СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инзагатуйская средняя общеобразовательная школа»

Джидинский район Республика Бурятия

«Рассмотрено»

На заседании МО гуманитарного цикла __________/ Галданова Т.Б.

Протокол № 1 от

«27» августа 2018г

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МБОУ «ИСОШ»

_________/Доржиева Д.В.


«27» августа 2018г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ИСОШ»

__________/ Бадмажапов Ж.В.


Приказ № 2 от

«27» августа 2018г















РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



По предмету: история

Класс: 6

ФИО учителя: Жугдуров В.Ц.

Должность: учитель истории и обществознания

Категория: 1, педстаж: 13

Срок действия программы: 2019-2020



















2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Государственный стандарт общего, основного и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004;

2. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования России № 1312 от 09.04.2004;

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;

4. УМК: Сахарова А.Н., Боханова А. Н., Козленко С. И. История России с древнейших времён до конца XIX в. -М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009;

5. Учебный план МБОУ «Инзагатуйская СОШ».

Актуальность предмета:

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает людей богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Курс истории в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Общие задачи изучения курса:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе среднего (полного) образования, в том числе: в X, XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Программа рассчитана на 68 ч. Два часа в неделю.

Национально-региональный компонент:

Включение национально-регионального компонента направлено на приобщение учащихся к истории своего края, уважительного отношения к традициям, обычаям, прошлому народов региона. Национально-региональный компонент реализуется при изучении таких тем, как: появление человека на территории Восточной Европы, появление государства у восточных славян, татаро-монгольское нашествие, Россия в XVII веке, эпоха дворцовых переворотов, Отечественная война 1812 года, Николай 1 и восстание декабристов, включением дополнительно материала по краеведению: Бурятия в период палеолита, мезолита, неолита, бронзы; первые государства и племенные образования на территории Бурятии; Бурятия в составе Монгольской империи; проникновение казаков на территорию Бурятии: Петр Бекетов, Максим Перфильев, Иван Похабов, основание Баргузинского, Селенгинского, Удинского и других острогов; Селенгинский 41 пехотный полк в Отечественной войне 1812 года, декабристы на поселении в Бурятии.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты освоения предмета «История» должны отражать:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Предметные результаты:

  1. целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

2) базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

4) способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

5) умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

6) умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

7) уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания.

Метапредметные результаты изучения истории в школе выражаются в следующих качествах:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

На уроках используются следующие формы организации учебной деятельности учащихся:

- фронтальная (совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.),

- индивидуальная (самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.

Задания: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание рефератов, докладов и т.д.)

- групповая (учащиеся работают в группах из 4—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Называть:

- даты всех правителей, период раздробленности и централизации государства, нашествие татаро-монголов, «бунташный век», период смутного времени, период дворцовых переворотов, русско-турецких войн, крымской войны, северной войны, период просвещенного абсолютизма, отмена крепостного права, кодификация законов, освоение Сибири, Первой мировой войны, ;

- основные периоды отечественной истории IХ – XIX в. и этапы наиболее масштабных событий.

2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

3. Называть:

- место, обстоятельства, участников событий;

- крупнейших государственных и общественных деятелей IХ - начала XIX в.;

- известных полководцев, участников военных событий.

4. Показывать на исторической карте:

- территорию проживания славянских племен, образования древнерусского государства;

- соседские государства, которые взаимодействовали и воевали с российским государством;

- промышленные центры, крупнейшие стройки;

- места военных сражений.

5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).

6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории с древнейших времен до конца XIX века в. и их участниках.

8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории с древнейших времен до конца XIX века в.

9. Составлять описание:

-зданий, технических сооружений, машин;

- предметов быта;

- памятников художественной культуры.

10. Соотносить факты и общие процессы и явления:

- изменения политического строя России в IХ- XIX вв.;

- внутренней и внешней политики;

- развития общественной мысли, художественной культуры.

11. Называть характерные, существенные черты:

- явлений политической жизни страны;

- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды IХ- XIX в.;

- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;

- внешней политики, наиболее значительных военных событий.

12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

13. Объяснять значение понятий: родовая община, сельская община, период военной демократии, хутор, отруб, протекционизм, меркантилизм, мануфактура, приказы, сословия, классы, дворцовый переворот, просвещенный абсолютизм, монархия, коллегии, сенат, синод, язычество, боярская дума, избранная рада, военные поселения, ампир, реализм, классицизм, рядовичи, закупы, духовенство.

14. Сравнивать:

- развитие территорию российского государства в течение IX-XIX веков;

- политическое, экономическое и социальное развитие России в течение IX-XIX веков;

- развитие культуры на протяжении IX-XIX веков.

15. Излагать суждения о причинах и последствиях:

- образования древнерусского государства;

- татаро-монгольское нашествие;

- период смутного времени;

- дворцовые перевороты;

- выступления декабристов;

- отмены крепостного права;

- крымской войны, Первой мировой войны.

16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, науки и культуры.

17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:

- поворотных, ключевых событий отечественной истории IХ- XIXв.;

- известных исторических личностей.

18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Формы контроля знаний обучающихся:

Тестирование, фронтальный (устный) опрос; тематические таблицы; составление схем; сообщение на уроке; проверка тетради; исторический диктант; подготовка проекта; эссе.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Раздел 1. Древняя Русь (20 часов)

Тема 1. Предыстория народов России. Начало Руси (6 часов).

Появление человека на территории Восточной Европы. Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.

Появление славян. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Славяне в V — VII вв. Религия древних славян. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города. Язычество.

Появление государства у восточных славян. Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет» как исторический источник: современный опыт прочтения. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.

Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. Взаимоотношение с Византией, Хазарским каганатом, Волжской Булгарией. Князья и дружина. Принятие Ольгой крещения. Походы Святослава на Дунай.

Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства на Руси как её цивилизационный выбор при Владимире I. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Понятия, термины: родовая община, соседская община, военная демократия, палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция, Русь, вира, государство, вервь, вече, натуральное хозяйство, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, подсечно-огневая система, перелог, двуполье, трехполье, язычество, путь из «варяг в греки», христианство, этнос, волжский торговый путь, уроки, погосты.

Тема 2. Русь в XIXII вв. (8 часов)

Правление Ярослава Мудрого. Борьба за власть сыновей Владимира. Начало усобиц. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Появление Русской правды. Отношения Руси с другими государствами. Управление государством при Ярославе.

Русское общество в XI в. Дискуссии об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Возникновение феодальной собственности. Зависимое население. Государственное управление. Армия. Города. Торговля. Церковь. Монастыри. Общественное потрясения.

Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Отношения с половцами. Начало военной деятельности Владимира Мономаха. Борьба с половцами и усобицы князей. Любечский съезд 1097 г.

Владимир Мономах — великий киевский князь. Русский крестовый поход в степь. Восстание в Киеве в 1113 г. Владимир Мономах и его великое правление. Мстислав Великий и начало новой усобицы.
Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Северское княжества. Причины распада единого государства. Как оценить распад Руси. Киевское княжество. Чернигово-Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Управление в Новгороде. Природно-климатические условия княжеств.

Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в. Владимиро- Суздальская земля. Юрий Долгорукий. Расцвет княжества при Всеволоде Большое Гнездо.

Культура Руси X - начала XIII в. Как зарождалась культура Руси. Распространение письменности братьями Кириллом и Мефодием. Летописи и основные центры летописания. Новые веяния в литературе.

Термины, понятия: междоусобица, Русская правда, наместник, династические браки, местничество, кормление, закупы, рядовичи, челядь, смерды, духовенство, зависимое население, холопы, челядь, береста, летопись, фреска, житие, миниатюра, мозаика, граффити, крестово-купольные храмы, поучение.

Тема 3. Русь в XIII-XV вв. (6 часов)

Начало татаро-монгольского вторжения. Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель: историографические версии.

Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV—XV вв.  Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель.

Москва – центр объединения русских земель. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Термины, понятия: нойон, улус, хан, нукер, Золотая Орда, баскаки, Ливонский Орден, ордынский выход, автокефальная церковь, пожилое, помещик, поместье, курултай, стан, фураж, ополченцы, ярлык, царь, уния, слобода, калита, эпос, централизация, ремесло, служилые люди, транзитная торговля, кормление, скипетр, местничество, держава, воевода, герб, догмат.

