МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ Протокол № ___ от «____»____________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ____________ «____»____________2016г. | «Утверждено» Директор _________ « ___»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Журавлевой Натальи Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории,
по предмету «Окружающий мир»
2 класс
с. Городок
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год.
Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 2 класса – класса возрастной нормы.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Особое значение предмета «Окружающий мир» заключается в формировании у детей младшего школьного возраста целостного и системного представления о мире и места человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения, постепенно они становятся более длительными и систематическими, переходят в групповые и индивидуальные, комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира.
Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются дидактические и ролевые игры. По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой; их основная цель – a формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке, которые используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки - практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы: дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией изображений объектов проводятся в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе из-за сложности изучаемых объектов или руководствуясь техникой безопасности.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
Принципы построения курса
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Принцип целостности достигается за счёт интеграции знаний, в основе которой диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний (географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии), что создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо; отмечаются важнейшие условия его полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей; позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира, раскрывая не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Знакомство с окружающим миром предоставляет большие возможности для развития наблюдательности, умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Задания, направленные на развитие информационной грамотности, предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
Принцип спиралевидности – курс «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали); к вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления, обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, дифференцированные по уровню сложности задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей, которые предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание». В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 270 часов. Во втором классе на его изучение отводится 2 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 68.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;
внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
понимание значения взаимопомощи в семье;
способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
Учащиеся получат возможность для формирования:
положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду;
ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
понимание ценности семейных отношений;
способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
приводить примеры приборов и инструментов;
пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
рассказывать об исследованиях космоса;
называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне; рассказывать о значении камня в жизни человека; называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
рассказывать о некоторых ученых и изобретателях; приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях; называть планеты Солнечной системы; отличать планету от звезды; показывать на глобусе материки и океаны; приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
рассказывать об использовании электрической энергии; рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
понимать, что такое окружающая среда;
приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
понимать значение науки и труда в жизни общества;
рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что человек — часть общества и часть природы;
понимать значение общества в жизни человека;
осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
оценивать правильность выполнения заданий;
осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.
Учащиеся получат возможность научиться:
развивать и тренировать свою наблюдательность;
ставить цели проведения наблюдений и опытов;
осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся:
фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользоваться справочником, помещённым в учебнике;
понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
осуществлять описание объектов природы;
сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,
ставить вопросы друг другу,
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Содержание курса
Как люди познают мир (16 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (15 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (24 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (13 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека.
Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья - ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги, распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы Тема раздела | Всего часов | В том числе: |
практические работы | экскурсии | контрольные и проверочные работы | проекты* |
1 | Как люди познают мир | 15 | 2 | 2 | 1 | 1 |
2 | Мы живем на планете Земля | 15 | 2 | | 1 | 1 |
3 | Природа вокруг нас | 24 | 3 | | 1 | 1 |
4 | Люди вокруг нас | 14 | | | 2 | 1 |
| ИТОГО | 68 | 7 | 2 | 6 | 4 |
Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Тема раздела | Виды работы |
Как люди познают мир | Экскурсия № 1 «Лес и его обитатели» |
Экскурсия № 2 № «Водоем» |
Практическая работа № 1 «Свойства предметов» |
Практическая работа № 2 «Термометр» |
Проверочная работа № 1 «Как люди познают мир» |
Проект «Знание – сила»»* |
Мы живем на планете Земля | Практическая работа № 3 «Глобус - модель Земли» |
Практическая работа № 4 «Смена дня и ночи» |
Проверочная работа № 2 «Мы живем на планете Земля» |
Проект «Мы живем в космосе» * |
Природа вокруг нас | Практическая работа № 5 «Звук» |
Практическая работа № 6 «Лиственные деревья» |
Практическая работа № 7 «Хвойные деревья» |
Проверочная работа № 3 «Природа вокруг нас» |
Проект «Жизнь леса» * |
Люди вокруг нас | Проверочная работа № 4 «Люди вокруг нас» |
Итоговая контрольная работа |
Проект «Наши питомцы» * |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Дидактическое сопровождение | Дата | Корректировка |
Как люди познают мир (16ч.) |
-
| О науке | Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул. Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение. Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать своё отношение к различным видам искусства. Определять время по часам. * * * Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; расказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради). Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради). Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта. Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника. Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору). | Уч.с.6-9; Р.Т.с.3(1,2) | | |
-
| Человек-изобретатель | Уч.с.10-13 Тест № 1 | | |
-
| Экскурсия№ 1 «Лес и его обитатели» | | | |
-
| Экскурсия № 2 «Водоем» | | | |
-
| Как учёные изучают мир. | Уч.с.14-16; Р.Т.с.4-6. | | |
-
| Как учёные изучают мир. Практическая работа № 1 «Свойства предметов» | Уч.с.16-17; Р.Т.с.4-6. | | |
-
| Умей видеть | Уч.с.18-21 Р.Т. с.7-8 Тест № 2 | | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР № 2 | | |
-
| Приборы и инструменты. | Уч.с.22-23; Р.Т.с.9-10 | | |
-
| Измерение температуры. Практическая работа № 2 «Термометр» | Уч.с.24-25; Р.Т.с.11-12 | | |
-
| Измерение времени. | Уч.с.26-27; Р.Т.с.12-13 Тест № 3 | | |
-
| Осень. | Уч.с.28-31; Р.Т.с.14-15 Тест № 4 | | |
-
| Справочники, словари, энциклопедии. | Уч.с.32-35; Р.Т.с.16-17 | | |
-
| Об искусстве. | Уч.с.36-37; Р.Т.с.18-20 | | |
-
| Мозаика заданий. Проверочная работа № 1 «Как люди познают мир» | | | |
Внеклассная деятельность. Презентация проектов «Знание – сила» | Уч.с.40-41; Р.Т.с.21-22 | | |
Мы живем на планете Земля (15ч.) |
-
| Что такое космос | Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звёзд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины. Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников. Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе. Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. * * * Придумывать истории на тему «Полёт на Луну» совместно с другими учащимися. Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях. Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звёздах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой». Самостоятельно проводить наблюдения за звёздами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут. Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать своё участие в проектной деятельности | Уч.с.44-47; Р.Т.с.31-32 | | |
-
| Что такое космос | | | |
-
| Солнечная система | Уч.с.48-51; Р.Т.с.33-35 | | |
-
| Солнечная система. | Тест № 5 | | |
-
| Голубая планета Земля | Уч.с.52-55; Р.Т.с.35 | | |
-
| Спутник Земли – Луна. | Уч.с.56-57; Р.Т.с.36-37 Тест № 6 | | |
-
| Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей | Дневник наблюдений Р.Т.с.24-25 | | |
-
| Исследование космоса. | Уч.с.58-59; Р.Т.с.37-38 | | |
-
| Что такое глобус. Практическая работа № 3 «Глобус – модель Земли» | Уч.с.60-61; Р.Т.с.39 | | |
-
| Почему день сменяет ночь. Практическая работа № 4 «Смена дня и ночи» | Уч.с.62-63 | | |
-
| Как изучали земной шар | Уч.с.64-67; Р.Т.с.40 Тест № 7 | | |
-
| Исследование глубин морей и океанов | Уч.с.68-69; Р.Т.с.41-43 | | |
-
| Зима. | Уч.с.70-73; Р.Т.с.44-45 Тест № 8 | | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР № 8 (Обучающие комплексные работы) | | |
-
| Мозаика Заданий. Проверочная работа № 2 «Мы живем на планете Земля» | Уч.с.74-75 | | |
Внеклассная деятельность. Презентация проектов «Мы живем в космосе» | Уч.с.76-77; Р.Т.с.46-47 | | |
Природа вокруг нас (24 ч.) |
-
| Тела и вещества. Тела. | Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть цвета радуги по порядку. Рассказывать о красоте окружающего мира. Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в берёзовой роще, ельнике, сосновом лесу. Находить ответы на вопросы в тексте учебника. Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы. Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые признаки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы. Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему. * * * Читать схемы и извлекать нужную информацию. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении. Участвовать в коллективной подготовке театра теней. Выражать настроение в рисунках. Оценивать своё поведение и поведение других детей в природе. Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов и воздуха). Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице. Использовать справочник для получения новых сведений. Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни». | Уч.с.6-7; Р.Т.с.3-4 | | |
-
| Тела и вещества. Что такое вещество | Уч.с.8-9; Р.Т.с.4 | | |
-
| Об энергии | Уч.с.10-12; Р.Т.с.5 | | |
-
| Об энергии | Уч.с.13-15; Р.Т.с.6 Тест № 9 | | |
-
| Свет и цвет. Свет | Уч.с.16-17; Р.Т.с.7-8 | | |
-
| Свет и цвет. Зеркала | Уч.с.18-19; Р.Т.с.9-10 | | |
-
| Свет и цвет. О цвете. | Уч.с.20-21; Р.Т.с.11 | | |
-
| В мире звука. Практическая работа № 5 «Звук» | Уч.с.22-25; Р.Т.с.12 | | |
-
| В мире звука. Шум вредит здоровью. | Уч.с.26-27; Р.Т.с.13 Тест № 10 | | |
-
| В мире камня | Уч.с.28-30; Р.Т.с.14-15 | | |
-
| В мире камня. | Уч.с.31; Р.Т.с.15-17 Тест № 11 | | |
-
| Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей | Дневник наблюдений Р.Т.с.26-27 | | |
-
| В мире живой природы. На опушке | Уч.с.32-34; Р.Т.с.18-19 | | |
-
| В мире живой природы. Бабочки и жуки | Уч.с.35 Р.Т.с.20 | | |
-
| В берёзовой роще | Уч.с.36-39; | | |
-
| В берёзовой роще. Практическая работа № 6 «Лиственные деревья» | Р.Т.с.21 | | |
-
| В ельнике | Уч.с.40-41; Р.Т.с.21-22 | | |
-
| В ельнике. | Уч.с.42-43; Р.Т.с.23-24 Тест № 12 | | |
-
| У лесного озера | Уч.с.44-47; Р.Т.с.25-26 Тест № 13 | | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР № 3 | | |
-
| В сосновом лесу. Практическая работа № 7 «Хвойные деревья» | Уч.с.48-49; Р.Т.с.27-28 | | |
-
| Берегите лес! | Уч.с.50-51; Р.Т.с.29-32 | | |
-
| Весна. | Уч.с.52-55; Р.Т.с.33-35 Тест №14 | | |
-
| Мозаика заданий. Проверочная работа № 3 «Природа вокруг нас» | Уч.с.56-57; Р.Т.с.36-39 | | |
Внеклассная деятельность. Презентация проектов «Жизнь леса» | Уч.с.58-59; Р.Т.с.37-38 | | |
Люди вокруг нас (14ч.) |
-
| Человек в обществе | Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни. Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. * * * Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. Оценивать своё поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях. Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону. Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещённом в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать своё участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради). | Уч.с.62-65; Р.Т.с.40 | | |
-
| Труд в жизни человека | Уч.с.66-67; Р.Т.с.41 Тест № 15 | | |
-
| Семья | Уч.с.68-69; Р.Т.с.42-43 | | |
-
| Семья | Уч.с.70-71; Р.Т.с.44-45 | | |
-
| О деньгах. | Уч.с.72-73; Р.Т.с.46-47 | | |
-
| Что такое бюджет. Бюджет семьи. | Уч.с.74-75; Р.Т.с.49,51 | | |
-
| Будем вежливы | Уч.с.76-78; Р.Т.с.52-53 Тест № 16 | | |
-
| Будем вежливы | Уч.с.79-81; Р.Т.с.54-56 | | |
-
| О друзьях-товарищах | Уч.с.82-83; Р.Т.с.57 | | |
-
| О привычках | Уч.с.84-85; Р.Т.с.58 Тест № 17 | | |
-
| Лето | Уч.с.86-87 | | |
-
| Мозаика заданий. Проверочная работа № 4 «Люди вокруг нас» | Уч.с.88-89; Р.Т.с.60-61 | | |
-
| Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей | Дневник наблюдений Р.Т.с.28-30 | | |
-
| Итоговая контрольная работа | | | |
Внеклассная деятельность. Презентация проектов «Наши питомцы» | Уч.с.88-89; Р.Т.с.62-63 | | |
Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса
Учащиеся должны знать:
назначение приборов и инструментов, устройство термометра;
об исследованиях глубин морей и океанов, об исследованиях космоса;
планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
о значении камня в жизни человека;
условия, необходимые для жизни растений и животных;
некоторые растения и животные разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
характерные признаки времен года по (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);
правила безопасного обращения с электроприборами;
о значении науки и труда в жизни общества;
о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся должны уметь:
давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
различать тела природы и изделия, приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года;
Учащиеся могут знать:
о некоторых ученых и изобретателях, о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
планеты Солнечной системы;
об использовании электрической энергии;
о разнообразии условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
о влиянии деятельности человека на живую природу;
об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание).
Учащиеся могут уметь:
приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
отличать планету от звезды;
показывать на глобусе материки и океаны;
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
Основная:
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради №1, № 2. — М.: АСТ, Астрель. 2016
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.— М.: АСТ, Астрель, 2013
Дополнительная:
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 2 класс / О.Б. Калинина. – М. : Дрофа; Астрель, 2016.
Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
Литература для учителя:
Ивченкова Г.Г. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой, И.В. Потапова: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. — М.: АСТ, Астрель, 2012.
Окружающий мир: Проверочные и диагностические работы: 2-й класс: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» / И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. – М.: АСТ, Астрель, 2016
Окружающий мир: Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля : 2-й класс : к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» /И.В. Потапов. — М: ACT, 2015
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 — 4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир :[сборник]. — М.: Астрель, 2012.
Демонстрационные плакаты
Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения», 1 – 4 кл.
Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир. 2 класс» с методическими рекомендациями
Традиционные средства обучения
Гербарий для начальной школы (28 видов).
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Набор оборудования для проведения опытов и практических работ
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Презентации:
«Модель Земли - глобус», «Звезда Солнце», «Планета земля», «Луна – спутник Земли», «Что такое космос», «Солнечная система», «Исследование космоса», «Смена дня и ночи», «Время. Измерение времени», «Наша семья», «Правила вежливости», «Осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе», ««Летние изменения в природе».
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru