Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 16 |
2 | Басни | 5 |
3 | Произведения А.С. Пушкина | 10 |
4 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета | 5 |
5 | Произведения Л.Н. Толстого | 11 |
6 | Произведения Н.А. Некрасова | 7 |
7 | Произведения А.П.Чехова | 6 |
8 | Сказки зарубежных писателей | 4 |
9 | Стихи русских поэтов | 7 |
10 | Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка | 7 |
11 | Произведения А.И. Куприна | 7 |
12 | Стихи С.А.Есенина | 7 |
13 | Произведения К.Г. Паустовского | 12 |
14 | Произведения С.Я. Маршака | 4 |
15 | Произведения Л. Пантелеева | 6 |
16 | Произведения А.П. Гайдара | 5 |
17 | Произведения М.М. Пришвина | 7 |
18 | Произведения зарубежных писателей | 10 |
| ИТОГО | 136 |
Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе
произведения устного творчества русского и других народов;
стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы
Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга». «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); СВ. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотива
ции к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится формирование:
понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные требования к результатам обучения в третьем классе
Учащиеся должны научиться:
читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Слушание литературного произведения
воспринимать произведения разных жанров из круга чтения;
понимать главную мысль;
изучать произведения одного и того же жанра или несколько произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев);
сравнивать героев разных произведений, анализировать их поступки, выделять детали для характеристики;
определять время и место событий, выделять описания пейзажа и портрета героя;
выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к произведению и героям.
Чтение
читать вслух и молча (про себя) небольшие произведения или главы из произведений целыми словами;
читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом
осознавать последовательность и смысл событий;
вычленять главную мысль текста;
определять поступки героев и их мотивы; сопоставлять и оценивать поступки персонажей;
находить в произведении слова и выражения, характеризующие героев и события; выявлять авторскую позицию и свое отношение к событиям и персонажам;
работать со структурой текста: начало, развитие, концовка;
делить текст на части и озаглавливать их;
составлять план текста под руководством учителя;
пересказывать содержание текста (подробно и кратко) по готовому плану;
самостоятельно выполнять задания к тексту.
Круг чтения
читать произведения устного народного творчества русского народа и других народов; стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; художественные и научно-популярные рассказы и очерки;
понимать тему чтения: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.);
анализировать более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой);
понимать замедленность действия народной сказки за счет повторов, включения песенок и прибауток; анализировать наличие волшебных превращений; приводить примеры присказки, зачинов и их вариантов, особых концовок;
осознавать идею победы добра над злом, правды над кривдой, реальность и нереальность событий, положительных и отрицательных героев народной сказки;
понимать особенности изображения персонажей былины (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы;
анализировать и кратко характеризовать особенности литературной (авторской) сказки, сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания;
приводить примеры художественных рассказов и давать характеристику их особенностей: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений;
понимать особенности жанра рассказа-описания (научно-художественного рассказа) как промежуточного жанра между художественными и научно-популярными рассказами: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации;
пользоваться справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями, книгами-справочниками.
Литературоведческая пропедевтика
ориентироваться в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение;
перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль;
объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное);
приводить примеры героев (персонажей);
находить в тексте портрет героя, пейзаж;
перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа;
называть средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
развивать интерес к художественному слову;
сочинять (по аналогии с произведениями фольклора) загадки, потешки, небылицы, сказки, забавные истории с героями изученных произведений;
«дописывать», «досказывать» известные сюжеты;
принимать участие в коллективной творческой работе по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д.
участвовать в литературных играх, конкурсах, утренниках, уроках-отчетах.
Чтение: работа с информацией
пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги;
получать информацию с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»);
пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах;
оформлять информацию в виде моделей, схем, таблиц;
использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.критерии оценивания7
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");
- умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых -четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 70-85слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя");
I полугодие – 65 – 70 слов в минуту, II полугодие 70 – 85 слов в минуту.
