Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического совета школы Протокол от «30»августа 2017 г. № 1 _________А.А. Ярусова | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «30» августа 2017 г. № 255 _________И.В. Боровинская |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
обучающегося 3 класса
на 2017/2018 учебный год
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с умственной отсталостью.
Составила:
Учитель начальных классов
Вавилкина Екатерина Сергеевна
п. Алябьевский, 2017 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………3
Нормативная база…………………………………………………………………………………………………………..3
Психолого – педагогическая характеристика…………………………………………………………………………….4
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………………….5
Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………………….6
Содержательный раздел
Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………………...7
Планируемые результаты учебного предмета……………………………………………………………………………9
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов……………………………………………...15
Организационный раздел
Учебный план……………………………………………………………………………………………………………..15
Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………..16
Система условий реализации, адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью…………………………………………………………………………………………………………………17
Приложение
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………………..19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы под редакцией В.В. Воронковой по чтению, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М., 2013г.
1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы
Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Регионального уровня:
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
Уровень общеобразовательной организации:
- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;
- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Представлениям и воображению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
В классе 1 обучающийся. Согласно заключению, территориальной ПМПК имеет умственную отсталость. Обучение организовано очное, согласно рекомендациям, территориальной ПМПК № 29 от 11.09.2015 года и ИПРА № 102.16.86 от 2017 года.
1.3.Цели и задачи программы:
Подготовка обучающихся с умственной отсталостью к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Коррекционно – образовательные задачи:
формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
обучение детей чтению доступной их пониманию текста вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Коррекционно – развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Общей целью образования в области математики является:
расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира;
использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи программы обучения:
Формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
Повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Общая характеристика учебного предмета.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Задача пропедевтического периода – подготовка учащихся к усвоению систематического курса математики. Основными методами работы в этот период являются: организация наблюдений, проведение сравнений, сопоставлений (двух-трех количеств, двух-трех предметов), дидактические игры.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
Обучение математике в специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с интеллектуальными нарушениями осуществляются в 3 классе в течение всего года. В неделю проводится по 4 часа –34 недели - 136 часов в год.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);
Комбинированный урок;
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).
Методы:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
Наглядные – наблюдение, демонстрация;
Практические – упражнения;
Методы изложения новых знаний;
Методы повторения, закрепления знаний;
Методы применения знаний;
Методы контроля.
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках математики позволяет обучающимся, воспитанникам получать:
овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т. д.);
развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества;
умение использовать практическую деятельность для решения поставленной цели;
осознание общественной значимости труда.
Повторение – 62 ч.
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длины: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
Сотня – 10 ч.
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи.
Нумерация – 10 ч.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Меры длины – 3 ч.
Числа, полученные при измерении. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
Мера времени – 3 ч.
Меры времени: минута, месяц, год. Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут.
Окружность, круг – 3 ч.
Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий.
Сложение и вычитание без перехода через десяток – 14 ч.
числовое множество, на котором выполняется сложение, расширяется, причем это расширение происходит с помощью сложения (при сложении уже известных чисел получается новое число). Далее изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Вычитание первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая базируется на идее обратной операции.
Числа, полученные при счете и при измерении – 7 ч.
Различать числа, полученные при счете и измерении.
Деление на равные части. Деление по содержанию – 7 ч.
Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Взаимное положение геометрических фигур на плоскости – 4 ч.
Положение предметов на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Порядок арифметических действий – 6 ч.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Способы проверки правильности вычислений.
Повторение – 7 ч.
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.
2.2. Планируемые результаты учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся по средствам речевого общения. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками. Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях.
Личностные результаты освоения программы:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей). Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на СИПР – на основании заключения территориальной ПМПК.
