СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа составлена для 2 класса, в которой описаны и тематика, и задачи курса по окружающему миру.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 класс
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2часа
Составитель программы:
Родзинская Любовь Ивановна, первая квалификационная категория
г. Троицк
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой, «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»).
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными; а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуро-сообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1-2 классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях, и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 34 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образованна.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром
Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном обще классные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену обще классным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяженности опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты могут занимать несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности дать детям инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий мир опытным путем.
Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время эксперимента, учатся делать выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами.
Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностью.
В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования.
Основная форма организации учебной деятельности учащихся урок.
Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира предлагаются:
Уроки практические занятия организация работы учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов или руководствуется техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
В программе для 2 класса предполагаются экскурсии для наблюдений за жизнью природных сообществ леса, пресного водоема. В связи с отсутствием условий, в черте города тематика экскурсий заменена на более доступное наблюдение за сезонными изменениями в природе, направленное на обучение наблюдению, фиксации наблюдений, формированию умения обобщать и делать выводы.
На основе реализуемых меж предметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях:
умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи;
взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;
оценивать достигнутые результаты.
В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
Реализация программы
Ежеурочно учитель уделяет 5 минут в начале урока заполнению дневника наблюдений это часть долгосрочного исследовательского проекта по наблюдению за сезонными изменениями в природе, в ходе которого учащиеся обучаются использованию различных методов и приемов исследования, учатся наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований.
Кроме обязательного домашнего задания репродуктивного характера, направленного на закрепление новых знаний, используются дополнительные задания творческого или исследовательского характера: пронаблюдать, подготовить сообщение, подумать и сделать вывод, сравнить, изготовить прибор для опыта и т.п. Эти домашние задания ориентированы на детей с высокой познавательной мотивацией, их выполнение должно быть добровольным и соответствовать возможностям учащихся.
Учебно-методический комплекс
Программа, автор | класс | Учебник, издательство, год издания, уровень | Пособие для учителя, издательство, год издания | Пособие для учащихся, издательство, год издания | Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания |
«Окружающий мир» авторская программа Г.Г.Ивченковой, И.В.Потопова | 2 | «Окружающий мир», 2 класс. Издательство ООО «Издательство Астрель», 2011 год. | «Окружающий мир». Рабочая программа и система уроков по учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова. Авторы составители Л.Ю.Терещук, Т.В.Никитина. Издательство «Учитель», 2012 год. | Рабочая тетрадь 1,2 часть к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова. Издательство ООО №Издательство Астрель», 2013 год. |
|
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Количество часов | Направления проектной деятельности | Формы контроля | Использование резервного учебного времени |
1 | Как люди познают мир | 16 ч | Первые представление о науке как способе познания мира. Люди науки – учение, разнообразие их профессий. Наблюдение, опыты, измерение, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе. Знакомство с источниками информации |
|
|
2 | Мы живем на планете Земля | 15 ч | Первые представления о космосе: звезды, созвездия, планеты Солнечной системы. Наша планета Земля. Спутник земли – Луна. Глобус – модель Земли. Материки и океаны. Как человек изучал земной шар. |
|
|
3 | Природа вокруг нас | 24 ч | Первые представления о телах и веществах. В мире камня. Общее представление об окружающей среде. Растения и животные. Общее представления об взаимосвязи между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе. |
|
|
4 | Люди вокруг нас | 13 ч | Первые представления о человеке, как социальном существе: человек – член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека, роль труда в жизни человека и общества. Семья – ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Этика и культура поведения людей в обществе. |
|
|
Корректировка примерной/авторской программы (при необходимости)
Название раздела, темы | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по плану |
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата проведения | Форма контроля
| |||
Предметные результаты (Ученик научится… Ученик получит возможность научиться…) | Метапредметные результаты | Личностные результаты | план | факт | ||||
Тема раздела: «Как люди познают мир» (16 часов) | ||||||||
1. | О Науке. Что такое наука (постановочный). | 1 час | Рассказывают о назначении науки в жизни людей; приводят примеры разных наук; понимают значение наблюдений, опытов и измерений познания мира; пользуются термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека; определяют время по часам. | Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; оценивают правильность выполнения заданий. Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника, специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей и Интернетом (с помощью взрослых). Коммуникативные планируемые результаты: соблюдают в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять); сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | Оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы; фантазируют и составляют устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему; проявляют способность к адекватной самооценке с опорой на знания основных моральных норм. |
|
| Фронтальная. |
2. | О Науке. Науки бывают разные (решение учебной задачи). | 1 час | Усваивают первоначальные сведения о сущностях и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной деятельности; рассказывают о значении науки в жизни людей; приводят примеры разных наук; понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; проводят самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксируют результаты. | Регулятивные: осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями; намечают план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: находят необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимают информацию, предоставленную в виде текста, схемы; самостоятельно пользуются справочником в конце учебника. Коммуникативные планируемые результаты: планируют свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради); сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности; готовят устные и письменные сообщения; участвуют в коллективной подготовке выставки творческий работ. | Расширяют сферу социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы; фантазируют и составляют устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. |
|
| Фронтальная |
3. | О науке. Человек изобретатель. Ученые России (решение учебной задачи). | 1 час | Понимают значение науки и труда в жизни общества; рассказывают о некоторых знаменитых ученых и изобретателях России, знании их открытий в жизни общества; понимают особую роль России в мировой истории и культуре, знают примеры национальных свершений, открытий, побед; овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования. | Регулятивные: осуществляют само и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения. Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; пользуются справочником, помещенным в учебнике; пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска нужной информации. Коммуникативные планируемые результаты: готовят устные и письменные сообщения; сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду; осознают себя членом общества и государства; испытывают чувство любви к своей стране, выражающиеся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, желание участвовать в делах и событиях современной российской жизни. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
4. | Экскурсия в лес (в парк) (решение частной задачи). | 1 час | Проводят самостоятельные наблюдения в природе; дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений; приводят примеры растений и животных леса (парка); выполняют правила поведения в природе; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам. | Регулятивные: следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения по предложенному плану; развивают и тренируют свою наблюдательность; фиксируют результаты наблюдений. Познавательные: осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
| Оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы; выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы. |
11.09 |
| Фронтальная, парная. |
5. | Экскурсия к водоему (решение частной задачи). | 1 час | Называют условия, необходимые для жизни растений и животных; приводят примеры растений и животных водоема; выполняют правила поведения в природе; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам; выделяют характерные особенности природных объектов. | Регулятивные: наблюдают за объектами и явлениями природы. Познавательные: осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам; устанавливают причинно-следственные связи в окружающем мире природы. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы; внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности. |
|
| Индивидуальная, парная. |
6. | Как ученые изучают мир. Наблюдения и опыты (решение учебной задачи). | 1 час | Самостоятельно проводят наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксируют результаты; понимают значение наблюдений, опытов для познания мира; называют условия, необходимые для жизни растений; овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьниками), необходимым для получения дальнейшего образования. | Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют свои действия в соответствие с поставленной целью; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: понимают информацию, предоставленную в таблицах и схемах на страницах учебника; осуществляют анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливают причинно-следственные связи изменений в природе. Коммуникативные планируемые результаты: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре; умеют контролировать действия партнера. | Испытывают чувство любви к совей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; соотносят поступки с моральными нормами; оценивают свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.). |
|
| Парная. |
7. | Как ученные изучают мир (решение частной задачи). | 1 час | Понимают значение наблюдений, опытов для познания мира; совместно проводят наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов, обсуждают свои наблюдения; устанавливают и выявляют причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума. | Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; намечают план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя. Познавательные: понимают значения справочников, словарей, энциклопедий; пользуются справочником, помещенным в учебнике. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками; договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду; имеют мотивацию к творческому труду; оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. |
|
| Парная. |
8. | Умей видеть (решение частной задачи). | 1 час | Самостоятельно проводят наблюдения в природе; понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; характеризуют особенности природы своего края; выполняют правила поведения в природе. | Регулятивные: намечают план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя; проводят наблюдения по предложенному плану. Познавательные: понимают информацию, предоставленную в таблицах и схемах на страницах учебника. Коммуникативные планируемые результаты: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. | Оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранность ее природы; оценивают красоту окружающей природы. |
|
| Индивидуальная. |
9. | Умей видеть. Тренируй сою наблюдательность (решение частной задачи). | 1 час | Дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и месяц; устанавливают связи между объектами и явлениями природы ( в неживой природе, между живой и неживой природой, в живой природе, между природой и человеком); выполняют правила поведения в природе; понимают значение наблюдений для познания мира. | Регулятивные: проводят наблюдения за объектами и явлениями природы по предложенному плану; ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при их проведении. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи изменений в природе; обобщают результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делают выводы. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливают очередность действий, осуществляют взаимопроверку; учитывают мнение партнера, аргументированно критикуют допущенные ошибки, обосновывают свое решение. | Испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края; оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; проявляют внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности. |
|
| Индивидуальная. |
10. | Приборы и инструменты (решение учебной задачи). | 1 час | Приводят примеры приборов и инструментов; усваивают первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной деятельности ( в пределах изученного); умеют наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира. | Регулятивные: ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя. Познавательные: пользуются справочником, специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду. |
|
| Фронтальная. |
11. | Измерение температуры и времени (решение учебной задачи). | 1 час | Пользуются термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека; умеют наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьниками), необходимым для получения дальнейшего образования. | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, проводят наблюдения и опыты по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само и взаимопроверку работ. Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника. Коммуникативные планируемые результаты: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; умеют работать в паре, группе. | Проявляют устойчивый интерес к изучению природы, человека; испытывают чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; проявляют положительное отношение к учебе как интеллектуальному труду. |
|
| Парная, индивидуальная. |
12. | Измерение времени (решение частной задачи). | 1 час | Пользуются часами для измерение времени; умеют наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьниками), необходимым для получения дальнейшего образования. | Регулятивные: намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: используют готовые модели, рисунки для решения учебной задачи; понимают значение знаков и символов в жизни общества; осуществляют поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные планируемые результаты: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Имеют способность к самооценке; испытывают чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в р\группе; применяют правил делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику. |
|
| Парная. |
13. | Осень (решение учебной задачи). | 1 час | Дают характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю; различают времена года по характерным признакам (продолжительность дня, положение солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); усваивают первоначальные сведенья о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности (в пределах изученного). | Регулятивные: проводят наблюдения за погодой, природой и трудом людей по предложенному плану; развивают и тренируют свою наблюдательность. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; фиксируют результаты наблюдений в дневник наблюдений с помощью условных знаков; устанавливают причинно следственные связи изменений в погоде. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнение игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир», осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы; знают основные правила поведения в природе и ориентируются на их выполнение; осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности зв сохранение ее природы; имеют установку на безопасный здоровый образ жизни. |
|
| Парная, индивидуальная. |
14. | Справочники, словари, энциклопедии (решение учебной задачи). | 1 час | Знакомятся с различными справочниками, пользуются ими для поиска нужной информации; объясняют для чего нужны библиотеки; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьниками), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин. | Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении и содержанием курса 2 класса; понимают цель выполняемых действий, ставят учебную з0адачу под руководством учителя и планируют ее выполнение. Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника; пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей ( с помощью взрослых); рассказывают о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования; составляют собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнении работы в группе; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе. | Расширяют сферу социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду; оценивают свою учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся. |
|
| Групповая. |
15. | Справочники, словари, энциклопедии (решение частной задачи). | 1 час | Понимают значение наблюдений для познания мира; овладевают умениями работать с различными справочниками, пользуются ими для поиска нужной информации; объясняют, для чего нужны библиотеки; усваивают первоначальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изучаемого). | Регулятивные: проводят наблюдения по предложенному плану; оценивают правильность выполнения задания; корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения. Познавательные: пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей ( с помощью взрослых); рассказывают о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Коммуникативные планируемые результаты: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других. | Мотивируют свои действия; осознают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в природе и обществе; имеют способность к адекватной самооценке с опорой на значение основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме. |
|
| Индивидуальная, фронтальная. |
16. | Об искусстве (решение учебной задачи) | 1 час | Понимают значение искусства как способа познания мира; приводят примеры различных видов искусства; описывают и характеризуют факты и события культуры в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; понимают особую роль России в мировой культуре. | Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника; составляют собственный словарь с объяснением значений незнакомых слов. Коммуникативные планируемые результаты: планируют свое участие в проектной деятельности; участвуют в коллективной подготовке выставки творческих работ. | Оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы; фантазируют и составляют устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
Тема раздела: «Мы живем на планете Земля» (15 часов) | ||||||||
17. | Что такое космос. Звездное небо (постановочный). | 1 час | Имеют представление о космосе, звездах; называют самую близкую к Земле звезду – Солнце; усваивают первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьниками). | Регулятивные: проводят наблюдения по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания. Познавательные: сопоставляют информацию, представленную в разном виде, обобщают ее и используют при выполнении заданий; выявляют (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий в паре; устанавливают очередность действий, осуществляют взаимопроверку. | Оценивают результаты своей работы и работы одноклассников; проявляют способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. |
|
| Фронтальная. |
18. | Что такое космос (решение учебной задачи). | 1 час | Называют 23 созвездия, узнают их очертания на рисунках – схемах, на небе; называют планеты Солнечной системы; отличают планету от звезды; умеют наблюдать, фиксировать, исследовать (сравнивать, классифицировать, получать информацию) явления окружающего мира. | Регулятивные: намечают план выполнения заданий на уроках, осуществление внеурочной деятельности под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения и опыты по предложенному плану. Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Умеют оценивать трудность предлагаемого задания; имеют способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся. |
|
| Парная, индивидуальная. |
