СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли-
вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
В результате изучения литературы к концу 9 класса ученик научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;
• интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимать авторскую позиции и свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературные произведения разных жанров,
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово и его эстетические функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
--- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Содержание учебного предмета «Литература»
9 класс
(102 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.
Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (27 ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Т еория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч.)
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл
«Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может…»
Квинт Гораций Флакк . Слово о поэте.
«К Мельпомене»
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Сонет 33» Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя).
«Фауст» - философская трагедия эпохи просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамике бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверие, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идеи трагедии.
Основной смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастике. Фауст как вечный образ мировой литературы.
Теория литературы. Драматическая поэма (углубления понятия)
Тематическое планирование учебного предмета «Литература»
9 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | |||
1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника«Слово к девятиклассникам», эмоциональный отклик и выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов. |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч) | |||
2 | «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы». Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. |
3 | Центральные образы «Слова о полку Игореве» | 1 | Выразительное чтение наизусть фрагментов «Слова…». Характеристика героев «Слова…». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций к «Слову…» и фрагментов из оперы «Князь Игорь». |
4 | Художественные особенности Слова. Подготовка к домашнему сочинению. Чтение наизусть. | 1 | Выводы об особенностях тематики, проблематики и художественного мира «Слова…». |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII (9ч) | |||
5 | Общая характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | Конспектирование лекции учителя. Знакомство с канонами классицизма, национальной самобытностью русского классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Составление лексических и историко-культурных комментариев. |
6 | М.В. Л о м о н о с о в. Слово о поэте и ученом. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. |
7 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Чтение наизусть. | 1 | Выразительное чтение оды. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. Характеристика героини оды. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Формулирование выводов об особенностях художественного мира, проблематики и тематики од Ломоносова |
8 | Г Р. Д е р ж а в и н. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение оды. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев и словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устный или письменный ответ на вопрос. |
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Чтение наизусть. | 1 | Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. Выводы о специфике художественного мира, проблематики и тематики стихов Г. Р. Державина. |
10 | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». Чтение наизусть. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Н. М. Карамзина. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «сентиментализм». |
11 | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои | 1 | Характеристика сюжета и героев повести, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
12 | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литератур | 1 | Анализ повести с учётом идейно-эстетических особенностей сентиментализма. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление характерных для произведений сентиментализма тем, образов и приёмов изображения человека. |
13 | Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII века «Чем современна литература XVIII века?» (на примере 2—3 произведений) | 1 | Составление плана и текста ответа на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (54ч) | |||
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIXвека. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Участие в коллективном диалоге. |
15 | Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. | 1 | Конспектирование лекции учителя.Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Соотнесение содержания стихов с романтическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие элегия. |
16 | В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. | 1 | лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета баллады, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие баллада |
17 | А. С. Грибоедов: личность и судьба | 1 | Конспектирование лекции учителя. Устный рассказ о биографии и творчестве писателя. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление хронологической таблицы |
18 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Обсуждение списка действующих лиц и комментирование их говорящих фамилий. Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, жанра, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия |
19-20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 2 | Выразительное чтение фрагментов. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика героев комедии. Устный или письменный ответ на вопрос. Подбор цитат по теме «Фамусовская Москва». |
21-22 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Чтение наизусть. | 2 | Выразительное чтение наизусть и по ролям. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика главного героя комедии. Выявление романтических и реалистических принципов изображения жизни и человека. |
23 | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 | Выразительное чтение наизусть и по ролям. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление в комедии признаков классицизма, романтизма и реализма, особенностей её художественного мира, сюжета, проблематики и тематики. Обсуждение иллюстраций к пьесе |
24 | И.А.Гончаров «Миллион терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Восприятие литературно-критической статьи. Устный или письменный ответ на вопрос. Обсуждение театральных постановок и киноверсий комедии |
25 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Отбор и обобщение дополнительного материала о биографии поэта. Обсуждение изображений поэта и портретов людей из его окружения (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Определение характерных признаков лирических жанров. |
26 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Соотнесение стихотворений с романтическими принципами изображения жизни и человека |
