СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров, разработана в соответствии с ФГОС по профессии СПО
23.01.03 Автомеханик.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РАДИЩЕВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ И ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ
По профессии 23.01.03 Автомеханик
Р.п. Радищево
2016
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров, разработана в соответствии с ФГОС по профессии СПО
23.01.03 Автомеханик.
РЕКОМЕНДОВАНА методической комиссией Протокол заседания МК №_______ от «__»________20___г. Председатель МК В.К. Старшинов
| УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ОГБПОУ РТТ О.В. Муратова
«__»________20___г. |
Авторы - разработчики:
Бикбаев Ильдар Адельшевич преподаватель учебных дисциплин
профессионального цикла
Токарева Татьяна Валентиновна преподаватель учебных дисциплин
профессионального цикла
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 6 |
3. СТРУКТУРА И содержание профессионального модуля
| 7 |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 20 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
| 23 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
1.1. Область применения примерной программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) транспортировка грузов и перевозка пассажиров соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Управлять автомобилями категорий «В» и «С»
Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования
4. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
управления автомобилями категорий «В» и «С»
уметь:
соблюдать правила дорожного движения;
безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
уверенно действовать в нештатных ситуациях;
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
соблюдать режим труда и отдыха;
обеспечить приём, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;
получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
использовать средства пожаротушения;
знать:
основы законодательства в сфере дорожного движения, правила дорожного движения;
правила эксплуатации транспортных средств;
правила перевозки грузов и пассажиров
виды ответственности за нарушение правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств
правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;
порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
приёмы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
правила обращения с эксплуатационными материалами;
требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
основы безопасного управления транспортными средствами;
порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;
порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в её состав средств;
приёмы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
правила применения средств пожаротушения
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 231 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 195 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 57 часов;
учебная практика – 24 часа.
производственная практика – 36 часов.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1. | Управлять автомобилями категорий «В» и «С» |
ПК 2. | Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров |
ПК 3. | Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. Учебная нагрузка и практика) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося часов (внеаудитор.) | Учебная, часов | Производственная, часов | ||||
Всего, часов | в т.ч. практические занятия, часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 2.1-2.6 | Раздел 1. Выполнение транспортировки грузов и перевозки пассажиров | 195 | 114 | 32 | 57 | 24 | - |
| Производственная практика, по профессии часов | 36 |
| 36 | |||
Всего: | 231 | 114 | 32 | 57 | 24 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объм часов | Уровень освоения |
| |||||
1 | 2 | 3 | 4 |
| |||||
МДК 02.1. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С» |
| 114 |
|
| |||||
Раздел 1 .Основы законодательства в сфере дорожного движения.
|
| 42
|
| ||||||
Тема 1. Законодательство в сфере дорожного движения | Знать: Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы: Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения. Уметь: Сформировать в себе ответственное отношение к законодательству в сфере взаимодействия общества и природы в сфере дорожного двидения. |
|
|
| |||||
| 4 |
| |||||||
|
|
|
| ||||||
Тема 1.1 Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопас ности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы |
|
| 1
|
2 |
| ||||
Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы: общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
|
| ||||||||
Тема 1.2 Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения | Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения: задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; понятие преступления и виды преступлений; понятие и цели наказания, виды наказаний; экологические преступления; ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях; административное правонарушение и административная ответственность; административное наказание; назначение административного наказания; административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения против порядка управления; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; размеры штрафов за административные правонарушения; гражданское законодательство; возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; объекты гражданских прав; право собственности и другие вещные права; аренда транспортных средств; страхование; обязательства вследствие причинения вреда; возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность при отсутствии вины причинителя вреда; общие положения; условия и порядок осуществления обязательного страхования; компенсационные выплаты.
| 3 | 2 |
| |||||
Тема 2. Правила дорожного движения |
| 38 |
|
| |||||
Тема 2.1.Общие положения, основные понятия и термины используемые в правилах дорожного движения
| Знать: Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения Уметь: Оценивать значение понятий и терминов в Правилах дорожного движения. Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения: значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения; структура Правил дорожного движения; дорожное движение; дорога и ее элементы; пешеходные переходы, их виды и обозначения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки; прилегающие территории: порядок въезда, выезда и движения по прилегающим к дороге территориям; порядок движения в жилых зонах; автомагистрали, порядок движения различных видов транспортных средств по автомагистралям; запрещения, вводимые на автомагистралях; перекрестки, виды перекрестков в зависимости от способа организации движения; определение приоритета в движении; железнодорожные переезды и их разновидности; участники дорожного движения; лица, наделенные полномочиями по регулированию дорожного движения; виды транспортных средств; организованная транспортная колонна; ограниченная видимость, участки дорог с ограниченной видимостью; опасность для движения; дорожно-транспортное происшествие; перестроение, опережение, обгон, остановка и стоянка транспортных средств; темное время суток, недостаточная видимость; меры безопасности, предпринимаемые водителями транспортных средств, при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости; населенный пункт: обозначение населенных пунктов с помощью дорожных знаков; различия в порядке движения по населенным пунктам в зависимости от их обозначения.
| 2 | 2 |
| |||||
Тема 2.2 Обязанности участников дорожного движения | Знать: Обязанности участников дорожного движения. Уметь: Выполнять все обязанности водителей. Обязанности участников дорожного движения: общие обязанности водителей; документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции; обязанности водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства; порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; порядок предоставления транспортных средств должностным лицам; обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию; запретительные требования, предъявляемые к водителям; права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств; обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.
