Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснополянская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза генерал-полковника А.И.Родимцева»Черемисиновского района Курской области
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор школы_________ /Пикалов В. И./
Протокол № 1 от 28. 08. 2020 года Приказ № 62 от 01. 09. 2020 года
Рабочая программа
по Окружающему миру для 1 класса
Нармуратова Марина Михайловна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 общеобразовательного класса разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 - 4 классы («Школа России»). – М.: Просвещение, 2011г.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
А. А. Плешаков Окружающий мир 1класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Часть 1, 2. – М.: Просвещение, 2012 г.
А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова Окружающий мир 1класс. Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. – М.: Просвещение, 2019 г.
А.А.Плешаков От земли до неба. Атлас – определитель. – М.: Просвещение, 2013 г.
А.А. Плешаков Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012 г.
На изучение окружающего мира в начальной школе в 1 классе отводится — 66 ч , 2 ч в неделю (33 недели).
Цель изучения курса «Окружающий мир» — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Учащийся получит возможность сформировать:
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Познавательные
Учащийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Учащийся получит возможность научиться:
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.
Коммуникативные
Учащийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.
Учащийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
Предметные результаты
Учащийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
различать прошлое, настоящее и будущее;
соотносить времена года и месяцы;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Учащийся получит возможность научиться:
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Учащийся получит возможность сформировать:
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение (1 ч)
Задавайте вопросы!
Раздел 2. Что и кто? (20 ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая Родина».
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений?
Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья?
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина».
Раздел 3. Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя семья».
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения?
Как живут животные? Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».
Презентация проекта «Моя семья».
Раздел 4. Где и когда? (11 ч)
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».
Когда придёт суббота? Когда наступит лето?
Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».
Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
Раздел 5. Почему и зачем? (22 ч)
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»
Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
Календарно – тематическое планирование |
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план. | факт. | |
Введение (1 ч) |
1 | Задавайте вопросы! | 1 | | | |
Что и кто? (20 ч) |
2 | Что такое Родина? | 1 | | | |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | | | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | | | |
5 | Проект «Моя малая Родина». | 1 | | | |
6 | Что у нас над головой? | 1 | | | |
7 | Что у нас под ногами? | 1 | | | |
8 | Что общего у разных растений? | 1 | | | |
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | | | |
10 | Что растёт на клумбе? | 1 | | | |
11 | Что это за листья? | 1 | | | |
12 | Что такое хвоинки? | 1 | | | |
13 | Кто такие насекомые? | 1 | | | |
14 | Кто такие рыбы? | 1 | | | |
15 | Кто такие птицы? | 1 | | | |
16 | Кто такие звери? | 1 | | | |
17 | Что окружает нас дома? | 1 | | | |
18 | Что умеет компьютер? | 1 | | | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | | |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | | | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | | | |
Как, откуда и куда? (12 ч) |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 | | | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | | | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | | | |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | | | |
26 | Куда текут реки? | 1 | | | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | | | |
28 | Как живут растения? | 1 | | | |
29 | Как живут животные? | 1 | | | |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | | | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | | | |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | | | |
Где и когда? (11 ч) |
34 | Когда учиться интересно? | 1 | | | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | | | |
36 | Когда придёт суббота? | 1 | | | |
37 | Когда наступит лето? | 1 | | | |
38 | Где живут белые медведи? | 1 | | | |
39 | Где живут слоны? | 1 | | | |
40 | Где зимуют птицы? | 1 | | | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | | | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | | | |
Почему и зачем? (22 ч) |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | | | |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | | | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | | | |
48 | Почему звенит звонок? | 1 | | | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | | | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | | | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | | | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | | | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | | | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | | | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | | | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | | | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | | | |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | | | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | | | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | | | |
Критерии оценивания
Для оценки знаний учащихся в 1 и 2 классе используется качественная оценка успешности освоения образовательной программы (отсутствие бального оценивания знаний учащихся), обучение является безотметочным, отметка по пятибальной системе начинает применяться с 1 полугодия 3 класса.
Контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной методическим объединением учителей начальных классов.
Определение уровня развития умений и навыков по окружающему миру производится в соответствии с требованиями программы на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Школьник способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Выше среднему уровню развития умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Школьник способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике, но допускает отдельные неточности в изложении фактического материала.
Среднему уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но учащийся допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых школьник обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
12