СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООПНОО ОУ, с учётом примерной программы по математике, в рамках Образовательной системы «развивающее обучение Занкова» автор учебника И.И. Аргинская: Математика 3 класс: учебник для образовательного учреждения.
Учебно — методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Бененсон Е.П., Итина Л.С. рабочее тетради по математике для 3 класса в 4 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Методические пособия для учителя по математике для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Специфическое сопровождение:
Классная доска
Магнитная доска
Интерактивная доска
Персональный компьютер
Нэтбуки
Мультимедийный проектор
Объекты для демонстрации счета
Демонстрационные таблицы
Учебные пособия для изучения геометрических величин и фигур
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики
Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:http://school-collection.edu.ru
КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www. km-school.ru
Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/urok
Содержание учебного предмета
Раздел курса | Содержание учебного предмета (дидактические единицы) | Количество часов | Формы организации обучения | Планируемые результаты освоения учебного предмета | |||
Универсальные учебные действия | Формы, методы контроля | Предметные умения | Формы, методы контроля | ||||
Площадь и ее измерение | Периметр (продолжение). Многоугольники с равными периметрами. Многозначность решения задачи по их нахождению. Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением). | 17ч | Урок, занятие, | Коммуникативные Допускают существование различных точек зрения, учитывают позицию партнера в общении; координируют различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходят к общему решению в спорных вопросах; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, понимают смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; планируют свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; Познавательные: выражают длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними; сравнивают длину, массу, время, площадь; | Наблюдение Проектная задача
Проверочная работа | знают единицы измерения площади - квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный определить площадь прямоугольника по его длине и ширине, используя формулу;
| Самостоятельная работа по теме Графический диктант Проверочная работа к/р |
Деление с остатком
| Различные способы выполнения внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком. | 12ч | Урок, занятие, | Коммуникативные используют правила вежливости в различных ситуациях; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики; Регулятивные: самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; Познавательная: выполняют сложение и вычитание многозначных чисел на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы сложения; | Наблюдение
Проверочная работа Проектная задача | знают законы и свойства арифметических действий; | Проверочная работа
Устный опрос Математический диктант к/р |
Сложение и вычитание Трёхзначных чисел | Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел. | 14ч | Урок, занятие, игра, | Коммуникативные: Принимают участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строят монологические высказывания, владеют диалогической формой коммуникации; Регулятивные: Выполняют действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир; Осуществляют пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно; Познавательные: выполняют сложение и вычитание многозначных чисел на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы сложения; | Проектная задача Проверочная работа наблюдение | Знают законы и свойства арифметических действий; | Проверочная работа
Математический диктант по теме |
Сравнение и измерение углов | Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением). Сравнение углов при помощи произвольно выбранных мерок. Знакомство с общепринятой мерой измерения углов - градусом и его обозначение. | 10ч | Урок, занятие, игра | Коммуникативные: задают вопросы, используют речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителями; осуществляют самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности; Познавательные: строят прямоугольник с заданной длиной сторон; | наблюдение, проектная задача, выставки, творческая работа, моделирование
| Знают свойство радиусов одной окружности; | Графический диктант Проверочная работа к/р |
Внетабличное умножение и деление | Распределительный закон умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде. | 28ч | Урок, занятие, игра | Коммуникативные: понимают необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремятся к пониманию позиции другого человека Регулятивные: Принимают участие в групповой работе; выполняют учебные действия в устной, письменной речи. Осуществляют самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности Познавательные: - выполняют сложение и вычитание многозначных чисел на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы сложения; | Наблюдение проектная задача, выставки, творческая работа, моделирование | Знают законы и свойства арифметических действий; | Творческая работа Графический диктант Проверочная работа к/р |
Числовой (координатный) луч Масштаб | Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче на основе использования единичного отрезка. | 12ч +6ч | Урок, занятие, игра | Коммуникативные: задают вопросы, используют речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; Регулятивные: самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне Познавательные: Определяют точки на числовом луче, строят окружность с помощью циркуля. Определяют центр окружности. Знают свойство точек окружности. | Наблюдение проектная задача, выставки, творческая работа, моделирование | находят радиус окружности. Знают свойство радиусов окружности. | Самостоятельная работа Графический диктант Проверочная работа к/р |
Дробные числа | Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел - дроби вокруг нас. | 16ч | Урок, занятие, игра | Коммуникативные: Принимают участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строят монологические высказывания, владеют диалогической формой коммуникации Регулятивные: Выполняют действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир; Осуществляют пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно Познавательные: читают и записывают дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел; | наблюдение, проектная задача, выставки, творческая работа, моделирование. | Знают термины: дробь, числитель и знаменатель дроби, их математический смысл. | м/ д, графический диктант, тест, самостоятельная работа, творческая работа, проверочная работа, контрольная работа, устный опрос. |
Разряды и классы класс единиц и класс тысяч | Класс единиц и класс тысяч Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. | 18ч | Урок, занятие, игра | Коммуникативные: используют правила вежливости в различных ситуациях; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики; Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителями; -осуществляют самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности; Познавательные: читают и записывают любое натуральное число в пределах класса тысяч, определяют место каждого из них в натуральном ряду; | наблюдение, проектная задача, выставки, творческая работа, моделирование. | читают и записывают любое натуральное число в пределах класса тысяч, определяют место каждого из них в натуральном ряду; | Матем/ дик, графический диктант, тест, самостоятельная работа, творческая работа, проверочная работа, контрольная работа, устный опрос. |
резерв |
| 4ч |
|
|
|
|
|
Тематическое планирование
№ п/н
| Дата | № п/н в теме | Тема урока | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | Примечание | |
план | факт | ||||||
Площадь и её измерение – 17ч | |||||||
1 | 1,09 |
| 1 | Понятие о площади
| Знакомство с понятием «площадь фигуры» и сравнение фигур, имеющих площадь и не имеющих ее. | Измеряет отрезки. Сравнивает фигуры по площади. Сравнивает выражения, читает и записывает любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, |
|
2 | 2,09 |
| 2 | Визуальное сравнение площадей различных фигур
| Сравнение площадей фигур на глаз.