19. | Солнечная система (решение учебной задачи). | 1 час | Понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; называют планеты Солнечной системы; отличают планету от звезды; называют планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс; рассказывают о нашей планете Земле, ближайшей звезде – Солнце, спутнике Земли – Луне; овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьниками), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных дисциплин. | Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые корректировки; развивают и тренируют свою наблюдательность; планируют свое участие в проектной деятельности. Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; понимают значение справочников, словарей, энциклопедий; пользуются справочником, помещенным в учебнике. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Проявляют положительное отношение к учебе как интеллектуальному труду; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; расширяют сферу социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности. |
|
| Парная, индивидуальная. |
20. | Солнечная система (решение частной задачи). | 1 час | Называют планеты Солнечной системы; отличают планету от звезды; овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьниками). | Регулятивные: осуществляют само и взаимопроверку работ, корректируют выполнение заданий; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения. Познавательные: понимают информацию, предоставленную в таблицах и схемах на страницах учебника; понимают значение справочников, словарей, энциклопедий. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Проявляют устойчивый интерес «Окружающий мир»; умеют оценивать трудность предлагаемого задания; имеют способность к адекватной самооценки с опорой на знания. |
|
| Парная. |
21. | Голубая планета Земля (решение учебной задачи). | 1 час | Показывают на глобусе материки и океаны; рассказывают о форме Земли, ее движении вокруг совей оси и Солнца, изображении Земли на карте полушарий; Характеризуют распределение воды и суши на Земле; Называют планеты Солнечной системы; отличают планету от звезды; осознают себя жителями планеты Земля. | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу под руководством учителя; намечают план выполнения задания на уроке. Познавательные: пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий. Коммуникативные планируемые результаты: распределяют обязанности при работе в группе; учитывают мнение партнера и аргументированно критикуют допущенные ошибки. | Проявляют способность ставить себя на место других людей в разных жизненных ситуациях; имеют способность к самооценке. |
|
| Групповая. |
22. | Голубая планета Земля. Как устроена Земля (решение частной задачи). | 1 час | Рассказывают о форме Земли, ее движении вокруг своей оси и Солнца, изображении Земли на карте полушарий, внутреннем строении Земли; объясняют, что такое модель, почему глобус – модель Земли. | Регулятивные: следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; осуществляют само и взаимопроверку работ; корректируют выполнение задания. Познавательные: находят необходимую информацию в учебнике и справочной литературе. Коммуникативные планируемые результаты: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают сою точку зрения. | Проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы; имеют способность к самооценке. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
23. | Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей (контроль знаний). | 1 час | Самостоятельно проводят наблюдения в природе; понимают значение наблюдений для познания мира; дают характеристику погоды, пользуются термометром для измерения температуры воздуха, воды; различают времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных). | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя; развивают и тренируют свою наблюдательность. Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков, делают простые выводы. Коммуникативные планируемые результаты: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. | Осознают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в природе и обществе; испытывают чувство прекрасного. |
|
| Индивидуальная. |
24. | Спутник Земли – Луна (решение учебной и частной задачи). | 1 час | Рассказывают о нашей планете Земля, ближайшей звезде – Солнце, спутнике Земли – Луне; умеют наблюдать, фиксировать явления окружающего мира. | Регулятивные: ставят учебную задачу под руководством учителя; осуществляют само и взаимопроверку работ. Познавательные: осуществляют анализ (описание) объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выделяют необходимую информацию из всех видов литературы. Коммуникативные планируемые результаты: сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | Проявляют положительное отношение к учебе как интеллектуальному труду; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; расширяют сферу социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
25. | Исследование космоса (решение учебной задачи). | 1 час | Приводят примеры приборов и инструментов; рассказывают об исследованиях космоса, о некоторых ученых и изобретателях; понимают особую роль России в мировой истории, приводят примеры национальных открытий, побед. | Регулятивные: самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные: осуществляют поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные планируемые результаты: понимают и предают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. | Имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; расширяют сферу социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности. |
|
| Фронтальная. |
26. | Что такое глобус (решение учебной задачи). | 1 час | Показывают на глобусе материки и океаны, столицу России, имеют целостный взгляд на окружающий мир. | Регулятивные: намечают план выполнения заданий на уроке; осуществляют само и взаимопроверку работ. Познавательные: Используют готовые модели (глобус). Коммуникативные планируемые результаты: Сотрудничают с одноклассниками; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Имеют способность к самооценке; способны оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета. |
|
| Парная, групповая. |
27. | Почему день сменяет ночь (решение частной задачи). | 1 час | Рассказывают о движении Земли вокруг оси и Солнца; проводят наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов; выполняют опыт, демонстрирующий смену ночи и дня на Земле. | Регулятивные: проводят наблюдения и опыты по предложенному плану; оценивают правильность выполнения задания. Познавательные: используют готовые модели (глобус), для объяснения природных явлений; устанавливают причинноследственные связи изменений в природе. Коммуникативные планируемые результаты: учитывают мнение партнера, сотрудничают с одноклассниками. | Умеют оценивать трудность задания; Имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Парная. |
28. | Как изучали земной шар. Путешествия (решения учебной задачи). | 1 час | Рассказывают о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях, знаменитых путешественниках. | Регулятивные: ставят учебную задачу под руководством учителя; осуществляют само и взаимопроверку работ. Познавательные: осуществляют поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные планируемые результаты: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. | Положительно относятся к учебе как к интеллектуальному труду. |
