Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у третьеклассников будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
понимание ценности нравственных норм, закрепленных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
понимание сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка);
осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят свое отражение в языке;
внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.)
Учащиеся получат возможность для формирования:
осознание русского языка как основного средства мышления и общения;
восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;
понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
внимания к мелодичности народной звучащей речи;
стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.
Метапредметные УУД
Регулятивные
Учащиеся научатся:
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
осознавать способы и приемы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само- и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ( в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку: озаглавливать текст по основной мысли текста;
подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию).
Чтение. Работа с текстом
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования учащиеся 3 класса приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Учащиеся научатся:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Учащиеся получат возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Учащиеся научатся:
пересказывать текст подробно и сжато с помощью учителя;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Учащиеся научатся:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Создание, представление и передача сообщений
Учащиеся научатся:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
Учащиеся получат возможность научиться:
Планирование деятельности, управление и организация
Учащиеся научатся:
Предметные
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
2. Содержание учебного предмета.
Речевое общение (46ч.)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (17ч.)
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом периоде времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Речевой этикет. Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Методика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приемы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) (26ч.)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).
Чтение осмысленное, плавное (целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения (с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.
Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1-2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного для материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствии с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.
Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствии с требованиями каллиграфии и грамотного письма.
Составление текста письма (родным, друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропаже животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрешки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.
Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждение, рациональное использование при разговоре несловесных средств общения.
Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.
Оценивание высказывания, редактирование.
Язык как средство общения (130ч.)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений (75ч.)
Общие сведения о языке. (1ч.) О роли языка. Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения. Сведения из истории происхождения слов (этимологические экскурсы). Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть — одеть, нравиться, красненький и т. п.). Разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).
Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными согласными е, е, ю, я, с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Обработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Слово и его значение (лексика — 4ч.). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его строение (состав слова, морфемика — 8ч.). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, «проводник» истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-,за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-).
Слово как часть речи (морфология — 32ч.) Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, имеющими эмоционально-оценочную окраску (молодец, красивая, ужасная, приплелся, умная и т.п.).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имен существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение за изменением имен существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имен прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица( дружный, смелый, красивый, добрый); материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен прилагательных в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение за оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношений между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.
Синтаксис (30ч.)
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач), выражаемых невопросительными предложениями: сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать (побудительные); утвердить, отрицать, предложить и т. п. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этих предложений.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).
Предложения распространенные и нераспространенные. Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определенных частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.
Наблюдения над интонацией предложений, осложненных обращениями.
Орфография и пунктуация (52ч.)
Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого накк после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Слова с непроверяемым написанием
Автомобиль, аквариум, альбом, аппарат, аппетит, багаж, батарея, береза, береста (береста), беречь, беседа, блокнот, вверх, вниз, внимание, восхищение, вперед, гвоздика, георгин, гимнастерка, гимнастика, гладиолус, горизонт, государство, здание, здесь, здоровье, извинение, иллюстрация, интерес, квартира, километр, колокольчик, комбат, комната, компас, корабль, корзинка, корова, костер, лопата, молоко, образ, объект, огород, огурец, одуванчик, памятник, память, песок, полотенце, помидор, природа, профессия, сверкать, сначала, собеседник, солома, соломенная, соломинка, специальность, субъект, урожай, фиолетовый, фломастер, фотоаппарат, фотография, шел.
Формы контроля и учета достижений учащихся
Форма контроля | Количество |
Контрольный диктант | 5 |
Списывание | 4 |
Проверочные работы | 6 |
Комплексная работа | 1 |
Контрольная работа за год | 1 |
Защита проекта | 1 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Язык и речь.(15ч.) Речь устная и письменная | 1 |
2 | Особенности устной и письменной речи. Речь и культура | 1 |
3 | Общее повторение правил записи слов | 1 |
4 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов | 1 |
5 | Обозначение твёрдых и мягких согласных на письме | 1 |
6 | Большая буква в именах собственных | 1 |
7 | Лексическое и общее значения слов . | 1 |
8 | Значимые части слова | 1 |
9 | Входной диктант | 1 |
10 | Анализ и коррекция ошибок. Списывание. | 1 |
11 | Слово в предложении и тексте. | 1 |
12 | Школа грамотея. Развиваем орфографическую зоркость. | 1 |
13 | Учимся воспроизводить текст. Изложение "Свет осени" | 1 |
14 | Анализ и редактирование изложения | 1 |
15 | Проверочная работа (тематическая) | 1 |
16 | Проводники наших мыслей и чувств.(24ч) Слово. Предложение. Текст. | 1 |
17 | Слово и его роль в речи. Слово и словосочетание | 1 |
18 | Части речи | 1 |
19 | Род имён существительных | 1 |
20 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода | 1 |
21 | Изменение имён прилагательных по родам | 1 |
22 | Связь частей речи в словосочетаниях | 1 |
23 | Устойчивые словосочетания. Диктант №3 | 1 |
24 | Предложение(вводный урок) | 1 |
25 | Вопросительные и повествовательные предложения | 1 |
26 | Употребление отрицательной частицы НЕ | 1 |
27 | Побудительные предложения. Восклицательные предложения | 1 |
28 | Знаки препинания в конце предложения(обобщение) | 1 |
29 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 |
30 | Анализ и коррекция ошибок. | 1 |
31 | Проверочная работа за 1 четверть. | 1 |
32 | Анализ и коррекция ошибок | 1 |
33 | Текст. Повествование | 1 |
34 | Описание. Рассуждение | 1 |
35 | Списывание текста с речевой задачей | 1 |
36 | Подготовка к изложению | 1 |
37 | Изложение "Долгожданная зима" | 1 |
38 | Редактирование изложения | 1 |
39 | Творческая работа: составление текста о зиме | 1 |
40 | О главном(38ч.) Главные части в средствах языка | 1 |
41 | Корень- главная значимая часть слова | 1 |
42 | Правописание корня(повторение) | 1 |
43 | Способы проверки безударных гласных в корне слова | 1 |
44 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро\\ра, оло\\ла. ере\\ре | 1 |
45 | Способы проверки двух(одной) безударных гласных в словах | 1 |
46 | Изложение текста "Ухоронки" | 1 |
47 | Редактирование изложения | 1 |
48 | Главное слово в словосочетании | 1 |
49 | Главные члены предложения как грамматическая основа предложения | 1 |
50 | Подлежащее и грамматические средства его выражения Сказуемое и грамматические средства его выражения | 1 |
51 | Подлежащее и сказуемое - смысловое и структурное ядро предложения | 1 |
52 | Тема и основная мысль текста | 1 |
53 | Способы выражения основной мысли в художественных произведениях разных жанров | 1 |
54 | Способы выражения основной мысли в текстах | 1 |
55 | Создание текста на основе его главной мысли | 1 |
56 | Контрольное списывание текста | 1 |
57 | Главные части слова и словосочетания | 1 |
58 | Части речи в роли главных членов предложения. Контрольный словарный диктант | 1 |
59 | Употребление личных местоимений в роли подлежащего | 1 |
60 | Значение лица и числа личных местоимений | 1 |
61 | Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений | 1 |
62 | Контрольный диктант за 2 четверть | 1 |
63 | Анализ и коррекция ошибок | 1 |
64 | Проверочная работа комплексного характера | 1 |
65 | Анализ и коррекция ошибок. Творческие работы детей по теме новогодняя ёлка | 1 |
66 | Презентация и анализ творческих работ. Инструктаж по проектной деятельности. Закрепление изученного | 1 |
67 | Сказуемое . Употребление форм глагола | 1 |
68 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | 1 |
69 | Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов | 1 |
70 | Форма лица и числа глаголов настоящего и будущего времени | 1 |
71 | Употребление временных глаголов в роли сказуемого | 1 |
72 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого | 1 |
73 | Главная (основная) мысль текста(обобщение) | 1 |
74 | Подготовка к диктанту | 1 |
75 | Диктант(проверочная работа) | 1 |
76 | Анализ и коррекция ошибок | 1 |
77 | Презентация. Творческая работа. Инструкция по изготовлению кормушки. | 1 |
78 | Конкретизируем значение, распространяем мысль..(37ч)Анализ творческих работ Структурные части средства языка | 1 |
79 | Роль приставок и суффиксов в словах. Редактирование высказываний. . Наблюдение над оттенками их значений. | 1 |
80 | Правописание приставок и предлогов | 1 |
81 | Приставки. Их значение, правописание. | 1 |
82 | Употребление слов с приставками в составе текстов | 1 |
83 | Правописание гласных в приставках. Закрепление. | 1 |
84 | Правописание согласных в приставках. Алгоритм проверки. Приставки в наречиях | 1 |
85 | Разделительный твёрдый знак. Употребление разделительного твёрдого знака | 1 |
86 | Употребление разделительных твёрдого и мягкого знаков | 1 |
87 | Употребление и правописание слов с приставками | 1 |
88 | Обучение написанию текста объявления | 1 |
89 | Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1 |
90 | Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий | 1 |
91 | Употребление слов с разными частотными суффиксами и приставками. Творческое списывание. | 1 |
92 | Назначение зависимого слова в словосочетании | 1 |
93 | Падежные формы имён существительных. Употребление в словосочетаниях падежных форм имён существительных | 1 |
94 | Употребление в словосочетаниях падежных форм имён прилагательных | 1 |
95 | Обучающее изложение "Март в лесу" | 1 |
96 | Анализ изложений. Назначение зависимого слова в словосочетании. | 1 |
97 | Падежные формы имён существительных, имён прилагательных. Употребление падежных форм имён существительных , имён прилагательных | 1 |
98 | Употребление падежных форм местоимений. Правописание местоимений с предлогами | 1 |
99 | Обобщении о словосочетании. Проверочная работа по теме "Словосочетание" | 1 |
100 | Второстепенные члены предложения | 1 |
101 | Предупредительный диктант с комментированием | 1 |
102 | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 |
103 | Анализ ошибок и коррекция | 1 |
104 | Проверочная работа за 3 четверть | 1 |
105 | Анализ ошибок и коррекция | 1 |
106 | Анализ (разбор) простого предложения. | 1 |
107 | Связь второстепенных членов с главными членами предложений я. | 1 |
108 | Сопоставление состава простых и сложных предложений. | 1 |
109 | Закрепление изученного | 1 |
110 | Повествование. Рассуждение. | 1 |
111 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Сравнение особенностей текстов | 1 |
112 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Закрепление о тексте | 1 |
113 | Обучающее сочинение "Любимая игрушка" | 1 |
114 | Анализ творческих работ | 1 |
115 | Повторение изученного (26ч) Слово и словосочетание. Слово как часть речи | 1 |
116 | Морфологический анализ частей речи | 1 |
117 | Изменение частей речи. Разбор частей речи по составу | 1 |
118 | Способы обозначения звуков при записи слов | 1 |
119 | Правописание орфограмм в корне слова. | 1 |
120 | Использование обобщённого способа проверки безударных гласных в других частях слова. | 1 |
121 | Решение орфографических задач при записи предложений и текстов. Особенности предложения и текста | 1 |
122 | Особенности предложения и текста | 1 |
123 | Распространение мысли | 1 |
124 | Подготовка к изложению | 1 |
125 | Изложение "Любопытные" | 1 |
126 | Редактирование изложения | 1 |
127 | Проба пера. Письмо | 1 |
128 | Контрольное списывание текста | 1 |
129 | Средства языка и их анализ. Контрольный словарный диктант | 1 |
130 | Анализ и коррекция ошибок | 1 |
131 | Контрольная работа за год (грамматическое задание) | 1 |
132 | Анализ и коррекция ошибок | 1 |
133 | Контрольный диктант за год | 1 |
134 | Анализ и коррекция ошибок | 1 |
135 | Повторение изученного | 1 |
136 | Итоговая комплексная работа | 1 |
137 | Анализ и коррекция ошибок. Повторение. | 1 |
128 | Повторение изученного. | 1 |
139 | Урок-игра. Занимательное языковедение.Повторение. | 1 |
140 | Защита проектных работ | 1 |