СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК в 10-11 классе.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по МХК в 10-11 классе по линии Рапацкой.  Приложено КТП для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК в 10-11 классе.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы Мировая художественная культура: Программы курса: 5-9кл.; 10-11 кл- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. 96с. Автор программы Рапацкая Л.А.

В проекте национальной доктрины образования в Россий­ской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры. На рубеже двух тысячеле­тий в России изменились гражданские и политические ориен­тиры, но сохранились духовно-нравственные ценности, воплощенные в великих произведениях художественного твор­чества разных эпох. Чувство родной культуры, знание ее исто­рии, любовь к искусству своего народа, гордость за творцов, создавших бессмертные произведения литературы, живописи, музыки, зодчества, невозможно воспитать вне контекста миро­вых художественных традиций. «Свое» лучше познается на осно­ве сравнения, сопоставления, анализа национального и общечеловеческого культурного опыта.

С этих методологических посылок формировалась авторс­кая концепция настоящей программы по курсу «Мировая художественная культура» для старшеклассников: изучение предмета сквозь призму «взгляда из России». Этот метод позволил отобрать из зарубежных художественных произведений и культурных фактов то, что наиболее близко соприкаса­лось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.

Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащих­ся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи курса:

1) раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, фи­лософские, эстетические установки разных эпох;

2) дать представление об истоках и основных этапах разви­тия русской художественной культуры, выявить закономерно­сти ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;

3) показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;

4) сформировать у учащихся представления о художествен­ной картине мира XX в., роли и месте русской национальной культуры современности.

Программа для старшеклассников может быть рассмотрена и как основа для изучения нового предмета, и как продолжение курса, освоение которого началось в V классе. В этом случае материал приобретает двухступенчатый характер и обоб­щается на основе концентрического принципа обучения: прой­денное в 5-9 классах повторяется на новом уровне и в более сложном культурологическом, эстетическом, философско-ре­лигиозном контексте в 10-11 классах.

Требования к результатам освоения содержания рабочей программы

В результате изучения курса «Искусство» обучающиеся 10-11 класса должны:

Знать / понимать:

  • место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;

  • особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

  • систему моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства; уметь:  сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;  описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;

  • использовать основные интеллектуальные операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;

  • овладевать культурой устной и письменной речи;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи; выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике; взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;

- ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.

Формирование компетенций:

  • способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;

  • умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

  • способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку обучающихся в одной или нескольких образовательных областях; Личностные результаты:

  • обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

  • представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;

  • инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно- творческих задач;

  • умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

  • соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;

  • сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

  • контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

  • активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;

  • участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты:

  • понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно- историческом развитии современного социума;

  • общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т.д.);

  • развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

  • самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;

  • соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;

  • оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;

  • усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

  • эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).

Предметные результаты:

  • постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

  • обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

  • освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

  • овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно- творческих идей в разных видах искусства;

  • применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России

Восток и Запад как условные ориентиры мировой художе­ственной культуры. Особенности художественно-образного ос­воения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориенти­ров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) -как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразитель­ности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культу­ры народов мира. Неравномерное «прохождение» различных эта­пов художественными культурами Востока и Запада.

Особенности исторического облика и менталитета России. Положение России между Востоком и Западом. Сохранение ев­ропейской ориентации в развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией, Сербией, Польшей, Германией, Италией, Францией и др.) Христианские нравствен­ные идеалы как основа развития художественной культуры Рос­сии. Самобытность русского искусства. «Свой путь» русской художественной культуры от Древней Руси до XX в.

РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность

Сохранившиеся ценности художественной культуры Древ­него Египта. Искусство Древнего Египта — свидетельство ре­лигиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссоздан­ная египетским искусством, отражающая представления о жиз­ни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитекту­ры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных хри­стианских представлений о сути мироздания.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Ра­маяна».

Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху сред­невековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры рус­ских людей. Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Ду­ховные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творче­ство А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая

Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных пред­ставлений об устройстве мира. Философская подоплека искус­ства. Учение Лао-цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.

Устойчивость древних традиций в художественной культу­ре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии фило­софского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музы­кальные инструменты.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья

Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры.

Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский на­родный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верова­ний. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского ис­кусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Ислам — мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные зако­ны ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухам­мед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране.

Архитектурные особенности мечети, ее канонические фор­мы, ориентация на Мекку. Сохранение принципов возведе­ния мечети в наши дни (мечети России). Минарет, его предназначение и архитектурный облик. Запрет на изображе­ние видимого мира и развитие орнамента в изобразительном ис­кусстве Арабского Востока. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Обра­зы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков).

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 6. Античность колыбель европейской художественной культуры.

Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Вне моральные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народ­ные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в фило­софии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.

Эволюция взглядов на Вселенную и человека, ее отражение в древнегреческом искусстве. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства.

Основные этапы развития античной художественной куль­туры. Древнегреческая архитектура. Ордер, его виды. Памят­ники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись.

Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Монологи ге­роев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древ­ней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фри­гийского и воинственность дорийского лада»).

Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художе­ственной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятни­ки «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма.

Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох.

Отношение к античному искусству в России: переводы ан­тичных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И. Фомин. Мелодрама «Орфей»; М.А. Врубель. «Пан»). Из­бирательное отношение к античному наследию. Роль древне­греческого ордера в русской архитектуре.

Тема 7. От мудрости Востока к библейским заветам

Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Вет­хий Завет — духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилон­ская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.

Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа — Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноев­ропейском искусстве (становление основной иконографии). Тема 8. Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма

Христианские основы средневекового европейского искусст­ва. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни челове­ка. Становление новых средств художественной выразительнос­ти, жанров и форм искусства.

Разделение церкви, два типа христианской культуры. За­падная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрес­ки. Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган.

Византийские (восточные) христианские традиции. Право­славие. Художественный канон православного храма. Иконо­пись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Про­торенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предше­ственники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Лип-пи, П. Перуджино, С. Ботичелли).

Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. да Винчи, Ра­фаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архи­тектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте.

Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифони­ческая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лют­ни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди)*.

Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А. Дюрер, П. Брей­гель-старший и др.). Возрождение во Франции и Испании.

Тема 9. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей

XVII в. как «переходная эпоха» в художественной культу­ре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневеко­вья и Возрождения. Шекспир. Его значение для развития мировой культуры. Стиль барокко. Пестрое сочетание художественных образов, почерпнутых из античной мифологии, христианского вероучения, окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости.

Барокко в архитектуре (Д.Л.Бернини). Расцвет светского музыкального искусства. Опера-сериа (К. Монтеверди, А. Скар-латти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Виваль­ди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержа­ние музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си ми­нор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха.

Классицизм как общеевропейский стиль. Эстетика класси­цизма, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Воплощение в эстетике классицизма представлений о главенстве общественного над личным, долга — над чувством. Канонизация античной классики как образца для подражания. Возрождение и классицизм — преемственность художествен­ных традиций. Стремление к выражению возвышенных геро­ических образов. Франция — родина классицизма. Теория классицизма(Н.Буало). Классицистская трагедия (П.Корнель и К.Расин). Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.

Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лоне де Вега, П. Кальдерон).

Изобразительное искусство XVII в., сочетание сюжетов и об­разов, обобщающих развитие художественной культуры Евро­пы предшествующих столетий. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Э. Мурильо, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. ван Дейк, Рембрант, Ф. Хальс, «малые голланд­цы» и др.).

Тема 10. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

Просвещение как важнейший этап обновления художествен­ной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственно­го облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.

Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества.

Изобразительное искусство, парадоксы несовместимой об­разности (сочетание утонченности и изысканности с грубова­тостью, заземленностью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Дави­да. Скульптура в творчестве Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Ка-новы. Архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.

Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя).

Венский музыкальный классицизм. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Кристаллизация форм класси­ческой сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

Значение искусства европейского Просвещения для разви­тия русской художественной культуры. Классицизм как важ­нейший стиль, освоенный русским искусством.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 11. Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей

Древнейшие памятники художественной культуры язычес­кой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольк­лор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эс­тетических представлений.

Восхождение русской художественной культуры от язы­ческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «веч­ным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств.

«Мистический реализм» как общая стилевая основа древне­русского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер ху­дожественной культуры.

Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Монументальный историзм» (Д.С. Лихачев) искусства Древнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. , Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличива­ние духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. София Киевс­кая. Фрески. Мозаики. Знаменное пение — хоровое одноголо­сие. Особенности интонирования богослужебного текста.

Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрас­ного и духовного. Продолжение традиций в художественной куль­туре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое I каменное зодчество. Искусство колокольного звона.

Художественная культура Владимиро-Суздальского княже­ства. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Хра­мы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.

Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий Радонежский. Литература Московской Руси. Епифаний Пре­мудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин.

Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Фео­фана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мас­тер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапон­това монастыря.

Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и рус­ских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения в Коло­менском. Собор Василия Блаженного.

Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр по­каянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмо­вой живописи.

Искусство «переходного периода» — «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий).

Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового партесного многоголосия. Партесный хоровой кон­церт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова).

Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусст­ва на светское и церковное. Общность нравственных ориенти­ров русского искусства.

Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости».

Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учи­теля). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумароко­ва: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки.

Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Ду-бянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Раз­витие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин — родоначальники русской оперы. Духовная му­зыка. Творчество М.С. Березовского и Д .С. Бортнянского. Клас-сицистский хоровой концерт.

Становление инструментальной музыки в России. «Рус­ский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.

Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искус­стве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драма­тургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сати­рические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).

Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.

Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретная живопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Твор­чество А.П. Лосенко. Скульптура — новый вид искусства в Рос­сии. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э.-М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.

Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российс­ких и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Ероп­кин, С.И. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвес­тие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.


11класс

Художественные культуры мираXIX-ХХвв.: взгляд из России

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIX — НАЧАЛА XX в.

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека»

Романтизм как многогранное направление в развитии евро­пейской художественной культуры XIX в. Художественная кар­тина мира в романтическом искусстве разных видов. Несовпадение личного и общественного как основа романтичес­кой рефлексии. Усиление психологического начала, проник­новение во внутренний мир личности и развитие лирической образности в произведениях романтиков.

Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г. Гейне). Сказ­ка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.

Расцвет музыки в эпоху романтизма. Национальные музы­кальные школы, поиск самобытного музыкального языка. Оперное творчество Дж. Верди, Ж. Визе, Р. Вагнера. Фортепиан­ная музыка Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шопена. Симфоническая музыка Г. Берлиоза, песенное и симфоническое наследие Ф. Шуберта.

Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жери-ко, Э. Делакруа).

Соотношение романтической и реалистической образности в европейской литературе XIX в. Реалистические романы Ч. Дик­кенса. Проза О. Бальзака (по выбору учителя).

Тема 2. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессио­низма на изобразительное искусство, музыку, театр.

