Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 115»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО Заместитель директора
________/____________/ _________/________________/
« » ___________ 2021 год « » ___________ 2021 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
6 класс
Учитель: Калашникова Марина Валентиновна
г. Омск, 2021 год
Пояснительная записка
Программа ориентирована на УМК:
Рабочая программа по обществознанию для 6 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основе авторской программы «Обществознание 6 классы» /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Москва, «Просвещение», 2017г., основной образовательной программы основного общего образования БОУ г. Омска «Гимназия 115», учебного плана БОУ г. Омска «Гимназия 115» на 2021-2022 уч. год, положения о рабочей программе БОУ г. Омска «Гимназия 115». Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников О.А.Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание».
6 класс: учебник для обучающихся образовательных организаций/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. :Просвещение, 2020, – 79 с.: ил.
Программа рассчитана на 35 недель по 1 часу в неделю в течение каждого года обучения. В итоге на преподавание обществознания в 6 классе отводится 35 ч.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
• создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
• способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
• помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
• содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
• обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
• предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
Содержание курса
6 класс (35 ч)
Содержание учебного предмета
6 класс
Введение -1 час
Что связывает людей в общество – 9 часов
Человек. Деятельность человека. Как человек познаёт мир и самого себя. Труд и образ жизни. Семья в жизни человека. Человек и общество. Межличностные отношения.
От чего зависит положение человека в обществе.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая форма учебной работы
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Сферы общественной жизни – 8 часов
Общественная жизнь и общественное развитие. Экономика — основа жизни общества. Социальная сфера современного общества. Что такое государство. Богатство духовной культуры.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, анализ графиков, таблиц, схем, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, слушание и анализ выступления своих товарищей, анализ проблемных ситуаций.
Как развивается общество – 5 часов
Типы обществ. Информационное общество. Глобальные проблемы человечества. Международные организации для решения глобальных проблем.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, кооперативно-групповая учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, просмотр учебных фильмов, написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступления своих товарищей.
Современное российское общество – 9 часов
Российское общество в начале нового века. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Как в Конституции РФ определены основы строя нашего государства. Современное Российское государство. Духовные ценности российского народа. Место нашей Родины среди современных государств.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, кооперативно-групповая учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, просмотр учебных фильмов, написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступления своих товарищей.
Программой предусмотрены следующие формы контроля:
Промежуточная (полугодовая) и годовая (итоговая) аттестация проводится в форме теста.-2 часа
Резерв – 1 час
№п/п | Название раздела | Основные виды деятельности | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Количество часов Дата | |
1 | Введение | Понимание места человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире. | Предметные | Метапредметные | Личностные | 1 | |
Что связывает людей и общество | |
2 | Биологическое и социальное в человеке | Раскрывает на конкретных примерах смысл понятия индивидуальность. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. | • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; • описывать основные социальные роли подростка; | способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | 1 | |
3 | Деятельность и структура, разнообразие видов | Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. | • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; | способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | 1 | |
4 | Как человек познает мир и самого себя | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. | •Раскрыть смыл понятия познания, виды познания. | способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | 1 | |
5 | Труд и образ жизни | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своѐ призвание в труде. | • приводить примеры основных видов деятельности человека; • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; | способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации. | Осознание ценности руда в жизни человека. | 1 | |
6 | Роль семьи в жизни человека и общества | Умение определять основные понятия по теме. Ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции, допущение существование различных точек зрения. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. | • раскрывать основные роли членов семьи; • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; | способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации. | Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | 1 | |
7 | Человек и общество | Умение определять основные понятия по теме. Ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции, допущение существование различных точек зрения. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. | • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; | формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | 1 | |
8 | Человек в малой группе | Умение определять основные понятия по теме. Ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции, допущение существование различных точек зрения. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. | • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы; | формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | 1 | |
9 | Что связывает людей в общество | Умение определять основные понятия по теме. Ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции, допущение существование различных точек зрения. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. | •демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; | формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | 2 | |
Сферы общественной жизни | |
10 | Что такое общество | Умение определять основные понятия по теме. Работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. | •Раскрыть понятие общество •характеризовать типы обществ, приводить примеры. | способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) | Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | 1 |
11 | Экономика – основа жизни общества | Умение определять основные понятия по теме. Работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. | •Что такое экономика, типы экономических систем. •Экономика в повседневной жизни | способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) | Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | 2 |
12 | Социальная сфера современного общества | Умение определять основные понятия по теме. Работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. | •Что такое социальная сфера. | способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) | Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | 1 |
13 | Что такое государство | Умение определять основные понятия по теме. Работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. | •Раскрыть понятие государство. | способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) | Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | 1 |
14 | Духовная культура | Умение определять основные понятия по теме. Работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. | • характеризовать духовную сферу общества. | способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) | Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. -Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; | 1 |
15 | Сферы общественной жизни | Умение определять основные понятия по теме. Работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. | • характеризовать сферы общественной жизни приводить примеры. • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; | способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) | Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | 2 |
Как развивается общество | |
16 | Типы обществ | Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; | готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. | Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем на основе личностного выбора. | 1 |