Раздел II. Единая Россия в XV-XVI вв. (12 часов)

Тема 4. Россия в XVI в. (4 часа)

Реформы Ивана Грозного. Начало правления Ивана Грозного. Венчание на царство. Реформы Избранной Рады. Россия в конце XVI века. Внешняя политика Ивана Грозного. Восточная политика. Ливонская война. Нерусские народы в составе России.

В преддверии смуты. Дискуссии о характере опричнины. События накануне опричнины. Опричный террор. Последние годы правления Ивана Грозного. Приход к власти Федора Ивановича.

Культура и быт конца XV—XVI в. Фольклор. Просвещение. Научные знания. Литература. Историческая и политическая мысль. Прикладное искусство. Быт людей в этот период. Особенности архитектуры.

Термины, понятия: судебник, стоглав, смута, приказы, регент, земский собор, Избранная рада, ясак, земщина, опричнина, урочные лета, заповедные лета, сословие, раскольники, формационный и цивилизационный подходы, бунт, интервенция, мануфактура, боярская дума, нестяжатели, часослов, иосифляне, степенная книга, барокко, домострой, четьи и минеи, засечная черта,

Тема 5. Россия в XVII в. (8 часов)

Смутное время. Дискуссии о причинах смутного времени. Голодные бунты. Первый самозванец. Лжедмитрий II. Открытая интервенция Польши и Швеции. Первое ополчение. Второе ополчение. Освобождение России. Конец смуты.

Первые Романовы. Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская Дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. Суд и армия.

«Священство» и «Царство». Патриарх Филарет. Церковная реформа. Никон и Аввакум. Падение Никона. Преследование раскольников. Соловецкое восстание.

Хозяйство и сословия. Споры о новом периоде истории. Формационный подход к истории. Цивилизационный подход к истории. Сельское хозяйство. Промышленность и мануфактура. Торговля. Феодалы.

Бунташный век. Соляной бунт. Степан Разин. Новый поход. Расширение движения и его конец.

Внешняя политика России в XVII веке. Смоленская война. Русско-польская война. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. Вечный мир России с Польшей.

Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевной. Царь Федор Алексеевич. Восстания 1682 г. в Москве. Софья –регентша. Василий Голицын. Биография Петра. Внешняя политика Софьи.

Культура и быт XVII века. Обучение грамоте. Школы и академии. Научные знания. Литература и Фольклор. Изобразительно искусство. Архитектура. Театр. Быт.

Термины, понятия: патриотизм, семибоярщина, земский собор, смутное время, соборное уложение, протопоп, старообрядчество, церковный раскол, товарное хозяйство, барщинное хозяйство, абсолютизм, Всероссийский рынок, секуляризация, подворное обложение, гетман, владельческие крестьяне, Запорожская Сечь, контрибуция.

Раздел III. Императорская Россия. (35 часов) 

Тема 6. Россия в конце XVIIXVIII в. (12 часов)

Правление Петра Великого. Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство. Возвращение в Москву. Новшества в культуре и быте

Реформы Петра I. Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.

Эпоха дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Абсолютизм Петра I и «просвещённый абсолютизм» Екатерины II: общее и особенное. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии.

Золотой век Екатерины II. Власть и Уложенная комиссия. Личность императрицы. Просвещенный абсолютизм.

Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Война с Турцией, Речью Посполитой и Швецией. Румянцев. Потемкин. Суворов.

Хозяйственное развитие России в XVIII веке. Город и промышленность. Сельское хозяйство. Крестьяне и дворяне. Торговля. Другие народы России в этот период.

От Булавина до Пугачева. Астраханское восстание. Восстание Булавина. Движение работных людей. Восстание Пугачева. Пугачев на Урале и в Поволжье.

Культура, духовная жизнь и быт в XVIII веке. Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Термины, понятия: абсолютная монархия, барокко, батальная живопись, верфь, Великое посольство, волость, гвардия, гетман, гравюра, гражданская война, Верховный тайный совет, синод, сенат, бироновщина, губерния, дворцовый переворот, империя, интенсивное развитие, интервенция, классицизм, кондиция, контрибуция, протекционизм, меркантилизм, мануфактура, провинция, посадские люди, семибоярщина, секуляризация,

Тема 7. Россия в первой половине XIX в. (11 часов)

Россия в начале ХIX в. Страна и народы. Сословия и классы. Пути сообщения и торговля.