Рождение импрессионизма во французской живописи. Новое понимание света, цвета, пространства на полотне. Пленэр, его значение для развития импрессионистической образности. Творчество К. Моне, Э. Мане. Нарушение привыч­ного равновесия между цветом и формой предметов, оптические эффекты, акцентировка цветовых пятен (А. Сислей, П. Синьяк, К. Писарро). Полотна французских импрессиони­стов в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Импрессионизм в музыкальном искусстве. Эстетика передачи мимолетных впечатлений, тонких нюансов чувств и настроений. Изобразительное начало в музыкальных образах, программность. Исключение из музыкального содержания сложных философс­ких проблем, фиксация «внешних» примет окружающего мира. Творчество К. Дебюсси («Сады под дождем», «Море», «Послепо­луденный отдых фавна»), М. Равеля («Болеро», «Скарбо»). Влияние русской музыкальной классики на стилистику французского музыкального импрессионизма.

Тема 3. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм)

Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.

Предтечи экспрессионизма (творчество Ф.М. Достоевского, сочетающее экспрессионистическую образность с духовными идеалами). Символика экспрессионизма в работе Э.Мунка «Крик». Изменение трактовки «вечных» тем в европейском искусстве (ожидание как лирическое настроение уступает мес­то ожиданию ужасного по смыслу события). Сохранение в эксп­рессионизме некоторых традиционных черт европейского искусства предшествующего периода — гиперболы, пафоса со­страдания к бедному, беззащитному человеку. Изобразитель­ное искусство (Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии).

Экспрессионизм в музыкальном искусстве, его предтечи (Г. Малер, Р. Штраус). Нововенская композиторская школа. А. Шенберг, его додекафонная система композиторской техни­ки. Отрицание в додекафонии эстетических нормативов клас­сической музыки, изменение мелодики, ритмики, ладовой организации. Новая художественная образность. Шенберг как прототип главного героя романа Т. Манна «Доктор Фаустус». Кантата «Свидетель из Варшавы».

Экспрессионистский музыкальный театр (монодрама Шен­берга «Ожидание», опера А. Берга «Воццек»).

Экспрессионистская образность в европейской музыке XX в. Отражение в ней духовной катастрофы и гибели гуманистичес­ких ценностей. Образы войны, насилия, смерти (А. Онеггер. «Военные симфонии», К. Пендерецкий. «Плач по жертвам Хи­росимы»).

Тема 4. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX — начала XX в.

Символизм как философская «сверхидея» искусства кон­ца XIX — начала XX в. Влияние символизма на многие сти­левые направления и художественные течения. Предше­ственники символизма(Ш. Бодлер. «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Вердена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие челове­ческого разума — образы поэзии Э. Верхарна («Черные фа­келы»).

Развитие многожанровой литературы с традиционной худо­жественной образностью. Творчество Р. Роллана. «Книга джунглей» Дж.Р. Киплинга. Мастер психологической новел­лы С. Цвейг.

Развитие скульптуры. О. Роден: новаторство и традиции в его творчестве («Бальзак», «Врата ада», «Граждане Кале»).

Эстетические и инженерные новации в архитектуре. Основоположник функционализма В. Гропиус, его проекты в XX в. («Баухауз»). Рационализм и функционализм проектов Ле Корбюзье (дом Центросоюза в Москве). Эйфелева башня (проект А.Г. Эйфеля) в Париже как символ достижений технической эстетики конца XIX в.

Изобразительное искусство в поисках радикального обнов­ления средств выразительности. «Новая реальность» на полот­не. Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, В. ван Гог, А. Тулуз-Лотрек). Творчество П. Гогена; влияние на образный мир художника неевропейских культурных тра­диций. Чистота и звучность цвета в работах Гогена, выраже­ние чувств героев с помощью сопоставления контрастных цветов («А ты ревнуешь? »).

Фовизм в изобразительном искусстве французских мастеров. Открытие новых динамичных сочетаний цвета, стихийной ост­рой ритмики, резкого обобщения объемов (творчество А. Матис­са: «Красная комната», «Танец», «Музыка»). Работы Матисса в Эрмитаже.

Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре. Преобладание формальных задач в логике кубизма: конструирование объемной формы на плоскости, выявле­ние простейших устойчивых геометрических пропорций моде­ли (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые элементы. Попытка преодолеть статичность живопи­си (совмещение пространства и времени) в художественном об­разе (П. Синьяк, Ж. Брак, Ф. Л еже). Творчество П. Пикассо. Кубистические элементы его живописи. «Голубой» и «розовый» периоды творчества Пикассо («Гитарист», «Двое», «Девочка на шаре», «Смерть арлекина»). Абстракционизм в работах Пикас­со («Герника»).

РАЗДЕЛ И. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX — НАЧАЛА XX в.

Тема 5. Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в. — фундамент национальной классики

Сопротивление идеологии крепостнического устройства Рос­сии, усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Отражение противо­стояния мыслящей интеллигенции и официальных консерватив­ных кругов в развитии художественной культуры. Сохранение в искусстве первых десятилетий классицистского рационализма. Характерное сочетание классицизма с новыми романтически­ми и реалистическими идеалами. Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской ху­дожественной культуре. Отражение в искусстве наболевших со­циальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).

А.С. Пушкин, его роль в развитии русской художественной культуры. Мировое значение поэзии Пушкина. Богатство наци­онального духовного опыта в его творчестве. Пушкин и музыка.