Личностные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция на уровне положительного отношения к обучению, ориентации на содержательные моменты учебной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
• дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к обучению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные действия
Обучающийся научится:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
• строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;
• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью, расширить свой лингвистический кругозор;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные учебные действия
Обучающийся научится:
•ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное желание и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать свои и действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определять время по часам хотя бы одним способом; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов. чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления;
знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
В результате освоения курса математики 3 класса у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.
2.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
3 - «удовлетворительно» если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий
4 - «хорошо» если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий
5 - «очень хорошо» (отлично) если обучающиеся верно выполняют свыше 65%
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | К. р. | Пр. р. |
1 | «Второй десяток. Повторение» | 62 | 3 | 1 |
2 | «Сотня» | 10 | 1 | - |
3 | «Нумерация» | 10 | - | 1 |
4 | Меры длины. | 3 | - | - |
5 | Меры времени. | 3 | - | - |
6 | Окружность, круг | 3 | - | - |
7 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 14 | 1 | - |
8 | Числа, полученные при счете и при измерении | 7 | - | 1 |
9 | Деление на равные части. Деление по содержанию. | 7 | - | 1 |
10 | Взаимное положение геометрических фигур на плоскости | 4 | - | - |
11 | Порядок арифметических действий | 6 | 1 | - |
12 | Повторение | 7 | 2 | - |
| Итого | 136 | 8 | 4 |
3.2. Тематическое планирование.
№ | Тематическое содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1 | «Второй десяток. Повторение» | Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длины: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки. |
2 | «Сотня» | Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи. |
3 | «Нумерация» | Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. |
4 | Меры длины. | Числа, полученные при измерении. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр. |
5 | Меры времени. | Меры времени: минута, месяц, год. Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут. |
6 | Окружность, круг | Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий. |
7 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | числовое множество, на котором выполняется сложение, расширяется, причем это расширение происходит с помощью сложения (при сложении уже известных чисел получается новое число). Далее изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Вычитание первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая базируется на идее обратной операции. |
8 | Числа, полученные при счете и при измерении | Различать числа, полученные при счете и измерении. |
9 | Деление на равные части. Деление по содержанию. | Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя. |
10 | Взаимное положение геометрических фигур на плоскости | Положение предметов на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы |
11 | Порядок арифметических действий | Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Способы проверки правильности вычислений. |
12 | Повторение | Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал |
3.3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение – это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.
Материально-технические условия реализации АООП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения АООП.
Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:
организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения;
специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;
соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект:
Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой, М., 2013.)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2004 год.
Эк В.В. Математика (Учебник для 3 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М., 2014.)
Сайты для учителя:
Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
Видеоуроки по математике – 5 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )
Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Эк В.В. Математика (Учебник для 3 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М., 2014.)
Интернет – ресурсы:
Сайты для учащихся:
Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru
Приложение.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка.
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| «Второй десяток. Повторение» | 62 | | |
1 | Числовой ряд. Место числа в числовом ряду. | 1 | | |
2 | Соседи числа. Предыдущие и следующие числа. | 1 | | |
3 | Увеличение, уменьшение числа на единицу. | 1 | | |
4 | Четные – нечетные, однозначные – двузначные числа | 1 | | |
5 | Увеличение, уменьшение числа на два. | 1 | | |
6 | Решение простых задач на нахождение суммы и разности. | 1 | | |
7 | Двадцать единиц – два десятка. Сравнение чисел в разрядных таблицах. | 1 | | |
8 | Сравнение чисел. | 1 | | |
9 | Решение примеров на сложение и вычитание. | 1 | | |
10 | Решение простых задач. | 1 | | |
11 | Решение простых задач. | 1 | | |
12 | Переместительный закон сложения. Решение примеров. | 1 | | |
13 | Решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 | | |
14 | Компоненты сложения и вычитания. Ноль – компонент сложения и вычитания. | 1 | | |
15 | Решение простых задач на нахождение суммы. | 1 | | |
16 | Решение примеров в два действия. | 1 | | |
17 | Решение составных задач. | 1 | | |
18 | Решение примеров в два действия с неизвестным компонентом. | 1 | | |
19 | Решение примеров в два действия с неизвестным компонентом. | 1 | | |
20 | Обобщение пройденного. | 1 | | |
21 | Контрольная работа по теме «Второй десяток». | 1 | | |
22 | Работа над ошибками. | 1 | | |
23 | Сложение. Состав чисел первого десятка. | 1 | | |
24 | Решение простых задач. | 1 | | |
25 | Решение составных задач. | 1 | | |
26 | Решение примеров в два действия. | 1 | | |
27 | Решение примеров в два действия. | 1 | | |
28 | Прибавление числа 9. | 1 | | |
29 | Прибавление числа 8. | 1 | | |
30 | Прибавление числа 7. | 1 | | |
31 | Прибавление чисел 6,5,4,3,2. | 1 | | |
32 | Решение примеров на сложение в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | | |
33 | Решение примеров на сложение в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | | |
34 | Проверочная работа по теме «Решение примеров на сложение в пределах 20 с переходом через десяток» | 1 | | |
35 | Вычитание. Состав чисел второго десятка. | 1 | | |
36 | Решение примеров в два действия. | 1 | | |
37 | Решение составных задач. | 1 | | |
38 | Вычитание числа 9. | 1 | | |
39 | Вычитание числа 8. | 1 | | |
40 | Вычитание числа 7. | 1 | | |
41 | Вычитание чисел 6,5,4,3,2. | 1 | | |
42 | Виды углов. | 1 | | |
43 | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток». | 1 | | |
44 | Работа над ошибками. | 1 | | |
45 | Умножение и деление. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения. | 1 | | |
46 | Таблица умножения числа 2. | 1 | | |
47 | Деление на равные части. Знак деления. | 1 | | |
48 | Таблица деления на 2. | 1 | | |
49 | Деление предметных совокупностей на 2,3,4,5 равных частей. | 1 | | |
50 | Таблица умножения числа 3. | 1 | | |
51 | Таблица деления на 3. | 1 | | |
52 | Таблица умножения числа 4. | 1 | | |
53 | Таблица деления на 4. | 1 | | |
54 | Таблица умножения числа 5. | 1 | | |
55 | Таблица деления на 5. | 1 | | |
56 | Таблица умножения чисел 2,3,4,5,6 и деления на 2,3,4,5,6 | 1 | | |
57 | Таблица умножения чисел 2,3,4,5,6 и деления на 2,3,4,5,6 | 1 | | |
58 | Решение составных арифметических задач в 2 действия. | 1 | | |
59 | Решение составных арифметических задач в 2 действия. | 1 | | |
60 | Повторение и обобщение пройденного по теме «Умножение и деление чисел» | 1 | | |
61 | Контрольная работа за полугодие. | 1 | | |
62 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| «Сотня» | 10 | | |
63 | Одна сотня – десять десятков. | 1 | | |
64 | Круглые десятки. Сравнение круглых десятков. | 1 | | |