| Сравнивает фигуры по площади. Решает уравнения – работа в парах. применяет изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг. |
|
3 | 3,09 |
| 3 | Решение задач, связанных с действием умножения
| Смысл выражения «в несколько раз больше», выбор действия умножения с опорой на него. | Самостоятельная |
|
| |||||||
4 | 4,09 |
| 4 | Сравнение площадей прямоугольников без измерений; квадрат – мерка для измерения площади | Cравнение площадей фигур непосредственно на глаз и наложением фигур друг на друга. | Практическая работа. Сравнивает задачи. Составляет справочник-таблицу. |
|
5 | 7,09 |
| 5 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Решение обратных задач. | Сравнивает задачи, преобразовывает задачи. Группирует числа. Преобразовывает выражения |
|
6 | 8,09 |
| 6 | Использование произвольных мерок для измерения площади | Сравнении площадей фигур на глаз, наложением; в качестве мерки можно использовать клетку (квадрат). Решение задач. Сравнение площадей фигур визуально и путем наложения, а также произвольными мерками | Практическая работа. Измеряет площади с помощью палетки. Преобразует уравнения. Выполняет сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени, площади);
|
|
7 | 9,09 |
| 7 | Измерение площади прямоугольника произвольными мерками квадратной формы | Сравнение площадей фигур визуально и путем наложения, а также произвольными мерками | Сравнивает задачи, преобразовывает задачи. Группирует числа. Преобразовывает выражения |
|
8 | 10,09 |
| 8 | Таблица разрядов.
| Составление «Таблицы разрядов». Использования различных мерок квадратной формы, необходимость общих мерок для измерения площади | Анализирует задачи от вопроса. Устанавливает отношения между любыми изученными натуральными числами и записывает эти отношения с помощью знаков; выявляет закономерность ряда чисел, дополняет его в соответствии с этой закономерностью; |
|
9 | 14,09 |
| 9 | Знакомство с единицами измерения площади, их записью
| Соотношение между единицами длины. Квадратный сантиметр. | Преобразует величины. Разгадывает математические ребусы. Сравнивает фигуры по площади. Выбирает мерки для измерения площади. Работает с таблицей разрядов. |
|
| |||||||
10 | 15,09 |
| 10 | Входная контрольная работа. | Решения задач изученных видов, решение числовых выражений. |
|
|
11 | 16,09 |
| 11 | Работа над ошибками. Измерение площади прямоугольника произвольными мерками квадратной формы
| Сравнение площадей фигур визуально и путем наложения, а также произвольными мерками. Смысл умножения. | Сравнивает единицы измерения площади, выявляет их соотношения. Составляет выражения. Работает с таблицей умножения. Классифицирует числа по разным основаниям, объясняет свои действия; Представляет любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых; |
|
12 | 17,09 |
| 12 | Новый вид краткой записи задачи - рисунок-схема Математический диктант | Работа над задачами, новый вид краткой записи задачи - рисунок-схему. | Анализирует условия задачи. Составляет схемы условия задачи |
|
13 | 21,09 |
| 13 | Определение площади прямоугольника косвенным путем - умножением его длины на ширину
| Косвенный способ определения площади прямоугольника с помощью его длины и ширины
| Работает с таблицей. Наблюдает. Формулирует вывод о способе нахождения площади прямоугольника. Решает задачи. Находит площади многоугольников разными способами: разбивает на прямоугольники, дополняет до прямоугольника, перестроением частей фигуры; |
|
14 | 22,09 |
| 14 | Определение площади прямоугольника косвенным путем; измерение площади
| Косвенный способ определения площади прямоугольника через умножение длин сторон, имеющих общую точку. Формула площади прямоугольника. | Преобразует задачи. Наблюдает за изменением чисел в натуральном ряду. Решает и составляет уравнения. |
|
15 | 23,09 |
| 15 | Единицы измерения площади и соотношение между ними. | Площадь прямоугольника. Свойства прямоугольника. Диаграмма . | Работает в группе, в парах. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
|
16 | 24,09 |
| 16 | Проверочная работа. «Площадь и ее измерение» | Цель: определить уровень сформированности умений и навыков по пройденной теме |
| |
17 | 28,09 |
| 17 | Контрольная работа по теме «Площадь и ее измерение» | Цель: определить уровень сформированности умений и навыков по пройденной теме |
| |
Деление с остатком – 12ч | |||||||
18 | 29,09 |
| 1 | Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на заданное число без остатка
| Натуральный ряд чисел. Смысл действия деления. Название компонентов действия деления. | Работает с натуральным рядом. Решает и преобразовывает задачи. Устанавливает отношения между любыми изученными натуральными числами и записывает эти отношения с помощью знаков; выявляет закономерность ряда чисел, дополняет его в соответствии с этой закономерностью; |
|
19 | 30,09 |
| 2 | Единицы измерения массы – центнер и тонна; соотношения 1 ц = 100 кг, 1т = 10 ц
| Название компонентов действия деления. Деление с остатком. Решение текстовых задач. Единицы массы , их соотношение. | Работает с таблицей умножения. Работает в парах – находит площади сложного многоугольника |
|
20 | 1,10 |
| 3 | Алгоритм деления с остатком. | Название компонентов действия деления. Деление с остатком. Обратная задача. Единицы массы (килограмм, центнер, тонна). Площадь прямоугольника | Анализирует и преобразовывает задачи. Сравнивает объекты по массе. Дополнение таблицы единиц массы. Самостоятельно решает задачи с взаимопроверкой |
|
| |||||||
21 | 5,10 |
| 4 | Решение задач на кратное сравнение Математический диктант | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Деление с остатком. Запись трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых | Сравнивает задачи. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Решает комбинаторные задачи. Выполняет краткую запись задачи, использует различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.; Выбирает действия и их порядок и обосновывает свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия; |
|
22 | 6,10 |
| 5 | Определение остатков при делении на одно и то же число; количество возможных остатков
| Название компонентов действия деления. Деление с остатком. Натуральный ряд чисел. Обратная задача. Компоненты деления. Обратные действия. | Наблюдает за числами натурального ряда. Составляет обратные задачи. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
|
23 | 7,10 |
| 6 | Наибольший и наименьший из возможных остатков при делении |
|
| |
24 | 8,10 |
| 7 | Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку | Решение и преобразование текстовых задач). Деление с остатком. Единицы массы (килограмм, центнер, тонна) | Составляет таблицы. Анализирует задачи. Составляет обратные задачи. Работает в группе – наблюдает за остатком. |
|
25 | 12,10 |
| 8 | Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку
| Решение текстовых задач. Деление с остатком. Название компонентов действия деления. | Сравнивает равенства. Решает уравнения. Восстанавливает сложное выражение. Наблюдает за числами натурального ряда. Составляет задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертеж и т.д.). |
|
26 | 13,10 |
| 9 | Четные и нечетные числа
| Таблица умножения. Сюжет задачи. Площадь многоугольника. Разрядные слагаемые. | Наблюдает за задачами, составляет задачи. Работает в парах – находит площади сложного многоугольника. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
|
27 | 15,10 |
| 10 | Проверочная работа. «Деление с остатком» | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Деление |
| |
28 | 19,10 |
| 11 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | Цель: проверить умение и навык деления двузначного числа на однозначное, решения задач, уравнений.