М.И. Глинка, его роль в становлении основных эстетичес­ких принципов русского музыкального классического искусст­ва. Национальная характерность — главная черта музыки М.И. Глинки. Новое воплощение «русской европейское™» в его творчестве. Оперное наследие М.И. Глинки. Опера-драма «Жизнь за царя», ее патриотический пафос. Новаторская сущ­ность эпической оперы «Руслан и Людмила», противопоставле­ние русской песенности и «восточного» инструментализма. Симфоническая музыка Глинки (« Вальс-фантазия », « Камарин­ская», «Арагонская хота»).

Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (рус­ский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К.И. Росси (Сенат, Синод, Александрий­ский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В.П. Стасо­ва, О.И. Боне, Д. Жилярди.

М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Глубина и многогран­ность поэтического мира. Поэзия Лермонтова в вокальном твор­честве русских композиторов.

Романтическая образность в русской камерно-вокальной му­зыке. Расцвет классического романса (М.И. Глинка, А.А. Аля­бьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев).

Сочетание классицистских и романтических образов в изоб­разительном искусстве. Обращенность живописи к внутренне­му миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов).

Творчество К.П. Брюллова. Высокий профессионализм, чув­ство формы, динамизм и красочность образов его полотен, Твор­ческий облик А.А. Иванова. Философские и духовные основы его главной работы «Явление Христа народу».

«Гоголевское» направление и «натуральная школа» в рус­ской художественной культуре. Традиции Н.В. Гоголя в рус­ском искусстве: соединение фантастики и гротеска, сатиры и сурового морализма, религиозности и социальной утопии. Про­изведения Гоголя в русской музыке.

Становление идей критического реализма в изобразительном I искусстве. Творчество П.А. Федотова. Влияние эстетики «натуральной школы» на творчество последователя М.И. Глинки -А.С. Даргомыжского. Основа декламационного стиля компози-1 тора: соединение музыкальных звуков с интонациями русской речи. Стремление композитора к правдивому воплощению жизни. Опера «Русалка». Романсы-монологи.

Тема 6. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссии русского народа

Отмена крепостного права и его культурные последствия Непосредственное отражение в искусстве общественных борее ний, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка• художественных образах. Слияние образа народа и героя. Ольги духовного наставничества в литературе, живописи, музыка театральной драматургии.

Литература как ценностное ядро русской художественной] культуры. «Литературоцентризм» и новые культурные традиции. Просветительский, учительский пафос литературы. Нрав­ственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Сал­тыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобще­ние пройденного по литературе).

Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи наци­онального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Бала­кирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музы­ке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из ис­тории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»). Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).

Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н.А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки, верность народническим идеалам. Оперное наследие композитора. Опе­ры-сказки «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бес­смертный», «Золотой петушок». Опера-былина «Садко». Лирическая драма «Царская невеста». Христианская образность «Сказания и невидимом граде Китеже и деве Февронии», Про­граммная симфоническая музыка (по выбору учителя).

Гуманистические идеалы П.И. Чайковского. Воплощение в его музыке «вечных» тем бытия, проблемы добра и зла, жизни и смерти. Симфоническая музыка Чайковского (трилогия: Чет­вертая, Пятая, Шестая «Патетическая» симфонии). Оперное творчество («Евгений Онегин», «Пиковая дама»). Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Балеты «Щелкунчик», «Лебеди­ное озеро», «Спящая красавица» (по выбору учителя).

Реалистическая образность произведений художников-пере­движников. Отказ живописи от функции «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искус­ства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижниче­ства. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. По­ленова. Вершинные достижения русской живописи в творени-яхИ.Я. РепинаиВ.И. Сурикова. «Былинныйстиль» произве­дений В.М. Васнецова.

Закат классицистских традиций в архитектуре. Псевдорус­ский стиль зодчества. Соединение красочного барокко с элемен-тами народной архитектуры. Храм Христа Спасителя в Москве. Расцвет монументального ваяния. Памятники: «Тысячелетию России» (М.О. Микешин), А.С. Пушкину в Москве (A.M. Опе-кУШин). Искусство М.М. Антокольского.

Тема 7. «Переоценка ценностей» в художественной культуре «серебряного века»: открытия символизма

«Серебряный век» как этап, завершающий традицию разви­тия русской художественной культуры от древности до совет­ского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художествен­ных образов. Стремительное развитие нетрадиционных худо­жественных течений и направлений. «Гармония противо­положностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.

Истоки символизма. Отражение в символизме исконно рус­ских идеалов соборности и всеединства. Символ — «связь меж­ду двумя мирами, знак иного мира в этом мире» (Н. А. Бердяев) и его обобщение в художественно-образной форме. «Музыкаль­ность», «мировой оркестр» как категории мировосприятия ма­стеров символизма. Человеческий дух и Вечность — одна из важнейших тем символистского искусства.

Символизм в литературе. Предтечи символизма. Философ­ская поэзия B.C. Соловьева. Произведения Д.С. Мережковско­го, символизм исторической прозы. Поэтические образы К.Д. Бальмонта, В.И. Брюсова, А. Белого, И.Ф. Анненского, А.А. Блока (обобщение пройденного на уроках литературы). Вяч.И.Иванов, его учение о мистерии и художнике-теурге. Роль Иванова в развитии философских и творческих взглядов А.Н. Скрябина.

Символизм в живописи. Эмоциональное звучание полотен М.А. Врубеля. Символика цвета. Демон — «вещий сон худож­ника о самом себе». Живопись В.Э. Борисова-Мусатова, световоздушные эффекты его полотен. М.К. Чюрленис. Попытка преодолеть грань между живописью и музыкой («Соната моря », « Соната солнца »).

