Аминокислоты. Белки». 8. «Идентификация органических соединений».
Тема 6. Химия и жизнь (8 ч.)
Пластмассы и волокна. Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.
Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельныепредставители химических волокон: ацетатное (триацетатныйшелк) и вискозное волокна, винилхлоридные(хлорин), полинитрильные(нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторыбелковой природы. Понятие о рН среды. Особенности строенияи свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонах на примере половых гомонов.
Лекарства. Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Решение задачпо органической химии. Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.
Демонстрации.Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них. Разложение пероксида водорода с помощью природных объектов, содержащих каталазу (сырое мяса, сырой картофель). Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечногопрепарата инсулина на белок.
Лабораторные опыты.15. Знакомство в образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа 9. Распознавание пластмасс и волокон.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ
№ | Тема | Практические работы | Лабораторные опыты |
1. | Введение | | |
2. | Теориястроения органических соединений | | 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул органических соединений. |
3. | Углеводороды и их природные источники | Качественный анализ органических соединений Углеводороды | 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией ≪Нефть и продукты её переработки≫. |
4. | Кислородосодержащие органические соединения | 3. Спирты 4. Альдегиды и кетоны 5. Карбоновые кислоты 6. Углеводы | 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала. |
5. | Азотсодержащие органические соединения | 7.Амины. Аминокислоты. Белки 8. Идентификация органических соединений | 14. Свойства белков. |
6. | Химия и жизнь | 9. Распознавание пластмасс и волокон | 15. Знакомство в образцами пластмасс, волокон и каучуков. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса химии в 10 классе обучающиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия, изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, структурного строения органических соединений.
вещества и материалы, широко используемые на практике: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения, бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их важнейших соединений; химическое строение и свойства изученных органических соединений ;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу образования химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов;
выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны;
безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.
Критерии оценивания ответов и письменных работ по химии
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа
Оценка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
Оценка «2»:
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
Оценка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Оценка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»:
Оценка «4»:
Оценка «3»:
Оценка «2»:
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»:
Оценка «4»:
Оценка «3»:
Оценка «2»:
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
список литературы для обучающихся
Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа.
Химия. 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа.
Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс.
Габриелян О.С, Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9». - М.: Дрофа.
Габриелян О.С, Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». — М.: Дрофа.
Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа.
Волович П., Бровко М. Готовимся к экзамену по химии. М.: Айрис-пресс, 2006.
Химия. ЕГЭ – 2015.Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень: учебно-методическое пособие / под ред.В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
Химия. ГИА – 2015.М., Просвещение, 2010.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по химии.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2015 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Спецификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2015 года по химии.
Спецификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2015 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Интернет-ресурсы:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования
учебно-методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, разработанного Габриеляном О. С.. УМК полностью соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего образования и включает в себя:
О.С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
Методического пособия для учителя:
Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химия. 10 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. — М.: Дрофа.2011г
Габриелян О.С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. — М.: Дрофа.
Новая технология обучения химии – М.: Дрофа, 2009
Электронное пособие «Демонстрационный материал по химии 9-11 класс»
Мультимедийное приложение к урокам химии «Химия элементов»
Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия. Настольная книга учителя. 10кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа,2009
Химия.10кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2009
Габриелян О. С., Сладков С. А. Химия. Рабочая тетрадь. 10 класс. - М.: Дрофа, 2014
О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. Задачи по химии. «Расчеты, связанные с использованием доли продуктов реакции».
Габриелян О. С, Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. — М.: Дрофа, 2012
О. С. Габриелян, Т. В. Смирнова, С. А. Сладков. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 класс. Учебное пособие к учебнику О. С. Габриеляна- М.: Дрофа,2009
Габриелян О. С, Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 10 кл. — М.: Дрофа, 2010
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № п/п | Тема урока, тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Эксперимент | Вид контроля | Д/з |
план | факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
04.09 | | 1 | Методы научного познания Изучение нового материала | Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод. | Знать методы научного познания Уметь объяснять смысл различных методов, формулировать гипотезу, делать вывод, проводить эксперимент и фиксировать его результаты. | | Предварительный | конспект |
Тема 1. Теория строения органических соединений (8 часов) |
04.09 | | 2 | Предмет органической химии. Органические вещества Комбинированный урок | Органическая химия, органические вещества, гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия | Знать Понятия органическая химия, гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия, виды изомерии Уметь Разъяснять смысл термина «органическая химия», давать сравнительную характеристику органическим и неорганическим веществам | Л.О. 1. Определение элементного состава органических соединений | Предварительный | § 1, вопросы |
11.09 | | 3 | Теория строения органических веществ А. М. Бутлерова Комбинированный урок | Валентность углерода, заместители разного рода, постулаты теории строения органических соединений | Знать Понятия теория строения органических соединений, химическое строение, валентность углерода, уметь объяснять строение органических соединений на примерах Уметь составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов; - находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений | | Текущий | § 2, вопросы |
19.09 | | 4 | Строение атома углерода. Валентные возможности атома углерода Комбинированный урок | Химическая связь, ковалентная химическая связь, полярная и неполярная. Неподеленная электронная пара. Электронная плотность, электроотрицательность элементов. Гибридизация, первое, второе, третье валентное состояние атома углерода, sp3, sp2 – гибридизация, π-, σ- связи | Знать Понятия электроотрицательность, неподеленная электронная пара, электронная плотность, полярная и неполярная ковалентная связь Уметь Определять в соединениях тип гибридизация, π-, σ- связи, уметь определять эти связи и рисовать форму электронных облаков. связи | | Текущий | § 3, § 4, упр. 5 (с.20), упр.2 (с.24) |
26.09 28.09 | | 5,6 | Классификация и номенклатура органических соединений Комбинированный урок | Алифатический ряд (ациклический), предельные, непредельные, ароматические, алициклические | ЗнатьПонятия функциональные группы, особенности строения и свойства конкретных классов органических веществ, уметь относить вещества к определенному классу орг. веществ УметьДавать названия по тривиальной и международной номенклатуре | Л.О. 2. Изготовление моделей молекул органических соединений. | Текущий | § 5, упр.1 §6,упр.1,2 |
| | 7 | Изомерия и ее виды Комбинированный урок | Изомерия, изомеры структурные и пространственные | Знать понятие изомерии, виды изомерии Уметь изображать структурные формулы изомеров, давать им названия | | Текущий | § 7, упр.3,7 |
| | 8 | Обобщение и систематизация знаний Практикум | | Знать понятия по теме Уметь составлять формулы, давать названия, определять вещества разных гомологических рядов | | Тематический | Глава.1 |
| | 9 | КР №1 по темам «Введение», «Строение органических веществ» | Рефлексия собственных достижений. Анализ результатов контрольной работы | | | Итоговый | --- |
Тема 2. Реакции органических соединений (4 часа) |
| | 10,11 | Типы химических реакций в органической химии. Комбинированный урок. | Классификация химических реакций по разным признакам | Знать типы химических реакций Уметьопределять типы реакций, составлять уравнения | | | § 8, упр.1,2 |
| | 12,13 | Механизмы реакций в органической химии. Комбинированный урок. | Радикальный и ионный механизмы реакций. Донорно-акцепторный реакции. | Знать радикальный, донорно-акцепторный, ионный механизмы реакций Уметьопределять типы реакций, составлять уравнения | | | § 9, упр.4 |
Тема 3. Углеводороды и их природные источники (17 часов) |
| | 14 | Природные источники углеводородов Комбинированный | Крекинг термический и каталитический, коксование, перегонка, пиролиз | Знать Понятия углеводороды, природные источники углеводородов, уметь соотносить источники и соответствующие им углеводороды Уметь Проводить поиск химической информации с использованием различных источников | Л.О. 3.Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | Текущий | с.56, §10 упр.4-6 |
| | 15 | Алканы: строение, получение и свойства Комбинированный | Углеродный скелет, одинарные σ-связи, sp3-гибридизация, основы номенклатуры | Знать строение алканов, физические и химические свойства, представителей Уметь составлять формулы, уравнения характерных реакций, давать названия алканов | | Текущий | §11 (1 ч.), упр.2,4 |
| | 16 | Алканы: свойства и применение Комбинированный | Галогенирование, дегидрирование, термическое расщепление | ЗнатьПонятия строение, состав, получение и химические свойства алканов УметьЗаписывать реакции получения и химических свойств | | Текущий | §11 (2 ч.), упр.5,6 |
| | 17 | Упражнения в применении знаний Практикум | Знания и умения по теме, решение расчетных задач | ЗнатьОсновные понятия по теме Уметь Записывать реакции получения и химических свойств | | Тематический | задача в тетр. |
| | 18 | Алкены: строение, получение и свойства Комбинированный | Двойная связь, σ- и π-связи, sp2-гибридизация, цис-, транс-изомеры | Знатьстроение алкенов, физические и химические свойства, представителей Уметь составлять формулы, уравнения характерных реакций, давать названия алкенов | | Текущий | §12(1 ч.) упр.1,2 |
| | 19 | Алкены: свойства и применение Комбинированный | Правило Марковникова, реакции присоединения, полимеризация | Знать Понятия строение, состав, получение и химические свойства алкенов, способы образования сигма- и пи-связей; Уметь Записывать реакции получения и химических свойств | | Текущий | §12(2ч.) упр.3,4 |
| | 20 | Алкины: строение, получение и свойства Комбинированный | Гомологический ряд этина, sp-гибридизация, тройная связь | Знать строение алкинов, физические и химические свойства, получение алкинов, представителей Уметь составлять формулы, уравнения характерных реакций, давать названия алкинов | Л.О. 4.Получение и свойства ацетилена | Текущий | §13. Упр.1,5 |
| | 21 | Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений» | Парафин, проба Бейльштейна | Знатькачественные реакции органических веществ Уметьпроводить химический эксперимент, анализировать результаты | ПР №1 | Письменный отчет | |
| | 22 | Упражнения в применении знаний Практикум | Знания и умения по теме | Знать классы непредельных углеводородов, виды изомерии, характерные химические свойства Уметь составлять формулы, записывать уравнения реакций, давать названия | | Тематический | повт. §§ 11,12,13 |
| | 23 | Практическая работа №2 «Углеводороды» | Качественная реакция на непредельные углеводороды | Знать особенности предельных и непредельных углеводородов Уметь проводить эксперимент, составлять отчет | ПР №2 | Письменный отчет | |
| | 24 | Алкадиены: строение, получение и свойства Комбинированный | sp2- гибридное атоме углерода, виды изомерии, правилах систематической номенклатуры, умение строить формулы | ЗнатьПонятия – гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия и номенклатура, состав и строение алкадиенов Уметь называть алкадиеныпо международной номенклатуре; | | Текущий | §14, упр.1,2,3 |
| | 25 | Алкадиены: свойства и применение Комбинированный | Получение и химические свойства алкадиенов. Составление реакций с участием алкадиенов | Знатьстроение, состав, получение и химические свойства алкадиенов Уметь проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | | Текущий | §14, упр.4,5 |
| | 26 | Циклоалканы Комбинированный | Циклические углеводороды, реакции с разрывом замкнутой цепи | Знать особенности циклоалканов Уметь составлять формулы циклоалканов, записывать уравнения реакций | | Текущий | §15, упр.1-3 |
| | 27 | Арены (ароматические углеводороды): строение, получение и свойства Комбинированный | Бензол и его гомологи, строение, состав, правила ориентации в бензольном кольце. Номенклатура и изомерия аренов | ЗнатьПонятия – бензол, гомологический ряд, изомеры бензола, состав и строения, ориентанты первого и второго рода Уметь Называть арены по международной номенклатуре. Составлять формулы гомологов и изомеров | | Текущий | §16, упр.1,2 |
