СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ппрограмма по химии 8 класс для УМК О.С. Габриеляна, может быть использована как рабочая прграмма.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нельхайская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено»:

Руководитель методического объединения

__________ Е.А.Халбаева

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.


«Согласовано»:

заместитель директора по УВР._________ Е.В.Ильенко

«29» августа 2016 г

«Утверждено»:

директор МБОУ

Нельхайская СОШ

_______ О.В.Архинчеева

Протокол № 1 от «30» августа 2016 г.

Приказ № 60 от 30. 08.2016 г.






Рабочая программа

по химии для обучающихся 8 класса

на 2016 - 2017 учебный год



Составитель:

Тулонова Евдокия Петровна











2016 г.





Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии для обучающихся 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Изучение курса реализуется через УМК:

  • Программы общеобразовательных учреждений. Химии 8 -11 классы/ О.С. Габриелян- 2 изд. – М.: Просвещение, 2012

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010, 2011 – 270, [2] с.: ил.

  • Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.- М.: Дрофа, 2016.

Цели:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  • сформировать знание основных понятий и законов химии

  • воспитывать общечеловеческую культуру

  • учить наблюдать, применять полученные знания на практики

Текущий контроль успеваемости и промежуточная  аттестация  проводится в целях контроля эффективности образовательного процесса.

Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.

Формы текущего контроля:

  • устный опрос учащихся - контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций;

  • письменный контроль - контрольная работа, практическая работа. Контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.

Промежуточная аттестация - оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы проводится в форме итоговой контрольной работы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения химии обучающийся должен знать/ понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов;

  • химические понятия: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула относительная атомная и молекулярная массы;

  • основные законы: периодический закон;

  • изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления;

  • химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём;

  • растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;

  • окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

уметь:

  • называть химические элементы;

  • объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

  • вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;

  • называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений;

  • объяснять сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать химические свойства изученных веществ;

  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Содержание учебного предмета

Введение (10 часов).

Основные понятия: химический элемент, вещества простые и сложные, атом, молекула. Методы исследования: наблюдение, описание, эксперимент. Химическая реакция, физическое явление. Знаки первых 20 химических элементов. Периодическая система химических элементов. Группа, период. Химическая формула. Закон постоянства состава веществ. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». Контрольная работа № 1 «Введение».

Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов).

Основные понятия: протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Схема строения атома. ПЗХЭ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Типы химической связи: ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная, металлическая. Контрольная работа № 2 «Атомы химических элементов».

Тема 2. Простые вещества (4 часа).

Основные понятия: простые вещества – металлы и неметаллы. Количество вещества, моль, молярная масса. Молярный объем. Решение задач по теме «Количество вещества. Молярный объем газов».

Тема 3. Соединения химических элементов (13 часов).

Основные понятия: степень окисления. Оксиды, основания, кислоты, соли. Ионы: катионы и анионы. Индикатор. Вещества аморфные и кристаллические. Закон постоянства состава веществ. Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смесей: дистилляция, кристаллизация, фильтрование, возгонка. Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе». Решение задач по теме «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)». Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов».

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13 часов).

Основные понятия: Сущность химических реакций и условия их протекания. Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Вычисления по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: соединения, замещения, обмена, разложения. Вода и её свойства. Практическая работа № 3 «Отчистка поваренной соли от примесей». Решение задач по теме «Расчеты по уравнениям реакций». Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами».

Тема 5. Химические свойства классов неорганических веществ (21 час).

Основные понятия: Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций. Кислоты, основания, оксиды, соли, в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР. Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций». Решение упражнений по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Практическая работа № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». Итоговая контрольная работа № 5 «Химические свойства классов неорганических веществ.

Тематическое планирование

по химии

Класс - 8

Количество часов по учебному плану:

Всего – 70 часов; в неделю - 2 часа.

Плановых контрольных работ - 5

Плановых практических работ - 5

п/т

Дата по плану

Дата по факту

Раздел, тема урока

Кол. часов

Введение (10 часов)

1

06.09.16


Предмет химия. Вещества.

1

2

07.09.16


Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

1

3

13.09.16


Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

1

4

14.09.16


История развития химии.

1

5,6

20.09.16

21.09.16


Химические знаки и формулы.

2

7

27.09.16


Относительные атомная и молекулярная массы.