| Наблюдает за задачами, составляет задачи. Работает в парах – находит площади сложного многоугольника. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
|
29 | 20,10 |
| 12 | Анализ работ. Закрепление |
|
| |
Сложение и вычитание трёхзначных чисел – 14ч | |||||||
30 | 21,10 |
| 1 | Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд
| Алгоритм сложение чисел без перехода через десяток. Схема анализа задачи. Разряды трехзначных чисел. | Анализирует задачи. Составляет алгоритм сложения. Работает с выражением. Выполняет сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел; выполняет умножение и деление многозначных чисел на однозначное число; |
|
31 | 22,10 |
| 2 | Сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через десяток. Математический диктант | Алгоритм сложение чисел без перехода через десяток. Схема анализа задачи. Разряды трехзначных чисел. | Анализирует задачи, составляет задачи по краткой записи. Работает в парах. Составляет алгоритм сложения в столбик. |
|
32 | 26,10 |
| 3 | Сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через десяток. | Работа над сложением и вычитанием трехзначных чисел без перехода через разряд; использование алгоритма для вычислений суммы трехзначных чисел в столбик | Работает в парах – решает уравнения. Анализирует задачи, составляет обратные задачи. Работает в парах – составляет алгоритм вычитания в столбик |
|
33 | 27,10 |
| 4 | Сложение трехзначных чисел с переходом через десяток. | Состав чисел второго десятка. Краткая запись задачи. Разрядные слагаемые. | Наблюдает за суммами трехзначных чисел. Работает в парах. Составляет алгоритм сложения с переходом через разряд |
|
34 | 28,10 |
| 5 | Сложение трехзначных чисел | Алгоритм сложения . Состав чисел второго десятка. Таблица – один из способов краткой записи задачи. Порядок действий в сложном выражении. | Работает по алгоритму. Преобразовывает задачи. Классифицирует фигуры. Составляет алгоритм действия при решении сложного выражения Изменяет результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия; |
|
35 | 29,10 |
| 6 | Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд (подробная запись и решение в столбик)
| Познакомить с алгоритмом выполнения операции вычитания трехзначных чисел с переходом через. Учить вычислять разность трехзначных чисел, используя запись в столбик. Площадь прямоугольника. | Составляет алгоритм, работает по алгоритму. Составляет задачи по таблице. Решает уравнения, требующие 1 -3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий; Находит значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1-3 действия); |
|
36 | 9,11 |
| 7 | Задача с недостающими данными
| Знакомство с двумя способами преобразования задач: а) дополнение условия недостающими данными, б) изменение вопроса так, чтобы для ответа на него было достаточно данных исходного текста | Работает в парах. Взаимопроверка. Находит закономерности, продолжает записи. |
|
37 | 10,11 |
| 8 | Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд в единицах и десятках |
|
|
|
38 | 11,11 |
| 9 | Нахождения площади фигуры сложной конфигурации
| Сравнение случаев вычитания трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд десятков; вычисление значения разности трехзначных чисел в столбик | Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Преобразует выражения. Решает логические задачи. Работает в парах. Находит значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
|
|
39 | 12,11 |
| 10 | Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд в единицах и десятках
| Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд в единицах и десятках; иерархия трудности их выполнения | различает окружность и круг; строит окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
|
|
40 | 16,11 |
| 11 | Окружность и круг; связь между ними; центр окружности.
| Связь между кругом и окружностью (границей круга); построение окружности с помощью циркуля. Радиус окружности. | Сравнивает и классифицирует фигуры. Строит окружности с заданным радиусом. Работает в парах. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
|
41 42 | 17,11 |
| 12 | Радиус окружности Математический диктант | Понятие «радиус окружности»; учить чертить окружности, проводить в них радиусы, записывать имена радиусов, отличать радиусы от других линий | строит окружности с заданным радиусом. Работает в парах. Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
|
| |||||||
| 18,11 |
| 13 | Проверочная работа «Сложение, вычитание трехзначных чисел». |
| Решает задачи разными способами. Применяет алгоритм сложения и вычитания. |
|
43 | 19,11 |
| 14 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | Цель: проверить умение пользоваться алгоритмами сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд и с переходом через разряд единиц. | Использует транспортир для измерения и построения углов; делить круг на 2, 4, 6, 8равных частей;
|
|
Сравнение и измерение углов -10ч + 1 резерв | |||||||
44 | 23,11 |
| 1 | Анализ работ. Сравнение углов по величине визуально
| Сравнение углов по величине визуально; Проблемная ситуация, подводящая учащихся к затруднению выполнения операции сравнения углов визуально | Сравнивает углы. Преобразовывает задачи. |
|
45 | 24,11 |
| 2 | Сравнение углов. Сложение и вычитание трехзначных чисел. | Сравнение углов при помощи произвольной мерки | Сравнивает, анализирует задачи. Решает логические задачи. |
|
46 | 25,11 |
| 3 | Сочетательное свойство умножения | Свойства умножения. Сравнение выражений. | Сравнивает произведения. Анализирует и решает задачи. Работает в парах. Выбирает масштаб, удобный для данной задачи; изображает пространственные тела (четырехугольные призмы, пирамиды ) на плоскости
|
|
47 | 26,11 |
| 4 | Сравнение углов при помощи произвольной мерки | Мерка для измерения углов. Решение уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действия и на основе свойств действий. | Практическая работа. анализирует условия задачи. Решает задачи с использованием таблицы. |
|
48 | 30,11 |
| 5 | Единица измерения углов – градус
| Знакомство с общепринятой единицей измерения углов – градус. Запись и чтение новой величины. | Составляет задачи по схеме анализа. Восстанавливает сложные выражения. Работает в парах. Практическая работа. |
|
49 | 1,12 |
| 6 | Знакомство с транспортиром; геометрические инструменты | Знакомство с прибором для измерения углов – транспортиром. Сравнение разных видов транспортиров. |
| |
50 | 2,12 |
| 7 | Деление окружности на равные части
| Свойство радиусов одной окружности. | Практическая работа. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Работает в группе. Использует транспортир для измерения и построения углов; делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей; |
|
51 | 3,12 |
| 8 | Задачи с избыточными данными Математический диктант
| Работа над задачами с избыточными данными через разрешение проблемной ситуации по преобразованию таких задач до текста с необходимым и достаточным условием. | Преобразует задачи. Решает уравнения разными способами. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Преобразовывает данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия; Практическая работа.
