СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 5 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа - документ, созданный на основе авторской программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2016г.). При составлении рабочей программы не было внесено изменений. В школьном учебном плане на освоение программы по искусству (музыке) в 5-м классе выделяется 1 час в неделю в течение всего учебного года за счет федерального компонента. Объем времени изучения всего курса составляет 35 часов в год (включая 1 час урока-резерва).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 5 класса»


ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка

г. Жуковского Московской области







«Утверждаю»

Директор МОУ школа № 3

____________ Е.В.Лукашова

Приказ № от 01.09.2017 г.







Рабочая программа по музыке

для 5 «А» класса

на 2016-2017 учебный год








Составитель программы:

Щугорева Е.С.














2017 г.




1. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по курсу искусства (музыки), преподаваемому в 5 классе школы, с целью сформировать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении вышеназванного предмета. Настоящая рабочая программа - документ, созданный на основе авторской программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2016г.). При составлении рабочей программы не было внесено изменений. В школьном учебном плане на освоение программы по искусству (музыке) в 5-м классе выделяется 1 час в неделю в течение всего учебного года за счет федерального компонента. Объем времени изучения всего курса составляет 35 часов в год (включая 1 час урока-резерва).

1. Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

· развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

· освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

· овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

· воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Задачи данного курса:

приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запе-чатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.


Использование данной рабочей программы актуально и целесообразно, особенно в условиях углубленного изучения английского языка, являющегося основным приоритетом образовательной деятельности педагогов школы в рамках реализации ее миссии. Учебно-методический комплект. Предлагаемая программа ориентирована на учебник авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. Музыка. 5 класс. - М.: Просвещение, 2016г. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях.

2. Планируемые результаты изучения предмета.


В результате изучения искусства (музыки) в основной школе ученики должны: знать/понимать:

· специфику музыки как вида искусства;

· значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

· возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

· основные жанры народной и профессиональной музыки;

· богатство музыкальных образов и способов их развития;

· основные формы музыки;

·характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

·виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

· имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;


уметь:

· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

· ыразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

· исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

· распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

· различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

· устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

· размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

· музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений.

·определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности


3. Содержание учебного предмета.


В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Раздел 1. Музыка и литература (17 ч.)


Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (17 ч.)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов по программе

1

Музыка и литература.

17

2

Музыка и изобразительное искусство.

17

3

Урок-резерв.

1

ИТОГО:

35

содержания музыкальных образов.


3. Тематическое планирование












4. Календарно-тематическое планирование 5 «А» класс

1 триместр (11 недель) – 11 часов


№№ пп

Тема урока

Период изучения

Скоррект. сроки

1/1

Что роднит музыку с литературой

04 – 10

сентября

04/09

2/2

Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей…

11-17 сентября

11/09

3/3

Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

18 – 24 сентября

18/09

4/4

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

25сентября-1 октября

25/09

5/5

Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…»

02-08

октября

02/09

6/6

Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…»

09– 11

октября

09/10

7/7

Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

16 – 22 октября

16/10

8/8


Вторая жизнь песни Живительный родник творчества.

23 – 29 октября

23/10




10/1

Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны» «Звучащие картины»…

30 октября-05 ноября

30/10

11/2

Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

06-12 ноября

06/11

12/3

Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт»

13-19 ноября

13/11

II триместр (11 недель) – 11 часов


13/4

Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

27 ноября- 3 декабря

27/11

14/5

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

4-10 декабря

04/12

15/6

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

11 – 17 декабря

11/12

16/7


Музыка в театре, кино, на телевидении

18 – 24 декабря

18/12

17/1

Третье путешествие в музыкальный театр.

25-30

декабря

25/12

18/2

Мир композитора.

09-14 января

15/01

19/3

Что роднит музыку с изобразительным искусством

15-21 января

15/01

20/4

Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

22-28

января

22/01

21/5

Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

29января-4февраля

04/02

22/6

Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища».

05-11 февраля

05/02

23/7

Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

12-18 февраля

12/02


III триместр (13 недель) – 13 часов

24/8

Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

26 февраля – 4 марта

26/02

25/9

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества».

5-11 марта

05/03

26/10

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

12 – 18 марта

12/03

27/11

Урок-резерв.

19 – 25 марта

19/03

27/1

Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира»


26 марта-1 апреля

26/03

28/2

Образы борьбы и победы в искусстве

02- 08

апреля

02/04

29/3

Застывшая музыка

09-10 апреля

09/04

30/4

Полифония в музыке и живописи

16-22 апреля

16/04

31/5

Музыка на мольберте

23-29

апреля

23/04

32/6

Импрессионизм в музыке и живописи

30апреля -06 мая

30/04

33/7

О подвигах, о доблести, о славе...

07-13

мая

07/05

34/8

В каждой мимолетности вижу я миры...

14-20

мая

14/05

35/9

Мир композитора. С веком наравне.