«5» - без ошибок, самостоятельно пересказывает прочитанное4
«4» - 1-2 ошибки, допущены 1-2 неточности, ошибки в пересказе
«3» - 3-5 ошибок, неточно ответил на вопросы, допущены ошибки и недочеты в пересказе, пересказ при помощи наводящих вопросов;
«2» - прочитал ниже нормы, не может передать содержимое прочитанного
Чтение наизусть
«5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
«4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
«3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
«2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
Правильная постановка логического ударения
Соблюдение пауз
Правильный выбор темпа
Соблюдение нужной интонации
Безошибочное чтение
«5»– выполнены правильно все требования
«4»– не соблюдены 1–2 требования
«3»– допущены ошибки по трем требованиям
«2»– допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
Своевременно начинать читать свои слова
Подбирать правильную интонацию
Читать безошибочно
Читать выразительно
«5»– выполнены все требования
«4»– допущены ошибки по одному какому-то требованию
«3»– допущены ошибки по двум требованиям
«2»– допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
«4»– допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
«3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
«2» – не может передать содержание прочитанного.
Примерное планирование проверочных и контрольных работ
№ п/п | Компетенция. Вид проверки | Время выполнения |
1 | Навык чтения вслух. Текущая проверка. | Сентябрь |
2 | Контрольная тестовая работа за 1 четверть. | Октябрь |
3 | Комплексная разноуровневая работа за 1 полугодие. | Декабрь |
4 | Проверка навыка чтения вслух. | Декабрь |
5 | Контрольная тестовая работа за 3 четверть. | Март |
6 | Комплексная разноуровневая контрольная работа. | Май |
7 | Проверка навыка чтения вслух. | Май |
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | план | факт | I четверть (34 ч) Устное народное творчество (16 ч) | 1 | 01.09 02.09 | | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». | 1 | Называть жанры фольклора. Работать с понятием «загадка». Называть тему, форму, виды загадок. Выразительно читать загадки. | | 2 | | Пословицы. Какие бывают пословицы. Д/чт. Загадки, пословицы. | 1 | Называть жанры фольклора. Работать с понятием «пословица». Рассказывать об особенностях построения пословиц. Называть тему пословицы. Выразительно читать пословицы. | | | | | | 3- 4 | 05.09 06.09 | | Русская народная сказка «Самое дорогое». Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». | 2 | Работать с понятием «присказка». Называть виды присказок. Рассказывать знакомые сказки с разными присказками. Определять смысл (главную мысль) сказки. Рассказывать сказку от лица одного из героев. |
5 | 08.09 | | Д/чт. Русские народные сказки. «Лиса и КотофейИваныч», «Дрозд Еремеевич». | 1 | Работать со схемой «Какие бывают сказки». Устно приводить примеры. Работать с текстом сказки (правильно называть, определять тему и жанр). Рассказывать сказки с присказками. Выразительно читать диалоги. Выявлять особенности языка сказки, тона и темпа чтения. |
6 | 09.09 | | Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. | 1 | Самостоятельно составлять план (блок-схему). Читать сказку по частям. Выразительно читать диалоги. Определять главную мысль сказки. |
7- 8 | 12.09 13.09 | | Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». | 2 | Заполнять схему «Народные сказки» и устно приводить примеры сказок. Делить сказку на части, составлять словесный план. Упражняться в выразительном чтении по частям, в выборочном чтении (желания девиц, проделки Ягищи, диалог в бочке сына и царицы, описание чудес, превращение Нехитёра-Немудёра). |
Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках. |
9 | 15.09 | | Д/чт.Русские народные сказки: «Елена Премудрая», «Умная внучка», чукотская сказка «Девушка и Месяц». | 1 | Рассматривать и анализировать книги (правильно называть, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передавать суть прочитанной сказки). |
10 | 16.09 | | Скороговорки. Потешки. | 1 | Рассказывать сказки по выбору. Участвовать в коллективном заполнении схемы «Фольклор» (с приведением примеров). Упражняться в чтении скороговорок. Придумывать скороговорки. |
11 | 19.09 | | Урок-обобщение по разделу. Проверка навыка чтения вслух. | 1 | Участвовать в конкурсе «Знатоки загадок, пословиц и скороговорок». |
12 | 20.09 | | Былина «Добрыня и Змея» | 1 | Познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты). |