Царствование Павла I. Начало царствования Александра I. Император Павел. Биография Императора Александра. Деятельность М. Сперанского. Присоединение Закавказья к России. Война с Францией, Турцией и Швецией.

Отечественная война 1812 года. Вторжение Наполеона. Бородинское сражение. Кто поджег Москву. Партизанская война. Отступление Наполеона из Москвы. Историческое значение Отечественной войны. Заграничный поход русской армии.

Внутренняя политика Александра I. Вопрос об отмене крепостного права. Вопрос о Конституции. Военные поселения. Тайные организации. Смерть Александра. Междуцарствие. Восстание декабристов.

Начало правления Николая I. Николай и декабристы. Создание третьего отделения. Теория «Официальной народности». Возрастание бюрократического аппарата.

Общественная жизнь при Николае I. Кружки 20-30-х годов XIXвека. Славянофилы и западники и их споры. Кружок Петрашевского. «Русский социализм» Герцена.

Крымская война. Восточный вопрос. Палестинский спор. Основные события войны. Парижский мир.

Культура. Образование и наука в первой половине XIX века. Университеты, гимназии, школы. Русская наука. Русские путешественники. Архитектура и скульптура. Русская живопись. Театр и музыка.

Термины, понятия: буржуазия, абсолютная монархия, самодержавие, ампир, барщина, оброк, класс, сословие, кодификация законов, бюрократия, теория официальной народности, земство, славянофилы, западники, северное и западное общества декабристов, циркуляр, многоукладная экономика, негласный комитет, военные поселения, черта оседлости.

Тема 8. Россия во второй половине XIX в. (13 часов)

Отмена крепостного права. Историческая необходимость отмены крепостного права. Предпосылки отмены крепостного права. Деятельность редакционных комиссии. Манифест от 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Введение «временнообязанных» отношений. Выкупные платежи. Значение крестьянской реформы.

Государственные преобразования 60-70е гг. XIX века. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы.

Внешняя политика России в 60-70е гг. XIX в. Международное положение после Крымской войны. Присоединение Средней Азии. Освободительная война славянских народов.

Русско-турецкая война 1877-1878 г. Начало военных действий. Перелом в ходе войны. Военные действия в Закавказье. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс.

Промышленность и транспорт в пореформенной России. Русские железные дороги. Промышленный переворот. Город в пореформенной России.

Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Изменения, произошедшие в помещичьем хозяйстве. Расслоение крестьян. Крестьянская община. Конец реформ, конец «народной воли».

Россия в конце XIX века. Первая всеобщая перепись российского населения. Русская деревня. Александр III. Контрреформы Александра III. Внешняя политика России в конце XIX века.

Промышленный подъем в конце XIX века. Правительственная политика в промышленном деле. Споры о месте России в мировой экономике. Рабочий класс и рабочее движение.

Россия в правление Николая II. Последний император на престоле. Революционеры и проникновение в Россию марксизма. Начало революционной деятельности.

Культура, наука, образование. Развития образования. Русская наука. Русские путешественники. Архитектура периода эклектики. Скульптура. Драмтеатр в столице и провинции. Книгоиздательское дело.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

ча­сов

В том числе на:

Формы контроля

(указаны на раздел)

Теоретические,

практические

Лабораторные работы

Контрольные

работы


Самостоятельные

работы учащихся


Раздел I. Древняя Русь

36

6

4

3

23

фронтальный опрос;

тематические таблицы;

составление схем;

эссе;

проверка тетради;

исторический диктант;

тестирование;

подготовка сообщений об исторических личностях.

Контрольная игра



Тестирование;

фронтальный

(устный) опрос;

тематические таблицы;

составление схем;

проверка тетради;

своя игра;

исторический диктант;

опережающие задания.



Тестирование;

фронтальный

(устный) опрос;

тематические таблицы;

составление схем;

подготовка проекта;

работа с контурной картой


Тема 1. Предыстория

народов России. Начало

Руси.

13

3

1

1

8


Тема 2. Русь в XI –XII вв.