1

8,9

28.09.16

04.10.16


Mr. и массовая доля химического элемента в веществе.

2

10

05.10.16


Контрольная работа № 1 «Введение».

1

Тема № 1 . «Атомы химических элементов» (9 часов)

11

11.10.16


Основные сведения о строении атома. Состав ядра.

1

12

12.10.16


Электронное строение атомов.

1

13

18.10.16


Изменения строения атомов в периодах и главных подгруппах.

1

14

19.10.16


Ионная связь.

1

15

25.10.16


Ковалентная связь.

1

16

26.10.16


Ковалентная полярная связь.

1

17

08.11.16


Металлическая связь.

1

18

09.11.16


Атомы химических элементов.

1

19

15.11.16


Контрольная работа № 2 «Атомы химических элементов».

1

Тема № 2. «Простые вещества» (4 часа)

20

16.11.16


Простые вещества - металлы и неметаллы.

1

21

22.11.16


Количество вещества.

1

22

23.11.16


Молярный объем газов.

1

23

29.11.16


Решение задач по теме «Количество вещества. Молярный объем газов».

1

Тема № 3. «Соединения химических элементов» (13 часов)

24,25

30.11.16

06.12.16


Степень окисления.

2

26

07.12.16


Сложные вещества. Бинарные соединения.

1

27

13.12.16


Основания.

1

28

14.12.16


Кислоты.

1

29

20.12.16


Соли.

1

30

21.12.16


Составление формул классов веществ по названиям, номенклатура.

1

31

27.12.16


Кристаллические решетки.

1

32

28.12.16


Чистые вещества и смеси.

1

33

17.01.17


Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).

1

34

18.01.17


Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе».

1

35

24.01.17


Решение задач по теме «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)».

1

36

25.01.17


Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов».

1

Тема № 4. «Изменения, происходящие с веществами» (13 часов)

37

31.01.17


Физические явления в химии.

1

38

01.02.17


Практическая работа № 3 «Отчистка поваренной соли от примесей».

1

39

07.02.17


Химические реакции: признаки и условия протекания.

1

40

08.02.17


Химические уравнения.

1

41

14.02.17


Расставление коэффициентов.

1

42

15.02.17


Реакции соединения и разложения.

1

43

21.02.17


Реакции замещения и обмена.

1

44

22.02.17


Обобщение сведений о классификации реакций.

1

45

28.02.17


Классификация химических реакций.

1

46

01.03.17


Расчеты по уравнениям реакций.

1

47,48

07.03.17

08.03.17


Решение задач по теме «Расчеты по уравнениям реакций».

2

49

14.03.17


Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами».

1

Тема № 5. «Химические свойства классов неорганических веществ» (21 час)

50

15.03.17


Растворение, растворы, электролиты, неэлетролиты.

1

51

21.03.17


Электролитическая диссоциация.

1

52

22.03.17


Кислоты, щелочи, основания как электролиты.

1

53,54

04.04.17

05.04.17


Реакции ионного обмена.

2

55

11.04.17


Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций».

1

56

12.04.17


Химические свойства кислот.

1

57

18.04.17


Химические свойства оснований.

1

58

19.04.17


Классификация и свойства оксидов.

1

59

25.04.17


Химические свойства оксидов.

1

60

26.04.17


Соли: классификация и свойства.

1

61

02.05.17


Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1

62

03.05.17


Решение упражнений по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

1

63

09.05.17


Практическая работа № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей».

1

64,65

10.05.17

16.05.17


Окислительно-восстановительные реакции.

2

66,67

17.05.17

23.05.17


Подготовка к итоговой контрольной работе.

2

68

24.05.17


Итоговая контрольная работа № 5 «Химические свойства классов неорганических веществ».

1

69,70

30.05.17

31.05.17


Работа над ошибками. Резевный урок.

2

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Для учащихся:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010, 2011.

  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.- М.: Дрофа, 2016.

Для учителя:

  1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.

  2. Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия. 8-9 классы: методическое пособие к учебникам О.С. Габриеляна. М.: Дрофа, 2013. -222.

  3. Денисова В.Г. Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна.- Волгоград: Учитель, 2011.-171.

  4. Троегубова Н.П. Химия. 8 класс: контрольно- измерительные материалы. – М.:ВАКО 2011.-112

Дополнительная литература:

  1. Денисова В.Г. мастер – класс учителя химии. Выпуск № 2. Химия элементов. Уроки с использованием ИКТ. Лекции, семинары. Сценарии мероприятий с использованием ИКТ. Интерактивные игры. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011. – 240 с. – (Современная школа)

  2. Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс 8-11 классы / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко – М.: Экзамен, 2009 – 527 с.

  3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания, 2009 – 192 с.

Интернет – ресурсы:

  1. http//www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование».

  2. http//www.mon/gow.ru – министерство образования науки Российской Федерации.

  3. http//www.fsu.mto.ru – Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.

http//him.lseptcmber.ru – Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»









Контроль и оценка планируемых результатов

Оценка планируемых результатов осуществляется на основании «Положения о форме и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся»

Контрольных работ – 5 (см. Приложения 1 – 1 - 5)

Контрольная работа № 1 «Введение».

Контрольная работа № 2 «Атомы химических элементов».

Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов».

Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами».

Итоговая контрольная работа № 5 «Химические свойства классов неорганических веществ».

Практических работ – 5 (см. Приложения 2 – 1 - 5)

Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе».

Практическая работа № 3 «Отчистка поваренной соли от примесей».

Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций».

Практическая работа № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей».

Практическая работа № 1

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: Познакомиться с устройством и основными приемами обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

Ход работы

1. Устройство штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)

  1. Чугунная подставка

  2. Стержень

  3. Муфта

  4. Лапка

  5. Кольцо

2.Устройство спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)

1.Сосуд

2.Фитиль

3.Металлическая трубка с диском

4.Колпачёк

1.Снять колпачок

2.Прроверить плотно ли прилегает диск к отверстию сосуда

3. Зажечь спиртовку горящей спичкой (НЕЛЬЗЯ ЗАЖИГАТЬ СПИРТОВКУ ОТ ДРУГОЙ ГОРЯЩЕЙ СПИРТОВКИ!)

4. Погасить спиртовку накрыв пламя колпачком.

3. Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)

4. Фильтрование

  1. приготовить фильтровальную бумагу;

  2. смочить фильтровальную бумагу;

  3. вложить в воронку;

  4. жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;

  5. фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.

Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.





Практическая работа № 2

«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.

Оборудование: Мерный цилиндр, коническая колба, чайная ложка, лабораторные весы, стеклянная палочка.

Реактивы: Сахар, вода.

Ход работы

  1. Определить массу сахара (взвесить);

  2. Приготовить раствор;

  3. Рассчитать массовые доли сахара и воды в полученном растворе;

  4. Рассчитать число молекул сахара в полученном растворе.

Дано:

Н2О, С12Н22О12

mсахара=.

Vводы = 50мл.

______________

ωсахара =?

ωводы = ?

Nсах. = ?



















Практическая работа № 3

«Очистка поваренной соли от примесей»

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы: Научиться проводить разделение смесей, очистку веществ, фильтрование.

Оборудование: смесь песка с солью, 2 стаканчика, стеклянная палочка, промывалка с водой, фильтр, воронка, спички, спиртовка, зажим, чашка для выпаривания.

Ход работы

  1. Фронтальное обсуждение последовательности действий при разделении смеси песка и соли.

  2. Оформление работы.





































Практическая работа № 4

«Признаки химических реакций»

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы: 1) провести химические реакции; 2) по признакам химических реакций доказать их осуществление.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы: медная проволока, H2SO4, HCl, роданид калия, мел (CaCO3), FeCl3, Na2SO4, BaCl2.

Ход работы

Опыт 1. Прокаливание медной проволоки, получение оксида меди (II)

Cu + O2 =

Тип реакции:

Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой.

CuO + H2SO4 =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 2. Взаимодействие мела с кислотой

CaCO3 + HCl =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия

FeCl3 + KSCN =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция

Na2CO3 + CaCl2 =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Приложение № 10















































Практическая работа № 5

«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы: HCl, NaOH, Zn, AgNO3, Ca(OH)2, CaO.

Ход работы

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

  1. HCl + NaOH =


  1. HCl + Zn =


  1. CaO + HCl =


  1. AgNO3 + NaCl =


  1. Ca(OH)2 + CO2 =













Выводы:

Задание:

  1. Осуществить реакции;

  2. Определить какие свойства (кислот, оснований, оксидов и солей) характеризует каждая реакция;

  3. Определить тип реакции, обратимость;

  4. Для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.













11