Рабочая программа по кружку
«Эрудит»
(в рамках реализации общеинтеллектуального направления
внеурочной деятельности )
4 класс
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащийся должен знать:
какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек;
элементарные методы исследовательской работы.
Уметь:
работать в группе;
структурировать ранее полученные знания;
использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
осваивать новые виды деятельности;
проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
способность ухватить наиболее существенную деталь;
работать с доступными книгами – справочниками и словарями.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Эрудит» является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих умений.
1 уровень
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки.
2 уровень
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания.
3 уровень
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Область, темы | 4 класс |
1. | Филология | 12 |
1.1. | Развитие речи | 6 |
1.2. | Слово | 2 |
1.3. | Предложение | 2 |
1.4. | Ребусы, шарады | 2 |
2. | Математика | 12 |
2.1. | Нестандартные задачи | 5 |
2.2. | Головоломки | 3 |
2.3. | Развитие геометрического видения | 4 |
3. | Краеведение | 10 |
3.1. | Природа | 4 |
3.2. | История | 2 |
3.3. | Фольклор | 2 |
3.4. | Культура и наука | 2 |
Область «Филология» - 12 часов
Развитие речи
Литературный герой. Ориентировка в литературоведческих понятиях.Слово .
Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам.
Предложение .Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.
Разгадывание и составление: ребусы, шарады,чайнворды. кроссворды. анаграммы.
КТД, проет, олимпиады,викторины, круглый стол. Познавательная деятельность.
Область «Математика» - 12 ч.
Нестандартные задачи решение и составление.
Числовая комбинаторика. Задачи повышенной трудности на нахождение числа по его части и на нахождение части числа.
Головоломки. Запись цифр и чисел у других народов. Делимость чисел. Системы счисления.Развитие геометрического видения.
Занимательные геометрические задачи. Нахождение в хаотичном изображении геометрических фигур. Олимпиада.
КТД, проет, викторины, познавательные игры олимпиады. Познавательная деятельность
Область «Краеведение» - 10ч.
Природанашего края.Водоемы нашего края. Их использование и охрана. Рыбье царство. Рыболовство. Наши грибы. Лес дает нам стол и дом. Красная книга Тюменской области.
История нашего края. Легенды нашего края.
Фольклор разных народов. Пословицы и поговорки. Обряды народов Тюменской области. Культура и наука . Музеи нашего края. Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов.
Экскурсия в музей. КТД, проет, олимпиады, поисковые и научные исследования.
Познавательная деятельность
3. Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Филология – 12ч |
Тема 1. Развитие речи (6 ч) |
1-3 | Литературный герой | 3 |
4-6 | Ориентировка в литературоведческих понятиях | 3 |
Тема 2. Слово (2 ч) |
7 | Построение слов из данного слова | 1 |
8 | Составление ребусов по словам | 1 |
Тема 3. Предложение (2 ч) |
9 | Сложносочиненные предложения | 1 |
10 | Сложноподчиненные предложения | 1 |
Тема 4. Ребусы, шарады (2 ч) |
11 | Ребусы, шарады. Чайнворды | 1 |
12 | Кроссворды. Анаграммы | 1 |
Математика - 12 ч |
Тема 1. Нестандартные задачи (5ч) |
13-14 | Числовая комбинаторика | 2 |
15-16-17 | Задачи повышенной трудности на нахождение числа по его части и на нахождение части числа | 3 |
Тема 2. Головоломки (3ч) |
18 | Запись цифр и чисел у других народов | 1 |
19 | Делимость чисел | 1 |
20 | Системы счисления. | 1 |
Тема 3. Развитие геометрического видения (4ч) |
21-22 | Занимательные геометрические задачи | 2 |
23 | Нахождение в хаотичном изображении геометрических фигур | 1 |
24 | Олимпиада | 1 |
Краеведени - 10 ч |
Тема 1. Природа (4ч) |
25 | Водоемы нашего края. Их использование и охрана. | 1 |
26 | Рыбье царство. Рыболовство. | 1 |
27 | Наши грибы. Лес дает нам стол и дом. | 1 |
28 | Красная книга Тюменской области. | 1 |
Тема 2. История (2ч) |
29-30 | Легенды нашего края. | 2 |
Тема 3. Фольклор (2 час) |
31 | Пословицы и поговорки | 1 |
32 | Обряды народов Тюменской области. | 1 |
Тема 4. Культура нашего края. (2 ч) |
33 | Музеи нашего края. | 1 |
34 | Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. | 1 |