Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Романовская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель по УВР Директор МКОУ Романовская СОШ
_______ Васина Л.А. _________ Клименко И.П.
«24» августа 2014 г. «24» августа 2014 г.
Рабочая программа
по химии
8 класс
Учитель: Ананьева Л.В.
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе Примерной программы основного, общего образования которая соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования, и авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа» 2011, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования (базовый уровень) и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ. М.: Дрофа, 2008
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 8 часов вместо 4 часов, «Соединения химических элементов» 14 часов вместо 12 часов за счет резервного времени.
2. Практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом.
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета Химия на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по химии в 8 классе рассчитана на 72 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 5 контрольных и 5 практических работ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Химия на ступени основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты обучения
Результаты изучения курса Химия приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на
реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ХИМИИ
8 КЛАССА (72 ч)
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (8 час).
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Демонстрации:
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты:
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
Практические работы:
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
ВЕЩЕСТВО (25 час).
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Демонстрации:
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (15 час).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Демонстрации:
Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора
Лабораторные опыты:
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Практические работы:
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Расчетные задачи:
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой школы рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008;
Н.П.Троегурова «Поурочные разработки по химии» к учебнику О.С.Габриеляна 8 классс. М.:ВАКО 2013.
М.А.Рябов, Е.Ю.Невская Тесты по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8 класс» М.: Экзамен, 2011
КИМ «Химия» 8 класс. М.: ВАКО 2013.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Атомы химических элементов», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», итоговая работа, проверочные работы по темам «Введение» и «Простые вещества».
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
литература для учащихся:
- О.С.Габриелян «Химия 8 класс».М.: Дрофа, 2008 (учебник)
- Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс». М.: «Дрофа», 2000 г.
- Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия». М.: «АСТ – Пресс», 2002г.
литература для учителя:
- Авторская программа по химии О.С.Габриеляна (программа курса химии для 8-11 классов ОУ), М.:Дрофа 2011
- О.С.Габриелян «Химия 8 класс» М.: Дрофа 2008 (учебник)
- н/м журнал «Химия в школе»
- Н.П.Троегурова «Поурочные разработки по химии» М.:ВАКО 2013
КИМ:
- М.А.Рябов, Е.Ю.Невская «Тесты по химии» к учебнику О.С.Габриеляна. М.:Экзамен 2011
- КИМ «Химия» 8 класс. М.: ВАКО 2013
- И.Г.Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии» М.:Новая Волна 2010
- электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
«Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
- Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
Тематическое планирование по химии в 8 классе. (2ч/36 нед.= 72ч).
Автор учебника: О.С.Габриелян «Химия 8 кл.» М.: Дрофа,2008.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Элементы содержания | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки (результат) |
| Введение. Первоначальные химические понятия | | 8 | |
1.(1) | Предмет химии | Химия- как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. | 1 | |
2.(2) | Вещества. Лаб.опыт: знакомство с образцами простых и сложных веществ. | Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. | 1 | Знать определение понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество», «тело», простое в-во», «сложное в-во», «химический элемент» |
3.(3) | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | Химическая реакция | 1 | Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. |
4.(4) | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. | ПСХЭ Д.И.Менделеева.группы и периоды периодической системы. Язык химии. Знаки химических элементов. | 1 | Уметь определять положение ХЭ в периодической системе. Называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов. |
5.(5) | Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. | Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. атомная единица массы. | 1 | Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы в-в. Определять состав в-в по химич.формуле,принадлежность к простым и сложным веществам. |
6. (6,7) | Расчеты по химической формуле вещества. | Вычисление относительной молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы в-ва по массовым долям элементов. | 2 | Уметь вычислять массовую долю хим.элемента по формуле соединения. |
7.(8) | Проверочная работа по теме: «Введение. Первоначальные химические понятия» | | 1 | |
| Атомы химических элементов | | 10 | |
8.(9) | Основные сведения о строении атомов. | Строение атома. Ядро(протоны, нейтроны), электроны. | 1 | Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера хим.элемента. |