13-14 | 22.09 23.09 | | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Былины: «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула» | 2 | Пересказывать былину по плану. Выразительно читать отрывок из былины. Сравнивать былины «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Работать со схемой «Герои былины». Рассказывать о героях былины. |
15 | 26.09 | | Д/ чт. Былины:«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович». | 1 | Пересказывать былину по готовому плану. Самостоятельно работать со схемой «Былинные герои». |
16 | 27.09 | | Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя»). | 1 | Комментировать и доказывать ответ словами из текста былин. |
Басни (5 ч) | 17 | 29.09 | | Эзоп. «Лисица и виноград».И.А. Крылов. «Лисица и Виноград». | 1 | Работать со схемой «Герои сказок и их основные признаки». Отвечать на вопросы по теме урока. Слушать басню Эзопа. Читать вслух басню И.А. Крылова. Упражняться в выразительном чтении басен. Раскрывать единство формы и содержания басни. | 18 | 30.09 | | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Д/чт. Эзоп. «Ворон и Лисица». | 1 | Выполнять взаимопроверку знания наизусть басни (работа в парах). Комментировать иллюстрации к выбранной басне и подбирать строки и к рисунку. | 19 | 03.10 | | Д/чт. И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник». | 1 | Читать басню, выделать мораль, определять главную мысль басни. Участвовать в беседе по выявлению первичного восприятия. Выделять части басни. Упражняться в чтении морали (выделять назидательный, поучительный тон). |
20 | 04.10 | | Д/чт. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е.Измайлов. «Филин и чиж». | 1 | Представлять самостоятельно прочитанные книги по образцу. Чтение наизусть или по книге самостоятельно подготовленных басен. |
21 | 06.10 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Выполнять задания в рубрике «Проверь себя». |
Произведения А.С. Пушкина (11 ч) |
22 | 07.10 | | Произведения А.С. Пушкина. «У лукоморья дуб зелёный...» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». | 1 | Вспомнить и назвать несколько изученных ранее произведений А.С. Пушкина. Отвечать на вопросы по теме урока. Самостоятельно читать вводную статью, дополнить схему новым жанром - «поэмой». Читать и делить на части прочитанный отрывок из поэмы. |
23 | 10.10 | | Д/чт. А.С. Пушкин. «Бой Руслана с гигантской головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | 1 | Упражняться в выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения. |
24 | 11.10 | | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» | 1 | Выразительно читать наизусть выбранную часть (работа в парах). Перечитывать сказку. Читать по ролям слова сестер и царя Салтана. Наблюдать за рифмующимися строками. |
25 | 13.10 | | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» | 1 | Наблюдать в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора. |
26 | 14.10 | | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» | 1 | Работать с образами героев (по группам): образ царя Салтана, образ князя Гвидона, образ царевны Лебеди. |
2728 | 17.10 18.10 | | К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Д/чт. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...» | 2 | Работать с книгами сказок А.С. Пушкина. Рассматривать книги со сказками разных изданий. Составлять выставку книг со сказками А.С. Пушкина. Слушать «Сказку мёртвой царевне и о семи богатырях». |
29 | 20.10 | | А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер» | 1 | Работать с кроссвордом. Самостоятельно работать со стихотворением. Сравнивает стихотворения: определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой. |
30 | 21.10 | | Контрольная тестовая работа за 1 четверть. | 1 | Самостоятельно выполнять задания комплексной контрольной работы. |
31 | 24.10 | | А. С. Пушкин. «Няне». | 1 | Сравнивать стихотворения по критериям общее (жанр, автор) - различия (тема, заглавие). Называть стихотворения, соответствующие моделям. |
32 | 25.10 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | Оформляет страничку для книжки-самоделки «Присказки и устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина». |
Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета (4 ч) |
33 | 27.10 | | Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | 1 | Заполнять схему «Русские поэты». Называть имена русских поэтов. Узнавать авторов строк знакомых произведений. Понимать, что такое строфа. Приводить примеры строф. Выразительно читать стихотворения. |
34 | 28.10 | | А.Н. Майков. «Осень». | 1 | Работать в группах (проверка выразительного чтения наизусть). Наблюдать за построением строф, выделять рифмующиеся строки, самостоятельно читать стихотворение. |
