Рабочая программа по образовательной системе
«Школа России»
Пояснительная записка.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.Н.Неменского и др.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю — 34 ч в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
Содержание учебного предмета
Чем и как работают художники 8ч
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия 7ч
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство 11ч
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство 8ч
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы
№ | тема урока | Кол-во часов | Дата |
Чем и как работают художники 8ч |
1 | Три основных краски, строящие многоцветие мира. | 1 | |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. | 1 | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | 1 | |
4 | Выразительные возможности аппликации | 1 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | 1 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным | 1 | |
Реальность и фантазия (7 ч) |
9 | Изображение и реальность. | 1 | |
10 | Изображение и фантазия | 1 | |
11 | Украшения и реальность | 1 | |
12 | Украшения и фантазия | 1 | |
13 | Постройка и реальность | 1 | |
14 | Постройка и фантазия | 1 | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе | 1 | |
О чем говорит искусство (11 ч) |
16 | Выражение характера изображаемых животных | 1 | |
17-18 | Изображения характера человека: мужской образ | 2 | |
19-20 | Изображение характера человека: женский образ | 2 | |
21 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. | 1 | |
22 | Изображение природы в различных состояниях | 1 | |
23 | Выражение характера человека через украшение | 1 | |
24-25 | Выражение намерений человека через украшение | 2 | |
26 | Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство» | 1 | |
Как говорит искусство (8ч) |
27 | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | |
28 | Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. | 1 | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 | |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. | 1 | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. | 1 | |
32 | Пропорции выражают характер | 1 | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности | 1 | |
34 | Обобщающий урок. | 1 | |