СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена к УМК  Пономарёвой И.Н. (линейный курс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 классы»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 классы составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС.


Цели биологического образования:

социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;


Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.


Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём

применения межпредметного анализа учебных задач.


Место курса биологии в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в не делю) в 7, 8, 9 классах.

А по школьному базисному плану МАОУ СОШ №1 в 5-6 классах 1 час в неделю – 34 часа (34 учебные недели), 7, 8 и 9 классы 2 часа в неделю — по 68ч (34 учебные недели). Общее число учебных часов за 5 лет обучения составит 272 ч.


Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих резуль татов:

Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе

дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

перечислять отличительные свойства живого;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации тру да и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,

ухода за ними.


Распределение количества учебных часов


№ п/п

Темы

Количество часов

Рабочая программа по классам

Примерная программа

Рабочая программа

5

кл.

6

кл.

7

кл.

8 кл.

9

кл

1

Отличие живого от неживого

5

6

6





2

Клеточное строение организмов

5

7

7





3

Жизнедеятельность организмов

18

20

20





4

Задание на лето

1

2

1

1




5

Классификация живых организмов

9

11


11




6

Взаимосвязь организмов со средой обитания

9

11


11




7


Природное сообщество. Экосистема

5

8


8




8

Биосфера — глобальная экосистема

2

3


3




9

Введение. Общее знакомство с растениями

6

6



6



10

Клеточное строение растений

5

5



5



11

Органы растений

17

17



17



12

Основные процессы жизнедеятельности растений

12


12



12



13

Основные отделы царства растений

10

10



10



14

Историческое развитие растительного мира

4

5



5



15

Царство Бактерии

3

3



3



16

Царство Грибы. Лишайники

3

3



3



17

Природные сообщества

7

7



7



18

Общие сведения о мире животных

5

5




5


19

Строение тела животных

2

2




2


20

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

4




4


21

Подцарство Многоклеточные

2

2




2


22

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

6




6


23

Тип Моллюски

4

4




4


24

Тип Членистоногие

7

7




7


25

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

6


6




6


26

Класс Земноводные, или Амфибии

4

4




4


27

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

4




4


28

Класс Птицы

9

9




9


29

Класс Млекопитающие, или Звери

10

10




10


30

Развитие животного мира на Земле

6

5




5


31

Общий обзор организма человека

5

5





5

32

Опорно-двигательная система

9

9





9

33

Кровеносная система. Внутренняя среда организма

7

7





7

34

Дыхательная система

7

7





7

35

Пищеварительная система

7

7





7

36

Обмен веществ и энергии

3

3





3

37

Мочевыделительная система

2

2





2

38

Кожа

3

3





3

39

Эндокринная и нервная системы

5

5





5

40

Органы чувств. Анализаторы

6

6





6

41

Поведение человека и высшая нервная деятельность

9

9





9

42

Половая система. Индивидуальное развитие организма

2

2





2

43

Биосфера и человек

3

3





3


Итого:

258

272

34

34

68

68

68


Резервные часы:

22

-

-

-

-

-

-


Всего:

280

272







Содержание курса биологии

Раздел 1

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена,

транс порт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные куль туры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучения строения птиц.

Изучение строение куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.

Раздел 2

Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки,

ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма.

Значение физических упражнений и куль туры тру да для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммуни-

тет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания.

Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рацио-

нальное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях

и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.

Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоня-

ние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их

влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости

легких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсия

Происхождение человека.

Раздел 3

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация

живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения

энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд

•Учебники Федерального переченя, в которых реализована данная программа:

1. Биология. 5–6 классы (авт. Сухова Т.С., Строганов В.А.)

2. Биология. 7 класс (авт. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Куч мен ко В.С.);

3. Биология. 8 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Куч мен ко В.С.);

4. Биология. 9 класс (авт. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.).

•Элементы УМК для 5, 6, 7, 8, 9 классов, сопровождающие перечисленные выше учебники: рабочие тетради, дидактические материалы, пособия для учащихся, пособия для учителя и т. д.


Материально-техническое обеспечение учебного процесса


Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения

основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии , включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, программно - аппаратный комплекс с возможностью 3-х мерной визуализации ( 3-Д комплекс), интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов). Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.