17 | Информационное общество | Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; | готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, | 1 |
18 | Глобальные проблемы человечества | Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; • конкретизировать примерами опасность международного терроризма; | готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем на основе личностного выбора. | 1 |
19 | Поиск спасения путей человечества | Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • осознанно содействовать защите природы; | готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем на основе личностного выбора. | 1 |
20 | Как развивается общество | Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; | готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. | Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем на основе личностного выбора. | 1 |
Современное российское общество | |
21 | Российское общество в начале нового века | Умение определять основные понятия по теме. Участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями. Устный или письменный ответ на вопрос. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; | овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма. | 1 |
22 | Ресурсы и возможности экономики нашей страны | Умение определять основные понятия по теме. Участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями. Устный или письменный ответ на вопрос. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • выявлять причинно-следственные связи экономических явлений и характеризовать основные направления экономического развития; | овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект. | Воспитание уважения к Отечеству, осознание его природных богатств и возможностей для развития экономики. | 1 |
23 | Основы конституционного строя | Умение определять основные понятия по теме. Участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями. Устный или письменный ответ на вопрос. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; • раскрывать достижения российского народа; | овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект. | Воспитание основ культурного наследия народов России и человечества. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. | 1 |
24 | Современное российское государство | Умение определять основные понятия по теме. Участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями. Устный или письменный ответ на вопрос. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; | овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект. | Воспитание уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. | 2 |
25 | Духовные ценности российского народа | Умение определять основные понятия по теме. Участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями. Устный или письменный ответ на вопрос. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; | овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект. | Воспитание уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. | 1 |
26 | Место нашей Родины среди современных государств | Умение определять основные понятия по теме. Участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями. Устный или письменный ответ на вопрос. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | •Роль РФ среди других государств мира | овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект. | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | 1 |
27 | Современное российское общество | Умение определять основные понятия по теме. Участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями. Устный или письменный ответ на вопрос. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | •характеризовать современное российское общество( социальную, экономическую, политическую, духовную сферу) | овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект. | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. | 1 |
28 | Современное общество | Умение определять основные понятия по теме. Участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями. Устный или письменный ответ на вопрос. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. | • характеризовать конституционные обязанности гражданина | овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект. | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. | 1 |
Программой предусмотрены следующие формы контроля:
Промежуточная (полугодовая) и годовая (итоговая) аттестация проводится в форме теста.-2 часа
Резерв – 1 час
Требования к результатам обучения
и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
1. Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
3. Овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
4. Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
• использование элементов причинно – следственного анализа;
• поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
• подкрепление изученных положений конкретными примерами;
• оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
• определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
4. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
5. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
6. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека.
7. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
8. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
9. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
10. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
11. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Предполагаемые результаты реализации программы:
-Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
-Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
• определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
• установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
• осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1. Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2. Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
• Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
• Обществознание. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой / авт.-сост. И.Ю.Буйволова. – Волгоград: учитель, 2013.
• Балашов Л.Е. Практическая философия / Л.Е. Балашов. – М., 2001.
• Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова. – М.: Дрофа, 2008.
• Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б.А.Исаев. – СПб., 2008.
• Кон И.С. Открытие себя. – М., 1984.
• Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И.Кравченко. – М., 2008.
• Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А.Ю.Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
• Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1989.
• Майерс Д. Социальная психология / Д.Майерс. – СПб, 2005.
• Морозова С.А. Обществознание: учеб-метод. Пособие / С.А.Морозова. – СПб., 2001.
• Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. – М., 2009.
• Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя / В.А.Тишков. – М., 2010.
Контрольно-измерительные материалы
• Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. 6 класс / Сост. А.В.Поздеев. – М.: ВАКО, 2013. – (Контрольно-измерительные материалы.
• Обществознание. Компетентностно–ориентированные задания. 5, 6, 7 классы: учебное пособие / Д.Н.Жадаев, Р.А.Брехач. - Ростов н/Д: Легион, 2011. – (Компетентностно-ориентированные задания).
• Обществознание. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 5-6 классы / И.А.Лобанов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – (ФГОС. Тематический контроль).
• Рабочая тетрадь по обществознанию: 6 класс: к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6 класс» / А.С.Митькин. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – (Серия «Учебно-методический комплект»).
Литература для учащихся
• Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В.Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
• Обществознание в вопросах и ответах: пособие-репетитор / Под ред. О.С.Белокрыловой. - Ростов, 2009.
• Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г.Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007.
Интернет-ресурсы
• http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
• http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
• http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал;
• http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»;
• http://postnauka.ru/ - сайт посвящен современной науке, в т.ч. общественным наукам;
• http://www.socionet.ru/ - Соционет: информационное пространство по общественным наука;
• http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета – обществознание;
• http://www.lenta.ru – актуальные новости общественной жизни;
• http://www.fom.ru – Фонд общественного мнения (социологические исследования)
• http://www.glossary.ru/ - Глоссарий по социальным наукам
ТСО:
• Компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Экран проекционный.