9. (10) | Изотопы. | Изотопы | 1 | Знать определение понятий «химический элемент», «изотопы» |
10. (11) | Строение электронных оболочек атомов. | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И.Менделеева. | 1 | Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ. |
11. (12) | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | Периодический закон и периодическая система хим.элементов Д.И.Менделеева. группы и периоды периодической системы. | 1 | Знать формулировку периодического закона. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. |
12. (13) | Ионная связь. | Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь. | 1 | Знать определение понятий «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять тип хим.связи (ионная) в соединениях. |
13. (14) | Ковалентная неполярная связь. | Ковалентная неполярная связь | 1 | Уметь определять тип хим.связи в соединениях. |
14. (15) | Ковалентная полярная связь | Ковалентная полярная связь | 1 | Уметь определять тип хим. Связи в соединениях. |
15. (16) | Металлическая связь | Металлическая связь | 1 | Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа хим.связи. |
16. (17) | Повторение и обобщение по теме: «Атомы химических элементов» | | 1 | |
17. (18) | Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов» | | 1 | |
| Простые вещества | | 7 | |
18. (19) | Простые вещества – металлы. | Простые вещества – металлы. | 1 | Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов. |
19. (20) | Простые вещества – неметаллы. | Простые вещества – неметаллы. | 1 | Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов. |
20. (21) | Количество вещества. Молярная масса. | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи). |
21. (22) | Молярный объем газов. Закон Авогадро. | Молярный объем газов. | 1 | Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи). |
22. (23) | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро». | | 1 | |
23. (24) | Повторение и обобщение знаний по теме: «Простые вещества» | | 1 | |
24. (25) | Проверочная работа по теме: «Простые вещества» | | 1 | |
| Соединения химических элементов | | 14 | |
25. (26) | Степень окисления и валентность | Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления. | 1 | Уметь определять валентность и степень окисления в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по ст.ок., называть бинарные соединения. |
26. (27) | Оксиды и летучие водородные соединения. | Основные классы неорганических соединений – оксиды и летучие водородные соединения. | 1 | Уметь определять принадлежность в-ва к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов. |
27. (28) | Основания | Основные классы неорганических соединений – основания. | 1 | Уметь определять принадлежность в-ва к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественные реакции на распознавание щелочей. |
28. (29) | Кислоты | Основные классы неорганических соединений – кислоты. | 1 | Уметь определять принадлежность в-ва к классу кислот. Знать формулы и названия кислот,качественную реакцию на распознавание кислот. |
29. (30) | Соли | Основные классы неорганических соединений – соли. | 1 | Уметь определять принадлежность в-ва к классу солей, составлять формулы солей, называть их. |
30. (31) | Кристаллические решетки | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристалл.решеток. | 1 | Уметь характеризовать и объяснять свойства в-в на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки. |
31. (32) | Чистые вещества и смеси. | Чистые в-ва и смеси. Природные смеси:воздух, газ, нефть. Химический анализ, разделение смесей. | 1 | |
32. (33) | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | 1 | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. |
33. (34) | Решение задач на нахождение объемной и массовой долей раствора. | Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | 1 | |
34. (35) | Практическая работа №1 ТБ. «Знакомство с лабораторным оборудованием» | Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. | 1 | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
35. (36) | Практическая работа №2 ТБ. «Правила безопасной работы в химической лаборатории» | Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности. Проведение хим.реакций при нагревании. | 1 | Знать правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории. |
36. (37) | Практическая работа №3 ТБ. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». | Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. | 1 | Уметь готовить растворы заданной концентрации. |
37. (38) | Повторение и обобщение по теме: «Соединения химических элементов» | | 1 | |
38. (39) | Контрольная работа №2 по теме: «Соединения химических элементов» | | 1 | |
| Изменения, происходящие с веществами | | 13 | |
39. (40) | Физические явления. Лаб.опыт: разделение смесей | Способы разделения смесей. Очистка веществ. Фильтрование | 1 | Знать способы разделения смесей. |
40. (41) | Практическая работа №4 ТБ. «Очистка загрязненной поваренной соли». | Разделение смесей. Очистка веществ. | 1 | Уметь обращаться с хим.посудой и лабор.оборудованием при проведении опытов. |
41. (42) | Химические реакции. Лаб.опыт: химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). | Химическая реакция. Условия и признаки хим.реакций. Классификация хим.реакций по поглощению и выделению тепла. | 1 | Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения хим.реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии. |
42. (43) | Химические уравнения | Уравнение и схема хим.реакции. сохранение массы в-в при хим.реакциях. | 1 | Знать определение понятия «хим.реакция». Уметь составлять уравнения хим.реакций на основе закона сохранения массы веществ. |