II четверть (28часов) |
35 | 07.11 | | А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...» | 1 | Самостоятельно заполнять схему «Русские поэты». Называть фамилию одного из поэтов и его стихотворения, читать наизусть одно из стихотворений поэта.. Отрабатывать навык выразительного чтения. Сравнивать тексты стихотворения А.А. Фета: построение строф, рифмующиеся строки. |
36 | 08.11 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Самостоятельно выполнять задания раздела «Проверь себя». |
Произведения Л.Н. Толстого (11 ч) |
37 | 10.11 | | Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и волк» | 1 | Вспомнить и называть изученные в 1 -2 классах произведения Л.Н. Толстого. Самостоятельно читать вводную статью о писателе. Принимать участие в выставке книг Л.Н Толстого. Аннотировать знакомые книги. |
3839 | 11.11 14.11 | | Д/чт. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан». | 2 | Работать со схемой «Л.Н. Толстой писал...». Пересказывать сказку. Выразительно читать басню. |
40 | 15.11 | | Л.Н. Толстой. «Лебеди». | 1 | Упражняться в выразительном чтении рассказа «Лебеди». Рассказывать сказку с любой присказкой. Рассказывать сказку от лица героя. Выявлять сходство и различие рассказов «Лебеди» и «Зайцы». Читать научно-познавательный рассказ по частям. |
41 | 17.11 | | Л.Н. Толстой. «Зайцы». Д/чт. «Лев и собачка». | 1 | Называть любые сказки, рассказы, называть любые рассказы о детях и животных. Работать с моделями обложек. Соотносить рассказы Л.Н. Толстого с моделями обложек. |
42 4344 | 18.11 21.11 22.11 | | Л.Н. Толстой. Рассказ «Прыжок». Л.Н. Толстой. Былина «Как боролся русский богатырь». Д/чт. Л.Н. Толстой. «Ореховая ветка». | 3 | Выполнять задания в учебнике и в тетради. Составлять обобщающую схему «Рассказы Л.Н. Толстого». Тренироваться в рассказывании былины. Пересказывать рассказ «Прыжок». Рассказывать былину. |
45 46 | 24.11 25.11 | | Д/чт. А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах». Книги Л.Н. Толстого. Рубрика «Книжная полка» | 2 | Выразительно читать подготовленную часть рассказа. Заполнять схему «Что писал Л.Н. Толстой». Слушать воспоминания А. Сергеенко. |
47 | 28.11 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Самостоятельно выполнять задания раздела «Проверь себя». |
Произведения Н.А. Некрасова (7 ч) |
48 | 29.11 | | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок». | 1 | Выразительно читать произведения Л.Н. Толстого. Работать со справочным материалом о Н.А. Некрасове. Читать вводную статью по теме раздела. Упражняться в выразительном чтении. Составлять партитуру чтения стихотворения. Самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради. |
49 | 01.12 | | Д/чт. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении). | 1 | Выполнять упражнения в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительно читать наизусть один отрывок. Выделять тематические отрывки в большом поэтическом тексте. |
50 51 | 02.12 05.12 | | Н.А. Некрасов. «Славная осень...». Д/чт.К.И. Чуковский. «Зелёный Шум». | 2 | Взаимопроверка чтения наизусть. Выполнять самостоятельную работу со стихотворением по плану. Заучить наизусть фрагмент из стихотворения. |
52 | 06.12 | | Н.А. Некрасов. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 1 | Взаимопроверка выразительного чтения с оцениванием по критериям, предложенным учителем. Слушать стихотворение. Аналитически читать текст стихотворения. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Выбирать нужный тон и темп чтения. Заучивать наизусть фрагмент стихотворения. |
53 | 08.12 | | К. И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Д/чт. Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождем». | 1 | Моделировать обложку. Составление аннотации к книге. Упражняться в чтении стихотворения. Выполнять самостоятельную работу по плану. |
54 | 09.12 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | Самостоятельно выполнять задания раздела «Проверь себя». |
Произведения А.П. Чехова (7 ч) |
55 56 | 12.12 13.12 | | А.П. Чехов. «Степь» (отрывок). Д/чт. А.П. Чехов. «Белолобый» | 2 | Сравнивать произведения разных жанров. Различать понятия «описание» и «повествование». Выделять описания героев и пейзажа. Понимать главную мысль. Составлять блок-схему (модульный план) произведения. Составлять кластер «Они писали рассказы». |
И.С. Тургенев. «Лес и степь». |
57 58 | 15.12 16.12 | | А.П. Чехов. «Ванька». Д/ чт. Н.С. Шер. «0 рассказах А.П. Чехова». | 2 | Взаимопроверка навыка чтения (скорость и правильность). Объяснять заглавие (заглавие - жанр, заглавие - имя героя, заглавие -главная мысль). Сравнивать рассказ-описание и рассказ-повествование. Составлять словарь необыч ных слов. Находить в тексте эпизоды и выразительно читать их. |
Проверка навыка чтения вслух. |
59 | 19.12 | | Комплексная разноуровневая работа за 1 полугодие | 1 | Самостоятельно выполнять задания комплексной контрольной работы. |
60 | 20.12 | | Д/чт. Л. Андреев. «Кусака». | 1 | Пользоваться предисловием и послесловием в книге. Отрабатывать навык правильного, быстрого и выразительного чтения. Упражняться в написании аннотации (дополнение текста). |
61 | 22.12 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Самостоятельно выполнять задания комплексной контрольной работы или раздела «Проверь себя». |
Сказки зарубежных писателей (3 ч) |
62 | 23.12 | | Ш. Перро. «Подарки феи». | 1 | Работать со схемами «Литературные сказки», «Народные сказки». Называть известные сказки. Составлять схематическую цепочку событий. Сравнивать героев. Различать положительных и отрицательных героев сказки. Называть основные признаки авторских и народных сказок. |
III четверть (44 часа) |
63 | 09.01 | | Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Д/чт. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка». | 1 | Работать с сюжетом сказки. Выделять особенности сказки. Художественно рассказывать сказки. Пересказывать по плану сказку Ц. Топелиуса. Выразительно читать отдельные эпизоды сказки. Видеть сходство и различия сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. |
64 | 10.01 | | Урок-утренник «В мире сказок». | 1 | Называть народные и литературные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. Защищать книгу сказок, подготовив аннотацию. |
Стихи русских поэтов (7 ч) |
65 | 12.01 | | И.С. Никитин. «Русь». | 1 | Называть изученные стихотворения русских поэтов. Читать наизусть стихотворения русских поэтов. Читать молча, без речедвижения, справочную статью об авторе. Работать со справочной статьей (читать по абзацам, выделять важные факты из жизни автора). Делить стихотворение на части. Упражняться в выразительном чтении стихотворения. |
66 | 13.01 | | И.С. Никитин. «Утро». | 1 | Читать наизусть выбранную часть стихотворения. Моделировать обложку к стихотворению. Записать понравившуюся строку. Иллюстрировать ее. Выявлять главную мысль стихотворения. Упражняться в нахождении логического ударения. |
67 | 16.01 | | И.З. Суриков. «Детство». | 1 | Сравнивать модели обложек. Выполнять словарную работу, объяснять значения слов, встречающихся в тексте. Слушать и понимать справочную статью об авторе. |
68 | 17.01 | | Д/чт. И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…». | 1 | Систематизировать книги для тематической выставки. Рассматривать книги, иллюстрации, титульный лист, оглавление, предисловие и послесловие. Представлять книгу на выставке. |
69 | 19.01 | | С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». | 1 | Самостоятельно выполнять задания по алгоритму. Анализировать текст. Готовить партитуру чтения. Выразительно читать стихотворения. |
70 | 20.01 | | Д/чт. Ф.Н. Глинка. «Москва». | 1 | Сравнивать стихотворения по темам, авторам. Читать стихотворения о Родине. Составлять словарь устаревших слов из стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва». |
71 | 23.01 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Самостоятельно выполнять задания раздела «Проверь себя». |
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 ч) |
72 | 24.01 | | Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». | 1 | Осознавать понятия «авторская позиция» и «автор-рассказчик». Работать с сюжетом и планом. Находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора. |
73 74 | 26.01 27.01 | | Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». | 2 | Находить в тексте повествование, описание, рассуждение. Определять микротемы рассказа. |
75 | 30.01 | | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка «Умнее всех». | 1 | Работать со сказкой: чтение, выделение основного содержания. Сравнить сказку с басней. Кратко пересказывать сказку. Выразительно читать одну из частей по ролям. |
76 | 31.01 | | Д/чт.Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Постойко». | 1 | Находить и выразительно читать юмористические эпизоды, мораль - главную мысль сказки. Сравнивать сказку с басней А.Е. Измайлова «Филин и чиж». Инсценировать сказку. |
77 | 02.02 | | Д/чт.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко» | 1 | Пересказывать первую часть рассказа. Читать историю жизни Постойко. Выполнять словарную работу. Работать по индивидуальному заданию. |