27 | Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Чтение наизусть. | 1 | Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. Выявление тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихов о любви. |
28 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. |
29 | Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина. | 1 | Выполнение контрольной работы
|
30 | Вн. чт. А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. | 1 | Запись лекции учителя. Выразительное чтение поэмы. Устный или письменный ответ на вопрос. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. |
31 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие романа в стихах. Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Соотнесение содержания романа в стихах с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Сопоставление Татьяны и Ольги. Характеристика идейно-эмоционального содержания романа Различение образов автора-повествователя и автора-персонажа. Выявление роли лирических отступлений. Анализ различных форм выражения авторской позиции |
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | |
33 | Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 | |
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Чтение наизусть. | 1 | |
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1 | |
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | |
37 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики | 1 | |
38 | Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | |
39 | Вн. чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» Проблема «гения и злодейства». | 1 | Сообщение об истории создания трагедии, её прототипах. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие трагедия |
40 | М. Ю.Лермонтов Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихотворений. Обсуждение романсов на стихи Лермонтова |
41 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | |
42 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. | 1 | |
43 | М.Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта | 1 | |
44 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть | 1 | |
45 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе | 1 | Конспектирование лекции учителя. Сообщение об истории создания романа. Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия композиция, психологический роман. Выявление системы образов и особенностей композиции романа. Сопоставление сюжета и фабулы романа. Выявление характерных для реалистического романа тем, образов и приёмов изображения человека. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление особенностей образа рассказчика в «Журнале Печорина». Анализ ключевых эпизодов. Характеристика художественного мира романа и соотнесение его содержания с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики романа. |
46 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | |
47 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 | |
48 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | |
49 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | |
50 | Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | |
51 | Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | |
52 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции «Мёртвых душ». | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Гоголя. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, жанра и композиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие сатира. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие литературный тип. Обсуждение иллюстраций. Определение художественной функции внесюжетных элементов композиции поэмы (лирических отступлений). Выявление в поэме признаков эпического и лирического родов. |
53 | Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. Манилов | 1 | |
54 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. Образ Ноздрёва | 1 | |
55 | Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода. Образ Коробочки | 1 | |
56 | Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода. Образ Собакевича | 1 | |
57 | Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода. Образ Плюшкина | 1 | |
58 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | |
59 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | 1 | |
60 | «Мертвые души» — поэма о величии России. Подготовка к сочинению. Чтение наизусть. | 1 | |
61- 62 | Ф. М.Д о с т о е в с к и й. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | 2 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение повести. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. |
63 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | 1 | |
64 | Вн. чтение. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». | 1 | Характеристика сюжета, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
|
65 | А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. «Смерть чиновника». | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания Выразительное чтение по ролям. Устное рецензирование актёрского чтения. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие рассказ. |
66 | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | 1 | |
67 | Р\Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос « В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» | 1 | Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. |
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (27ч) | |||
68 | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. |
69 | И. А. Б у н и н. Слово о писателе. «Темные аллеи». | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление характерных для рассказов писателя тем, образов и приёмов изображения человека. Выявление признаков эпического и лирического родов в рассказе. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия деталь, психологизм |
70 | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | 1 | |
71 | Русская поэзия Серебряного века | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А. А. Блока. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). |
72 | А. А. Б л о к. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций Блока. Чтение наизусть. | 1 | |
73 | С. А. Е с е н и н. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве С. А. Есенина. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве поэта. |
74 | Размышления о жизни, любви, природе, в лирике С. А. Есенина. Чтение наизусть. | 1 | |
75-76 | В. В. М а я к о в с к и й. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Чтение наизусть. | 2 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве В. В. Маяковского. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
77 | М. А. Б у л г а к о в. Слово о писателе. «Собачье сердце» . | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве М. А. Булгакова. Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. |
78 | Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». | 1 | |
79 | М. И. Ц в е т а е в а. Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Определение видов рифм. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие рифма. |
80 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Чтение наизусть. | 1 | |
81 | А. А. А х м а т о в а. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге.