65 | Сложение и вычитание круглых десятков. Решение задач. | 1 | | |
66 | Сложение и вычитание круглых десятков. Решение задач. | 1 | | |
67 | Сравнение двузначных чисел в пределах 100. | 1 | | |
68 | Увеличение числа на единицу, десяток. | 1 | | |
69 | Уменьшение числа на единицу, десяток. | 1 | | |
70 | Решение составных задач на сложение и вычитание круглых десятков. | 1 | | |
71 | Решение составных задач на сложение и вычитание круглых десятков. | | | |
72 | Контрольная работа по теме «Одна сотня». | 1 | | |
| «Нумерация» | 10 | | |
73 | Работа над ошибками. Числовой ряд от 1 до 100. | 1 | | |
74 | Четные – нечетные числа в пределах 100. | 1 | | |
75 | Четные – нечетные числа в пределах 100. | 1 | | |
76 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Нумерация чисел в пределах сотни». | 1 | | |
77 | Понятие разряда. Разрядная таблица. | 1 | | |
78 | Понятие разряда. Разрядная таблица. | 1 | | |
79 | Решение составных задач. | 1 | | |
80 | Решение составных задач. | 1 | | |
81 | Решение составных задач. | 1 | | |
82 | Проверочная работа по теме «Нумерация» | 1 | | |
| Меры длины. | 3 | | |
83 | Мера длины: 1 см. | 1 | | |
84 | Мера длины: 1 дм. | 1 | | |
85 | Мера длины: 1 м. | 1 | | |
| Меры времени. | 3 | | |
86 | Меры времени: 1 час. | 1 | | |
87 | Мера Времени: одни сутки. | 1 | | |
88 | Мера времени: один год. | 1 | | |
| Окружность, круг | 3 | | |
89 | Окружность. | 1 | | |
90 | Окружность. | 1 | | |
91 | Круг. | 1 | | |
| Сложение и вычитание без перехода через десяток | 14 | | |
92 | Сложение и вычитание круглых десятков. | 1 | | |
93 | Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. | 1 | | |
94 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | 1 | | |
95 | Сложение круглых десятков и двузначных чисел. | 1 | | |
96 | Вычитание круглых десятков и двузначных чисел. | 1 | | |
97 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 1 | | |
98 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 1 | | |
99 | Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. | 1 | | |
100 | Получение круглых десятков и сотни сложением 2 двузначных чисел. | 1 | | |
101 | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | 1 | | |
102 | Примеры и задачи с мерами длины. | 1 | | |
103 | Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» | 1 | | |
104 | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» | 1 | | |
105 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Числа, полученные при счете и при измерении | 7 | | |
106 | Примеры и задачи с мерами стоимости. | 1 | | |
107 | Примеры и задачи с мерами стоимости. | 1 | | |
108 | Примеры и задачи с мерами длины. | 1 | | |
109 | Примеры и задачи с мерами длины. | 1 | | |
110 | Примеры и задачи с мерами времени. | 1 | | |
111 | Примеры и задачи с мерами времени. | 1 | | |
112 | Проверочная работа по теме «Числа, полученные при счете и при измерении» | 1 | | |
| Деление на равные части. Деление по содержанию. | 7 | | |
113 | Деление на 2 равные части. Деление по 2. | 1 | | |
114 | Деление на 3 равные части. Деление по 3. | 1 | | |
115 | Деление на 4 равные части. Деление по 4. | 1 | | |
116 | Деление на 5 равных частей. Деление по 5. | 1 | | |
117 | Решение задач. | 1 | | |
118 | Решение задач. | 1 | | |
119 | Проверочная работа «Деление на равные части и по содержанию» | 1 | | |
| Взаимное положение геометрических фигур на плоскости | 4 | | |
120 | Пересекающиеся фигуры. | 1 | | |
121 | Пересекающиеся фигуры. | 1 | | |
122 | Точки пересечения фигур. | 1 | | |
123 | Непересекающиеся фигуры. | 1 | | |
| Порядок арифметических действий | 6 | | |
124 | Решение простых задач на умножение и деление. | 1 | | |
125 | Дифференциация простых задач на деление. | 1 | | |
126 | Решение примеров в два действия. | 1 | | |
127 | Решение примеров с мерами веса, стоимости, времени в два действия. | 1 | | |
128 | Контрольная работа по теме «Порядок арифметических действий» | 1 | | |
129 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Повторение | 7 | | |
130 | Нумерация чисел в пределах 100. | 1 | | |
131 | Решение составных задач. | 1 | | |
132 | Работа над ошибками. | 1 | | |
133 | Таблица умножения. | 1 | | |
134 | Контрольная работа за полугодие. | 1 | | |
135 | Работа над ошибками | 1 | | |
136 | Контрольная работа за год. | 1 | | |
| Итого | 136 | | |
2