12

1

2

1

8


Тема 3. Русь в XIII-XV вв.

11

2

1

1

7


Раздел II. Единая Россия в XV-XVI вв.

21

7

1

2

11


Тема 4. Россия в XVI в.


9

3


1

5


Тема 5. Россия в XVII в.

12

4

1

1

6


Раздел III. Императорская Россия.   


11

2


2

7


Тема 6. Россия в конце

XVII – XVIII в

5



1

3


Тема 7. Россия в первой

половине XIX в.

2

1



2


Тема 8. Россия во второй

половине XIX в.


4

1


1

2


Итого:

68

15

5

7

41





Учебно-методический комплект:

1. Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (баз.) 10 кл. . - Москва: Просвещение, 2018

2) Серов Б. Н., Ланго А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. – Москва: Просвещение, 2016.

3) Гевуркова Е.А..Тематический контроль по истории. История России с древнейших времён до конца XVIII века

4) Мультимедийный цикл «История государства Российского», созданная по одноимённому фундаментальному труду Н.М. Карамзина Том 1- 4. Москва, 2016 г.

5) Аудиокнига «Россия с древнейших времён до Ивана Калиты», созданная по трудам историка Н.И. Костомарова. - Москва, 2008.

Контрольно-из мерительные материалы:

1. Демонстрационные варианты ЕГЭ за -2017-2018 гг.

2. Волкова К. В. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень: 10 класс / К.В. Волкова.- Москва: ВАКО,2015

3. Данилов А. А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. Контрольные и проверочные работы по истории России 9- 11 кл. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Т. И. Тюляева. - Москва: Дрофа, 2016.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, проектор, экран;

Мультимедиа, видеокассеты:

1. Мультимедийный цикл «История государства Российского», созданная по одноимённому фундаментальному труду Н.М. Карамзина Том 1- 4. Москва, 2016 г.

2. Аудиокнига «Россия с древнейших времён до Ивана Калиты», созданная по трудам историка Н.И. Костомарова. - Москва, 2015.

Карты

Древнерусское государство в конце IX – начале XII.

Феодальная раздробленность Руси в XII – начале XIII вв.

Древнерусские города X-XIII вв.

Борьба с иноземными завоевателями в XIII веке

Рост Московского княжества

Куликовская битва

Образование российского централизованного государства

Российское государство во второй половине XVI века

Ливонская война

Смутное время

Экономическое развитие России в XVII веке

Народные восстания в России в XVII веке

Восстание под руководством Б. Хмельницкого

Россия в конце XVII века

Северная война

Гангутское сражение

Полтавская битва

Взятие Измаила А. В. Суворовым

Нашествие армии Наполеона на Россию

Изгнание Наполеона из России

Экономическое развитие России в первой половине XIX века

Крымская война

Экономическое развитие России во второй половине XIX века

Кавказ в XIX веке

Схемы и таблицы

Расселение восточных славян

Занятия восточных славян

Управление Древнерусским государством в X–XII вв

Категории населения Древней Руси

Причины распада Древнерусского государства

Монгольское завоевание

Московские князья и их политика

Предпосылки объединения русских земель в единое государство

Реформы середины XVI в. (реформы «Избранной рады»

Смута в начале XVII в.

Новые явления в российской экономике XVII в.

Сословная структура российского общества в XVII в.

Управление Российским государством в XVII в. (высшие органы государственной власти)

Внутренняя политика Александра I (1801–1825)

Внутренняя политика Николая I (1825–1855

Отечественная война 1812 г

Движение декабристов

Общественная мысль во второй четверти XIX в.

Присоединение Кавказа (1817–1864) .

Крымская (Восточная) война (1853–1856)


Наглядные пособия

  1. Настольное учебное пособие: Войны в истории России XVII – XIX вв.

  2. Ворожейкина Н. И.. Учебный альбом по истории России Культура России XIV-XVIII вв. – Москва: Наука, 2013.

  3. Сорокина Е. Н. Сборник исторических карт великих событий России. - Москва: Просвещение, 2011.

  4. Агафонов С. В. Обобщающие таблицы по истории России. – Москва: Прогресс, 2010

Литература, использованная при разработке программы:

1. История России. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. - Москва: Просвещение, 2014.