|
82 | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Чтение наизусть. | 1 | |
83 | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. Чтение наизусть. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге |
84 | М. А. Ш о л о х о в. Слово о писателе. « Судьба человека». | 1 | Конспектирование лекции учителя. Рецензирование исполнения актёров. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. |
85 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». | 1 | |
86 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 | Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). |
87 | А. Т. Т в а р д о в с к и й. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 | Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Анализ различных форм выражения авторской позиции
|
88 | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. Чтение наизусть. | 1 | |
89 | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Выразительное чтение. Характеристика героев и средств создания их образов. Сравнительная характеристика персонажей. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие притча. |
90 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. | 1 | |
91 | Контрольная работа/ зачетное занятие по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века | 1 | Выполнение контрольной работы |
92-93 | Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ—ХХ веков | 2 | Выразительное чтение стихотворений прослушивание и исполнение песен и романсов. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление отзыва о песне или романсе. |
94 | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века. | 1 |
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8ч) | |||
95 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Подбор цитат из текста оды на тему «Поэтическое творчество». |
96 | Гораций. Слово о поэте. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | |
97 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Соотнесение содержания поэмы с принципами изображения жизни и человека, характерными для эпохи раннего Возрождения. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. |
98 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания |
99 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. | 1 | |
100 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст».
| 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика сюжета «Фауста», его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания |
101 | И.В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор) | 1 | |
102 | Итоги года.Что читать летом. | 1 | Предъявление читательских и исследовательских навыков: выразительное чтение (в том числе наизусть), пересказ, устный монологический ответ, рассказ о произведении или герое, иллюстрирование примерами литературоведческих терминов, тестирование, письменный ответ на проблемный вопрос. |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | ||||
1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека | 1 |
|
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч) | ||||
2 | «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. | 1 |
|
|
3 | Центральные образы «Слова о полку Игореве» | 1 |
|
|
4 | Художественные особенности Слова. Подготовка к домашнему сочинению. Чтение наизусть. | 1 |
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII (9ч) | ||||
5 | Общая характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма | 1 |
|
|
6 | М.В. Л о м о н о с о в. Слово о поэте и ученом. | 1 |
|
|
7 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Чтение наизусть. | 1 |
|
|
8 | Г Р. Д е р ж а в и н. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». | 1 |
|
|
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Чтение наизусть. | 1 |
|
|
10 | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень . Чтение наизусть. | 1 |
|
|
11 | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои | 1 |
|
|
12 | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литератур | 1 |
|
|
13 | Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII века «Чем современна литература XVIII века?» (на примере 2—3 произведений) | 1 |
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (54ч) | ||||
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIXвека. | 1 |
|
|
15 | Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. | 1 |
|
|
16 | В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. | 1 |
|
|
17 | А. С. Грибоедов: личность и судьба | 1 |
|
|
18 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 |
|
|
19-20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 2 |
|
|
21-22 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Чтение наизусть. | 2 |
|
|
23 | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 |
|
|
24 | И.А.Гончаров «Миллион терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 |
|
|
25 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. | 1 |
|
|
26 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». | 1 |
|
|
27 | Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Чтение наизусть. | 1 |
|
|
28 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 |
|
|
29 | Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина. | 1 |
|
|
30 | Вн. чт. А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. | 1 |
|
|
31 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. | 1 |
|
|
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 |
|
|
33 | Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 |
|
|
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Чтение наизусть. | 1 |
|
|
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1 |
|
|
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 |
|
|
37 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики | 1 |