Творческий облик А.Н. Скрябина*. Философия музыки и му­зыка философии в его художественных произведениях. Симфо­нические сочинения Скрябина («Поэма экстаза»*, Третья симфония «Божественная поэма», «Прометей»). Фортепианная музыка Скрябина. Прелюдии ор. 11. Две поэмы ор. 32. Рожде­ние в творчестве композитора цветомузыки; предвосхищение Скрябиным новации музыкального языка XX в. в области мело­дики, ритмики, гармонии, формы.

Тема 8. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современно­сти в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного обществен­ным служением, как скрытая основа художественных произ­ведений авангардистов.

Творческое объединение «Бубновый валет». Традиции рус­ского лубка, упрощенность, примитивность образного мира по­лотен И.И. Машкова; кубизм в творчестве П.П. Кончаловского; гротеск примитивистских образов М.Ф. Ларионова; простота и детская наивность произведений Н.С. Гончаровой.

Футуризм в литературе; его роль в развитии нового стихо­сложения. Радикализм и «тотальное новаторство» произведений А.Е. Крученых. Влияние футуризма на поэзию Б. Л. Пастернака, В.В. Маяковского, В. Хлебникова, музыку С.С. Прокофьева. Тема 9. Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное

Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов. Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»). Стремление к «пре­красной ясности». Творчество М.А. Кузмина, Г.В. Адамовича, Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Начало творческого пути А.А. Ахматовой (обобщение пройденного по литературе).

Новое в русской архитектуре. Неоклассические проекты И.А. Фомина. Возвращение к атрибутике древнерусского ис­кусства, стиль модерн, творчество Ф.О. Шехтеля.

Творческое объединение «Мир искусства». Роль С.П. Дяги­лева и А.Н. Бенуа в развитии эстетики мирискусничества. Твор­ческая дискуссия с искусством XIX в., критика реализма как « обветшалой мерки ». Увлеченность соразмерностью классициз­ма, красочностью древнерусской иконы, пышностью и ярко­стью барокко. Художники, испытавшие влияние мирискуснических идеалов: В.А. Серов, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих. Яркость, многоцветность полотен Б.М. Кустодие­ва. Образный мир Н.К. Рериха.

«Русские сезоны» в Париже. Воплощение идеи синтетичес­кого балета. Творчество И.Ф. Стравинского («Петрушка», «Вес­на священная»).

«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя).

Романтическая образность изобразительного искусства; лирико-психологические настроения полотен И.И. Левитана, К.А. Коровина.

Развитие музыкального искусства. Философско-нравственные искания С.И. Танеева (Симония № 4, кантата «Иоанн Дамаскин»). Духовная насыщенность и национальная харак­терность музыки С.В. Рахманинова. Судьба композитора, про­изведения, созданные в России (романсы, Второй концерт для фортепиано с оркестром). Зарубежный период творчества, сим­фонические произведения. Символика колокольности, знамен­ного распева и попевки «Dies irae» в его музыке.

РАЗДЕЛ III. ЕВРОПА И АМЕРИКА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX в.

Тема 10. Полюсы добра и зла: литературная классика XX в.

Преемственность и новаторство в литературе XX в. Пробле­ма положительного героя. Новая художественная образность. Настроения пессимизма, внутренней опустошенности, утра­ты идеалов и иллюзий (Э.М. Ремарк). Психологическая насы­щенность литературы. Попытка проникнуть в «поток созна­ния» (Дж. Джойс, А. Рюноскэ). Символичность воплощения традиционных культурных ценностей (Г. Гессе). Гротекст и обличение мирового зла (Ф. Кафка). Отражение ненависти, царящей в мире (Ж.-П. Сартр). Сюрреализм в литературе (А. Камю).

Светлые духовные идеалы, их воплощение в жанре сказки (А. де Сент-Экзюпери).

Расцвет научно-фантастической литературы. Жанр детек­тива (Ж. Сименон, А. Кристи) — воплощение представлений о справедливости и победы добра над злом.

Тема 11. Музыкальное искусство в нотах и без нот

Национальные композиторские школы XX в. Немецкая му­зыка и творчество П. Хиндемита (симфония «Художник Матис»). Сценическая кантата К. Орфа «Кармина Бурана».

Испанская культура, высокие традиции в музыке и театре (П. Сарасате, А. Казальс, И. Альбенис, Э. Гранадос, Г. Лорка). М. де Алья — классик испанской музыки XX в.

Венгерская музыка, творчество Б. Бартока. Французский композитор Ф. Пуленк (монодрама «Человеческий голос»). Польская школа, творчество К. Пендерецкого (оратория «Des irae»).

Рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музы­кальный авангард. Стремление композиторов создать собственную теоретическую доктрину и философски обосновать свое творчество. Рождение новых систем звукозаписи, отказ от пяти линеек и нот в привычном смысле слова. Обращение к нетрадиционным звучностям, использование «расщепленных» звуков, четвертотоники и др. Алеаторика. Серийная техника. Конкретная музыка (исполь­зование шумов и немузыкальных звучностей). Д. Кейдж, П. Шеф-фер. Новаторство французского мастера О. Мессиана. Электронная музыка. Электроинструменты и новые тембры.

Тема 12. Театр и киноискусство XX в.: культурная дополняемость

Освобождение театрального искусства от многовековых тра­диций, от четкой разделенности на артистов и зрителей. Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художествен­ной выразительности. Развитие режиссерского театра, великие режиссеры XX в. (М. Рейнхард, Ж. Вилар, П. Брук и др.).