78 | 03.02 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Выразительно читать последнюю часть рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко». Иллюстрировать выбранныйэпизод. Составить список произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка. Читать наизусть отрывок из любого произведения писателя. |
| Произведения А.И. Куприна (7 ч) |
79 | 06.02 | | А.И. Куприн. «Синяя звезда». | 1 | Работать над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитически читать, работать с планом. Выполнять задания. |
80 81 | 07.02 09.02 | | А.И. Куприн. «Синяя звезда». | 2 | Делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану. Выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи. |
82 | 10.02 | | А И Куприн. «Барбос и Жулька» | 1 | Описывать героев рассказа. Выделять эпитеты и сравнения. Работать по сюжету. Дополнять план. Самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль). |
83 | 13.02 | | А И Куприн. «Барбос и Жулька». Д/чт. «Собачье счастье». | 1 | Сравнивать этот рассказ с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Выразительно читать подготовленный текст. Соблюдать паузы, выделять логические ударения в предложениях, передавать интонационный рисунок. Выполнять задания в учебнике. |
84 | 14.02 | | Книги о братьях наших меньших. Рубрика «Книжная полка». | 1 | Слушать рассказ Куприна «Ю-ю», рассматривать книги о животных (назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод). Самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль). |
85 | 16.02 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Называть произведения А.И. Куприна, вошедшие в круг чтения. Различать основные жанры произведений А.И. Куприна. Выполнять задания в учебнике и тетради. |
Стихи С.А. Есенина (7 ч) |
86 | 17.02 | | С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...». | 1 | Комментировать заглавие. Выполнять задания в учебнике. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать строфы, указывать паузы, выделять логические ударения. Выразительно читать один из отрывков наизусть. |
87 | 20.02 | | С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы...». | 1 | Работать со стихотворением: первичное восприятие (читает учитель), выделять сравнения и эпитеты, определять интонационную партитуру. Выполнять задания в тетради. |
88 | 21.02 | | С.А. Есенин. «Берёза». Д/чт. Стихи о берёзе (отрывки). | 1 | Читать стихотворения, выделять сравнения и эпитеты, сравнивать строфы. Выразительно читать стихотворение «Берёза»: определять интонационную партитуру, отношение автора ;заучивать наизусть. |
89 | 24.02 | | С.А. Есенин. «Бабушкины сказки». | 1 | Самостоятельно читать стихотворение «Бабушкины сказки», выполнять задания к тексту. Выразительно читать под руководством учителя. Сравнивать стихотворения И.З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня...» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Выполнять творческую работу: рассказывать сказку «Про Ивана-дурака». |
90 | 25.02 | | Д/чт. С.А. Есенин. «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...»; И.С. Тургенев. «Деревня». | 1 | Слушать стихи С.А. Есенина. Работать с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе. Слушать стихотворное произведение И.С. Тургенева из книги «Деревня». Работать с книгами стихов русских поэтов о природе. |
91 | 27.02 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Выполнять задания в учебнике и тетради. Выразительно читать стихотворения С.А. Есенина (работа в группах). |
92 | 28.02 | | Стихи русских поэтов. | 1 | Организовывать выставку книг со стихами русских поэтов. Выполнять творческую работу. Работать с каталогами и библиотечными формулярами. |
Произведения К.Г. Паустовского (12 ч) |
93 | 02.03 | | К.Г. Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | Работа с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца «анютины глазки с косичками». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по плану (план в учебнике). |
94 | 03.03 | | К.Г. Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | Различать рассказ-повествование, рассказ-описание, рассказ-рассуждение. Заучивать наизусть описание воробья Сидора. |
95 | 06.03 | | К.Г. Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | Читать эпизоды «Наступление весны», «Чудесная сила весны», «Весеннее утро». Определять главную мысль. Заучивать наизусть эпизод. Выполнять задания в тетради. |
96 | 07.03 | | К.Г. Паустовский. «Кот-ворюга». | 1 | Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работать с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь». |