|
|
38 | Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 |
|
|
39 | Вн. чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» Проблема «гения и злодейства». | 1 |
|
|
40 | М. Ю.Лермонтов Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 |
|
|
41 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 |
|
|
42 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. | 1 |
|
|
43 | М.Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта | 1 |
|
|
44 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть | 1 |
|
|
45 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе | 1 |
|
|
46 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 |
|
|
47 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 |
|
|
48 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 |
|
|
49 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 |
|
|
50 | Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению | 1 |
|
|
51 | Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 |
|
|
52 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции «Мёртвых душ». | 1 |
|
|
53 | Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. Манилов | 1 |
|
|
54 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. Образ Ноздрёва | 1 |
|
|
55 | Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода. Образ Коробочки | 1 |
|
|
56 | Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода. Образ Собакевича | 1 |
|
|
57 | Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода. Образ Плюшкина | 1 |
|
|
58 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 |
|
|
59 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | 1 |
|
|
60 | «Мертвые души» — поэма о величии России. Подготовка к сочинению. Чтение наизусть. | 1 |
|
|
61- 62 | Ф. М.Д о с т о е в с к и й. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | 2 |
|
|
63 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | 1 |
|
|
64 | Вн. чтение. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». | 1 |
|
|
65 | А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. «Смерть чиновника». | 1 |
|
|
66 | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | 1 |
|
|
67 | Р\Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос « В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» | 1 |
|
|
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (27ч) | ||||
68 | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений | 1 |
|
|
69 | И. А. Б у н и н. Слово о писателе. «Темные аллеи». | 1 |
|
|
70 | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | 1 |
|
|
71 | Русская поэзия Серебряного века | 1 |
|
|
72 | А. А. Б л о к. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций Блока. Чтение наизусть. | 1 |
|
|
73 | С. А. Е с е н и н. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. | 1 |
|
|
74 | Размышления о жизни, любви, природе, в лирике С. А. Есенина. Чтение наизусть. | 1 |
|
|
75-76 | В. В. М а я к о в с к и й. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Чтение наизусть. | 2 |
|
|
77 | М. А. Б у л г а к о в. Слово о писателе. «Собачье сердце» . | 1 |
|
|
78 | Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». | 1 |
|
|
79 | М. И. Ц в е т а е в а. Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой | 1 |
|
|
80 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Чтение наизусть. | 1 |
|
|
81 | А. А. А х м а т о в а. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 |
|
|
82 | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Чтение наизусть. | 1 |
|
|
83 | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. Чтение наизусть. | 1 |
|
|
84 | М. А. Ш о л о х о в. Слово о писателе. « Судьба человека». | 1 |
|
|
85 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». | 1 |
|
|
86 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 |
|
|
87 | А. Т. Т в а р д о в с к и й. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 |
|
|
88 | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. Чтение наизусть. | 1 |
|
|
89 | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». | 1 |
|
|
90 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. | 1 |
|
|
91 | Контрольная работа/ зачетное занятие по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века | 1 |
|
|
92-93 | Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ—ХХ веков | 2 |
|
|
94 | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века. | 1 |
|
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8ч) | ||||
95 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. | 1 |
|
|
96 | Гораций. Слово о поэте. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 |
|
|
97 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). | 1 |
|
|
98 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) | 1 |
|
|
99 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. | 1 |
|
|
100 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст».
| 1 |
|
|
101 | И.В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор) | 1 |
|
|
102 | Итоги года.Что читать летом. | 1 |
|
|
Содержание тем учебного курса
№ | Раздел учебного курса | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Из древнерусской литературы | 3 |
3. | Из русской литературы XVIII века | 9 |
4. | Из литературы XIX века | 54 |
5. | Из литературы XX века | 27 |
7. | Из зарубежной литературы | 8 |
9. | Итого | 102 |
Cписок произведений для заучивания наизусть
9 класс
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого, Фамусова).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок по выбору учащихся).
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору).
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору учащихся).
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).