Киноискусство: проблема элитарности и массовости. Особен­ности средств выразительности киноискусства, его синтетичес­кий характер. Выразительность и изобразительность: поиск смысловых ориентиров. Эволюция киноискусства. «Немое» кино, творчество Ч. Чаплина, национальные школы кинема­тографа. Киноискусство Франции (Р.Клер, М.Карне, Ж.-Л.Го­дар). Творчество И. Бергмана («Седьмая печать»). Итальянский неореализм (Р. Росселини, Ф. Феллини, М. Антониони). Поль­ский кинематограф (А. Вайда. «Пепел и алмаз»). Японский кинематограф, национальная традиционность образов и обоб­щенность смыслов (А.Куросава).

Тема 13. Художественная культура Америки: обаяние молодости

Художественная культура стран Американского континен­та как молодое образование в мировой культуре; полиэтничес­кий характер традиций, сочетание элементов художественного мышления разных народов.

Художественная культура США. Роль переселенцев из Рос­сии в становлении профессионального искусства Америки. « Ве­ликая американская мечта», воплощение этого идеала в ху­дожественных произведениях.

Американская литературная классика, ее истоки (Ф. Купер, Дж. Джефферсон, Г. Мелвилл, У. Уитмен). Творчество М. Тве­на («Приключение Тома Сойера»), ОТенри (рассказы), образ­ный мир произведений Т. Драйзера, М. Митчелл, Э. Хемин­гуэя, У. Фолкнера (по выбору учителя).

Своеобразие архитектурного облика США. Статуя Свободы, памятник Линкольну в Вашингтоне — символы Америки.

Живопись Р. Кента. Творчество художников разных стран в Америке. Испанский мастер сюрреализма — С. Дали. Сочета­ние в его полотнах элементов предметного мира в произволь­ных комбинациях-фантазиях. Проблема «сюрреалистической логики» («Христос над миром», «Ностальгия бесконечности», «Предчувствие гражданской войны»).

Киноискусство США. Голливуд. Классика американского кино. «Унесенные ветром» В. Флеминга. Звезды Голливуда (Мэ-рилин Монро и др.). Проблема тиражирования киноискусства в США. Положительный герой американских боевиков: незави­симость, обаяние, большая физическая сила и способность с ее помощью добиться справедливости.

Музыкальное искусство в США. Музыка «черной Амери­ки». Афроамериканский фольклор как почва для развития самобытности в музыке. Блюз, спиричуэле и ранние формы джаза, рэг-тайм, буги-вуги, диксиленд. Джаз после первой мировой войны (биг'бэнд, симфо-джаз). Значение ритма в джазе, импровизационность. Джазовые интонации в творче­стве композиторов. Дж. Гершвин: оперная и инструменталь­ная музыка.

Своеобразие художественной культуры стран Латинской Америки. Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны, фе­стивали (самба в Бразилии, танго в Аргентине, фламенко в Чили) как явления художественной культуры. Романтико-реалистическая и мифопоэтическая литература Латинской Аме­рики (Ж.Амаду, Г.Маркес).

Монументальный стиль в архитектуре и изобразительном ис­кусстве (Д. Ривера, А. Сикейрос). Градостроительные ид ей О. Нимейера. Образы городов Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса, Мехико.

Бразильская классическая музыка. Вила-Лобос.

РАЗДЕЛ IV. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX в.: ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ

Тема 14. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры

Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917г. Идеология большевизма: утопические лозунги и реаль­ность. Атеизм и варварское разрушение памяти народной культуры. Ложные боги и подлинный энтузиазм народа: сложное переплетение правды и лжи в новой культуре.

Крушение многовековых традиций развития художественно­го творчества;, доктрина новой пролетарской культуры. Массо­вая эмиграция .творцов «серебряного века» из России. Феномен «России за рубежом» (литература, живопись, музыка).

Противоречивый облик литературной жизни 20-х гг. Попыт­ка деятелей искусства объяснить позиции большевиков высо­кими идеями «служения народу». Романтическая образность в произведениях В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова, И.Э. Бабе­ля, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина. Осмысление гражданской вой­ны как великой трагедии России в творчестве М.А. Булгакова («Бег», «Дни Турбиных»).

Политизация изобразительного искусства. Противостояние Ассоциации художников революционной России (И.И. Бродс­кий, М.Б. Греков и др.) и Общества станковистов (А.А.Дейнека и др.). Планетарные идеи в творчестве К.С. Петрова-Водкина. Портрет в творчестве М.В. Нестерова.

Театральное искусство, выдающиеся режиссеры Е.Б. Вахтан­гов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мей­ерхольд. Творческие искания в условиях новой культуры.

Массовая песня как непосредственное отражение идеалов стро­ительства коммунизма (А.А. Давиденко, А.В. Александров).

Первая «перестройка» литературно-художественной жизни в 30-е гг. Ликвидация творческих союзов и объединений, рожде­ние официальных союзов композиторов, художников, писателей. Феномен социального оптимизма в эпохе массовых ста­линских репрессий. Творчество А.Т. Твардовского, Н.А. Остров­ского, А.П. Платонова, В.И. Катаева, К.Г. Паустовского, М. Горь­кого. Развитие детской литературы (К.И. Чуковский, С.Я. Мар­шак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, А.П. Гайдар, Л.А. Кассиль).

Трагедия личности в условиях авторитарного режима. Сочи­нение «в стол» (А.А.Ахматова. «Реквием»). М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» — философское обобщение вечных цен­ностей жизни, приговор тоталитаризму. Трагические коллизии революции и гражданской войны в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

«Социалистический реализм» в изобразительном искусстве (Б.В. Иогансон). Творчество скульптора С.Т. Конёнкова. Мону­ментальность образов в работах скульптора В.И. Мухиной (« Ра­бочий и колхозница»).

Оптимистический пафос «массовой песни» (И.О. Дунаевс­кий, братья Покрасс, М.И. Блантер, Т.Н. Хренников). Травля «инакомыслящих» в музыкальном искусстве (Д.Д. Шостако­вич. Опера «Леди Макбет Мценскогоуезда» («Катерина Измай­лова»).

Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма». Историко-революционные ки­нофильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм). Романтические иллюзии, официальные версии и правда истории в кинофильмах «Человек с ружьем» (С.И.Юткевич), «Депутат Балтики» (реж. А.Г.Зархи, И.Е. Хейфец).

Героизм «трудовых будней» — одна из главных тем киноискусства 30-х гг. «Путевка в жизнь» (реж. Н.В. Экк). «Семеро смелых» (реж. С.А. Герасимов). Историческая роль фильма «Чапаев» (реж. братья Васильевы). Комедии «Весе­лые ребята», «Волга-Волга», «Светлый путь» (реж. Г.В. Алек­сандров). «Свинарка и пастух» (реж. И.А.Пырьев). Возвращение патриотической темы, связанной с образом русского народа, накануне Великой Отечественной войны («Александр Невский», реж. С.М. Эйзенштейн).

Тема 15. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в.

Обращение литературы военных лет к традиционным фоль­клорным формам поэзии — заклинанию, клятве, заговору и др. Взлет лирической поэзии, воплощение в ней чувств и пережи­ваний бойца — защитника Родины. Творчество К.М. Симоно­ва, А.А. Ахматовой. Бессмертный образ простого русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Пьеса «Фронт» А.Е. Корнейчука.

Воссоздание событий фронтов Великой Отечественной войны очевидцами — писателями B.C. Гроссманом, В.П. Некрасовым, К.М. Симоновым, Б.Л. Горбатовым, А.А. Фадеевым. Уникаль­ность «блокадной литературы» (О.Ф. Берггольц, А.А. Прокофь­ев). «Военная тема» в творчестве Ю.В. Бондарева, Б.Л. Васильева (повторение материала литературы — по выбору учителя).

Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патрио­тизма, веры в победу над фашизмом. Образы великого противо­стояния в кинофильмах «Жди меня», «Два бойца», «В 6 часов вечера после войны».

Отражение подвига народа в искусстве послевоенных лет: «Подвиг разведчика» (реж. Б.В. Барнет. «Повесть о настоящем человеке», реж. А.Б. Столпер). Кинофильмы о войне — виде­ние «на историческом расстоянии»: «Баллада о солдате», киноэпопея «Освобождение», «А зори здесь тихие», «Летят жу­равли», «Белорусский вокзал».

Изобразительное искусство военных лет. Агитационные пла­каты («Родина-мать зовет»). Военная тема в творчестве А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, С.В. Герасимова. Монументальное зодче­ство (мемориалы).

Песни военных лет. «Священная война» А.В. Александро­ва. Образы войны и победы в музыке послевоенных десятиле­тий. «Реквием» Д.Б. Кабалевского, песня «День Победы» Д.Ф. Тухманова.

Тема 16. «Русская тема» в советском искусстве

Столкновение оптимистических настроений «общества по­бедителей» с деспотическим политическим режимом сталин­ской системы. Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х гг. Процесс нравственного очищения народа.

Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX в. Истоки возвращения «исторической памяти» (П.Д. Корин. Триптих «Александр Невский»; кинофильм С.М. Эйзенштей­на «Иван Грозный»).

Традиция русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов-шестидесятников (Б.Ш. Окуджава, B.C. Высоцкий). По­эзия А.В. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождес­твенского — оптимизм и молодой задор.

«Деревенская тема» в русской литературе (Ф.А. Абрамов, В.Г. Распутин, В.И. Белов, В.П. Астафьев). Творческое насле­дие В.М. Шукшина. Проза В.А. Солоухина (по выбору учителя).

Национальные традиции живописи. Образы полотен A.M. Ши­лова. Творчество И.С. Глазунова.

Музыкальная классика XX в. Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, С.В. Свиридова.

Тема 17. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX в.

Диссидентское движение в период «отката оттепели». Нрав­ственные идеи А.Д. Сахарова. Новая волна эмиграции (А.И. Сол­женицын, И.А. Бродский, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович, Г.Н. Владимов, М.Л. Ростропович и др.). Духовный эпицентр художественной культуры — деятельность литературных жур­налов «Юность», «Новый мир»; роль театров («Современник», Московский театр драмы и комедии на Таганке и др.).

Киноискусство. Творчество А.А. Тарковского, Т.Е. Абулад­зе, Э.А. Рязанова, М.А. Захарова.

Перестройка 80-х гг. Усиление критических оценок социаль­ной действительности в искусстве. Литература. Творчество М.Н. Кураева, Ю.М. Полякова, В.В. Ерофеева (по выбору учите­ля). Проза и поэзия «андеграунда» (B.C. Пелевин). Душевная смута современного человека в «женской литературе» (Л.С. Петрушевская, Т.Н. Толстая). Своеобразие творческого облика Э.С. Радзинского.

Развитие театральной режиссуры (Л .А. Додин.П.Н. Фоменко, М.А. Захаров, О.П. Табаков и др.). Новые темы и идеи в кине­матографе (Н.С. Михалков, А.С. Михалков-Кончаловский, П.Е. Тодоровский, А.Ю. Герман). Живопись и скульптура (М.М. Шемякин, З.К. Церетели, Э.И. Неизвестный, отец и сын Рукавишниковы и др.).

Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А.Я. Эшпай, С.А. Губайдулина, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин, В.П. Артемов, А.Л. Рыбников). Исполнительское искусство. Новые творческие коллективы («Виртуозы Мос­квы»).

Массовые музыкальные жанры: новые композиционные принципы. Рок-ансамбли: от экспансии «тяжелого рока» к красочности видеоклипов.

Интеграция русской художественной культуры в мировую традицию: достижения и издержки на этом пути.

Уродливые явления российской культурной жизни 90-х гг. Негласные идеологические войны в средствах массовой инфор­мации. Новые герои телевизионных программ. Разгул пропа­ганды вседозволенности, насилия.

Противостояние злу: первые шаги возвращения к исто­кам традиционных духовно-нравственных ценностей. Вос­становление храмов. Символ новой России — Храм Христа Спасителя.













Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре.

10 класс (1 час в неделю / 35 часов в год).

п/п

Тема урока

Содержание урока

Дата

Примечания

По плану

По факту

Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 ч)

1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

  • Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка.

  • Художественная картина мира, воссоздан­ная египетским искусством, отражающая представления о жиз­ни, смерти, бессмертии.

  • «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитекту­ры.

  • Статичность, символичность изобразительного искусства.




2

Египетское изобразительное искусство и музыка




3

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции

  • Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер.

  • Будда Гаутама и зарождение буддизма.

  • Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху сред­невековья.

  • Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.




4

Храмовое зодчество.




5

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений

  • Учение Лао-цзы и Конфуция.

  • Великая китайская стена как символ самобытности Китая.

  • Жанры китайской живописи. Шелкография. Своеобразие художественных традиций Китая.

  • Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культу­ре Китая. Китайские народные музы­кальные инструменты.

  • Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Китайский театр.




6

Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.




7

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой

  • Религия Синтоизм. Храмы древней Японии.

  • Японская поэзия танка.

  • Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана).

  • Японский на­родный и профессиональный театр.

  • Влияние европейского и русского ис­кусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.




8

Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.




9

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

  • Коран»- главная книга религии Ислам. Пророк Мухам­мед.

  • Архитектурные особенности мечети и минарета.

  • «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади).

  • Обра­зы в персидских, арабских, иранских сказках. «Тысяча и одна ночь». Омар Хайям.




10

Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.




Раздел II.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции (14 ч)

11

Античность: колыбель европейской художественной культуры

  • Основные этапы развития античной художественной куль­туры.

  • Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры.

  • Философы Греции. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в фило­софии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.

  • Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции.

  • Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия

  • Культура Древнего Рима. Архитектурные памятни­ки «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.




12

Римская художественная культура.




13

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия

  • Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры.

  • Ветхий завет. Новый завет. Псалтирь. Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку.




14

Новый Завет.




15

Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности

  • Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства.

  • Христианские основы средневекового европейского искусст­ва.

  • Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительнос­ти, жанров и форм искусства.

  • Разделение церкви. Два типа христианской культуры.

  • Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество.

  • Пламенеющая готика» европейских соборов.




16

«Пламенеющая готика» европейских соборов.




17

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

  • Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

  • Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения.

  • Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в.

  • Венецианская школа живописи и архи­тектуры.

  • Собор св. Петра в Риме.

  • Развитие музыки в эпоху Возрождения.




18

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.




19

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

  • Художественная культура Франции.

  • Мастера искусств Германии и Нидерландов.

  • Возрождение во Франции и Испании.




20

Художественная культура Франции.




21

Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей

  • Художественная культура Италии и Франции XVII в.: «переходная эпоха» в художественной культу­ре европейской традиции.

  • Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства.

  • Классицизм как общеевропейский стиль.

  • Расцвет комедийного жанра.

  • Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.




22

Художественная культура Италии и Франции XVII в.




23

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

  • «Венская классическая школа» Гуманистические идеалы просветителей.

  • Наследие энциклопедистов.

  • Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.

  • Расцвет литературы.

  • Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.




24

«Венская классическая школа»




Раздел III. Духовно–нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.)(10 ч)

25

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

  • Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси.

  • Музыкальное искусство и литература Киевской Руси.

  • Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси.

  • Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины.

  • От языческой образности к христианской картине мироздания.

  • Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм».

  • Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.




26

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси




27

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

  • Новгородская живопись и музыкальное искусство. Художественный облик древнего Новгорода.

  • Памятники архитектуры. Новгородская София,

  • Народное музыкальное творчество и храмовое пение.

  • Искусство колокольного звона.

  • Творчество Феофана Грека.




28

Новгородская живопись и музыкальное искусство.




29

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского

  • Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. Возрождение Москвы.

  • Хра­мы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

  • Творчество Андрея Рублева и Дионисия.

  • Древнерусская литература.

  • Музыка 15-16века




30

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.




31

Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2)

  • Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи».

  • Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в.

  • Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого.

  • Новые направ­лениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие.

  • Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.




32

Музыка и изобразительное искусство XVII в.




33

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование

  • Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. «Русской европейскость».

  • Храмовое пения и новое светское музицирование.

  • Становление европейских градостроительных принципов. Петербургское барокко и московское зодчество.

  • Портретная живопись.

  • Рождение русской комедии и оперы.

  • Первые сборники русских народных песен.




34

Итоговое занятие. Урок-семинар «История искусства с Античности по XVII век» .

Представление обучающимися своих проектов, докладов, презентаций на одну из тем.




35

Резервный урок.