СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа к учебнику Л. С. Атонасян

 

Просмотр содержимого документа
«+рабочая_программа_7_9_геометрия»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Тюмени


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №1

от «29» августа2018

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №1

от «29» августа2018

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________О.Г.Усольцева

«29» августа2018

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ № 5 города Тюмени

_______________Г.В. Шевалье

Приказ № 173

от «0» сентября2018




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Геометрия» 9 класс





Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год

Автор программы:

Головачева Н.Р., учитель математики









2018 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по геометрии для 9 классов МАОУ СОШ № 5 города Тюмени составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» (в ред. от 07.06.2017);

2. Учебного плана МАОУ СОШ № 5 города Тюмени на 2017- 2018 учебный год (приказ от 09.06.2017 № 201).

3. На основе авторской программы: Л.С. Атанасян и др. Программа по геометрии 7 – 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия». 7- 9 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2009

4. Для реализации данной программы используется учебник: «Геометрия». 7-9 классы.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. – М. Просвещение, 2013.


Изучение геометрии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.



Общая характеристика учебного предмета


Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.


Особенности организации учебного процесса по предмету


Для изучения геометрии необходимо включать в учебный процесс следующие формы занятий:

Практические занятия по решению задач.

1 этап типовые задачи, решение которых позволяет отработать стереотипные приемы, использующиеся при решении задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

2 этап задачи творческого характера.

3 этап контрольные работы, позволяющие проверить навыки решения конкретных задач

Контроль качества знаний.

Текущий контроль помогает дифференцировать обучающихся на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, проверки данных самоконтроля.

Тематический контроль предполагает оценку результатов определенной темы или раздела программы. Он может быть организован с помощью тех же педагогических средств, что и текущий контроль - с помощью тестов, зачетов, контрольных работ, а также рефератов и др

Рубежный и итоговый контроль может быть организован в виде тестов, рефератов, творческих работ, решения задач, итогового экзамена и др.

Научно-исследовательская работа

Организация научно-исследовательской работы традиционно сводится к проведению научных конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий и написанию проектов, а также проведение олимпиад и других творчески-активных форм учебно-познавательной деятельности. Возможна групповая научно-исследовательская работа по типу обучения в сотрудничестве, использование проблемных, поисковых методов

Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы обучающихся. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, работы с документами, умений обобщать и интегрировать полученную информацию.





Место учебного предмета в учебном плане.


Согласно учебному плану МАОУ СОШ №5 города Тюмени на изучение алгебры в 9 классе отводится 2 часа в неделю/66 часов.



Содержание разделов и тем



Начальные понятия и теоремы геометрии

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число пи; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования

Примеры движения фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многогранники.







Учебно-тематический план

9 класс


п/п

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Повторение курса геометрии 8 класса

4

1

2

Векторы

7

-

3

Метод координат

10

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

1

5

Длина окружности и площадь круга

12

1

6

Движение

8

1

7

Начальные сведения из стереометрии

8


8

Об аксиомах планиметрии

2


9

Повторение. Решение задач

4

1


Итого

66

6




Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен:


знать/понимать

- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.



Уметь:

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).







Список литературы


Программа

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия». 7- 9 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова, Автор программы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. М.: Просвещение, 2009

Учебник

  1. Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. – М. Просвещение, 2013.

Дидактические средства для обучающихся

  1. А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: ИЛЕКСА (2013, 224с.)

  2. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г.Зив. – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009. – 127.с.


Методическая литература

  1. Геометрия. 9 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» / авт.-сост. Г.Ю. Ковтун. – Волгоград: Учитель, 2015. – 205с.

  2. Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.

Материалы для проведения проверочных работ

  1. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г.Зив. (2009,127.с.)

  2. Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ: 9 класс / Э.Н.Балаян (2017, 102с.)

Дополнительная литература

  1. Математика. Быстрые и качественные вычисления: тренировочные упражнения за курс 5 – 11 классов (подготовка к промежуточной аттестации, ОГЭ и ЕГЭ) Лысенко Ф.Ф. (2015, 240с.)

  2. ОГЭ 2018. Математика. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ. Ященко И.В. (2018, 126с.)

  3. ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты. Ященко И.В. (2018, 240с.)

  4. ОГЭ 2018. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Математика. Лаппо Л.Д. (2018, 119с.)

информационно-компьютерной поддержки

  1. Приложение к учебнику на электронном носителе

Интернет-ресурсы

  1. http://www.alexlarin.net/

  2. http://www.allmath.ru/

  3. http://www.bymath.net

  4. http://www.ege-trener.ru

  5. http://www.festival.1september.ru/

  6. http://www.fipi.ru

  7. http://www.fmclass.ru

  8. http://www.infourok.ru

  9. http://www.Interneturok.ru

  10. http://www.mathege.ru/

  11. http://www.mathgia.ru/,

  12. http://www.mathnet.spb.ru/

  13. http://www.math-prosto.ru

  14. http://www.pedsovet.org

  15. http://www.reshuege.ru

  16. http://www.statgrad.org

  17. http://www.urokimatematiki.ru/

  18. http://www.videouroki.net

Программные средства

  1. Операционная система Windows 7.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского

  3. Офисное приложение Microsoft Office 2007/2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактор разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access, текстовый редактор Блокнот, почтовый клиент Outlook Express, браузер Internet Explorer, растровый редактор Paint.

  4. Свободно распространяемая программная поддержка курса (Windows-CD):

- архиватор 7-Zip;

- браузеры Mozilla, Opera.