|
| Фронтальная. |
29. | Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники (решение частной задачи). | 1 час | Рассказывают о великих географических открытиях, известных путешественниках; | Регулятивные: следуют при выполнении задания инструкциям учителя, корректируют выполнения задания. Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника. Коммуникативные планируемые результаты: Сотрудничают с одноклассниками; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Способны оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета. |
|
| Фронтальная. |
30. | Исследование глубин морей и океанов (решение учебной задачи). | 1 час | Рассказывают об исследованиях глубин морей и океанов; усваивают первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности. | Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса второго класса. Познавательные: пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями, для поиска информации при подготовке проекта. Коммуникативные планируемые результаты: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. | Проявляют устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны. |
|
| Фронтальная. |
31. | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей (решение частной задачи). | 1 час | Устанавливают связи между объектами и явлениями природы; различают времена года по характерным признакам; оценивают результаты наблюдения за природой. | Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса второго класса. Познавательные: пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями, для поиска информации при подготовке проекта. Коммуникативные планируемые результаты: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. | Осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение природы родного края. |
|
| Групповая, индивидуаль-ная. |
Тема раздела: «Природа вокруг нас» (24 часа) | ||||||||
32. | Тела и вещества (постановочный). | 1 час | Различают естественные и искусственные тела; приводят примеры живых и неживых тел природы; умеют наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира. | Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник , свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ; осуществляют сравнение, классификацию объектов. Коммуникативные планируемые результаты: Умеют строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; расширяют сферу социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика. |
|
| Фронтальная. |
33. | Тела и вещества (решение частной задачи). | 1 час | Различают естественные и искусственные тела и вещества; приводят примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; приводят примеры тел в различных состояниях (твердом, жидком, газообразном); овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьниками), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных дисциплин. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем; учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроках. Познавательные: Различают методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт);сравнивают различные объекты; выявляют сходство и различия; классифицируют объекты. Коммуникативные планированные результаты: Умеют работать в группе; приводят доказательства истинности классификации. | Мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; проявляют способность к адекватной самооценке. |
|
| Групповая. |
34. | Об энергии (решение учебной задачи). | 1 час | Объясняют значение энергии для жизни; приводят примеры источников энергии. Правильно обращаются с различными источниками энергии. | Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем; учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: Добывают новые знания; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию на уроке. Коммуникативные планированные результаты: Умеют строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. |
|
| Фронтальная. |
35. | Об энергии. От костра до котла (решение учебной задачи). | 1 час | Объясняют значение энергии для жизни; примеры источников энергии; правильно обращаются с различными источниками энергии; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. | Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной целью: осуществляют пошаговый и итоговый контроль; осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Познавательные: Добывают новые знания; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; используют знаково-символические средства. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанный текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу. | Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; выражают положительное отношение к процессу познания. |
|
| Фронтальная. |
36. | Свет (решение учебной задачи). | 1 час | Рассказывают о значении света в жизни человека; приводят примеры источников энергии; овладевают базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно научных дисциплин; умеют наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира. | Регулятивные: Понимают цель выполняемых работ, ставят учебную задачу под руководством учителя; проводят наблюдения и опыты по предложенному плану. Познавательные: Понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; осуществляют описание объектов Природы. Коммуникативные планированные результаты: Слушают и понимают других, высказывают свое мнение при обсуждении темы. | Внимательно относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы; внимательно относятся к явлениям природы на основе наблюдений За природой; расширяют сферу социально-нравственных представлений. |
|
| Коллективная. |
37. | Свет (решение частной задачи). | 1 час | Проводят самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы. Фиксируют | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществляют пошаговый контроль; осознают свое продвижение во владении знаниями и умениями. Познавательные: осуществляют анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные планированные результаты: Учитывают мнение партнера, аргументированно критикуют допущенные ошибки, обосновывают свое решение; высказывают свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций. | Проявляют устойчивый интерес к изучению природы; умеют оценивать трудность предлагаемого задания; проявляют способность к адекватной самооценке. |
|
| Фронтальная. |
38. | Зеркала (решение учебной задачи). | 1 час | Рассказывают о значении света в жизни человека; проводят наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов. | Регулятивные: поводят наблюдения и опыты по предложенному плану. Познавательные: понимают информацию, предоставленную с таблицах и схемах на страницах учебника; обобщают результаты наблюдений, делают простые выводы. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Фронтальная. |
39. | Свет и цвет. О цвете (решение учебной задачи). | 1 час | Понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; рассказывают о значении света и цвета в жизни человека; проводят наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов; | Регулятивные: следуют при выполнении задания указаниям учителя; поводят наблюдения и опыты по предложенному плану. Познавательные: понимают информацию, предоставленную с таблицах и схемах на страницах учебника; Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий, проведения опытов. | Внимательно относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы; имеют способность к самооценке; осознают необходимость вести себя правильно дома, на улице, в гостях. |
