СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (УМК "Планета знаний")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру  с календарно-тематическим планированием, которое содержит графы "Тема", "Планируемые результаты" (предметные, метапредметные, личностные), "Характеристика деятельности учащихся", "Дидактическое сопровождение" (УМК "Планета знаний", учебник Ивченковой Г.Г., Потапова И.В.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (УМК "Планета знаний")»

МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________И.И. Иванова


Протокол № ___ от

«____»____________201_г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе ____________ И.И. Иванова


«____»____________201_г.


«Утверждено»

Директор


_________ И.И. Иванова


« ___»__________201_г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Журавлевой Натальи Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории,

по предмету «Окружающий мир»

1 класс


















с. Городок

201_-201_ учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 201_-201_ учебный год.


Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 1 класса – класса возрастной нормы.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.


Особое значение предмета «Окружающий мир» заключается в формировании у детей младшего школьного возраста целостного и системного представления о мире и места человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.


Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

  • формирование основ экологической культуры;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.




Общая характеристика учебного предмета

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения, постепенно они становятся более длительными и систематическими, переходят в групповые и индивидуальные, комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира.

Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются дидактические и ролевые игры. По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой; их основная цель – a формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке, которые используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки - практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы: дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией изображений объектов проводятся в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе из-за сложности изучаемых объектов или руководствуясь техникой безопасности.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.


Принципы построения курса

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Принцип целостности достигается за счёт интеграции знаний, в основе которой диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний (географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии), что создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо; отмечаются важнейшие условия его полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей; позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира, раскрывая не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Знакомство с окружающим миром предоставляет большие возможности для развития наблюдательности, умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Задания, направленные на развитие информационной грамотности, предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

Принцип спиралевидности – курс «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали); к вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления, обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, дифференцированные по уровню сложности задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей, которые предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.




Место учебного предмета в учебном плане


Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание». В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 270 часов. В первом классе на его изучение отводится 2 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 66.





Ценностные ориентиры содержания курса


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасно­го поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

  • понимание необходимости бережного отношения к при­роде;

  • адекватное восприятие содержательной оценки своей ра­боты учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;

  • понимания ценности заботливого и уважительного отно­шения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдер­жки членов семьи и друзей;

  • понимания своей сопричастности к жизни страны;

  • внимательного отношения к красоте окружающего ми­ра, природы своей Родины.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • называть характерные признаки времён года;

  • различать и называть части растений;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и на­зывать некоторые охраняемые растения и животные;

  • различать и называть основные части тела человека;

  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;

  • приводить примеры культурных и дикорастущих расте­ний, диких и домашних животных;

  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

  • приводить примеры представителей разных групп жи­вотных (насекомых, рыб, птиц, зверей).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и не­живой природы;

  • характеризовать особенности времён года (состояние не­ба, тепло или холодно, виды осадков, состояние расте­ний и животных);

  • называть основные возрастные периоды жизни чело­века;

  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в рас­пространении болезней;

  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре­смыкающиеся, птицы, звери);

  • рассказывать о способах движения и питания живот­ных;

  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни рас­тений и животных;

  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

  • рассказывать, как развивается растение из семени;

  • выращивать растение одним из изученных способов.

Учащиеся научатся:

  • называть своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

  • выражать приветствие, благодарность, просьбу; проявлять уважительное отношение к окружающим лю­дям;

  • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы; приводить примеры видов труда людей;

  • выполнять основные правила безопасного поведения, до­ма, в школе, на улице, в природе и общественных мес­тах;

  • узнавать герб и флаг России, называть её столицу;

  • различать и называть виды транспорта (наземный, вод­ный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека;

  • воспроизводить гимн России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);

  • определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материа­ла при выполнении заданий учебника;

  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклас­сников; осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • называть и различать окружающие предметы и их при­знаки;

  • устанавливать правильную последовательность событий (времён года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении зада­ний и подготовке проектов;

  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

  • группировать различные предметы по заданному при­знаку.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной про­блемы;

  • высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здоро­ваться, прощаться, благодарить.

Учащиеся могут научиться:

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в сов­местной работе, приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности


Содержание курса


Пришла пора учиться

Что изучает предмет «Окружающий мир».

Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.

Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.


Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).