43. (44,45) | Расчеты по химическим уравнениям. | Вычисление по хим.уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного в-ва и в-ва, содержащего долю примесей. | 2 | Уметь вычислять по хим.уравнениям массу, объем или количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного в-ва и в-ва, содержащего определенную долю примесей. |
44. (46) | Реакции разложения | Классификация хим.реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции разложения. Понятие скорости хим.реакции, катализаторы | 1 | Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. |
45. (47) | Реакции соединения. | Классификация хим.реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ (реакции соединения). Каталитические реакции. | 1 | Уметь отличать реакции данного типа от других типов реакций, составлять уравнения данного типа. |
46. (48) | Реакции замещения | Классификация хим.реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции замещения. Химические свойства металлов – взаимодействие с растворами кислот и солей. | 1 | Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций. Знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. |
46. (49) | Реакции обмена | Классификация хим.реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ (реакции обмена). | 1 | Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца. |
47. (50) | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Химические свойства воды. Типы хим.реакций по числу и составу исходных и полученных в-в. | 1 | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хим.свойства воды, определять типы хим.реакций. |
48. (51) | Повторение и обобщение знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | | 1 | |
49. (52) | Контрольная работа №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | | 1 | |
| Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | | 18 | |
50. (53) | Растворение. Растворимость веществ в воде. | Растворы. Процесс растворения. Растворимость в-в в воде. Хорошо растворимые,малорастворимые и нерастворимые вещества. | 1 | Знать определение понятия «растворы», условия растворения в-в в воде. Уметь пользоваться таблицей растворимости. |
51. (54) | Электролитическая диссоциация. | Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Сильные и слабые электролиты. | 1 | Знать определение понятий: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, сильный и слабый электролит. Понимать сущность процесса ЭД. |
52. (55) | Основные положения электролитической диссоциации. | Ионы, катионы и анионы | 1 | Знать основные положения ЭД. |
53. (56) | Диссоциация кислот, оснований, солей. | ЭД кислот, оснований, солей в водных растворах. | 1 | Уметь составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей, понимать сущность. Знать определения кислот, щелочей и солей с точки зрения ЭД. |
54. (57) | Ионные уравнения. | Реакции ионного обмена. | 1 | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. |
55. (58) | Ионные уравнения. (урок – упражнение) | Реакции ионного обмена. | 1 | Уметь составлять реакции ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. |
56. (59) | Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Лаб.опыт: взаимодействие оксида магния с кислотами. | Классификация кислот, их химические свойства в свете теории ЭД. | 1 | Знать классификацию кислот, их хим.свойства. Уметь составлять уравнения реакций, характер.хим.свойства кислот в молекулярном и ионном виде. |
57. (60) | Основания в свете теории ЭД. Лаб.опыт: получение нерастворимых оснований и изучение их свойств. | Классификация оснований, их хим.свойства в свете теории ЭД. | 1 | Знать классификацию и хим. Свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций, характер.хим.свойства оснований в молекулярном и ионном виде. |
58. (61) | Оксиды в свете ЭД. Лаб.опыт: взаимодействие углекислого газа с известковой водой. | Классификация оксидов, их хим.свойства в свете теории ЭД. | 1 | Знать классификацию и хим.свойства оксидов. Уметь составлять уравнения реакций, характер.хим.свойства оксидов в молекулярном и ионном виде. |
59. (62) | Соли в свете теории ЭД. | Классификация солей, их свойства в свете теории ЭД. | 1 | Знать классификацию и хим.свойства средних солей. Уметь составлять уравнения реакций, характер.хим.свойства средних солей в молекулярном и ионном виде. |
60. (63) | Генетическая связь между основными классами неорганических веществ | Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 1 | Уметь составлять уравнения хим.реакций, характер.хим.свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. |
61. (64) | Окислительно – восстановительные реакции | Классификация хим.реакций по изменению степеней окисления хим.элементов.ОВР.Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. | 1 | Знать определения понятий: окислитель. Восстановитель, окисление, восстановление. Уметь определять окислители и восстановители, отличать ОВР от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса. |
62. (65) | Урок – упражнение в составлении окислительно – восстановительных реакций. | ОВР. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. | 1 | Уметь расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса. |
63. (66) | Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно – восстановительных реакций. | Химические свойства основных классов неорганических веществ. | 1 | Уметь составлять хим.аравнения, характер.хим.свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об ОВР. |
64. (67) | Практическая работа №5 «Генетическая связь между классами неорганических соединений» | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами. |
65. (68) | Повторение и обобщение знаний по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | | 1 | |
66. (69) | Контрольная работа №4 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | | 1 | |
67. (70,71) | Повторение и обобщение знаний за курс 8 класса. | | 2 | |
68. (72) | Итоговая работа №5 за курс 8 класса | | 1 | |