|
| Фронтальная. |
40. | В мире звука. О звуке (решение частной задачи). | 1 час | Понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; приводят примеры источников звука; рассказывают о значении звука в жизни человека; | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично. В чем проявилась сложность выполнения. Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в таблицах с помощью условных знаков; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий, понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Положительно относятся к учебе как к интеллектуальному труду; оценивают собственную учебную деятельность. |
|
| Фронтальная, парная. |
41. | В мире звука. Шум вредит здоровью (решение учебной задачи). | 1 час | Рассказывают о значении звука в жизни человека; объясняют вред шума; понимают, что такое окружающая среда; понимают значения наблюдений, опытов и измерений для познания мира; овладевают нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде. | Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника. Коммуникативные планированные результаты: Слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Понимают необходимость вести себя правильно дома, на улице, в гостях; оценивают свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета. |
|
|
|
42. | В мире камня. Коллекция камней (решение учебной задачи). | 1 час | Рассказывают о значении камня в жизни человека; понимают значение науки и труда в жизни общества, значение искусства как способа познания мира; умеют наблюдать, фиксировать, исследовать, выделять характерные особенности природных объектов. | Регулятивные: ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при проведении наблюдений и опытов. Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в таблицах; пользуются справочником, помещенным в учебнике. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий, понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности. |
|
| Фронтальная. |
43. | В мире камня. Камни – самоцветы (решение учебной задачи). | 1 час | Приводят примеры горных пород и рассказывают об их использовании; приводят примеры полезных ископаемых и доказывают необходимость их бережного использования; овладевают базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшими школьниками). | Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные: используют справочник для получения новых сведений. Коммуникативные планированные результаты: Слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Оценивают результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах; расширяют сферу социально-нравственных представлений. |
|
|
|
44. | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей (решение частной задачи). | 1 час | Дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и месяц; понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; различают времена года по характерным признакам; сравнивают результаты наблюдений за природой в разные времена года. | Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; понимают цель выполняемых действий. Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в таблицах; пользуются справочником, помещенным в учебнике. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы; имеют способность к самооценке. |
|
| Индивидуальная, парная. |
45. | В мире живой природы. На опушке (решение учебной программы). | 1 час | Понимают что такое окружающая среда; приводят примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса), приспособленность растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе; рассказывают о влиянии деятельности человека на живую природу; | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: используют справочник для получения новых сведений. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Проявляют устойчивый интерес к изучению природы; осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
46. | В мире живой природы. На опушке (решение частной задачи). | 1 час | Понимают что такое окружающая среда; приводят примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса), приспособленность растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе; рассказывают о влиянии деятельности человека на живую природу; | Регулятивные: ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: осуществляют сравнение, находят сходства и различия; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные планированные результаты: Распределяют обязанности при работе в группе, паре; учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают свое решение. | Оценивают результаты своей работы и работы других учащихся при работе в паре; имеют положительную мотивация к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Групповая, парная. |
47. | В березовой роще (решение учебной задачи). | 1 час | Понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе; | Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; осуществляют само и взаимопроверку работ. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; выделяют особенности разных объектов в процессе их рассматривания. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанных текстов; высказывают свою точку зрения. | Внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
48. | В березовой роще (решение частной задачи). | 1 час | Понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры разнообразия условий жизни растений и животных березового леса, приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе. | Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; осуществляют само и взаимопроверку работ. Познавательные: понимают информацию предоставленную на страницах учебника; Осуществляют описание объектов природы. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанных текстов; высказывают свою точку зрения. | Внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
49. | В ельнике (решение учебной задачи). | 1 час | Объясняют, что такое природное сообщество, приводят примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, примеры некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использование природных сообществ и мероприятий по их охране. | Регулятивные: ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: используют справочник для получения новых сведений. Коммуникативные планированные результаты: Распределяют обязанности при работе в группе, паре; учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают свое решение. | Проявляют устойчивый интерес к изучению природы; умеют оценивать трудность предлагаемого задания; проявляют способность к адекватной самооценке. |
|
| Парная. |
50. | В ельнике (решение частной задачи). | 1 час | Приводят примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, примеры некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использование природных сообществ и мероприятий по их охране; называют условия, необходимые для жизни растений и животных. | Регулятивные: самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью, адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы. Познавательные: осуществляют сравнение, находят сходства и различия. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанных текстов; высказывают свою точку зрения. | Испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