21-27

мая

21/05


Урок - резерв

28-30

мая

28/05


4. Календарно-тематическое планирование 5 «Б» класс


№№ пп

Тема урока

Период изучения

Скоррект. сроки

1/1

Что роднит музыку с литературой

04 – 10

сентября

05/09

2/2

Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей…

11-17 сентября

12/09

3/3

Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

18 – 24 сентября

19/09

4/4

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

25сентября-1 октября

26/09

5/5

Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…»

02-08

октября

03/10

6/6

Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…»

09– 11

октября

10/10

7/7

Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

16 – 22 октября

17/10

8/8


Вторая жизнь песни Живительный родник творчества.

23 – 29 октября

24/10




10/1

Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны» «Звучащие картины»…

30 октября-05 ноября

31/10

11/2

Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

06-12 ноября

07/11

12/3

Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт»

13-19 ноября

14/11

II триместр (11 недель) – 11 часов


13/4

Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

27 ноября- 3 декабря

28/11

14/5

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

4-10 декабря

05/12

15/6

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

11 – 17 декабря

12/12

16/7


Музыка в театре, кино, на телевидении

18 – 24 декабря

19/12

17/1

Третье путешествие в музыкальный театр.

25-30

декабря

26/12

18/2

Мир композитора.

09-14 января

09/01

19/3

Что роднит музыку с изобразительным искусством

15-21 января

16/01

20/4

Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

22-28

января 5февраля

23/01





21/5

Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

29января-4февраля

30/01

22/6

Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища».

05-11 февраля

06/02

23/7

Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

12-18 февраля

13/02


III триместр (13 недель) – 13 часов

24/8

Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

26 февраля – 4 марта

27/02

25/9

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества».

5-11 марта

06/03

26/10

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

12 – 18 марта

13/03

27/11

Урок-резерв.

19 – 25 марта

20/03





27/1

Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира»

26 марта-1 апреля

27/03

28/2

Образы борьбы и победы в искусстве

02 – 08апреля

03/04

29/3

Застывшая музыка

09-10 апреля

10/04

30/4

Полифония в музыке и живописи

16-22 апреля

17/04

31/5

Музыка на мольберте

23-29

апреля

24/04

32/6

Импрессионизм в музыке и живописи

30апреля -06 мая

01/05

33/7

О подвигах, о доблести, о славе...

07-13

мая

08/05

34/8

В каждой мимолетности вижу я миры...

14-20

мая

15/05

35/9

Мир композитора. С веком наравне.

21-27

мая

22/05


Урок - резерв

28-30

мая

29/05





5. Перечень учебно- методического и материально-технического обеспечения


1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Учебник. Музыка. 5 класс. - М.: Просвещение, 2016г.

2. Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

3. Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

4. Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

5. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

6. Моя Россия. Г. Струве, слова Н, Соловьевой.

7. Во ноле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, нале мое; Нe одна-то ли во ноле дороженька; Ах ты, ноченька и др. Русские народные песня.

8. Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

9. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

10. Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

11. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

12. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

13. Песенка о словах. С. Старобинскяй, слова В. Вайнина.

14. Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

15. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

16. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагмента). А, Ладов.

17. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

18. Вокализ (фрагмент). С. Рахманинов.

19. Вокализ. Ф. Абт.

20. Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А, Пушкина, «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

21. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

22. Песня венецианского гондольера (№6). Из цикла «Песни без слов» для фортепиано. Ф. Мендельсон.

23. Венецианская ночь. М. Глинка, слою И. Козлова.

24. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.

25. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

26. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

27. Веснянка. Украинская народная песня.

28. Сцена «Проводы масленицы». Из оперы "Снегурочка" Н. Римский-Корсаков.

29. Снег идет. Из Маленькой кантаты «Снег идет» (1-я часть). Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

30. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

31. Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима, Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

32. Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

33. Маленькая точная серенада (фрагменты). В -А Моцарт.

34. Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

35. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

36. Dignare. Г. Гендель;

37. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

38. Орфей а Эвридика, Опера (фрагменты). К. Глюк.

39. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

40. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

41. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

42. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

43. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

44. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

45. Хлопая в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

46. Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

47. Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

48. Знаменный распев.

49. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия). С Рахманинов.

50. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

51. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

52. Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

53. Аве, Мария. Д. Каччини.

54. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

55. Аве, Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно.

56. Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

57. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

58. Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

59. Форель Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова.

60. Прелюдия соль мажор. С. Рахманинов.

61. Прелюдия соль-диез минор. С. Рахманинов.

62. Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

63. Фрески Софит Киевской Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

64. Ария. Из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». И.-С. Бах.

65. Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

66. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

67. Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

68. Вариация на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

69. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

70. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И. С-Бах.

71. Прелюдия. М. Чюрленис.

72. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты», К.Дебюсси.

73. Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К: Дебюсси.

74. Мимолетности № 1, 7, 10. С. Прокофьев







«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________Н.Н.Моисеева

01.09.2017 г.