Учебно-тематический план


Раздел программы Тема раздела

Всего часов

В том числе:

практические

работы

экскурсии

проекты

1

Пришла пора учиться

13


5

1

2

Человек

13



1

3

Природа в жизни человека

23

7

1

1

4

Человек среди людей

17


1

1


ИТОГО

66

7

7

4




Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


Тема раздела

Виды работы

Пришла пора учиться

Экскурсия «Твоя школа»

Экскурсия «Во дворе школы»

Экскурсия «Вот и лето прошло»

Экскурсия «Дорога в школу»*

Экскурсия «Осень»

Проект «Школа»*

Человек

Проект «Одежда»*

Природа в жизни человека

Экскурсия «Зима»

Практическая работа №1 «Удивительные превращения воды» (опыты)

Практическая работа №2 «Свойства воздуха» (опыты)

Практическая работа №3 «Как устроено растение» (работа с гербарием)*

Практическая работа №4 «Деревья, кустарники, травы» (работа с гербарием)*

Практическая работа №5 «Как развивается растение» (проращивание семян)

Практическая работа №6 «Растения в нашем классе» (уход за комнатными растениями)

Практическая работа №7 «Растения в нашем классе» (работа с атласом-определителем)*

Проект «Растения»*

Человек среди людей

Экскурсия «Весна»

Проект по самостоятельно выбранной теме*

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности учащихся

Дидактическое сопровождение

Дата

Корректировка


Предметные

УУД

Метапредметные

Личностные

Пришла пора учиться (13ч.)

Что такое окружающий мир.

  • Называть характерные признаки времён года.

  • Называть своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес.

  • Выполнять основные правила безопасного поведения в школе, на улице


Регулятивные:

Определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»

Осуществлять контроль за усвоением учебного материа­ла при выполнении заданий учебника


Познавательные:

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Называть и различать окружающие предметы и их при­знаки.

Устанавливать правильную последовательность событий.

Осуществлять поиск информации при выполнении зада­ний и подготовке проектов.

Сравнивать объекты, выделяя сходства и различия.




Коммуникативные:

Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.

Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной про­блемы.






Понимание значения изучения курса «Окружающий мир». Ориентация на выполнение основных правил безопасно­го поведения в школе, на улице. Внимательное отношение к красоте окружающего ми­ра, природы своей Родины



Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации). Называть и различать окружающие предме­ты и их признаки.

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. Группировать предметы по заданному призна­ку (игрушки и предметы, необходимые в шко­ле). Устанавливать правильную последователь­ность событий (с опорой на рисунки). Наблюдать на экскурсии признаки ранней осе­ни, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени. Объяснять значение некоторых дорожных знаков. Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.


***

Знакомиться с одноклассниками (работа в парах). Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе). Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их. Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность). Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы). Работать в малых группах (в парах).

Находить нужную информацию (с помощью учителя) в справочнике учебника.

Моделировать дорогу от дома до школы (воз­можные опасности и правила безопасного поведения). Выбирать форму участия в проектной деятельности. Объяснять значение изучения предмета «Окру­жающий мир»; значение правил поведения в школе и на улице. Рассказывать о значении школы в жизни де­тей. Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице.

Уч.с.3-7;

Р.Т.с.3-5.



Ты и твоё имя.

Уч.с.8-9;

Р.Т.с.6-7.



Экскурсия «Твоя школа».

Уч.с.10-11;

Р.Т.с.8-9.



Экскурсия

«Во дворе школы».




Во дворе школы.

Уч.с.12-13;

Р.Т.с.10-11.



Экскурсия «Вот и лето прошло».




Вот и лето прошло.

Уч.с.14-15;

Р.Т.с.12-13.



Экскурсия «Дорога

в школу».

Уч.с.16-19;

Р.Т.с.14-15.



Твой распорядок дня.

Уч.с.20-21;

Р.Т.с.16-17.



Экскурсия «Осень».




Осень.

Уч.с.22-27;

Р.Т.с.18-19.



Мозаика заданий по теме «Пришла пора учиться»




Урок-презентация проектов «Школа»

Уч.с.28-29



Человек (13ч.)

Как ты рос.




Называть основные возрастные периоды жизни чело­века.

Различать и называть основные части тела человека.

Называть органы чувств и рассказывать об их значении.

Различать виды эмоционального состояния человека.







Выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены. Рассказывать о мире невидимых существ и их роли в рас­пространении болезней

Регулятивные:

Определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»; определять своё продвижение в овладении содержанием курса с опорой на него.

Осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника


Познавательные:

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Называть и различать окружающие предметы и их при­знаки.

Осуществлять поиск информации при выполнении зада­ний и подготовке проектов.

Сравнивать объекты, выделяя сходства и различия.

Группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.

Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в сов­местной работе, приходить к общему решению, работая в паре.

Высказывать эмоционально-ценностное отношение к здоровому образу жизни.








Понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья. Адекватное восприятие содержательной оценки своей ра­боты учителем








Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Составлять устный рассказ из 2-3 предложе­ний (по заданной теме). Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки. Объяснять значение правильного питания. Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, приду­мывать свои упражнения. Составлять меню. Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам.










* * *

Оценивать своё эмоциональное состояние и вы­полнять элементарные приёмы управления со­бой. Различать эмоциональные состояния людей. Осваивать нормы поведения при работе в па­рах, оценивать своё поведение и поведение партнёра в процессе выполнения задания в парах.

Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике. Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности. Подбирать фотографии родственников и уста­навливать их последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи). Участвовать в коллективной подготовке вы­ставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору)

Уч.с.30-33;

Р.Т.с.20-21.



Как ты воспринимаешь мир.

Уч.с.34-35;

Р.Т.с.22



Как ты воспринимаешь мир.

Уч.с.36-37;

Р.Т.с.23.



Твоё тело.

Уч.с.38-39;

Р.Т.с.24-25.



Как ты питаешься.

Уч.с.40-41; Р.Т.с.28-29.



Твоя одежда.

Уч.с.42-43. Р.Т.с.30-31.



Будь здоров!

Уч.с.44-45. Р.Т.с.32-33.



Твоё настроение.

Уч.с.46-47; Р.Т.с.34-35.



Твоё настроение.

Р.Т.с.36-37.



Будь вни-мательным!

Уч.с.48-49; Р.Т.с.38-39.



Будь вни-мательным!

Уч.с.50-51; Р.Т.с.40-41.



Мозаика заданий по теме «Человек».

Провер. №1

Уч.с.52-53; Р.Т.с.42-47.



Урок-презентация проектов

«Одежда»

Уч.с.54-55



Природа в жизни человека (23 ч.)

Полна природа удивленья.

  • Различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы. Называть характерные признаки времён года.

  • Различать и называть части растений.

Ухаживать за комнатными растениями.

Выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные.

Приводить примеры культурных и дикорастущих расте­ний, диких и домашних животных. Рассказывать о значении домашних животных в жизни человека.

Называть некоторые отличительные признаки основных групп животных, приводить примеры.

Рассказывать о способах движения и питания живот­ных;

об условиях, необходимых для жизни рас­тений и животных, о развитии растение из семени.

Различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.

Выращивать растение одним из изученных способов





Регулятивные:

  • Определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

  • Определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклас­сников; осуществлять взаимопроверку при работе в паре.




Познавательные:

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Называть и различать окружающие предметы и их при­знаки.

Устанавливать правильную последовательность событий.

Осуществлять поиск информации при выполнении зада­ний и подготовке проектов.

Сравнивать объекты, выделяя сходства и различия.

Группировать различные предметы по заданному при­знаку.



Коммуникативные:

Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.

Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.

Высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.


Понимание Родины, как родного края, родной природы; необходимости бережного и внимательного отношения к природе, к красоте окружающего ми­ра. Адекватное восприятие содержательной оценки своей ра­боты учителем.

Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры различных явлений при­роды; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам. Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий времена года. Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные при­знаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер).

Определять принадлежность растений к де­ревьям, кустарникам, травам, выделять отли­чительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культур­ных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений. Характеризовать поведение наблюдаемых животных. Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы;



определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Объяснять различие между дикими и домашни­ми животными. Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять её.






* * *

Обсуждать правила поведения в природе и вы­полнять их. Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество оши­бок. Получать информацию с помощью схем и рисунков. Самостоятельно проводить простейшие опы­ты; делать выводы на основе наблюдаемых яв­лений. Проводить опыты по проращиванию семян фа­соли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц; вести наблюде­ния; фиксировать результаты наблюдений в ра­бочей тетради. Выбирать форму участия в проектной деятель­ности

Уч.с.56-59;

Р.Т.с.3-4.