51. | У лесного озера (решение учебной задачи). | 1 час | Проводят самостоятельно наблюдения в природе; объясняют что такое природное сообщество, приводят примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах. | Регулятивные: ставят учебную задачу под руководством учителя; осуществляют само и взаимопроверку работ. Познавательные: осуществляют поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные планируемые результаты: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. | Оценивают результаты своей работы и работы других учащихся при работе в паре; имеют положительную мотивация к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Парная индивидуальная. |
52. | У лесного озера (решение частной задачи). | 1 час | Понимают значение наблюдений для познания мира; называют условия, необходимые для жизни растений и животных; приводят примеры растений и животных разным мест обитания (озера и пруда). | Регулятивные: оценивают правильность выполнения заданий, корректируют выполнение заданий. Познавательные: осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам. Коммуникативные планированные результаты: Учитывают мнение партнера, аргументированно критикуют допущенные ошибки, обосновывают свое решение. | Оценивают результаты своей работы и работы других учащихся при работе в паре; имеют положительную мотивация к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Парная. |
53. | В сосновом лесу (решение учебной задачи). | 1 час | Объясняют, что такое природное сообщество, приводят примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, примеры некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использование природных сообществ и мероприятий по их охране. | Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; Познавательные: понимают информацию предоставленную на страницах учебника; Осуществляют описание объектов природы. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанных текстов; высказывают свою точку зрения; сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий. | Проявляют устойчивый интерес к изучению природы; умеют оценивать трудность предлагаемого задания; проявляют способность к адекватной самооценке. |
|
| Парная, групповая. |
54. | Берегите лес! (решение частной задачи). | 1 час | Выполняют правила поведения в природе; дают оценку влиянию деятельности человека на природу; определяют причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельно человека и его поведения; участвуют в мероприятиях по охране природы. | Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные: пользуются справочником помещенным в учебнике; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы. Коммуникативные планированные результаты: Слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. | Проявляют устойчивый интерес к изучению природы; умеют оценивать трудность предлагаемого задания; проявляют способность к адекватной самооценке. |
|
| Парная, групповая. |
55. | Весна (решение частной задачи). | 1 час | Различают времена года по характерным признакам; дают характеристику природы по результатам наблюдений за неделю и месяц; устанавливают связи между объектами и явлениями природы; умеют наблюдать, фиксировать, исследовать, получать информацию в открытом информационном пространстве. | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы; имеют способность к самооценке; имеют положительную мотивация к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Групповая. |
Тема раздела: «Люди вокруг нас» (13 часов) | ||||||||
56. | Человек в обществе (постановочный). | 1 час | Доказывают, что человек – часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника); приводят примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; усваивают первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерной для природной и социальной действительности. | Регулятивные: ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Оценивают результаты своей работы и работы других учащихся при работе в паре; имеют положительную мотивация к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Фронтальная. |
57. | Человек в обществе (решение частной задачи). | 1 час | Доказывают, что человек – часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника); приводят примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; усваивают первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерной для природной и социальной действительности. | Регулятивные: самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью, адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы. Познавательные: выделяют существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанных текстов; высказывают свою точку зрения. | Осознают необходимость вести себя правильно дома, на улице, в гостях; оценивают свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета. |
|
| Фронтальная. |
58. | Труд в жизни человека (решение учебной задачи). | 1 час | Понимают значение труда в обществе; осознают то, что в обществе люди зависят друг от друга; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы и социума. | Регулятивные: ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы; имеют способность к самооценке; имеют положительную мотивация к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Парная. |
59. | Семья (решение учебной задачи) | 1 час | Понимают значение труда в обществе; осознают то, что в обществе люди зависят друг от друга; понимают место своей семьи в прошлом и настоящем родного края, в истории и культуре России; умеют получать информацию из семейных архивов, окружающей среды. | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: самостоятельно находят информацию в справочнике. Коммуникативные планированные результаты: Высказывают свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций. | Понимают значение семьи в жизни человека и необходимость взаимопомощи семье. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
60. | Семья (решение частной задачи) | 1 час | Понимают значение труда в обществе; осознают то, что в обществе люди зависят друг от друга; понимают место своей семьи в прошлом и настоящем родного края, в истории и культуре России; умеют получать информацию из семейных архивов, окружающей среды. | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Понимают значение семьи в жизни человека и необходимость взаимопомощи семье |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
61. | Бюджет семьи. Деньги (решение учебной задачи). | 1 час | Объясняют, что такое бюджет; значение слов доходы, расходы, пенсия, стипендия; обсуждают необходимость правильного распределения расходов в семье; осознают, что в обществе люди зависят друг от друга. | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: самостоятельно находят информацию в справочнике. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Понимают ценности семейных отношений; умеют оценивать трудность предполагаемого задания; имеют адекватную самооценку. |
|
| Групповая. |