| | 28 | Арены (ароматические углеводороды): свойства и применение Комбинированный | Правила ориентации в бензольном кольце | Знать Понятия-реакции замещения, эффект сопряжения, заместители первого и второго рода Уметь Записывать реакции получения и химических свойств | Л.О. 5.Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки». | Текущий | §16, упр.3,5 |
| | 29 | Упражнения в применении знаний Практикум | Знания и умения по теме | Знать особенности углеводородов разных классов Уметь называть вещества по международной номенклатуре; Характеризовать строение и химические свойства; объяснять зависимость свойств от строения. | | Тематический | повт. §§ 11-16 |
| | 30 | КР №2 по теме «Углеводороды» | Рефлексия собственныхдостижений. Анализрезультатовконтрольнойработы | | | Итоговый | |
Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения (18часов.) |
| | 31 | Спирты: строение, получение и свойства | Функциональная группа, особенности номенклатуры. Водородные связи | Знать понятие функциональной группы, особенности строения и номенклатуры спиртов Уметь называть спирты, распознавать и описывать их свойства | Л.О. 6 Свойстваэтиловогоспирта | Текущий | §17, упр.1,5 |
| | 32 | Спирты: свойства и применение | Межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация; окисление | Знать физические и химические свойства спиртов Уметь составлять уравнения реакций, объяснять механизмы реакций | Л.О. 7Свойства глицерина | Текущий | §17, упр.3,4 |
| | 33 | Практическая работа №3 «Спирты» | Качественная реакция на спирты. Глицерат меди | Знать особенности спиртов, качественные реакции Уметьопределять принадлежность веществ к классу спиртов. Выполнять хим. эксперимент по распознаванию веществ. | ПР №3 | Письменный отчет | п. §17 |
| | 34 | Фенолы | Взаимное влияние атомов в молекуле | Знать отличия фенолов от спиртов Уметь называть вещества, составлять уравнения характерных реакций | | Текущий | §18, упр.1-5 |
| | 35 | Альдегиды и кетоны: строение, получение и свойства | Карбонил, альдегидная группа | Знать понятие функциональной группы, особенности строения и номенклатуры альдегидов Уметь называть альдегиды, распознавать и описывать их свойства | Л.О. 8 Свойства формальдегида | Текущий | §19, упр.1,2 |
| | 36 | Альдегиды и кетоны: свойства и применение | Реакция «серебряного зеркала» | Знать физические и химические свойства альдегидов Уметь составлять уравнения реакций, объяснять механизмы реакций | | Текущий | §19, упр.3,5 |
| | 37 | Практическая работа №4 «Альдегиды и кетоны» | Бензальдегид. Получение ацетона | Знать особенности альдегидов и кетонов Уметь определять принадлежность вещества к альдегидам, выполнять эксперимент по распознаванию веществ | ПР №4 | Письменный отчет | п. §19 |
| | 38 | Карбоновые кислоты: строение, получение и свойства | Карбоксильная группа. | Знать понятие функциональной группы, особенности строения и номенклатуры карбоновых кислот Уметь называть карбоновые кислоты, распознавать и описывать их свойства | | Текущий | §20, упр.3 |
| | 39 | Карбоновые кислоты: свойства и применение | Общие кислотные и специфические свойства | Знать физические и химические свойства карбоновых кислот Уметь составлять уравнения реакций, объяснять механизмы реакций | Л.О. 9 Свойства уксусной кислоты | Текущий | §20, упр.4 |
| | 40 | Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты» | Особенности уксусной кислоты | Знать особенности карбоновых кислот Уметь определять принадлежность вещества к кислотам, выполнять эксперимент по доказательству характерных свойств | ПР №5 | Письменный отчет | п. §20 |
| | 41 | Сложные эфиры. Жиры. | Жиры, масла | Знать особенности строения и номенклатуры сложных эфиров Уметь называть сложные эфиры, распознавать и описывать их свойства | | Текущий | |
| | 42 | Сложные эфиры. Жиры. | Высшие жирные кислоты. Мыло. | Знать физические и химические свойства солей высших жирных кислот (мыла) Уметь составлять уравнения реакций, объяснять механизмы реакций | Л.О. 10 Свойства жиров | Текущий | §21(весь), упр.5,6 |
| | 43 | Упражнения в применении знаний | Знания и умения по теме | Знать особенности разных классов кислородосодержащих соединений Уметь обобщать, сравнивать, приводить примеры, делать выводы | Л.О. 11 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка | Тематический | п. §§17-21 |
| | 44 | Углеводы, их классификация и значение | Моно-, ди- и поисахариды | Знатьклассификацию углеводов, примеры веществ разных классов, использование человеком Уметь записывать уравнения гидролиза сложных углеводов, фотосинтеза | | текущий | §22, упр.1-6 |
| | 45 | Моносахариды. Гексозы. Глюкоза. | α-глюкоза, β-глюкоза | Знатьстроение и изомерию молекул глюкозы Уметь записывать линейную и циклические формулы глюкозы, | | текущий | §23 (часть), 1,2 |
| | 46 | Свойства глюкозы. Решение задач | Глюкоза как альдегидоспирт. Гликокол. | Знать физ. и хим. свойства глюкозы, применение ее Уметь составлять уравнения реакций, рассказывать о биологической роли глюкозы | Л.О. 12 Свойства глюкозы | текущий | §23 (продолж.),4,5 |
| | 47 | Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза | Амилоза, α-глюкоза, амилопектин. Гидролиз | Знатьособенности полисахаридов, их использование Уметь сравнивать крахмал и целлюлозу по строению и свойствам | Л.О. 13 Свойства крахмала | текущий | §24,задача |
| | 48 | Практическая работа №6 «Углеводы» | | Знать особенности углеводов Уметь определять принадлежность вещества к углеводам, выполнять эксперимент по доказательству характерных свойств | ПР №6 | Тематический | п. §24 |
Тема 5.азотсодержащие органические соединения (8часов.) |
| | 49 | Амины: строение, получение. Изомерия и номенклатура | Строение, номенклатура, получение аминов. Получение анилина из нитробензола. Н. Н. Зинин | Знатьстроение, изомерию, номенклатуру аминов Уметьсоставлять формулы аминов, давать названия | | текущий | §25,1,5 |
| | 50 | Амины: свойства, применение | Свойства и применение аминов. Основные свойства аминов. | Знатьхим. свойства аминов в сравнении с аммиаком, применение аминов Уметь записывать уравнения реакций, объяснять особенности аминов | | текущий | §25, 4,7 |
| | 51 | Аминокислоты | Гетерофункциональные соединения. Карбонильная и амино-группы. Значение аимнокислот | Знатьстроение и свойства аминокислот как гетерофункциональных соединений Уметьдавать названия АК, составлять уравнения, доказывающие амфотерный характер | | текущий | §26, упр.1,4 |
| | 52 | Белки | | Знать классификацию белков, уровни структурной организации, свойства, биол. значение Уметь характеризовать структуры белковой молекулы, свойства белков | Л.О. 14 Свойства белков | текущий | §27, сообщ. упр.1,2,9 |
| | 53 | Нуклеиновые кислоты | | Знатьстроение и функции нуклеиновых кислот Уметь сравнивать ДНК и РНК, записывать состав молекул по принципу комплементарности | | текущий | §28, упр.2,3 |
| | 54 | Практические работы №7, №8 «Амины. Аминокислоты. Белки»; «Распознавание органических соединений» | | Знать особенности азотсодержащих соединений Уметь определять принадлежность веществ к разным классам, выполнять эксперимент по доказательству характерных свойств | ПР №7, ПР №8 | Тематический | |
| | 55 | Повторение и обобщение по темам «Кислородсодержащие и азотсодержащие соединения» | | Знать классы кислород- и азотсодержащих соединений Уметь различать вещества разных классов, составлять уравнения реакций | | Тематический | |
| | 56 | КР №3 по теме «Кислородосодержащие и азотсодержащие соединения» | Рефлексия собственныхдостижений. Анализрезультатов контрольнойработы | Знать материал по темам Уметь распознавать вещества, называть их, выполнять задания разной сложности | | Итоговый | |
Химия и жизнь (8 часов) |
| | 57 | Пластмассы и волокна | | Знатьклассификацию волокон и пластмасс Уметь составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации | Л.О. 15 Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков | Тематический | конспект |
| | 58 | Практическая работа 9 «Распознавание пластмасс и волокон» | | Знать особенности пластмасс и волокон Уметьпроводить эксперимент, распознавать вещества, составлять отчет | ПР №9 | Тематический | |
| | 59 | Витамины | | Знать особенности нахождения и применения водорастворимых и жирорастворимых витаминов Уметь аргументировано вступать перед аудиторией | | Тематический | §29, сообщ. |
| | 60 | Ферменты | | Знатьособенности действия и классификацию ферментов Уметь аргументировано вступать перед аудиторией | | Тематический | §30, сообщ. |
| | 61 | Гормоны | | Знать разнообразие гормонов, их биологическую роль Уметь аргументировано вступать перед аудиторией | | Тематический | §31, сообщ. |
| | 62 | Лекарства | | Знатьособенности антибиотиков, противомикробных средств, анальгетиков Уметь аргументировано вступать перед аудиторией | | Тематический | §32, сообщ. |
| | 63 | Повторение. Основные классы органических веществ: строение, номенклатура, свойства | | Знать особенности органических веществ разных классов | | | |
| | 64 | Повторение. Решение задач | | Уметь решать расчетные задачи разных типов | | | |
Резерв 4 часа | | | | | | |
Итого | 68 | | | | | | |