Натуральные объекты


Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Развитие насекомых с полным превращением. Шелкопряд тутовый

Развитие животных с неполным превращением. Саранча

Морское дно

Раковины моллюсков

Чучела позвоночных животных

Коршун, рыба

Скелеты позвоночных животных

Костистая рыба, лягушка, кролик

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Зоология

Анатомия

Объёмные модели

Гидра

Строение клеточной оболочки

Ланцетник

Цветок капусты

Цветок картофеля

Цветок пшеницы

Цветок яблони

Цветок подсолнечника

Цветок тюльпана

Цветок гороха

Скелет конечностей лошади и овцы

Ланцетник

Строение мозга позвоночных (сравнительная)

Череп человека

Череп человека с раскрашенными костями

Глаз

Гортань в разрезе

Локтевой сустав (подвижная)

Почка в разрезе

Сердце (лабораторная)

Сердце в разрезе (демонстрационная)

Структура ДНК (разборная)

Скелет человека

Рельефные таблицы

Археоптерикс

Внутреннее строение брюхоногого моллюска

Внутреннее строение дождевого червя

Внутреннее строение жука

Внутреннее строение рыбы

Внутреннее строение лягушки

Внутреннее строение ящерицы

Внутреннее строение голубя

Внутреннее строение собаки

Строение глаза

Магнитные модели-аппликации

Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего

цепня

Развитие насекомых с полным и неполным превращением

Циклы развития мха и папоротника

Деление клетки. Митоз и мейоз

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации водных свойств почвы

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений

и животных

Раздаточные

Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Штатив лабораторный

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

Спиртовка лабораторная

Демонстрационные

Комплекты таблиц

Портреты биологов


Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Ком пакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье»

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ .Общая биология».

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье»

Компакт-диск «экологические факторы. Влажность» (DVD)

Компакт-диск «Земля. История планеты» (DVD)

Компакт-диск «Земля. Происхождение человека (DVD)

Компакт-диск «Земля. Развитие жизни» (DVD)

Компакт-диск «Экологические факторы. Свет» (DVD)

Компакт-диск «Экологические факторы. Температура» (DVD)


Программно - аппаратный комплекс с возможностью 3-х мерной визуализации














Планируемые результаты изучения курса биологии:


В 5 классе:

-отличать тела живой и неживой природы друг от друга, выявлять общие признаки;

- знать и освоить основные методы изучения природы;

- научиться работать с микроскопом, изучить его устройство;

- строение растительной и животной клеток, функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов;

- знать основные процессы жизнедеятельности, происходящие в живом организме: питание, дыхание, размножение.


В 6 классе:

- объяснять значение понятий «систематика», «вид», «царство»;

- называть царства живой природы: растения, животные, бактерии, грибы, вирусы;

- выделять общие признаки организмов, объединённых в родственную группу;

- характеризовать разные среды жизни живых организмов, приводить примеры организмов, обитающих в разных средах;

- приводить доказательства влияния факторов неживой природы на сезонные изменения в жизни растений и животных;

- уметь пояснять понятия «растительное сообщество», «природное сообщество», «экосистема»;

- объяснять космическую роль растений на Земле;

- уметь пояснять понятия «система», «экосистема», «биосфера»;

- приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

В 7 классе:

- Приводить примеры различных представителей царства Растения.

- Давать определение науки ботаники.

- Распознавать и описывать растения разнообразных жизненных форм.

- Характеризовать внешнее строение растений.

- Различать и сравнивать высшие и низшие растения.

- Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

- Объяснять устройство увеличительных приборов.

- Называть органоиды клеток растений.
- Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

- Распознавать различные ткани растений.

- Знать особенности строения органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

- Знать основные процессы жизнедеятельности, происходящие в растении: питание, дыхание, размножение.

- Знать основные отделы царства растения.

- Описывать основные этапы эволюции растений на Земле.

- Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих.
- Объяснять сущность понятий «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема».


В 8 классе:

- Выявлять признаки сходства и различий животных и растений.

- Приводить примеры различных представителей царства Животные.

- Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.

- Описывать характерные признаки животных.

- Сравнивать клетки животных и растений.

Называть клеточные структуры животной клетки.

- Называть типы тканей животных.

- Характеризовать органы и системы органов животных.

- Описывать основные признаки подцарства Одноклеточные.

- Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные.

- Определять систематическую принадлежность животных.

- Характеризовать основные этапы эволюции животных.

- Называть уровни организации жизни на Земле.



В 9 классе:

- Определять понятия «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена».

- Называть части тела человека.

- Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов.

- Описывать процесс деления клетки.

- Называть типы и виды тканей позвоночных животных.

- Раскрывать значение понятий «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс».

- Описывать роль разных систем органов в организме человека.



- Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.

- Знать влияние вредных привычек на здоровье человека.

- Определять понятие «биосфера».

Объяснять место человека в биосфере.

- Называть примеры позитивного и негативного влияния хозяйственной деятельности на биосферу.

- Раскрывать понятия «охрана природы» и «экологическое образование».





Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соот- ветствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».


Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться


характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практиче-скую значимость;

 применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать

 биологические объекты и процессы;

 использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;

 последствия деятельности человека в природе.



 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;

 выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

 осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


































СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания методического объединения учителей химии, биологии, географии

МАОУ СОШ № 1

от ___________ 20__ года № 1

___________ Бельчич О.И.

подпись руководителя МО Ф.И.О.



СОГЛАСОВАНО



Заместитель директора по УВР

_______________ Рудченко Т.И.

подпись Ф.И.О.

______________ 20__ года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!