|
|
52 | 7,12 |
| 9 | Величина прямого угла; определение величины углов при помощи транспортира
| Использование транспортира для определения величины угла. Определение величины прямого угла. |
| |
53 | 8,12 |
| 10 | Проверочная работа «Сравнение и измерение углов». | проверить умение пользоваться алгоритмами |
|
|
54 | 9,12 | 16,12 | 11 | Контрольная работа за 1 полугодие | |||
Внетабличное умножение и деление – 28ч | |||||||
55 | 10,12 |
| 1 | Распределительное свойство умножения | Свойства действия умножения. Запись свойства в общем виде. Разные способы решения задач. Формула периметра прямоугольника. | Делает вывод по итогам наблюдения. Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
|
56 | 14,12 |
| 2 | Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель двузначное число
| Работа над поиском способов определения значения произведения, в котором один множитель двузначное число, выбрать среди них самый удобный | Работает с диаграммой. Участвует в коллективном поиске способа действия. Применяет распределительное свойство сложения при решении задачи |
|
57 | 15,12 |
| 3 | Умножение разрядной единицы на однозначное натуральное число
| Формулирование правила определения значения произведения, в котором разрядная единица умножается на однозначное натуральное число | Находит значения произведения. выполняет сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел; выполняет умножение и деление многозначных чисел на однозначное число; выполняет деление с остатком; |
|
58 | 16,12 |
| 4 | Умножение разрядных единиц на однозначное число
| Сформулировать правило определения значения произведения, в котором разрядная единица умножается на однозначное натуральное число, нахождение значения подобных произведений | Формулирует правила умножения разрядной единицы на однозначное число. Преобразовывает задачи. Находит значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия; Решает уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел.
|
|
59 | 17,12 |
| 5 | Умножение и деление десятков и сотен на однозначное число
| Проблемная ситуацию, позволяющая «открыть» различные способы умножения десятков и сотен на однозначное число. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Применяет на практике полученные знания. Составляет обратные задачи. |
|
60 | 21,12 |
| 6 | Умножение двузначного числа на однозначное
| Завершение составления алгоритма умножения многозначного числа на однозначное с подробной записью. | Составляет алгоритм выполнения умножения двузначного числа на однозначное. Решает задачи разными способами. Восстанавливает сложные выражения. |
|
61 | 22,12 |
| 7 | Умножение многозначного числа на однозначное; подробная запись.
| Применение алгоритма умножения двузначного числа на однозначное в новой ситуации | Применяет знания в новой ситуации. Математические игры. Наблюдает за способами объемного изображения предметов. выполняет сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени, площади); изменяет результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия; |
|
62 | 23,12 |
| 8 | Умножение на 10,100. Математический диктант | Разрядные единицы. Объемные геометрические тела. Компоненты вычитания. | Сравнивает и анализирует разные способы изображения объемных тел. Решает уравнения разными способами. |
|
63 | 24,12 |
| 9 | Умножение однозначного числа на круглые числа
| Правила нахождения значения произведения, круглых чисел и однозначного числа, нахождение значения подобных выражений, используя знания таблицы умножения | Делает вывод на основе наблюдения. Работает в парах. Графически решает задачи. |
|
64 | 28,12 |
| 10 | Деление суммы на число | Запись свойств действий в общем виде. Логические задачи. Порядок действий в сложном выражении. | Составляет алгоритм и работает по алгоритму. Участвует в диалоге. Находит решения неравенств с одной переменной разными способами; проверяет правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений; выбирает верный ответ задания из предложенных; |
|
65 | 11,01 |
| 11 | Деление многозначного числа на однозначное
| Составление алгоритма деления многозначного числа на однозначное. | Составляет алгоритм деления многозначного числа на однозначное. Сравнивает его с алгоритмом умножения. Классифицирует уравнения. |
|
66 | 12,01 |
| 12 | Поверочная работа «Внетабличное умножение и деление»-1 |
| Составляет алгоритм выполнения умножения в столбик. выявляет закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью; классифицирует числа по разным основаниям, |
|
67 | 13,01 |
| 13 | Сокращения записи умножения многозначного числа на однозначное число |
|
| |
68 | 14,01 |
| 14 | Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд
| Работа над разными способами сокращения подробной записи выполнения умножения многозначного числа на однозначное. | Применяет алгоритма умножения в столбик. Сравнивает способы изображения объемных тел.преобразование задачи. Решает уравнения разными способами. |
|
69 | 18,01 |
| 15 | Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд
| Сравнение умножения двузначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд. | Сравнивает разные способы записи умножения. Решает задачи разными способами. объясняет свои действия; представляет любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых; |
|
70 | 19,01 |
| 16 | Неравенства с переменной
| Выполнение умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд, используя запись в столбик. | Сравнивает натуральные числа. Решает логические задачи. изображает доли единицы на единичном отрезке координатного луча; записывает числа с помощью цифр римской письменной нумерации С, L, D, М |
|
71 | 20,01 |
| 17 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд.
| Решения неравенств путем подбора решений из множества натуральных чисел | Составляет алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Решает задачи с избыточными данными. |
|
72 | 21,01 |
|
18 | Разбиение делимого на удобные слагаемые Математический диктант
| Совершенствование навыков использования алгоритма умножения многозначного числа на однозначное с переходом через разряд. Использование стрелки для обозначения перехода через разряд. | Сравнивает способы деления на однозначное число, выбирает наиболее удобный, решает неравенства. Практическая работа – изображает объемное тело. |
|
73 | 25,01 |
| 19 | Упражнение в делении двузначного числа на однозначное. | Работа по составлению алгоритма деления многозначного числа на однозначное. Разбиение делимого на удобные слагаемые. | Преобразовывает выражения. Измеряет и строит углы. Математические игры. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Выполняет сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени, площади); Изменяет результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия; |
|
74 | 26,01 |
| 20 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходами через разряды
| Работа с алгоритмом деления. Удобные слагаемые. Порядок действий в сложном выражении. Величина угла. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Ставит разные вопросы к одному условию. Решает логические задачи. |
|
75 | 27,01 |
| 21 | Запись деления многозначного числа на однозначное в столбик. | Сравнение произведения, в которых умножение многозначного числа на однозначное выполняется с переходами через разряды десятков и единиц и без перехода через разряд | Составляет алгоритм деления. Применяет его на практике. Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
|
76 | 28,01 |
| 22 | Решение неравенств с переменной на основе использования уравнений | Работа с алгоритмом деления. Удобные слагаемые. Порядок действий в сложном выражении. Обратные задачи. | Решает неравенства с помощью уравнений. Анализирует задачи. Работает с диаграммой. Решает графические задачи . |
|
77 | 1,02 |
| 23 | Запись деления в столбик
| Новый способ решения неравенства с переменной на основе составления и решения соответствующего уравнения. Знакомство со способом проверки найденного решения | Применяет алгоритм деления в столбик. Составляет задачи. Самостоятельная работа. Работает в парах. Выполняет умножение и деление многозначных чисел на однозначное число; Выполняет деление с остатком; Находит значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия; |
|
78 | 2,02 |
| 24 | Изображение объемного тела на плоскости | Алгоритм деления многозначного числа на однозначное. | Практическая работа. Преобразует задачи. Работает в парах – решает неравенства. |
|
79 | 3,02 |
| 25 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд | Способ изображения невидимых линий на чертеже объемного тела пунктиром. | Решает неравенства. Самостоятельная работа. Работает в парах. Составляет сложные выражения. |
|
80 | 4,02 |
| 26 | Деление и умножение столбиком многозначных чисел на однозначное Математический диктант
| Использование алгоритма умножения многозначного числа на однозначное. | Составляет задачи по краткой записи. Решает неравенства. Решает логические задачи. Самостоятельная работа. |
|
81 | 8,02 |
| 27 | Проверочная работа «Внетабличное умножение и деление» - 2. | Алгоритм умножения и деления многозначного числа на однозначное. |
| |
82 | 9,02 |
| 28 | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» |
|
|
|
Числовой (координатный) луч Масштаб - 12ч +6ч | |||||||
83 | 10,02 |
| 1 | Знакомство с числовым (координатным) лучом
| Знакомство с числовым (координатным) лучом. Соотношение расположения точек, соответствующих числам натурального ряда с количеством «шагов» одинаковой длины вдоль луча. Понятия «начало луча», «шаг» | Работает с натуральным рядом чисел. Анализирует задачи, составляет схемы анализа задачи. Группирует числа. Изображает объемные тела на плоскости. Самостоятельная работа. работает в парах. Читает несложные готовые круговые диаграммы, использует их данные для решения текстовых задач; |
|
84 | 11,02 |
| 2 | Понятие «числовой луч»
| Понятие «числовой луч». Сравнение числовых лучей с различной длиной «шага» | Анализирует задачи. Прикидывает ответ. Работает в группах. Сравнивает углы. изображает изученные целые числа на числовом (координатном) луче; изображает доли единицы на единичном отрезке координатного луча; |
|
85 | 15,02 |
| 3 | Способы построения числового луча
| Практическая работа над построением числовых лучей разными способами.
| Практическая работа. Применяет алгоритм построения числового луча – работает в парах. |
|
86 | 16,02 |
| 4 | Понятие производительности труда
| Понятие «производительность труда». Зависимость между производительностью труда, временем и объемом выполненной работы. Использование новой величины при решении задач. | Анализирует задачи. Работает в парах. Сравнивает выражения, дополняет группы выражений |
|
87 | 17,02 |
| 5 | Единичный отрезок и его выбор
| Понятие и выбор единичного отрезка. Решение задач. | Решает задачи на нахождение скорости движения и производительности с помощью единичного отрезка. Составляет схемы анализа задачи. |
|
88 | 18,02 |
| 6 | Единичный отрезок и его выбор
| Понятие и выбор единичного отрезка. Решение задач. | Решает задачи на нахождение скорости движения и производительности с помощью единичного отрезка. Составляет схемы анализа задачи. Математические игры Решает логические задачи |
|
89 | 22,02 |
| 7 | Понятие о координате точки и знакомство с термином «координатный луч»
| Понятие о координате точки на числовом луче. Понятие координатного луча, определение координаты точек. | использует транспортир для измерения и построения углов; делит круг на 2, 4, 6, 8равных частей; изображает простейшие геометрические фигуры (отрезки, прямоугольники) в заданном масштабе;
|
|
90 91 | 24,02 |
| 8 | Место числового множителя в выражении с переменной
| Новая форма записи произведения числа и буквы. Упрощение записи уравнений в соответствии с договоренностью и их решение. | ||
| |||||||
92 | 25,02 |
| 9 | Понятие «скорость движения» Математический диктант
| Понятие о скорости движения. Вывод о зависимости между скоростью, временем движения и пройденным путем. | Решает уравнения. Выполняет краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.; выбирает действия и их порядок и обосновывает свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия; |
|
93 | 29,02 |
| 10 | Восстановление единичного отрезка по координатам данных на луче точек
| Способы восстановления единичного отрезка координатного луча. | изображает изученные целые числа на числовом (координатном) луче; изображает доли единицы на единичном отрезке координатного луча; Работает с диаграммой. Решает проблемные ситуации |
|
94 | 1,03 |
| 11 | Восстановление единичного отрезка по координатам данных на луче точек
| Восстановление единичного отрезка по координатам заданных точек. Запись координаты точки, отмеченной на числовом луче | Решает задачи на движение с помощью единичного отрезка. |
|
95 | 2,03 |
| 12 | Проверочная работа «Числовой луч». |
| Восстанавливает единичный отрезок разными способами. Записывает координаты точки. Строит числовой луч с заданным единичным отрезком Сравнивает числа. Работает в парах |
|
96 | 3,03 |
| 13 | Контрольная работа по теме «Числовой (координатный) луч» | Цели: проверить умения решать составные задачи, отмечать точки с заданными координатами на числовом луче, решать уравнения и задачи геометрического характера. | Восстанавливает единичный отрезок. Решает задачи на движение. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
|
97 | 7,03 |
| 14 | Представление об изображении предметов в масштабе
| Изображение реальных объектов. Диаграмма. Простая и составная задачи. Масштаб.