97 | 09.03 | | К.Г. Паустовский. «Какие бывают дожди». | 1 | Самостоятельно читать рассказ, выполнять задания в учебнике. Сравнивать этот рассказ с рассказом «Кот-ворюга». Понятие: «научно-познавательный рассказ». Работать с описаниями дождей. Придумать рассказ «Дождь идёт». |
98 | 10.03 | | Д/чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | Работать с текстом рассказа: читать, комментировать заглавие, выполнять задания в учебнике. Выполнять дифференцированную работу: читать истории «Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и герои рассказа». Повторить понятие «автор-рассказчик». |
99 100 | 13.03 14.03 | | Д/чт. К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». | 2 | Слушать сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Рассматривать книгу, работать с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация. Работать с книгами о природе, сравнение книге одним и тем же произведением, но разных изданий. Выяснять авторскую точку зрения и отношение автора к герою. Выразительно читать эпизод «Воробей и собака». Объяснять заглавие рассказа и поступок мальчика. |
101 | 16.03 | | Д/ чт. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | Самостоятельно заполнять схему «Они писали о животных». Следить по учебнику за чтением учителя. Моделировать обложку. Составлять схему «Скрип и другие персонажи рассказа». Готовить или читать все эпизоды, связанные с отношениями Скрипа и одного из персонажей. |
102 | 17.03 | | Контрольная тестовая работа за 3 четверть. | 1 | Выполнение заданий комплексной разноуровневой контрольной работы. |
103 | 20.03 | | Д/чт. И.С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка». | 1 | Выразительно читать кульминационный момент. Выполнять задания. |
104 | 21.03 | | «Моя любимая книга». | 1 | Организовать выставку «Моя любимая книга» с отзывом ученика. Принять участие в конкурсе чтецов и рассказчиков произведений, изученных в течение четверти. Принять участие в конкурсе творческих работ («Моя кошачья жизнь», «Дождь-дождик» и др.), в викторине «По страницам нашего учебника». Инсценировать эпизоды отдельных произведений. |
4 четверть (32 часа) Произведения С.Я. Маршака (4 ч) |
105 | 23.03 | | С.Я.Маршак. «Урок родного языка». | 1 | Называть знакомые произведения С.Я. Маршака, читать наизусть фрагменты. Работать со стихотворением «Урок родного языка»: чтение, выполнение заданий в учебнике. |
106 | 24.03 | | С.Я. Маршак. «Ландыш». | 1 | Оформлять выставку книг С.Я. Маршака. Слушать стихотворение «Ландыш», выделять эпитеты и сравнения. Сравнивать стихотворения С.Я. Маршака. Заучивать одно из стихотворений наизусть (свободный выбор). |
107 | 03.04 | | Д/чт. С.Я. Маршак. «Кошкин дом». | 1 | Слушать пьесу-сказку С.Я. Маршака «Кошкин дом». Организовывать выставку книг С.Я. Маршака разных годов издания. Находить и рассматривать книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием. |
108 | 04.04 | | Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком». | 1 | Оформлять книги-самоделки «По страницам книг С.Я. Маршака» и «Герои пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Группировать книги со сказками, стихами, загадками. Читать по ролям сказки С.Я. Маршака. Рассказывать наизусть загадки С.Я. Маршака. Самостоятельно писать отзыв на книгу С.Я. Маршака. |
Произведения Л. Пантелеева (6 ч) |
109 | 06.04 | | Л. Пантелеев. «Честное слово». | 1 | Работать с рассказом: первичное чтение, определение темы. «Автор-рассказчик», «автор -герой рассказа». Выполнять задания к тексту в учебнике и в тетради. Художественно пересказывать по плану в учебнике. |
110 | 07.04 | | Л. Пантелеев. «Честное слово». | 1 | Делить рассказ на смысловые части. Составлять план и пересказывать по готовому плану. |
111 | 10.04 | | Л. Пантелеев. «Камилл и учитель». | 1 | Различать исторический рассказ. Объяснять, кто такой автор-рассказчик. Работать с «сюжетным треугольником». Выполнять задания в учебнике и в тетради. Выразительно читать текст - наизусть и с листа. |
112 | 11.04 | | Л. Пантелеев. «Камилл и учитель». | 1 | Определять главную мысль рассказа. Сравнивать рассказы Л. Пантелеева. Моделировать обложки. Сравнивать их. Выделять кульминационные моменты в рассказах. Самостоятельно проверять скорость чтения по песочным часам. |
113 | 13.04 | | Д/чт. Л. Пантелеев. «Фенька», «Новенькая». | 1 | Различать фантастические рассказы. Работать с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая». Работа с книгами Л. Пантелеева. |
114 | 14.04 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Самостоятельно заполнять схему, указывать, какие рассказы написал Л. Пантелеев. Читать и пересказывать рассказы Л. Пантелеева. Работать с книгами о детях и для детей. Придумывать фантастический рассказ, записывать его и иллюстрировать. Находить в справочниках информацию о Л. Пантелееве. |
