СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Павлоградского муниципального района Омской области

«Логиновская средняя школа»





ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол № 6

от « 28 » августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Логиновская СШ»

_________ Мирошкина Ю.И.

Приказ № 81

от « 29 » августа 2019г.









Рабочая программа

по предмету «Родная литература (русская) »

на 2019 – 2020 учебный год

7 класс





Составитель:

учитель русского языка и

литературы

Тимохина Нина Петровна







2019



Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Родная литература (русская) » для 7 класса МБОУ «Логиновская СШ» разработана на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

-«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

- «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011;

- ООП ООО МБОУ «Логиновская СШ».

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родная литература (русская)»



Личностные результаты изучения предмета родная литература (русская) являются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

- потребность в самовыражении через слово.

Обучающийся научится:

- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

- уважительно относиться к родной литературе;

- оценивать свои и чужие поступки;

- проявлять внимание, желание больше узнать.

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.



Метапредметными результатами изучения предмета родная литература (русская) является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

- совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся научится:

- планированию пути достижения цели;

- установлению целевых приоритетов;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

- учитывать условия выполнения учебной задачи;

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».



Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения;

- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Обучающийся научится:

- строить сообщение в устной форме;

- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).



Коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Обучающийся научится:

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

- аргументировать свою точку зрения;

- задавать вопросы.

- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.



Предметными результатами изучения предмета родная литература (русская) является сформированность следующих умений:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Обучающийся научится:

- владеть различными видами пересказа,

- пересказывать сюжет;

- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

обучающийся научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

- пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Обучающийся научится:

- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

- характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

- формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Обучающийся научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- характеризовать нравственную позицию героев;

- формулировать художественную идею произведения;

- формулировать вопросы для размышления;

- участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

- давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

- выразительно читать произведения лирики;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



  1. Содержание учебного предмета

Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

Русский фольклор – 1 ч.

Древнерусская литература – 1 ч.

Русская литература XVIII в. – 1ч.

Русская литература XIX в. – 6 ч.

Русская литература XX в. – 8 ч.


  1. Тематическое планирование

с указанием количества часов на освоение каждой темы

урока

урока раздела

Наименование разделов (количество часов /тем уроков)

Количество часов

Русский фольклор (1 ч)

1

1

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь».

1

Древнерусская литература (1 ч )

2

1

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

1

Из литературы XVIII века (1 ч )

3

1

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина».

1

Из литературы XIX века (6 ч )

4

1

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

1

5

2

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

1

6

3

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта. (на выбор).

1

7

4

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

1

8

5

А.И.Куприн. «Изумруд».

1

9

6

Сочинение «Сострадание к «братьям нашим меньшим».

1

Литература XX века (8 ч )

10

1

А.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

1

11

2

Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

1

12

3

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

1

13

4

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).



1

14

5

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

1


15

6

В.Шукшин. «Критики».



1

16

7

Сочинение «Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

1

17

8

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

1



Контрольные работы – 2 сочинения.