2. История России. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. - Москва: Просвещение, 2014.

3. Ковригина Т. В. История. 10-11 классы: рабочие программы к учебникам Н.С.Борисова и А.А. Левандовского. Базовый уровень/ Т.В.Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2014

4. Сахаров А. Н. Козленко С. И. Планирование учебной деятельности 10-11 классы. – Москва: Просвещение, 2015.

Учебные пособия:

1.История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. Учебное пособие / А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А.Рахматуллин и др. Под ред. А.Н.Сахарова. М.: Астрель, 2006.

2. История России: В 2 т. Т. 2: Начало XIX в. - начало XXI в. Учебное пособие / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков и др. Под ред. А.Н.Сахарова. М.: Астрель, 2006.

3.Шестаков В.А., Горинов М.М. Дополнительные материалы по истории России 10 класс: учеб. пособие. – Москва: Просвещение, 2014.

4.Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л. П. Борзова. - Москва: Владос, 2013.

Литература, рекомендованная для учащихся:

1.Горский А. А. Древнерусская дружина / А. А. Горский. – Москва: Просвещение – 2001.

2.Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси (IX—первая по­ловина X в.) / А. Н. Сахаров. – Москва: Дрофа. - 2005

3.Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. / В. А. Кучкин. – Москва: Наука. - 2003.

4.Галкина Е. С, Родригес А. М. Кочевая периферия восточ­ных славян и Руси (этнополитические процессы) \ Е. С. Галкина, А. М. Родригес. – Москва: Просвещение. - 2003.

5.Рапов О. М. Русская церковь в IX—первой трети XII в.: принятие христианства / О. М. Рапов. – Москва: Наука. – 2007.

6.Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.) / И. Н. Данилевский. – Москва: Высшая школа. - 2001

7.Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в ХШ-ХIVвв / В. Л. Егоров. – Москва: Наука. - 2001.

8.Кучкин В. А. Русь под игом; как это было / В. А. Кучкин. – Москва: Прогресс. - 2001.

9.Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII в. / В. В. Каргалов. – Москва: Прогресс. - 2002.

10.Горский А. А. Москва и Орда / А. А. Горский. – Москва: Прогресс.- 2005.

11.Черепнин Л. В. Образование русского централизованного
государства в XIV—XV веках: очерки социально-экономичес­
кой и политической истории Руси / Л. В. Черепнин. – Москва: Наука. - 2006.

12.Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической ис­тории / Л. Н. Гумилев. – Москва: Высшая школа. - 2002.

13.Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия / Р. Г. Скрынников. – Москва: Дрофа. -2009.

14.Черепнин Л. В. Земские соборы Российского государства в ХV1-ХVII вв. / Л. В. Черепнин. Москва: Дрофа. – 2009.

15.Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. – Москва: Просвещение. – 2006.

16.Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного / А. А. Зимин. – Москва: Наука. 2004.

17.Павленко Н. И. Петр Великий / Н. И. Павленко. – Москва: Наука. - 2000.

18.Молчанов Я. Я. Дипломатия Петра Первого / Я. Я. Молчанов. – Москва: Дрофа. – 2004.

19. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: тради­ции и модернизация / А. Б. Каменский. – Москва: Высшая школа. - 2005.

20.Анисимов Е. В. Анна Иоанновна / Е. В. Анисимов: Просвещение. – Москва: Просвещение. - 2002.

21.Анисимов Е.В. Елизавета Петровна / Е. В. Анисимов. – Москва: Просвещение. - 2002.

22.Песков А. М. Павел I / А. М. Песков. – Москва: Просвещение. - 2003.

23. Мыльников А. Петр III / А. Мельников. – Москва: Дрофа. - 2002.

24.Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — пер­вой половине XIX века / Е. В. 25.Анисимов, А. Б. Каменский. - Москва: Просвешение. - 2004.

26.Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в Рос­сии / П. А. 27.Зайончковский. – Москва: Наука. - 2003.

28.Захаров В. Ю. «Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу» 1801 г. в контексте развития конститу­ционных идей в России во второй половине XVIII—начале XIX в./ В. Ю. Захаров. – Москва: Наука. -2002.

29. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не ре­ализовалась реформаторская альтернатива / Б. Г. Литвак. – Москва: Дрофа. – 2008.