Произведения А.П. Гайдара (5 ч) |
115 | 17.04 | | А.П. Гайдар. «Горячий камень». | 1 | Работать с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работать с сюжетом рассказа по композиционному треугольнику. Самостоятельно читать одну из частей. Выбирать слова из текста (образ Ивашки). Сравнивать рассказы АЛ. Гайдара «Горячий камень» и К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Кратко пересказывать по плану в учебнике. |
116 117 | 18.04 20.04 | | А.П. Гайдар. «Тимур и его команда» (отрывок). | 2 | Работать с отдельными главами повести «Тимур и его команда»: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике. Рассказывать о дружбе ребят (по выбору). |
118 | 21.04 | | С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Д/ чт. С.В. Михалков. «Ошибка». | 1 | Работать со стихотворением СВ. Михалкова «Аркадий Гайдар»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушать очерк К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Повторять произведения СВ. Михалкова и К.Г. Паустовского. |
119 | 24.04 | | Д/чт. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». | 1 | Рассматривать книги о детях, сравнивать игры, забавы и жизнь детей в годы войны и в мирное время. Моделировать обложку прочитанной книги. Узнавать произведения о детях по эпизоду. Составлять список произведений о детях. Рассказывать истории о любимом герое-сверстнике. |
Произведения М.М. Пришвина (7 ч) |
120 | 25.04 | | М.М. Пришвин. «Моя Родина». | 1 | Работать с очерком «Моя Родина»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Следить за развитием сюжета в рассказе «Двойной след», комментировать заглавия, Выполнять задания к тексту. |
121 | 27.04 | | Д/чт. М.М. Пришвин. «Двойной след». | 1 | Находить в тексте описание героя. Читать текст произведения осознанно, правильно, быстро (вслух - не менее 70 слов в минуту; молча -не менее 90 слов в минуту). |
122 | 28.04 | | М.М. Пришвин. «Выскочка». | 1 | Комментировать заглавие. Аналитически читать рассказ. Составлять план. Определять отношение автора к Выскочке. Выполнять задания в учебнике. |
123 | 02.05 | | М.М. Пришвин. «Жаркий час». | 1 | Сравнивать рассказы «Двойной след» и «Выскочка». Читать рассказ-описание «Жаркий час». Пояснять заглавие словами из текста. Комментировать особенности описания (выделение глаголов, повторов, поведения зайца). |
124 | 04.05 | | В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». | 1 | Сравнивать разные по жанру произведения М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание. |
125 | 05.05 | | Д/чт. В. В. Бианки. «По следам». | 1 | Слушать рассказ В.В. Бианки «По следам» или другой рассказ этого автора. Работать с книгами писателей-натуралистов (М.М. Пришвин, Г. Скребицкий, И.С. Соколов-Микитов, В. Бианки, Э. Шим и др.). |
126 | 06.05 | | Проверка навыка чтения вслух. | 1 | Читать вслух описание следов в рассказе В. Бианки. Читать и рассказывать прочитанные в детских журналах произведения о животных и природе. Выполнять самостоятельную работу в учебнике и тетради. |
Произведения зарубежных писателей (10 ч) |
127 128 129 | 08.05 11.05 12.05 | | Дж. Лондон. «Бурый волк». | 3 | Работать с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнять задания в учебнике. Делить текст на части, выделять отдельные эпизоды. Составлять план. Писать отзыв о книге.Понимать схожесть рассказов зарубежных и отечественных писателей. Правильно читать иностранные имена, названия населенных пунктов. |
130 131 132 | 13.05 15.05 16.05 | | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». | 3 | Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента. Сравнивать рассказ «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна.Выполнять дифференцированную работу по группам. Составлять библиографический список. Находить на карте страну изучаемого произведения. |
133 | 18.05 | | Д/чт. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн». | 1 | Слушать стихотворения. Работать с выставкой книг зарубежных писателей. Называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения. |
134 | 19.05 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения. Выполнение заданий в учебнике. |
135 | 22.05 | | Комплексная разноуровневая контрольная работа. | 1 | Самостоятельно выполнять здания по темам, изученным в третьем классе. |
136 | 23.05 | | «Летнее чтение». | 1 | Аннотировать «свою» книгу. Отбирать книгу по теме и жанрам. Рассказывать о любимом писателе (с использованием справочного материала в книгах и энциклопедиях). Оформлять дневник летнего чтения по разделам. |