| 2 | 2 |
| |||||
Тема 2.3 Дорожные знаки | | 5 |
|
| |||||
Тема 2.3.1 Классификация дорожных знаков Предупреждающие знаки | Знать: Назначение дорожных знаков и порядок действия водителей в соответствии с требованиями дорожных знаков. Уметь: Мгновенно вспоминать требование дорожных знаков и действовать в соответствии с их требованиями. Дорожные знаки: значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков; назначение предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различной конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком. | 1 | 2 |
| |||||
Тема 2.3.2 Знаки приоритета | Назначение знаков приоритета; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета; | 1 | 2 |
| |||||
Тема 2.3.3 Запрещающие знаки | Назначение запрещающих знаков; название, значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков. | 1 | 2 |
| |||||
Тема 2.3.4 Предписывающие знаки, знаки особых предписаний | Название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний; | 1 | 2 |
| |||||
Тема 2.3.5. Информационные знаки, знаки сервиса и знаки дополнительной информации(таблички) | Назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса; назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований знаков дополнительной информации. | 1 | 2 |
| |||||
Тема 2.4 Дорожная разметка | Знать: Дорожную разметку и её характеристики. Уметь: Различать виды разметки и действовать в соответствии с её требованиями. Дорожная разметка и ее характеристики: значение разметки в общей системе организации дорожного движения, классификация разметки; назначение и виды горизонтальной разметки; постоянная и временная разметка; цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в соответствии с ее требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения вертикальной разметки. | 1 | 2 |
| |||||
Тема 2.5 Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части. | Знать: Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части. Уметь: Выполнять требования по порядку движения и расположение транспортных средств на проезжей части. | 6 | 2 |
| |||||
Тема 2.5.1 Предупреждающие сигналы, начало движения, маневрирование | Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части: предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями; движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа; движение по дорогам с полосой разгона и торможения; средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части; порядок движения тихоходных транспортных средств; движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам; | 2 | 2 |
| |||||
Тема 2.5.2 Расположение транспортных средств на проезжей части | Выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения; допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд; действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещен; опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия; встречный разъезд на узких участках дорог; встречный разъезд на подъемах и спусках; приоритет маршрутных транспортных средств; пересечение трамвайных путей вне перекрестка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси; правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки; учебная езда; требования к обучающему, обучаемому и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места, где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части. | 2 | 2 |
| |||||
Практическое занятие Решение ситуационных задач |
| 2 |
| ||||||
|
|
| |||||||
Тема 2.6 Остановка и стоянка транспортных средств | Знать: Порядок остановки и стоянки транспортных средств. Уметь: Производить останови и стоянки транспортных средств без нарушений правил дорожного движения. | 4 |
| ||||||
Тема 2.6.1. Остановка и стоянка транспортных средств | Остановка и стоянка транспортных средств: порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку; длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места, где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства; ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 2.6.2. Практическое занятие Решение ситуационных задач |
| 2 |
| ||||||
Тема 2. 7 Регулирование дорожного движения | Знать: Средства и порядок регулирования дорожного движения. Уметь: Незамедлительно выполнять требования регулировки и сигналов светофора. Регулирование дорожного движения: средства регулирования дорожного движения; значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды; значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 2.8 Проезд перекрёстков | Знать: Правила проезда перекрёстков транспортными средствами. Уметь: Не нарушать правила дорожного движения по проезду перекрёстков. | 6 |
| ||||||
Тема 2.8.1 Проезд перекрёстков | Проезд перекрестков: общие правила проезда перекрестков; преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые перекрестки; правила проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрестку, регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрестки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрестков | 2 | 2 | ||||||
Тема 2.8.2. Практическое занятие |
|
4 |
| ||||||
Тема 2.8.2.1 Решение ситуационных задач |
| 2 |
| ||||||
Тема 2.8.2.2 Решение ситуационных задач |
| 2 |
| ||||||
Тема 2.9. Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов | Знать: Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. Уметь: Не нарушать правила дорожного движения при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных средств и железнодорожных переездов.
| 6 |
| ||||||
Тема 2.9.1 Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств железнодорожных переездов | Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов: правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов; правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому транспортному средству; правила проезда железнодорожных переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд; запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги; ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 2.9.2 Практическое занятие |
| 4 |
| ||||||
Тема 2.9.2.1. Решение ситуационных задач |
| 2 |
| ||||||
Тема 2.9.2.2. Решение ситуационных задач |
| 2 |
| ||||||
Тема 2.10 Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов | Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов: правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения; действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей; использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения. | 2 | 2 | ||||||
Тема 2.11 Буксировка транспортных средств, перевозка людей | Знать: Порядок буксировки транспортных средств, перевозки людей и грузов. Уметь: Производить буксировку транспортных средств, перевозку людей и грузов без нарушений правил дорожного движения. Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов: условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки; перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах; случаи, когда буксировка запрещена; требование к перевозке людей в грузовом автомобиле; обязанности водителя перед началом движения; дополнительные требования при перевозке детей; случаи, когда запрещается перевозка людей; правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве; перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства; обозначение перевозимого груза; случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция).
| 1 | 2 | ||||||
Тема 2.12 Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств. Зачёт. Решение тематических задач по теме 1.1- 2.12 | Знать: Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств: Уметь: Выполнять требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств не нарушая требований правил дорожного движения. Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств: общие требования; порядок прохождения технического осмотра; неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств; требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; опознавательные знаки транспортных средств.
| 1 | 2 | ||||||
Раздел № 2 Основы управления Транспортными средствами |
| 14 |
| ||||||
Тема1 Дорожное движение | Знать: Виды и причины возникновения ДТП. Систему водитель – автомобиль. Уметь: Безаварийно управлять автомобилями. Дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД), показатели качества функционирования системы ВАД. Понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России. Система водитель-автомобиль (ВА). Цели и задачи управления транспортным средством. Различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях, и при участии в дорожном движении. Элементы системы водитель-автомобиль. Показатели качества управления транспортным средством: эффективность, безопасность и экологичность. Безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством. Классификация автомобильных дорог. Транспортный поток. Средняя скорость, интенсивность движения и плотность транспортного потока. Пропускная способность дороги. Средняя скорость и плотность транспортного потока, соответствующие пропускной способности дороги. Причины возникновения заторов.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 2 Профессиональная надежность водителя | Знать: Факторы влияющие на профессиональную надежность водителя. Уметь: Прогнозировать падение профессиональной надёжности при вождении автомобиля. Понятие о надежности водителя. Анализ деятельности водителя. Информация, необходимая водителю для управления транспортным средством. Обработка информации. Сравнение текущей информации с безопасными значениями, сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта. Штатные и нештатные ситуации. Снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации. Влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции. Влияние скорости на вынос взора и размеры поля концентрации внимания. Влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством. Влияние утомления на надежность водителя. Зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем. Режим труда и отдыха водителя. Зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения. Мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 3 Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления | Знать: Свойства транспортного средства влияющие на эффективность и безопасность управления. Уметь: Принимать правильное решение во время управления автомобилем с учётом влияния свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления. Силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения. Уравнение тягового баланса. Сила сцепления колес с дорогой. Понятие о коэффициенте сцепления. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия. Условие движения без буксования колес. Свойства эластичного колеса. Круг силы сцепления. Влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию. Деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы. Угол увода. Гидроскольжение и аквапланирование шины. Силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении. Скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства. Устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства. Условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства. Управляемость продольным и боковым движением транспортного средства. Влияние технического состояния систем управления подвески и шин на управляемость.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 4. Дорожные условия и безопасность движения |
| 4 |
| ||||||
Тема 4.1 Дорожные условия и безопасность движения | Знать: Особенности разнообразных дорожных условий и порядок действий водителя. Уметь: Принимать правильные решения в зависимости от изменения дорожных условий влияющих на безопасность движения. Динамический габарит транспортного средства. Опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении. Изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства. Понятие о тормозном и остановочном пути. Зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Безопасный боковой интервал. Резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом. Условия безопасного управления. Дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации. Выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения. Влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП. Зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре «ведущий – ведомый». Безопасные условия обгона (опережения). Повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока. Повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 4.2 Практическое занятие. Решение ситуационных задач | Знать: Порядок наблюдения за дорожной обстановкой. Уметь Моделировать различные ситуации для выработки алгоритма наблюдения за дорожной остановкой и её анализа | 2 | 2 | ||||||
Тема 5 Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством | Знать: Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством. Уметь: эффективно и безопасно управлять транспортным средством. Влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении. Наиболее опасный период накопления водителем опыта. Условия безопасного управления транспортным средством. Регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока. Показатели эффективности управления транспортным средством. Зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности. Снижение эксплуатационного расхода топлива – действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством. Безопасное и эффективное управления транспортным средством. Проблема экологической безопасности. Принципы экономичного управления транспортным средством. Факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 6 Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения | Знать: Требования и порядок обеспечения безопасности пассажиров. Пешеходов и велосипедистов. Уметь Подбирать и устанавливать детские удерживающие устройства, обеспечивать безопасность пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.. Безопасность пассажиров транспортных средств. Результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности. Опасные последствия срабатывания подушек безопасности для не пристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств. Мифы о ремнях безопасности. Законодательство РФ об использовании ремней безопасности. Детская пассажирская безопасность. Назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств. Необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста. Законодательство РФ об использовании детских удерживающих устройств. Безопасность пешеходов и велосипедистов. Подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов. Световозвращающие элементы их типы и эффективность использования. Особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений. Обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.
| 2 | 2 | ||||||
Раздел № 3 Основы управления транспортными средствами категории «В» и «С» |
| 12 |
| ||||||
Тема 1. Приёмы управления транспортным средством | Знать: Приёмы управления транспортным средством категории « В» Уметь: Управлять автомобилями категории «В».
Рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида; техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 2 Управление транспортным средством в штатных ситуациях |
| 6 |
| ||||||
Тема 2.1 Управление транспортным средством в штатных ситуациях | Знать: Перечень возможных штатных ситуаций и порядок действия водителя. Уметь: Безошибочно действовать при штатных ситуациях. Маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; | 2 | 2 | ||||||
Тема 2.2. Управление транспортным средством в сложных условиях | Знать: Перечень сложных условий и порядок действия водителя. Уметь: Безошибочно управлять при сложных условиях.
Управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств; перевозка пассажиров в грузовых автомобилях; создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста; перевозка грузов в грузовых автомобилях; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза; управление автоцистерной.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 2.3. Практическое занятие Решение ситуационных задач | Знать: Порядок управления автомобилем в штатных ситуациях. Уметь: Безошибочно управлять автомобилем при сложных условиях движения. | 2 |
| ||||||
Тема 3 Управление транспортным средством в нештатных ситуациях |
| 4 |
| ||||||
Тема 3.1 Управление транспортным средством в нештатных ситуациях | Знать: Перечень возможных нештатных ситуаций во время движения. Уметь: Выбрать правильный алгоритм действий. Понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения; объезд препятствия как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса заднеприводного и полноприводного транспортного средства; действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. | 2 | 2 | ||||||
Тема 3.2 Практическое занятие. Зачёт. Решение ситуационных задач по теме 1-3 | Знать: Алгоритм действий в нештатных ситуациях. Уметь: Правильно выбирать порядок действий и безошибочно управлять автомобилем в нештатных ситуациях. | 2 | 2 | ||||||
Раздел № 4 Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом |
| 12 |
| ||||||
Тема 1 Нормативные правовые акты определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом | Знать: Нормативные правовые акты определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом. Уметь: Выполнять требования нормативных актов определяющих порядок перевозки грузов автомобильным транспортом без ошибок.
Заключение договора перевозки грузов; предоставление транспортных средств, контейнеров для перевозки грузов; прием груза для перевозки; погрузка грузов в транспортные средства и выгрузка грузов из них; сроки доставки груза; выдача груза; хранение груза в терминале перевозчика; очистка транспортных средств, контейнеров; заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза; особенности перевозки отдельных видов грузов; порядок составления актов и оформления претензий; предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств; формы и порядок заполнения транспортной накладной и заказа-наряда на предоставление транспортного средства.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 2. Основные показатели работы грузовых автомобилей | Знать: Основные показатели работы грузовых автомобилей. Уметь: Анализировать эффективность грузовых перевозок.
Технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей; повышение грузоподъемности подвижного состава; зависимость производительности труда водителя от грузоподъемности подвижного состава; экономическая эффективность автомобильных перевозок.
| 1 | 2 | ||||||
Тема 3 Организация грузовых перевозок | Знать: Порядок организации перевозок различных грузов. Уметь: Правильно по требованиям перевозить грузы.
Централизованные перевозки грузов, эффективность централизованных перевозок; о рганизация перевозок различных видов грузов; принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов; перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов; специализированный подвижной состав; перевозка строительных грузов; способы использования грузовых автомобилей; перевозка грузов по рациональным маршрутам; маятниковый и кольцевой маршруты; челночные перевозки; перевозка грузов по часам графика; сквозное движение, система тяговых плеч; перевозка грузов в контейнерах и пакетами; пути снижения себестоимости автомобильных перевозок; междугородные перевозки.
| 3 | 2 | ||||||
Тема 4 Диспетчерское руководство работой подвижного состава | Знать: Систему диспетчерского руководства перевозками грузов. Уметь: Работать с диспетчерской службой для устранения простоев и экономии топлива.
Диспетчерская система руководства перевозками; порядок и способы взаимодействия с диспетчерской службой автотранспортной организации, в том числе посредством спутниковых систем мониторинга транспортных средств, включая систему ГЛОНАСС; централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства; контроль за работой подвижного состава на линии; диспетчерское руководство работой грузового автомобиля на линии; формы и технические средства контроля и диспетчерской связи с водителями, работающими на линии, и клиентурой; оформление и сдача путевых листов и товарно-транспортных документов при возвращении с линии; обработка путевых листов; оперативный учет работы водителей; порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии; нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей, используемых в качестве легкового такси; мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов, опыт передовых водителей.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 5. Применение тахографов |
| 4 |
| ||||||
Тема 5.1 Применение тахографов | Знать: Виды и порядок работы с тахографами. Уметь Контролировать работу тахографа.
Виды контрольных устройств (тахографов), допущенных к применению для целей государственного контроля (надзора) за режимом труда и отдыха водителей на территории Российской Федерации; характеристики и функции технических устройств (тахографов), применяемых для контроля за режимами труда и отдыха водителей; технические, конструктивные и эксплуатационные характеристики контрольных устройств различных типов (аналоговых, цифровых). Правила использования контрольного устройства; порядок применения карт, используемых в цифровых устройствах контроля за режимом труда и отдыха водителей; техническое обслуживание контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах; выявление неисправностей контрольных устройств.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 5.2 Практическое занятие по применению тахографа | Знать: Порядок работы и обслуживание тахографов. Уметь: Эксплуатировать тахографы. | 2 |
| ||||||
Раздел № 5 Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
| 6 |
| ||||||
Тема 1 Нормативно-правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом | Знать: Законодательство в области выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Уметь: Без нарушений законодательства перевозить пассажиров. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Виды перевозок пассажиров и багажа по заказу. Определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу. Перевозки детей, следующих вместе с пассажиром. Перевозка багажа, перевозка ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу. Отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора. Порядок предъявления претензий к перевозчикам, фрахтовщикам. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01. 1996 № 14-ФЗ. Общие положения о перевозке. Договор перевозки пассажира. Договор фрахтования. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира. Постановление Правительства РФ от 14.02. 2009 № 112 « Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским надземным электрическим транспортом». Перевозка пассажиров и багажа легковым такси. Прием и оформление заказа. Порядок определения маршрута перевозки. Порядок перевозки пассажиров легковыми такси. Порядок перевозки багажа легковыми такси. Плата за пользование легковым такси. Документы, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Предметы запрещенные к перевозке в легковых такси. Оборудование легковых такси, порядок размещения информации. | 2 | 2 | ||||||
Тема 2. Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта | Знать: Технико-эксплуатационнные показатели пассажирского автотранспорта. Уметь: Эффективно использовать пассажирский автотранспорт во время перевозки пассажиров. Количественные показатели: объем перевозок, пассажирооборот, машино-часы работы. Качественные показатели: коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию. Мероприятия по увеличению выпуска подвижного состава на линию. Продолжительность нахождения подвижного состава на линии. Скорость движения. Техническая скорость. Эксплуатационная скорость. Скорость сообщения. Мероприятия по повышению скорости сообщения, среднее расстояние поездки пассажиров. Коэффициент использования пробега. Мероприятия по повышению коэффициента использования пробега. Среднесуточный пробег. Общий пробег. Производительность работы пассажирского автотранспорта.
| 1 | 2 | ||||||
Тема 3 Диспетчерское руководство работой такси на линии | Знать: Диспетчерскую систему руководства пассажирскими автомобильными перевозками. Уметь: Работать с диспетчерской службой для устранения простоев и экономии топлива. Диспетчерская система руководства пассажирскими автомобильными перевозками. Порядок и способы взаимодействия с диспетчерской службой автотранспортной организации, в том числе посредством спутниковых систем мониторинга транспортных средств, включая ГЛОНАСС. Централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства. Средства диспетчерской связи с водителями такси, работающими на линии. Организация выпуска подвижного состава на линию. Порядок приема подвижного состава на линии. Порядок оказания технической помощи на линии. Контроль за своевременным возвратом автомобилей в таксопарк.
| 1 | 2 | ||||||
Тема 4. Работа такси на линии | Знать: Организацию таксомоторных перевозок пассажиров. Уметь: Заполнять путевые листы, выполнять мероприятия экономии ГСМ. Организация таксомоторных перевозок пассажиров. Пути повышения эффективности использования подвижного состава. Работа такси в часы "пик". Особенности перевозки пассажиров с детьми и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Назначение, основные типы и порядок использования таксометров. Основные формы первичного учета работы автомобиля. Путевой (маршрутный) лист. Порядок выдачи и заполнения путевых листов. Оформление и сдача путевых листов при возвращении с линии. Обработка путевых листов. Порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии. Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей, используемых в качестве легкового такси. Мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов, опыт передовых водителей. Зачет. Решение тематических задач по темам 1-4; контроль знаний.
| 2 | 2 | ||||||
Раздел № 6 Психофизиологические основы деятельности водителя |
| 12 |
| ||||||
Тема 1 Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки | Знать: Особенности познавательных функций ( внимание, восприятие, памяти, мышления.) Уметь: Контролировать психомоторные навыки управления автомобилем. Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление). Внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем). Причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством. Способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов. Монотония. Влияние усталости и сонливости на свойства внимания. Способы профилактики усталости. Виды информации. Выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством. Информационная перегрузка. Системы восприятия и их значение в деятельности водителя. Опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки. Зрительная система. Поле зрения, острота зрения и зона видимости. Периферическое и центральное зрение. Факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя. Другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя. Влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки. Память. Виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта. Мышление. Анализ и синтез как основные процессы мышления. Оперативное мышление и прогнозирование. Навыки распознавания опасных ситуаций. Принятие решения в различных дорожных ситуациях. Важность принятия правильного решения на дороге. Формирование психомоторных навыков управления автомобилем. Влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков. Простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне. Факторы, влияющие на быстроту реакции.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 2 Этические основы деятельности водителя | Знать: Этические основы деятельности водителя. Уметь: Взаимодействовать в сфере дорожного движения. Цели обучения управлению транспортным средством. Мотивация в жизни и на дороге. Мотивация достижения успеха и избегания неудач. Склонность к рискованному поведению на дороге. Формирование привычек. Ценности человека, группы и водителя. Свойства личности и темперамент. Влияние темперамента на стиль вождения. Негативное социальное научение. Понятие социального давления. Влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя. Ложное чувство безопасности. Влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения. Способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством. Понятие об этике и этических нормах. Этические нормы водителя. Ответственность водителя за безопасность на дороге. Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения. Уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды). Причины предоставления преимущества на дороге общественному транспорту, скорой медицинской помощи, МЧС, полиции. Особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 3 Основы эффективного общения | Знать: Основы эффективного общения. Уметь: Различать стили общения, выбирать стили общения в зависимости от ситуации. Понятие общения, его функции, этапы общения, стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение, как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения, основные «эффекты» в восприятии других людей, виды общения (деловое, личное). Качества человека, важные для общения, стили общения, барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования. Общение в условиях конфликта. Особенности эффективного общения, правила, повышающие эффективность общения.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 4 Эмоциональное состояние и профилактики конфликтов | Знать: Особенности психологии человека в процессе управления транспортным средством. Уметь: Контролировать эмоции в конфликтных ситуациях. Применять нужную стратегию и правила поведения в конфликтах. Эмоции и поведение водителя. Эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация). Изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях. Управление поведением на дороге. Экстренные меры реагирования. Способы саморегуляции эмоциональных состояний. Конфликтные ситуации и конфликты на дороге. Причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения. Тип мышления, приводящий к агрессивному поведению. Изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов. Влияние плохого самочувствия на поведение водителя. Профилактика конфликтов. Правила взаимодействия с агрессивным водителем.
|
| 2 | ||||||
Тема 5 Практическое занятие Саморугуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) | | 4 |
| ||||||
Тема 5.1 Решение ситуационных задач | Знать: Особенности и структуру конфликта. Уметь: Налаживать межличностные конфликты, разрешать конфликтные ситуации. Приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов. Решение ситуационных задач в режиме реального времени по оценке психического состояния, поведения и профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. | 2 | 2 | ||||||
Тема 5.2 Решение ситуационных задач. Зачёт | Знать: Особенности и структуру конфликта. Уметь: Налаживать межличностные конфликты, разрешать конфликтные ситуации Решение ситуационных задач в режиме реального времени по оценке психического состояния, поведения и профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. Психологический практикум. Контроль знаний и умений.
| 2 | 2 | ||||||
Раздел № 7 Первая помощь | | 2 |
| ||||||
Тема 1 Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи | Знать: Организацию и виды помощи пострадавшим при ДТП. Права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи. Особенности оказания первой помощи детям. Основные правила вызова скорой помощи. Перечень состояний при которых оказывается первая помощь. Уметь: Соблюдать правила личной безопасности при оказании первой помощи, последовательно действовать на месте происшествия. Способы извлечения и перемещения пострадавшего. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о видах ДТП и структуре дорожно-транспортного травматизма. Организация и виды помощи пострадавшим в ДТП. Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи. Особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно. Понятие «первая помощь». Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию. Основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь. Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи. Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших. Основные факторы, угрожающие жизни и здоровью при оказании первой помощи, пути их устранения. Пути их устранения. Способы извлечения и перемещения пострадавшего. Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека. Современные наборы средств и устройств для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.) Основные компоненты, их назначение. | 2 | 2 | ||||||
Тема 2 Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения | | 4 | 2 | ||||||
Тема 2.1 Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения | Знать: Основные признаки жизни у пострадавших, причины нарушения дыхания и кровообращения. Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации. Ошибки и осложнения при выполнении ренимационных мероприятий. Уметь: Выполнять сердечно- легочную реанимацию у детей. Оказывать первую помощь при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей. Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего. Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР). Техника проведения искусственного дыхания и давления на грудину пострадавшего. Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий. Показания к прекращению СЛР. Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР. Особенности СЛР у детей. Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку. | 2 | 2 | ||||||
Тема 2.2 Практическое занятие | Знать: Основные приемы извлечения пострадавшего из автомобиля, переноски пострадавшего на руках. Уметь: Проводить Сердечно- легочную реанимацию, восстанавливать проходимость верхних дыхательных путей, оценивать признаки жизни у пострадавшего. Оценка обстановки на месте происшествия. Экстренное извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места, отработка основных приёмов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания). Отработка приема снятия мотоциклетного (велосипедного) шлема и других защитных приспособлений с пострадавшего. Приёмы переноски пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи. Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь. Отработка навыков определения сознания у пострадавшего. Отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Оценка признаков жизни у пострадавшего. Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания. Отработка приёмов давления на грудину пострадавшего. Выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации. Отработка приёма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение. Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 3 Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах |
| 4 |
| ||||||
Тема 3.1 Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах | Знать: Что такое кровотечение, острая кровопотеря. Признаки наружного кровотечения, способы временной остановки наружного кровотечения, способы оказания первой помощи при травме. Уметь: Способы временной остановки наружного кровотечения , оказание первой помощи при травме головы, живота, конечностей, накладывание повязки на раны. Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего. Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря». Признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного). Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки. Оказание первой помощи при носовом кровотечении. Понятие о травматическом шоке, причины и признаки. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока. Цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего. Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи. Травмы головы. Оказание первой помощи. Особенности ранений волосистой части головы. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа. Травмы шеи, оказание первой помощи. Остановка наружного кровотечения при травмах шеи. Фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий). Травмы груди, оказание первой помощи. Основные проявления травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом. Травмы живота и таза, основные проявления. Оказание первой помощи. Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения. Оказание первой помощи. Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране. Травмы конечностей, оказание первой помощи. Понятие «иммобилизация». Способы иммобилизации при травме конечностей. Травмы позвоночника. Оказание первой помощи.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 3.2. Практическое занятие | Знать: технику проведения обзорного осмотра пострадавшего , технику остановки наружного кровотечения при ранении головы, или груди, живота с помощью пальцевого прижатия артерий, наложение кровоостанавливающего жгута, приемы первой помощи при переломах, технику иммобилизации подручными средствами. Уметь: Накладывать кровоостанавливающий жгут, делать перевязки при ранении грудной клетки, положение повязок при наличии инородного предмета в ране, оказывать первую помощь при ожогах, отморожениях. Признаки острого отравления. Влияние эксремальной ситуации на психоэмоциональное состояние пострадавших. Уметь: Оказывать первую помощь при ожогах, отморожениях. Оказывать первую помощь при острых отравлениях, транспортировать пострадавших, придать правильное положение тела пострадавшего при травмах. Контролировать состояние пострадавшего в сознании, без сознания.
Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего. Проведение подробного осмотра пострадавшего. Остановка наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки. Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки. Наложение повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей. Отработка приёмов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий). Отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника. Отработка приемов переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника | 2 |
| ||||||
Тема 4 Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно- транспортном происшествии |
| 6 |
| ||||||
Тема 4.1 Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно- транспортных происшествиях
| Знать : Решение ситуационных задач при оказании первой помощи. Уметь: Оказывать первую помощь при политравмах. Виды ожогов, их признаки. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, основные проявления. Оказание первой помощи. Перегревание, факторы, способствующие его развитию. Основные проявления, оказание первой помощи. Холодовая травма, ее виды. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи. Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления. Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу. Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела. Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери. Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания. Влияние экстремальной ситуации на психоэмоциональное состояние пострадавшего и участника оказания первой помощи. Простые приемы психологической поддержки. Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 4.2 Практическое занятие по теме № 8 | Наложение повязок при ожогах различных областей тела. Применение местного охлаждения. Наложение термоизолирующей повязки при отморожениях. Придание оптимального положения тела пострадавшему при: отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере.
| 2 | 2 | ||||||
Тема 4.3 Зачёт Решение ситуационных задач | Решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим с различными повреждениями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков и жизни и с другими состояниями, требующими оказания первой помощи). | 2 |
| ||||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы - Решение комплексных тематических задач по основным понятиям и терминам; - Решение комплексных тематических задач по предупреждающим знакам; - Решение комплексных тематических задач по знакам приоритета и запрещающим знакам; - Решение комплексных тематических задач по предупреждающим информационным знакам, знаках особых предупреждений, знаках сервиса и отдыха; - Решение комплексных тематических задач по началу движения и маневрирования; - Решение комплексных тематических задач по расположение транспортных средств на проезжей части; - Решение комплексных тематических задач по скорости движения, обгону, встречному разъезду, остановке и стоянке - Решение комплексных тематических задач по регулированию дородного движения. - Решение комплексных задач по проезду перекрёстков; - Решение комплексных задач по проезду пешеходных переходов, остановок маршрутных средств и железнодорожных переездов; - Решение комплексных задач по особым условиям движения; - Решение комплексных задач по перевозке людей и грузов; - Решение комплексных задач по техническому состоянию транспортных средств; - Решение комплексных задач по правовому регулированию эксплуатации транспортных средств; - Решение комплексных задач по всему курсу обучения; - Первая помощь при поражении молнией.( Презентация). - Первая помощь при синдроме длительного давления и закрытого повреждения.( Презентация). - Первая помощь при утоплении.( Презентация). - Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.( Презентация). - Первая помощь при открытом пневматороксе ( презентация). - Первая помощь при укусе клещей..( Презентация) - Первая помощь при тепловом ударе (Сообщение) - Первая помощь при укусе змей.( Презентация). - Правило положения жгута закрутки (самостоятельная работа) Учебная практика. Виды работ: 1. Контрольный осмотр транспортных средств. 2. Устранение неисправностей возникших во время эксплуатации транспортных средств. 3. Приём, размещение и крепление грузов в кузове автомобиля. 4. Диспетчерская служба Производственная практика. Виды работ: 1.Контрольный осмотр транспортных средств. 2. Устранение мелких неисправностей. 3. Приём, размещение и крепление грузов. 4. Диспетчерская работа. 5. Заправка транспортных средств.
Итого | 57 2 2 2 4 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 24 36
231 |
| |||||||
Практическое вождение (категория « В») * Первоначальное обучение вождению
Обучение вождению в условиях дорожного движения
Экзамен | 56 24 2 2 4 2 1 7 6
32 1 |
| |||||||
Практическое вождение (категория «С») * Первоначальное обучение вождению 1. Посадка, действия органами управления 2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя
5. Движение задним ходом 6. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование 7. Движение с прицепом. Контрольное занятие №1 | 72 30 2 2
4 6 2 8 6
|
| |||||||
Обучение вождению в условиях дорожного движения 8.Вождение по учебным маршрутам. Контрольное занятие №2 Экзамен
*практическое вождение вне сетки часов учебного времени | 42 1
|
|
Реализация профессионального модуля проходит в совмещённом кабинете № 1 «Основы законодательства в сфере дорожного движения», № 5 «Первая помощь» и на площадке для вождения автомобилей:
1. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основы законодательства в сфере дорожного движения»:
- комплект учебно-методической документации;
- комплект плакатов по правилам дорожного движения;
- магнитная доска со схемой населённого пункта.
- обучающий ДVД – диск, СД-диски.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор,компьютер.
2. Оборудование учебного кабинет и рабочих мест кабинета «Первая помощь»:
- комплект учебно-методической документации;
- комплект плакатов по оказанию первой помощи;
- тренажёр-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с
контролером.
- тренажёр - манекен взрослого пострадавшего для отработки приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей.
- тренажёр – манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приёмов сердечно-лёгочной реанимации;
- подручные материалы инитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства;
- табельные средства для оказания первой помощи.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, СД-диски; ДVД диски.
Реализация профессионального модуля предполагает практическое вождение автомобилей категорий «В» и «С», вне сетки часов учебного времени.
Тема №3 «Основы организации перевозок» профессионального модуля в количестве 7 часов предназначена для изучения при подготовки водителей транспортных средств категории «С».
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Учебно-наглядные пособия; Учебные легковые и грузовые автомобили.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения. Учебник водителя категории "A", "B", "C", "D", "E": М.: Эксмо 2013
2. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения.Учебник для водителя категории "C", "D", "E". АСТ: 2008. – 256 с.
3. Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя. Учебник водителя категории "A", "B", "C", "D","E". М.: АСТ 2008.-72 с.
4. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: А.Т. Берг 2014-65стр.
Дополнительные источники:
1. Николенко В.М. Первая доврачебная медицинская помощь. Учебник водителя категории"A","B","C","D","E".М.:ОНИКС: 2008.-63с.
2. Федоров В.Ф. Комментарий к правилам дорожного движения. М.: Мартин: 2010.-96 с.
3. Стандарт по профессии ТС категории A,В, С,D, E. МВД РФ. 2010.-82 с
4. АВТОМИР: научно-популярный журнал
5. За рулем: научно-практический журнал, учрежденный ОАО «За рулем»
6.Мультимедийное учебное пособие в области оказания первой помощи пострадавшим в ДТП «Кирилл и Мефодий» 2008 г.
7.Подготовка к теоретическому экзамену в ГИБДД МААШ .2011 г.
Интернет ресурсы:
Экзаменационные билеты
pdd 24.compdd-onlain
Видео уроки : правила дорожного движения
WWW.videouroki.onlain.com
2013/10blog-post 5634.html
Видео уроки : правила дорожного движения
video uchilka.ruvideo-uroki-pdd.html
видео уроки правила дорожного движения
pdd-drom.ru
Правила дорожного движения
pdd-new.ru
Правила дорожного движения
rugpdd.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Образовательное учреждение предусматривает при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.Практическое обучение вождению транспортными средствами проводится на учебном автодроме (площадке для учебной езды) и, после получения устойчивых навыков управления транспортным средством, на учебных маршрутах.
Учебные маршруты определяются для каждого упражнения с учетом полной отработки практических заданий.
Практическое вождение проводится вне сетки учебного времени.
После изучения данного модуля проводятся экзамены:
- комплексный по темам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортным средством»;
- по теме № 4 «Первая помощь»;
- по вождению транспортного средства за счёт часов отведённых на вождение.
Количество консультаций составляет 20 часов на учебный год по темам»Основы законодательства в сфере дорожного движения» и « Первая помощь».
Преподаватели учебных предметов должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
Мастера производственного обучения должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки « Образование и педагогика», удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории, документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего профессионального или высшего образования, и наличие водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории соответствующего профилю преподаваемого модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин и наличие водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Мастера производственного обучения: должны иметь водительское удостоверение на право управления транспортными средствами той категории, или тех категорий, на которых он будет обучать вождению, стаж управления транспортными средствами не менее трех лет, отсутствие в течение трех лет случаев лишения права управления транспортными средствами.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1.Управлять автомобилями категорий «В» и «С» | -соблюдение правил дорожного движения - управление автомобилями в различных дорожных и метеорологических условиях - осуществление действий, необходимых при возникновении нештатных ситуаций - контроль эмоционального состояния, разрешение конфликтных ситуаций. - выполнение контрольного осмотра транспортных средств | - экспертное наблюдение за ходом выполнения практических заданий в рамках практических занятий № 1-8 - тестирование - дифференцированный зачёт.
|
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров | - соблюдение правил посадки и высадки пассажиров - соблюдение правил перевозки грузов и пассажиров -выполнение погрузочно – разгрузочных работ с соблюдением техники безопасности | -тестирование; -дифференцированный зачёт;
|
ПК 2.3. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. | - оказание первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях с соблюдением правил и порядка проведения мероприятий первой помощи - транспортировка пострадавших с соблюдением требований оказания первой помощи - использование средств пожаротушения при необходимости с соблюдением требований по технике безопасности - соблюдение очередности действий на месте ДТП | -экспертное наблюдение за ходом выполнения практических заданий в рамках практических занятий № 9-19; - тестирование; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции)
| Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| - демонстрация интереса к будущей профессии; - обоснование выбора профессии; - участие в мероприятиях профессиональной направленности; - проектирование индивидуальной траектории профессионального развития; | Сообщение; Доклад;
|
ОК.2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. | - определение задач деятельности с учетом поставленных целей и способов их достижений; - структурирование задач деятельности; | Интерпретация результатов деятельности обучающегося в процессе освоения ОПОП, в ходе практических занятий. |
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
| - владение алгоритмом анализа рабочей ситуации; - выбор адекватных ситуациям методов и средств контроля, оценки и коррекции собственной деятельности; - проведение контроля, оценки и коррекции собственной деятельности; - выполнение функциональных обязанностей в рамках заданной рабочей ситуации; | Интерпретация результатов деятельности обучающегося в процессе освоения ОПОП, в ходе практических занятий. |
ОК.4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
|
- владение методами и способами поиска информации; - осуществление оценки значимости информации для выполнения профессиональных задач; - использование информации как средства эффективного выполнения профессиональных задач; | Экспертное наблюдение в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, решение профессиональных задач при освоении ОПОП. |
ОК.5.Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| - владение персональным компьютером; - использование программного обеспечения в решении профессиональных задач; - применение мультимедиа в профессиональной деятельности; - осуществление анализа и оценки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий (электронно-методические комплекты, интернет-ресурсы, электронные носители и т.д.; | Экспертное наблюдение в ходе освоения ОПОП;
|
ОК.6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
| - осуществление взаимодействия с коллегами в процессе решения задач; - проявление коллективизма; - владение технологией эффективного общения (моделирование, организация общения, управление общением, рефлексия общения) с коллегами, руководством, клиентами; | Экспертное наблюдение в ходе освоения ОПОП;
|
ОК.7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. | - участие в мероприятиях военно-патриотической направленности; - владение методами, средствами и способами создания безопасных условий безопасности жизнедеятельности; - владение методами и способами оказания помощи, защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; - владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной жизнедеятельности и в условиях чрезвычайных. |
экспертное наблюдение в ходе освоения ОПОП; |
*
6