| Сравнивает изображения и реальные объекты. Работает с диаграммой. Преобразует задачи. Вычерчивает отрезки с использованием масштаба |
|
98 | 9,03 |
| 15 | Решение задач на движение. Формула скорости. | Единичный отрезок. Понятие о скорости движения. Зависимость между скоростью, временем движения и пройденным путем. Масштаб. Порядок действий в выражении. План комнаты. | Преобразует уравнения. Строит отрезки в масштабе. Самостоятельная работа. Работает в парах. Выбирает масштаб, удобный для данной задачи; Изображает пространственные тела (четырехугольные призмы, пирамиды ) на плоскости |
|
99 | 10,03 |
| 16 | Решение задач. Формула времени. | Единичный отрезок. Скорость. Масштаб. Порядок действий в выражении. Величина угла. Радиус окружности. | Работает в парах – подбирает вопросы к задаче, находит способы решения геометрической задачи. Практическая работа – строит отрезки в масштабе, определяет масштаб изображения. Строит окружности, делит ее на равные части. |
|
100 | 14,03 |
| 17 | Проверочная работа «Масштаб» |
| Решает математические ребусы. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
|
101 | 15,03 |
| 18 | Выбор удобного масштаба. Изображение предметов в масштабе. | Масштаб. Способы изображения объемных тел. Неравенство. | Практическая работа – строит прямоугольник в масштабе. Сравнивает Выбирает масштаб, удобный для данной задачи |
|
Дробные числа – 16ч + 1 резерв | |||||||
102 | 16,03 |
| 1 | Решение уравнений. Математический диктант | Компоненты умножения и деления. Запись масштаба как соотношение чисел, смысл записанного масштаба, решение практических заданий с использованием изображений предметов в масштабе. Задача с избыточными данными. | Исследует. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Практическая работа – изображает предметы в выбранном масштабе. Преобразовывает задачи. Решает уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел.
|
|
103 | 17,03 |
| 2 | Знакомство с понятием дробного числа
| Знакомство с понятием дробного числа. Составление и решение обратных задач. | Практическая работа – образует дроби. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Решает логические задачи |
|
104 | 28,03 |
| 3 | Запись дроби; смысл каждого числа в записи дроби
| Сравнение задач, при решении которых получается натуральное число и дробное число. Знакомство с дробными числами: смысл каждого натурального числа в записи дроби. | Читает и записывает дробные числа, понимает и употребляет термины: дробь, числитель, знаменатель; находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.); Коллективная работа – образует, читает и записывает дробные числа. Анализирует и решает задачи |
|
105 | 29,03 |
| 4 | Образование дробей, запись дробных чисел.
| Запись дробей по рисункам. Запись решения задачи сложным выражением. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Анализирует и решает задачи – коллективная работа. Математические игры. |
|
106 | 30,03 |
| 5 | Числитель и знаменатель дроби
| Понятие числителя и знаменателя дроби, математический смысл каждого из них. Запись дроби с соответствующими числителями и знаменателями | находит долю от числа и число по его доле; Самостоятельно изучает новый материал. Участвует в беседе по теме урока. Составляет задачи с помощью столбчатой диаграммы
|
|
107 | 31,03 |
| 6 | Порядок действий в выражениях с несколькими скобками
| Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями с наглядной опорой. Порядок действий в сложном выражении. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой . Упражняется в образовании дробей. Составляет сложные выражения. Исследует сложные выражения. |
|
108 | 4,04 |
| 7 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | Числитель, знаменатель, их смысл в записи дроби. | Преобразует задачи и сложные выражения. Упражняется в образовании и сравнении дробей. Самостоятельная работа. Работает в парах. Находит часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.); |
|
109 | 5,04 |
| 8 | Задачи на нахождение доли числа
| Правило нахождения доли числа, использование знаний при решении задач. | Определяет доли числа. Работает в парах – предлагает правило по нахождению доли числа. Самостоятельная работа – применяет правила при решении задачи |
|
110 | 6,04 |
| 9 | Сложное (двойное) неравенство
| Понятие о сложном (двойном) неравенстве. Чтение, запись и составление сложных неравенств на основе преобразования нескольких простых. | Сравнивает дроби, составляют неравенства. Составляет и решает задачи. |
|
111 | 7,04 |
| 10 | Определение части числа Математический диктант | Сравнение задач на нахождение доли числа и части числа. Разные способы решения задачи на нахождение части числа | Выявляет закономерность ряда чисел, дополняет его в соответствии с этой закономерностью; классифицирует числа по разным основаниям, объяснять свои действия |
|
112 | 11,04 |
| 11 | Расположение точек с дробными координатами на числовом луче | Проблема выбора единичного отрезка, удобного для изображения дробных чисел на координатном луче
| Сравнивает задачи и их решения. Составляет схемы анализа задачи и ее решение. Преобразовывает задачи. Решает математические ребусы – работает в парах. |
|
113 | 12,04 |
| 12 | Задачи на нахождение числа по его доле. Решение уравнений.
| Сравнение задач на нахождение доли числа и числа по его доле. Способы решения задачи на нахождение числа по его доле. | Самостоятельная работа – решает задачи. Практическая работа – определяет масштаб изображения. Работает в группах – изображение дробных чисел на координатном луче. |
|
114 | 13,04 |
| 13 | Преобразование и решение сложных уравнений на основе распределительного свойства умножения.
| Знакомство с уравнениями, требующими упрощения буквенной части, применяя для этого распределительное свойство умножения | Сравнивает задачи. Делает вывод на основе сравнения – коллективная работа. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Находит разные способы решения одной задачи; Преобразовывает задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных; |
|
115 | 14,04 |
| 14 | Круговая диаграмма. | Масштаб. Задачи на нахождение целого по его части. Единичный отрезок. Координата точки. | Самостоятельная работа – выбирает единичный отрезок, строит точки с дробными координатами. Сравнивает уравнения, поиск способа решения – коллективная работа. Анализирует . Решает и преобразовывает задачи. Решает математические ребусы. Работает с диаграммой. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
|
116 | 18,04 |
| 15 | Решение задач. | Простая и составная задачи. Преобразование задачи. Неравенства. Круговая диаграмма. | Читает несложные готовые круговые диаграммы, использует их данные для решения текстовых задач; |
|
117 | 19,04 |
| 16 | Проверочная работа. «Дробные числа» | Решение задач. Построение координатного луча. | Решает задачи изученных видов –« Блиц-турнир». Решает логические задачи. |
|
118 | 20,04 |
| 17 | Контрольная работа по теме «Дробные числа» | Цели: проверить знания и умения учащихся записывать и читать дробные числа; сравнивать дроби; решать задачи на нахождение числа по его дроби. |
| |
119 | |||||||
120 | 21,04 |
| 1 | Образование новой единицы счета – тысяча
| Получение новой единицы счета - тысяча, как результат объединения десяти предыдущих единиц счета в единое целое (десять сотен - тысяча); Запись числа «тысяча». | .Читает и записывает любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определяет место каждого из них в натуральном ряду; устанавливает отношения между любыми изученными натуральными числами и записывает эти отношения с помощью знаков; выявляет закономерность ряда чисел, дополняет его в соответствии с этой закономерностью; Группирует равенства. Дополняет группы. Анализирует, решение и преобразование задачи. Вычисляет периметр многоугольника сложной формы |
|
121 | 25,04 |
| 2 | Счет тысячами, названия и запись получившихся чисел; таблица разрядов
| Счет тысячами. Запись соответствующего числа. Расширение таблицы разрядов и запись в нее четырехзначных чисел. | Составляет схемы анализа задачи, решает задачи. Составляет обратные задачи – коллективная работа. Работает в парах – решение и преобразование уравнений. Игра «Узнай геометрическое тело» Работает с таблицей разрядов. Составляет задачи, решает задачи, составляет задачи для одноклассников. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
|
122 | 26,04 |
| 3 | Образование тысячи как следующего числа натурального ряда
| Способ образования тысячи как следующего числа натурального ряда и соответствующие записи. Работа с таблицей разрядов для записи и чтения чисел. |
| |
123 | 27,04 |
| 4 | Образование тысячи при счете десятками Математический диктант | Способ образования тысячи при счете десятками. Работа по заполнению промежутков между полученными опорными числами. Натуральный ряд чисел. Таблица разрядов. |
| |
124 | 28,04 |
| 5 | Соотношение величин 1 м = 1000 мм, 1 км = 1000 м Соотношение величин 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг
| Единицы измерения длины и соотношение между ними. Новая единица измерения длины – километр. Единицы измерения массы и соотношение между ними. Новая единица измерения массы -тонна | Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Работает в парах – решает задачи. классифицирует числа по разным основаниям, объясняет свои действия; представляет любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых; применяет изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг. |
|
| |||||||
125 | 3,05 |
| 6 | Образование новой единицы счета – десяток тысяч
| Знакомство со способом образования новой единицы счета - десятки тысяч. Счёт десятками тысяч, чтение и запись соответствующих чисел. Сравнение названия чисел. |
| |
126 | 4,05 |
| 7 | Образование десятка тысяч различными способами
| Способы получения десятка тысяч. Счёт десятками тысяч, запись и определение предыдущего и последующего числа для чисел, обозначающих десятки тысяч | Самостоятельная работа – дополняет таблицы единиц длины. Обсуждает полученные результаты. Работает в группах находит разные решения задачи. Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
|
127 | 5,05 |
| 8 | Сложение многозначных чисел
| Выполнение сложения многозначных чисел. Таблица разрядов. Решение составных задач. |
| |
128 | 10,05 |
| 9 | Образование сотни тысяч при счете разными единицами
| Способы образования сотни тысяч. Сравнение названий сотен и сотен тысяч | Определяет количество обратных задач, составляет их и решает. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Решает геометрические задачи разными способами. классифицирует числа по разным основаниям, объясняет свои действия; представляет любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых; применяет изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг. |
|
129 | 11,05 |
| 10 | Знакомство с римскими цифрами D и M
| Запись чисел изученными римскими Цифрами. Знакомство с цифрами римской нумерации D и M. Запись чисел с использованием новых цифр | Составляет обратные задачи. Группирует выражения по самостоятельно выделенному основанию. Решает и преобразовывает задачи. Записывает числа с помощью цифр римской письменной нумерации С, L, D, М |
|
130 | 12,05 |
| 11 | Сложение и умножение многозначных чисел
| Выполнение сложения и умножения многозначных чисел. Составление схемы анализа к задаче. | Наблюдает за сложением многозначных чисел, делает вывод на основе наблюдения. Преобразует и решает задачи. Практическая работа – наблюдение за изменением периметра и площади прямоугольника при изменении длины сторон. |
|
131 | 16,05 | 17,05 | 12 | Контрольная работа за год (ЦОКО) | Решение текстовых задач арифметическим способом, вычисление значения числовых выражений со скобками, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное. | Наблюдает за алгоритмом выполнения вычитания многозначных чисел. Делает вывод на основе наблюдения. Составляет схемы анализа задачи, определяет количество действий. Самостоятельная работа с коллективной проверкой - поиск закономерности. |
|
132 | 17,05 |
| 13 | Анализ работ. Решение задач. | |||
133 | 18,05 |
| 14 | Сложение и вычитание трехзначных чисел.
Математический диктант | Сравнение случаев сложения и вычитания трехзначных чисел с переходами и без переходов через разряд десятков и разряд единиц. Использование выведенного алгоритма для вычислений разности трехзначных чисел, в столбик | Представляет любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых; Читает и записывает любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определяет место каждого из них в натуральном ряду Анализирует, сравнивает и решает задачи. Самостоятельная работа – выполняет сложения многозначных чисел. Работает в парах – наблюдает алгоритм сложения для 4-х и 5-тизначных чисел, делает вывод на основе наблюдений. Умножает многозначное число на однозначное по алгоритму. Составляет и решает задачи – коллективная работа |
|
134 | 19,05 |
| 15 | Определение площади фигур сложной конфигурации
| Рассмотрение способов нахождения площади фигуры путем разбиения на прямоугольники и достраивания фигуры до прямоугольника |
| |
135 | 23,05 |
| 16 | Контрольная работа по теме «Разряды и классы. Единицы класса тысяч» | Цели: проверить умение учащихся читать и записывать многозначные числа, сравнивать их; умения решать составные задачи и сложные уравнения.
| Наблюдает деление и вычитание многозначных чисел. Делает вывод об алгоритме вычитания и деления на основе наблюдений – коллективная работа. Самостоятельно применяет полученные знания. Взаимопроверка. Решает задачи разными способами. Участвует в диалоге. |
|
136 | 24,05 |
| 17 | Сложение и умножение многозначных чисел | Выполнение деления и умножения многозначных чисел на однозначное . Разные способы решения задач. | Читает и записывает любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определяет место каждого из них в натуральном ряду; устанавливает отношения между любыми изученными натуральными числами и записывает эти отношения с помощью знаков; выявляет закономерность ряда чисел, дополняет его в соответствии с этой закономерностью; Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Решает математические ребусы. Участвует в диалоге. |
|
137 | 25,05 |
| 18 | Решение задач | |||
138 | 26,05 |
| 19 | Деление и умножение многозначного числа на однозначное
| |||
139 |
|
| 20 | Твои успехи. | Цель: определить уровень сформированности умений и навыков по пройденной теме | Самостоятельная работа. Работает в парах. Участвует в диалоге. |
|
п/н № | Наименование Разделы Тема | Количество часов | Практическая часть | ||||
По программе | По факту | М/д | К/р
| Тест | ИКТ ЦОР | ||
1 | Площадь и её измерение | 17 |
|
|
|
|
|
2 | Деление с остатком | 10 |
|
|
|
|
|
3 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел | 16 |
|
|
|
|
|
4 | Сравнение и измерение углов | 11 |
|
|
|
|
|
5 | Внетабличное умножение и деление | 28 |
|
|
|
|
|
6 | Числовой (координатный луч) | 12 |
|
|
|
|
|
7 | Масштаб | 6 |
|
|
|
|
|
8 | Дробные числа | 17 |
|
|
|
|
|
9 | Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч | 19 |
|
|
|
|
|
| Итого: | 136 |
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООПНОО ОУ, с учётом примерной программы по математике, в рамках Образовательной системы «развивающее обучение Занкова» автор учебника И.И. Аргинская: Математика 3 класс: учебник для образовательного учреждения.
Рабочая программа по математике составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Закон 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Примерные программы начального общего образования, опубликованные в сборнике нормативных документов. Москва. Издательство «Дрофа». 2007 г.
Программа для общеобразовательных учреждений: И.И. Аргинская: Математика 2012г.
Школьное положение о рабочей программе.
Учебный план МБОУ СОШ №108.
Изучение математики в третьем классе направлено на достижение следующей цели: формирование основ учебной деятельности посредством предмета математики.
Поставленная цель реализуется в задачах:
способствовать продвижению учеников в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью;
дать представление о математике как науке, обобщающей реально существующие и происходящие явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира;
сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения обучения в следующем звене школы.
закладывать основы универсальных учебных действий на содержании предмета математики
Общая характеристика предмета:
В основе построения курса математики лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Ценностные ориентиры. В основу построения программы положен концентрический принцип, связанный с последовательным расширением материала, который позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности содержания курса и создаёт хорошие условия для совершенствования ЗУН и способов деятельности.
Описание места предмета в учебном плане
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. Рабочая программа по математике в 3 классе рассчитана на 4 часа в неделю, что составляет 132 часа в год.
Результат изучения учебного предмета
В ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Планируемые личностные результаты учащихся:
Обучающийся научится:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе; понимание значения математики в собственной жизни;
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
общее представление о понятиях «истина», «поиск истины»
В рабочей программе личностные умения и навыки не ранжируются по разделам, так как являются сквозными и формируются через содержание всего предмета.
Планируемые коммуникативные результаты учащихся:
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;
использовать правила вежливости в различных ситуациях;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат);
задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека.
осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности.
Планируемые регулятивные результаты:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;
осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
принимать участие в групповой работе;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Планируемые познавательные результаты:
Обучающийся научится:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;
кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;
проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;
осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
проводить классификацию изучаемых объектов;
выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;
понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные).
Планируемые предметные на базовом уровне: Обучающийся научится:
| Планируемые предметные на повышенном уровне: Обучающийся получит возможность научиться: |
Числа и величины | |
читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду; устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков; выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью; классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия; представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых; находить долю от числа и число по его доле; выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну; применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг. | читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель; находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.); изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче; изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча; записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации С, L, D, М
|
Арифметические действия | |
выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел; выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число; выполнять деление с остатком; находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия; решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел.
| выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени, площади); изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия; решать уравнения, требующие 1 -3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий; находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1-3 действия); находить решения неравенств с одной переменной разными способами; проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений; выбирать верный ответ задания из предложенных; |
Работа с текстовыми задачами | |
выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.; выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия; решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы); преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия; составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертеж и т.д.). | сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле; изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл; находить разные способы решения одной задачи; преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных; решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению его доли;
|
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | |
различать окружность и круг; строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля; строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника.
| использовать транспортир для измерения и построения углов; делить круг на 2, 4, 6, 8равных частей; изображать простейшие геометрические фигуры (отрезки, прямоугольники) в заданном масштабе; выбирать масштаб, удобный для данной задачи; изображать пространственные тела (четырехугольные призмы, пирамиды ) на плоскости |
Геометрические величины | |
использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов; устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью; использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач | находить площади многоугольников разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей фигуры; использовать единицу измерения величины углов - градус и его обозначение (°). читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач; соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм; дополнять простые столбчатые диаграммы; понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий; понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и ...»,«... или ...», «не», «если .., то ... », «верно/неверно, что ...», «для того, чтобы ... нужно ...», «каждый», «все», «некоторые»). |
Для реализации программного содержания ведущих технологий является деятельностная , используются информационно – коммуникативная и здоровье – сберегающая технологии обучения.
Формы организации учебной деятельности: урок, занятие, экскурсия, интегрированное занятие. Преимущественно используются групповые формы организации деятельности.
Используются активные методы обучения: практические, квазиисследовательский., проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Способы и формы контроля и оценки метапредметные результаты:
наблюдение, проектная задача, портфолио, комплексная проверочная работа, выставки, творческая работа, моделирование.
Способы и формы контроля и оценки предметных результатов: математический диктант, графический диктант, тест, самостоятельная работа, творческая работа, проверочная работа, контрольная работа, устный опрос.
Личностные учебные действия не подлежат оцениванию учителем.