30.Бохинов А. Н. Император Александр III / А. Н. Бохинов. – Москва: Прогресс. - 2001.

31.Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев / В. А. Федоров. – Москва: Наука, 2009.

32.Троцкий И. III Отделение при Николае I / И. Троцкий. – СПб. – 2005.

33.Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в об­щественной борьбе до начала XX в. / Н. М. Пирумова. – Москва: Высшая школа. – 2007.


Приложение.

Календарно - тематический план.


урока

Названия разделов, глав, тем уроков

кол-во часов

Дата по плану

Фактическая дата

1

Введение

1




Глава I. Предыстория народов России. Начало Руси.

5



2

Появление человека на территории Восточной Европы. Формирование народов.

1



3

Появление славян. Славяне в

V-VII вв. Религия древних славян.

1



4

Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян.

1



5

Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава.

1



6

Русь во времена Владимира Святославича.

1




Глава II. Русь в XIXII в.

8



7

Правление Ярослава Мудрого.

1



8

Русское общество в XI в.

1



9

Время новых усобиц. Любечский съезд князей.

1



10

Владимир Мономах – великий киевский князь.

1



11

Политическая раздробленность Руси. Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское и Новгородское княжества.

1



12

Северо – Восточная Русь в XII-н.XIII вв.

1



13

Культура Руси в X-н.XIII вв.

1



14

Итоговое обобщение по Главе I и Главе II.

1




Глава III. Русь в XIII-XV вв.

6



15

Монголо-татарское нашествие на Русь.

1



16

Вторжение крестоносцев. Александр Невский.

1



17

Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв.

1



18

Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.

1



19

Образование единого государства России. Иван III.

1



20

Культура и быт XIV – XV вв.

1




Глава IV. Россия в XVI в.

4



21

Реформы Ивана Грозного. Внешняя политика Ивана Грозного.

1



22

Российское многонациональное государство. В преддверии Смуты.

1



23

Культура и быт в конце XV- XVI в.

1



24

Обобщающий урок по Главе IV.

1




Глава V.Россия в XVII в.

8



25

Смутное время.

1



26

Первые Романовы.

1



27

«Священство» и «царство».

1



28

«Бунташный» век.

1



29

Внешняя политика России в

XVII в. Присоединение Сибири.

1



30

Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.

1



31

Культура и быт в XVII в. Хозяйство и сословия.

1



32

Культура и быт в XVII в. Хозяйство и сословия.

1




Глава VI. Россия в конце XVII – XVIII в.

12



33

Начало славных дел Петра.

1



34

Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования.

1



35

Реформы Петра Великого.

1



36

Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого.

1



37

Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война.

1



38

Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война.

1



39

Золотой век Екатерины II.

1



40

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы.

1



41

Русская церковь в XVIII веке. Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы.

1



42

От Булавина до Пугачева.

1



43

Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.

1



44

Обобщающий урок по Главе VI.

1




Глава VII. Россия в первой половине XIX в

11



45

Россия в начале XIX в.

1



46

Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I.

1



47

Начало Отечественной войны 1812 г.

1



48

Завершение Отечественной войны 1812 г. Освободительный поход русской армии.

1



49

Внутренняя политика Александра I. Выступление декабристов.

1



50

Начало правления Николая I.

1



51

Попытки укрепить империю.

1



52

Общественная жизнь России при Николае I.

1



53

Крымская война.

1



54

Золотой век русской культуры.

1



55

Золотой век русской культуры.

1




Глава VIII. Россия во второй половине XIX в.

13



56

Накануне отмены крепостного права.

1



57

Отмена крепостного права в России.

1


58

Государственные преобразования 60-70х гг. XIX в

1



59

Промышленность и сельское хозяйство после отмены крепостного права.

1



60

Общественное движение в 60-70е гг. XIX в.

1



61

Внешняя политика России в 60-70е гг. XIXв. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.

1


62

Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

1



63

Россия в конце XIX в.

1



64

Промышленный подъём 90х гг. XIX в. Достижения и просчеты.

1



65

Россия в первые годы правления Николая II.

1



66

Наука и искусство второй половины XIX в.

1



67

Русская православная церковь в XIX в.

1



68

Итоговое повторение по Главе VII.

1