62. | Бюджет семьи (решение частной задачи). | 1 час | обсуждают необходимость правильного распределения расходов в семье; осознают, что в обществе люди зависят друг от друга. | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: понимают информацию, предоставленную в таблицах и схемах, предоставленных на страницах учебника. Коммуникативные планированные результаты: Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов. | Проявляют положительное отношение и интерес к изучению Природы; имеют способность к самооценке; имеют положительную мотивация к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Парная, групповая. |
63. | Будем вежливы (решение частной задачи). | 1 час | Приводят примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; понимают значение общества в жизни человека; осознают то, что в обществе люди зависят друг от друга; владеют элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей. | Регулятивные: ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: извлекают необходимую информацию из рисунков, художественных текстов. Коммуникативные планированные результаты: Соблюдают в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения. | Осознают необходимость правильно вести себя дома, на улице, в гостях; способны оценивать сове поведение и поведение других детей в соответствие с нравственными нормами и правилами этикета. |
|
| Парная. |
64. | Будем вежливы (решение частной задачи). | 1 час | Приводят примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; понимают значение общества в жизни человека; осознают то, что в обществе люди зависят друг от друга; владеют элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей. | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные планированные результаты: Соблюдают в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения. | Осознают необходимость правильно вести себя дома, на улице, в гостях; способны оценивать сове поведение и поведение других детей в соответствие с нравственными нормами и правилами этикета. |
|
| Групповая, парная. |
65. | О друзьях – товарищах (решение частной задачи). | 1 час | Понимают значение общества в жизни человека. Осознают то, что в обществе люди зависят друг от друга; рассказывают об условиях необходимых для полноценного развития человека. | оценивают правильность выполнения заданий, корректируют выполнение заданий. Познавательные: овладевают основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов. Умеют передавать информацию. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанных текстов; высказывают свою точку зрения | Имеют способность к самооценке; имеют положительную мотивация к изучению курса «Окружающий мир». |
|
| Парная, групповая. |
66. | О друзьях – товарищах (решение частной задачи). | 1 час | Владеют элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей; понимают значение в обществе жизни человека; осознают то, что люди в обществе зависят друг от друга. | Регулятивные: ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя. Познавательные: сопоставляют информацию предоставленную в разных видах, обобщают ее, используют при выполнении разных видов заданий. Коммуникативные планированные результаты: Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Имеют способность к самооценке; оценивают свое поведение и поведения других детей в соответствие нравственными нормами и правилами этикета. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
67. | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей (контроль знаний). | 1 час | Доказывают, что человек – часть природы и часть общества; различают времена года по характерным признакам; сравнивают результаты наблюдений за природой в разное время года; дают общую характеристику этому. | Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают точку своего зрения. | Знают основные правила поведения в природе и обществе и ориентируются на их выполнения; осознают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в природе и обществе. |
|
| Фронтальная, индивидуальная. |
68. | Лето (решение частной задачи). | 1 час | Устанавливают связи между объектами и явлениями природы; выполняют правила поведения в природе; понимают значение наблюдений для познания мира. | Регулятивные: самостоятельно ставят цели и панируют свои действия, адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы; тренируют свою наблюдательность. Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника. Коммуникативные планированные результаты: Понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают точку своего зрения. | Проявляют положительно отношение и интерес к изучению природы; имеют способность к самооценке; знают основные правила поведения в природе и ориентируются на их выполнение; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; проявляют внимательное и бережное отношение к природе родного края, имеют установку на безопасный здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду. |
|
| Групповая. |
Материально-техническое обеспечение программы (печатные пособия, технические средства обучения, цифровые и электронные образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, демонстрационные пособия и т.д.) Специфическое сопровождение (оборудование):
демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в общественных местах», «Твоя безопасность», «Солнечная система», «Строение Земли», «Домашней дикие животные»;
глобус, карта России;
демонстрационный прибор смены дня и ночи;
наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени, направления ветра;
лабораторное оборудование для проведения опытов с жидкостями;
портреты ученых России (М. Ломоносов, С. Королев, Д. Менделеев, А. Попов, К, Циолковский, Н. Вавилов);
Гербарии растений разных природных сообществ;
живые растения;
демонстрационные образцы приборов и инструментов;
настольная лампа;
энциклопедии, справочники, словари.
Электронно-программное обеспечение:
электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, DVD- фильмы о природе, космосе;
записи звуков природы;
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
презентации по окружающему миру.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плееры;
компьютер с учебным программным обеспечением;
музыкальный центр
мультимедийный проектор;
демонстрационный экран;
демонстрационная доска для работы маркерами;
магнитная доска;
цифровой фотоаппарат;
сканер, ксерокс и цветной принтер.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (для базового уровня «ученик научится», для повышенного уровня «ученик получит возможность научиться» на конец года)
Планируемые результаты освоения предмета
| предметные | метапредметные | личностные |
Ученик научится | Человек и природа:
Человек и общество:
| Регулятивные
коммуникативные
Познавательные
|
|
Ученик получит возможность научиться | Человек и природа:
человек и общество:
| регулятивные
коммуникативные
познавательные
|
|
Контроль уровня обучения
№№ | Раздел, тема | Количество часов |
1. | Тема «Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей» | 1 |
| Контрольная работа (самостоятельная и т.д.) №1 |
|
2. | Тема «Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей» | 1 |
| Контрольная работа (самостоятельная и т.д.) №2 |
|
|
|
|
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Приложения (пакет контрольно-измерительных материалов)