Вода и воздух

Пр.р. №1 «Удиви-тельные превраще-ния воды»

Уч.с.60-61;

Р.Т.с.5.



Вода и воздух

Пр.р. №2 «Свойства воздуха»

Уч.с.62-63.



Экскурсия «Зима».

Уч.с.64-65;

Р.Т.с.6-7.



Времена года.

Уч.с.66-67;

Р.Т.с.8-9.



Пр.р. № 3 «Как устроено растение»

Уч.с.68-69;

Р.Т.с.10



Как устроено растение.

Уч.с.70-71;

Р.Т.с.11.



Пр.р. № 4 «Деревья, кустарники, травы»

Уч.с.72-73;

Р.Т.с.12



Уч.с.74-75;

Р.Т.с.13.



Пр.р. № 5 «Как развиваются растения»

Уч.с.76-77;

Р.Т.с.14-15.



Пр.р. № 6 «Как развиваются растения»

Р.Т.с.16-17.



Пр.р. № 7 «Растения в нашем классе»

Уч.с.78-79;

Р.Т.с.18-19.



Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Уч.с.80-81;

Р.Т.с.20-21.



Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Уч.с.82-83



Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Уч.с.84-85;

Р.Т.с.22-23.



Жизнь животных.

Уч.с.86-87;

Р.Т.с.24.



Жизнь животных.

Уч.с.88-89;

Р.Т.с.25.



Домашние животные.

Уч.с.90-91;

Р.Т.с.26-27.



Домашние животные.

Уч.с.92-93;

Р.Т.с.28-29.



Береги природу, человек!

Уч.с.94-95;

Р.Т.с.30



Береги природу, человек!

Уч.с.96-97;

Р.Т.с.31-34.



Мозаика заданий по теме «Природа в жизни человека»

Уч.с.98-101;

Р.Т. с.35-40.



Урок-презентация проектов

«Растения»

Уч.с.102-103



Человек среди людей (17ч.)

Наша Родина.

Называть характерные признаки времён года.

Узнавать герб и флаг России, называть её столицу.

Воспроизводить гимн России.

Различать и называть виды транспорта (наземный, вод­ный, воздушный).

Выполнять основные правила безопасного поведения, до­ма, в школе, на улице, в природе и общественных мес­тах.






Выражать приветствие, благодарность, просьбу; проявлять уважительное отношение к окружающим людям.

Рассказывать о профессиях родителей и работников школы; приводить примеры видов труда людей


Регулятивные:

Определять оследовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы. Замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклас­сников; осуществлять взаимопроверку при работе в паре.


Познавательные:

  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Называть и различать окружающие предметы и их при­знаки.

  • Устанавливать правильную последовательность событий.

Группировать различные предметы по заданному признаку.





Коммуникативные:

  • Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здоро­ваться, прощаться, благодарить.

  • Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Высказывать эмоционально-ценностное отношение к своей семье. Участвовать в коллективном обсуждении учебной про­блемы.

  • Понимание Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей; своей сопричастности к жизни страны; ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдер­жки членов семьи и друзей. Ориентация на выполнение основных правил безопасно­го поведения дома, в общественных местах. Адекватное восприятие содержательной оценки своей ра­боты учителем.

Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг. Обсуждать многонацио-нальность нашей Роди­ны. Рассказывать по рисункам об изменении обли­ка Москвы, разнообразии населённых пунктов России. Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своём домашнем адресе в случае необходимости. Составлять рассказ о доме, улице и населён­ном пункте своего проживания. Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга. Приводить примеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов при­роды по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в на­стоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результа­ты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года. Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта). Заполнять анкету в рабочей тетради (ФИ, возраст, адрес).



* * *

Оценивать свои возможности по самообслужи­ванию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду. Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транс­порте и выполнять их. Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки. Оценивать возможность возникновения опас­ных ситуаций, обсуждать правила их предуп­реждения.

Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантасти­ческой планеты). Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продол­жать тему, начатую партнёром. Находить информацию о своем селе, о гербе города, края. Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике. Моделировать обстановку комнаты ученика. Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Полицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых иг­рах на тему «Безопасное поведение». Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия» (проектная деятельность по выбору)

Уч.с.104-107



Наша Родина.

Уч.с.108-109.



Наш дом.

Уч.с.110-111;

Р.Т.с. 41.



Наш дом.

Уч.с.112-113;

Р.Т.с.42-45.



Наши родственники.

Уч.с.114-115;

Р.Т.с.46-47.



Наши родственники.

Уч.с.116-117;

Р.Т.с.48-49.



Хороший день.

Уч.с.118-119. Р.Т.с.50-51.



Экскурсия «Весна».




Весна.

Уч.с.120-121;

Р.Т.с.52-53.



Наша безопасность.

Уч.с.122-123; Р.Т.с.54-55.



Наша безопасность.

Уч.с.124-125; Р.Т.с.56-57.



Будем вежливы.

Уч.с.126-127. Р.Т.с.58-59.



Мы едем, едем, едем…

Уч.с.128-129;

Р.Т.с.60-61



Мы едем, едем, едем…

Уч.с.130-131



Скоро лето.

Уч.с.132-133; Р.Т.с.62-63



Мозаика заданий по теме «Человек среди людей»

Уч.с.134-137



Урок –выставка: защита проектов.








Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса


Учащиеся должны знать:


  • основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);

  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;

  • виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);

  • о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;

  • о предметах личной гигиены и их назначении;

  • о профессиях родителей и работников школы;

  • о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

  • свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

  • название страны, её столицу;

  • герб и флаг России;

  • виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • названия частей растений;

  • отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;

  • названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);

  • о значении домашних животных в жизни человека;

  • наиболее характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

  • названия месяцев в году и дней недели;

  • некоторые охраняемые растения и животные.


Учащиеся должны уметь:


  • различать эмоциональное состояние людей (грусть, веселье, удивление, испуг);

  • выполнять элементарные правила личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;

  • приводить примеры видов труда людей;

  • выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах;

  • различать части растений 9корень, стебель, лист, цветок, плод);

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • правильно вести себя в природе.




Учащиеся могут знать:


  • названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);

  • о самонаблюдении и самоконтроле;

  • о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;

  • некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);

  • условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;

  • как развиваются растения;

  • о разнообразии способов движения и питания животных;

  • гимн России.


Учащиеся могут уметь:


  • различать объекты живой и неживой природы;

  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

  • выращивать растения одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);

  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);

  • рассказывать о разнообразии труда людей;

  • устанавливать родственные связи;

  • пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.




















Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса

Книгопечатная продукция

Литература для учащихся:

Основная:

Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 1 класс. Ра­бочие тетради №1, № 2. — М.: АСТ, Астрель. 2012.

Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.— М.: АСТ, Астрель, 2012.

Дополнительная:

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 1 класс/Сост. И.Ф. Яценко. – 3-е изд.,-М .: ВАКО, 2011

Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

Литература для учителя:

Потапов И. В., Ивченкова Г. Г.. Окружающий мир. 1 класс. Проверочные и диагностические работы

Потапов И.В. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова: программа, методические рекомендации, поурочные разработки/ И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. – М.: АСТ, Астрель, 2012.

Демонстрационные плакаты

Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения», 1 – 4 кл.

Комплект таблиц демонстрационных «Государственные символы России» (3 таблицы)

Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир. 1 класс» (16 таблиц) с методическими рекомендациями

Традиционные средства обучения

Гербарий для начальной школы (28 видов).

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Коллекция «Семена и плоды»

Набор оборудования для проведения опытов и практических работ

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

Магнитно-маркерная доска

Электронные пособия:

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапова. Окружающий мир. 1 класс. Электронный учебник. 1 CD

Презентации:

«Что такое окружающий мир», «Ты и твое имя», «Твоя школа», «Лето», «Режим дня», «Осень», «Как ты воспринимаешь мир», «Твоё тело», «Как ты питаешься», «Твоя одежда», «Будь здоров!», «Твоё настроение», «Будь внимательным! », «Полна природа удивленья», «Вода и воздух», «Зима», «Времена года», «Части растений», «Деревья, кустарники, травы», «Как развивается растение», «Комнатные растения», «Насекомые, птицы, рыбы, звери…», «Жизнь животных», «Домашние животные», «Береги природу, человек!», «Наша Родина», «Наш дом», «Весна», «Наша безопасность», «Будем вежливы», «Виды транспорта», «Правила поведения в школе», «Символы России».

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru