Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
Рассмотрено на заседании Утверждено
педагогического совета приказом МАНОУ «Гимназия №2»
протокол № ______ № ______
от «______» _____________2016 г. от «_____» _____________2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального
направления
«В мире книг»
для учащихся 1 класса
на 2016/2017 учебный год
Составитель:
Кравченко Анна Иоганесовна,
учитель начальных классов.
Мариинск
2016
Рабочая программа разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования начального общего образования, утверждённого Приказом МОиН РФ от 06 октября 2009 года № 373;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014г. № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», утверждённого приказом МАНОУ «Гимназия № 2» от 04.04.2013 № 69.
-На основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2012.).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
познавательные:
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
регулятивные:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
коммуникативные:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Здравствуй, книга! (3 ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (3 ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г. Скребицкого.
Тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия |
| | Здравствуй, книга! 3ч. |
1. | | Учебные книги первоклассника. Правила пользования книгой. |
2. | | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении. Книга-произведение. |
3. | | Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. |
| | Книги о Родине и родной природе. 2ч. |
4. | | Книги о Родине и природе. |
5. | | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. |
| | Писатели детям. 3ч. |
6. | | Книги-сборники писателей-классиков о детях. |
7. | | Книги современных писателей о детях. |
8. | | Потешки, шутки, считалки. |
| | Народная мудрость. Книги-сборники. 2ч. |
9. | | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». |
10. | | Творческая работа «Сочини загадку». Игра «Загадай загадку». |
| | По страницам книг В. Сутеева. 3ч. |
11. | | По страницам книг В. Сутеева. Библиографическая справка об авторе. |
12. | | В. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. |
13. | | Викторина «По страницам сказок В. Сутеева». |
| | Сказки народов мира. 3ч. |
14. | | Народные сказки. Инсценирование знакомых сказок. |
15. | | Книга-сказка. Боьшеформатные книги с одной сказкой. |
16. | | Книги-сказки о лисе. |
| | Книги русских писателей-сказочников. 3ч. |
17. | | Книга сказок. А.Н. Толстой «Приключения Буратино». |
18. | | По страницам книг А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Чтение и слушание отрывков из сказки. |
19. | | Инсценирование отдельных историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Творческая работа «Встреча с «Буратино». |
| | Детские писатели. 3ч. |
20. | | Книги С. Маршака для детей. Слушание и чтение историй из книг С. Маршака. |
21. | | Книги-сборники произведений К. Чуковского. Инсценирование отдельных историй из книг К. Чуковского. |
22. | | Е. Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг. |
| | Сказки зарубежных писателей. 3ч. |
23. | | Книги Ш. Перро. Ш. Перро «Красная шапочка». |
24. | | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Слушание и чтение отдельных историй. |
25. | | В гостях у сказки. |
| | Книги-сборники стихотворений для детей. 2ч. |
26. | | Стихотворения для детей. Книги-сборники. |
27. | | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. |
| | Дети-герои книг. 3ч. |
28. | | Дети-герои книг детских писателей. Час читателя: самостоятельное чтение сказок. |
29. | | Викторина «Вопросы и ответы». |
30. | | Дети-герои сказок. Конкурс юмористических стихов. |
| | Книги о животных. 3ч. |
31. | | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая. |
32. | | Книги В. Бианки. |
33. | | Книги Г. Скребицкого. |