РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Брянский областной колледж искусств»
| | | УТВЕРЖДАЮ |
| | | Заместитель директора по УВР ______________ Семкина О. Э. « ___ » ___________ 2019г. |
ПРОГРАММА
(модифицированная, рабочая)
Дисциплина: «Музыкальная информатика»
Специальность: 53.02.03. Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов
Национальные инструменты народов России)
г.Брянск, 2019г.
ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА
Предметно-цикловой на основе федерального комиссией «Инструментальное образовательного стандарта исполнительство» среднего профессионального «___» __________ 20___г. образования в соответствии Председатель ______________ с государственными (Товпеко М.Я.) требованиями к минимуму «____»__________ 20___г. содержания и уровню Зам. директора по УВР подготовки выпускника ______________ ( ) соответствующей специальности
ПРОГРАММА
(рабочая)
Дисциплина: МДК. 01. 01. «Музыкальная информатика»
Специальность: 52.02.03. Инструментальное исполнительство
(по виду Национальные инструменты народов России)
Составитель: Алёхин К.А.
(преподаватель специальных дисциплин)
Рецензент: Зиновкина Т.Н.
(преподаватель специальных дисциплин)
Рецензент: Буравлёв А.М.
(кандидат педагогических науки, профессор, преподаватель ОГИИК)
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………. 3
Структура и содержание учебной дисциплины ……………………. 5
Тематический план учебной дисциплины ………………………….. 6
Требования к знаниям и умениям …………………………………… 9
Методическое и техническое обеспечение………………………….. 10
Источники обучения (список литературы)………………………….. 11
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины………………... 24
Пояснительная записка.
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа ОП.06. учебной дисциплины «Музыкальная информатика » является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду Национальные инструменты народов России.
1.2. Место учебной дисциплины: ОП.06. учебной дисциплины «Музыкальная информатика» относится к общепрофессиональному модулю учебных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины.
Основной целью курса «Музыкальная информатика» является обучение практическому владению компьютером, овладение возможностями нотного набора, цифровой звукозаписи и электронно-музыкальных инструментов для активного применения их как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Критерием практического владения компьютером является умение свободно пользоваться компьютером на уровне пользователя популярной операционной системы Microsoft Windows, а также умение самостоятельно работать со специальными программами, такими как программы нотной верстки (Final 5, Final 10, Final 14) , программы обработки и записи звука, а так же знание устройства компьютера и его составляющих, как простейшего звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования.
В процессе изучения методики изучение аккомпанемента студент должен овладеть рядом профессиональных знаний и умений.
Студент должен знать:
• Специальную литературу
• Терминологию
• Принципы работы компьютера
• Основы набора нотного текста
Студент должен уметь:
• Пользоваться различными музыкальными программами.
• Самостоятельно выполнять практические задания.
• Ориентироваться в новой литературе и оборудованию и компьютерным программам.
• Набирать нотный материал инструментальной и хоровой музыки.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся - 111 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 74 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 37 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы – практический.
Объем часов:
Максимальная учебная нагрузка (всего) - 111ч.
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) - 74ч.
в том числе: 2 курс, 4 семестр – 42ч.; 3 курс, 5 семестр – 32ч.
практические занятия - 74ч.
Самостоятельная работа обучающегося (всего) – 37ч.
в том числе: - 21час (4семестр), - 16час. (5семестр)
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии
(внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.)
Итоговая аттестация:
4-5 семестр - дифференцированный зачёт.
Распределение учебной нагрузки по семестрам
Учебная дисциплина | Всего часов | Период изучения | Кол-во аудит. часов |
Музыкальная информатика | 74 | 4 семестр 5 семестр | 42 часа 32 часа |
Студент должен знать:
Специальную литературу
Терминологию
Принципы работы компьютера
Основы набора нотного текста
Студент должен уметь:
Пользоваться несколькими музыкальными программами
Самостоятельно выполнять практические задания
Ориентироваться в новой специализированной литературе, оборудовании и компьютерных программах.
Набирать нотный материал инструментальной и хоровой музыки
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Дидактические единицы (ДЕ) | Наименование тем | Максим. учебная нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студ. | Уровень освоения |
Всего | Практическая работа студ. |
2 курс 4 семестр (42 часа) |
ДЕ 1 | Введение в музыкальную информатику | 3 | 2 | 2 | 1 | |
Основы работы с операционной системой Windows | 6 | 4 | 4 | 2 | |
Технология создания и обработки текстовой информации | 9 | 6 | 6 | 3 | |
Основы работы с нотной программой Finale 5, Final 10, Finale14. | 30 | 20 | 20 | 10 | |
Электромузыкальные инструменты | 6 | 4 | 4 | 2 | |
Музыкальные компьютеры и сферы их применения | 6 | 4 | 4 | 2 | |
Новый взгляд на понятие «музыка в ХХ веке» | 3 | 2 | 2 | 1 | |
Итого: | 63 | 42 | 42 | 21 | |
Дидактические единицы (ДЕ) | Наименование тем | Максим. учебная нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студ. | Уровень освоения |
Всего | Практическая работа студ. |
3 курс 5 семестр 32 часа |
ДЕ 2 | Набор нот с помощью клавиатуры | 3 | 2 | 2 | 1 | |
Создание двух произведений на одной странице, озвучивание партий | 3 | 2 | 2 | 1 | |
Набор и оформление партитур для голоса. Подпись текста (подтекстовка). | 15 | 10 | 10 | 5 | |
Работа с многоголосием. (разделение голосов) | 6 | 4 | 4 | 2 | |
Одна партия - два нотоносца. | 6 | 4 | 4 | 2 | |
Набор нотного текста на двух станах и партитуры. | 15 | 10 | 10 | 5 | |
| Итого: | 48 | 32 | 32 | 16 | |
2.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы)
| Курс 2 семестр 4 |
ДЕ 1. | Содержание и задачи курса. Основы работы с операционной системой Windows. |
Основные сведения об устройстве компьютера и его архитектуре. Общие сведения о функционировании персонального компьютера и звуковой карты. Основные термины: окна, файл, оперативная память, байт, кило- мега-байт, драйвер, мультимедиа. |
Рекомендации по настройке программы Finale (рабочие окна, меню, раскладка). Создание партитуры. Набор нот мышью, клавиатурой. Многоголосие. Затакт. Форматирование. Оптимизация систем. Воспроизведение. Текстовые надписи. |
ДЕ 2. | Создание экспериментальных лабораторий электронной музыки на базе вычислительных центров, на радио и при университетах, проблема слияния профессий инженера и музыканта (появление новых специальностей, специализация в электронной музыке); программы алгоритмической композиции, интерактивные исполнительские системы, Лев Термен и его изобретения (“Терменвокс”, Терпситон, Траутониум). Волны Мартено. Евгений Шолпо: рисованный звук. Евгений Мурзин и АНС. Андрей Володин и Экводин. |
Первые коммерческие синтезаторы и их развитие (Aimert, Moog, Oberheim, изобретение Yamaha DX7), цифровой синтез: Джон Чоунинг и FM синтез, эра сэмплеров (Джон Эпплтон и Synclavier, революция в популярной музыке 80-х). |
От итальянских футуристов к “конкретной” музыке П. Шеффера, шумовые эффекты у футуристов. Кёльнская студия, оборудование, деятельность, развитие, компьютер Upic. Электроакустическая музыка европейских стран и Америки. Развитие жанра в России, деятельность Российской Ассоциации Электроакустической Музыки, творчество современных российских композиторов. Творчество современных композиторов (разные подходы в использовании и озвучивании оркестровых партитур и создание собственно электронных сочинений). Эстрадная музыка (проблема фонограммы и “живого” исполнения). Телевидение, радио, кино и театр (понятие “фоновая” музыка, новые подходы к радиодраме, музыка и реклама). |
3 курс 5 семестр |
ДЕ 3. | Функции клавиш при наборе нотного текста и их значимость, раскладка клавиатуры (варианты набора). |
Основные действия при создании двух произведений на одной странице и озвучивание партий. |
Набор партий голоса в партитуре и грамотное оформление вокальной партии. |
Набор многоголосного произведения. |
Распределение штилей на двух нотоносцах. |
Повторение пройденного материала. Набор партитуры для оркестра, ансамбля русских народных инструментов. |
Требования к знаниям и умениям:
Включить/выключить персональный компьютер и его оборудование.
Самостоятельно запускать программы, работать в них, сохранять файлы.
Загружать и редактировать файлы, созданные в этих программах.
Настроить и самостоятельно записать звуковой материал в программах обработки звука.
Записать музыкальный материал в любой из изученных программ обработки звука.
Коммутация звуковых модулей (аналоговая и цифровая техника).
Настроить системный микшер для записи звука.
Настроить и совместить с компьютером внешние источники (ADAT, CD, MD, кассетный магнитофон, виниловый проигрыватель).
Воспроизвести с помощью специальных программ мультимедийные приложения, аудио-файлы,CD.
Конвертировать аудиофайлы в разных форматах.
Набрать конкретное музыкальное произведение в нотном редакторе (Finale).
1.Специальная литература, методические пособия, рекомендации, аннотации. Учебная программа, конспекты, дидактический материал. |
2.Персональный компьютер, оснащенный современным микропроцессором, достаточным количеством оперативной памяти, NGMD большой ёмкости, звуковой картой с поддержкой full duplex и Wavetable синтезатором на каждое рабочее место учащегося. Компьютеры, оснащённые мониторами и отвечающими стандарту компьютерных классов учебных заведений, установленные музыкальные программы Finale 2014.5, MIDI клавиатура, микрофоны и наушники, принтеры, проектор. Компьютеры следует объединить в локальную сеть. |
3.Компьютер для записи оптических носителей со звуковым модулем многоканального сведения и микшерским пультом. Для воспроизведения звука на аудиторию необходим усилитель мощности высокого качества с акустическими системами. |
4.Для работы с аналоговыми носителями кассетный и катушечный магнитофоны, а также проигрыватель виниловых пластинок с акустическими колонками. |
Основные источники (ОИ): Таблица 2а
Антонов Л. Реставрация фонограмм – принципы и технология // Артемьев Э. "… Электроника позволяет решить любые эстетические и технические проблемы…" // | Звукорежиссер, 2001. - № 8. – с.60 – 63; -№ 9. – с.68 – 75; - № 10. – с.68. – 75. Звукорежиссер, 2001. - № 2. – с.56 – 61. |
Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник. Белунцов В. Компьютер для музыканта. | – СПб.: Издательство Питер, 2000. – 432 с.: ил. Самоучитель – СПб.: Издательство Питер, 2001. – 464 с.: ил. |
. Гарриус Скотт Р. Sound Forge. Музыкальные композиции и эффекты. Пер. с англ. | – СПб.: БХВ – Петербург; 2002. –384 с.; ил. |
Деревских В. Музыка на РС своими руками . Деревских В.В. Синтез и обработка звука на РС Дубровский Д.Ю. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов. Практическое пособие. | . – СПб.: БХВ – Петербург; Издательская группа “Арлит”, 2000. –352 с.: ил. – СПб.: БХВ – Петербург; 2002. –352 с.: ил. Издательство ТРИУМФ, Москва, 1999. – 400с.: ил. |
Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. Живайкин П. Запись ударных инструментов в MIDI Живайкин П. Программные модули Живайкин П. Изменение тембра инструмента средствами MIDI – аранжировщики Живайкин П. Программные MIDI – секвенсоры | – СПб.: БХВ – Петербург; 1999. – 624 с.: ил. // Шоу – мастер, 2000. –№2. – с.114 – 117. ( Plug – in) // Звукорежиссер, 2002. –№3. – с.3 – 29. // Шоу – мастер, 2000. –№4. – с.81 – 83. // Звукорежиссер, 2001. –№8. – с.3 – 22. |
Загуменнов А.П. Plug-ins. Встраиваемые приложения для музыкальных программ Зелинский С.Э. Эффективное использование ПК Зуев Б.А. Программный синтезатор ReBirth RB Зуев Б.А., Денисенко П.Л. Искусство программирования миди – файлов. | – М.:ДМК, 2000.-144с.;ил – М.: ДМК Пресс, 2002. – 846 с.; ил. – М.: Издательство ЭКОМ, 1999. – 208 с. – М.: Издательство ЭКОМ, 2000. – 208 с. |
Карцев А., Оленев Ю., Павчинский С. Руководство по графическому оформлению нотного текста. Кондрашин П. Принципы расстановки микрофонов Кондрашин П. Музыкальные инструменты перед микрофоном Кондрашин П. Музыкальные коллективы перед микрофоном | – М.: Издательство “Музыка”, 1973.- 167 с. // Звукорежиссер, 2000. –№10. с.56 – 61. // Звукорежиссер, 2001. –№1. – с.45 – 49; - №3. – с.62 – 66; - №4. – с. 56. – 60; - №5. – с.66 – 68. // Звукорежиссер, 2001. –№7. – с.42 – 44; - №8. – с.46 – 48; - №9. – с. 54. – 57; - №1.- 2002 – с.44 – 45. |
Медведев Е.В., Трусова В.А. “Живая” музыка на ПК. Медников В.В. Основы компьютерной музыки Михайлов А.Г., Шилов В.Л. Практический англо – русский словарь по компьютерной музыке Монахов Д. Нотные редакторы | – СПб.; БХВ – Петербург; 2002. – 720 с.; ил. – СПб.; БХВ – Петербург; 2002. – 336 с. ил. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 607 с.: ил. // Музыкальное оборудование, 1999. - № 12. – с.28 – 45. |
Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Персональный оркестр в персональном компьютере. Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Звуковая студия в РС. Петелин Р.Ю. Аранжировка музыки на ПК. Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Cakewalk Pro Audio 9. Секреты мастерства. | – СПб.: Полигон, 1997. – 180 с.: ил. – СПб.: «BHV – Санкт – Петербург», 1998. – 256 с.: ил. – СПб.: «БХВ – Санкт – Петербург» Издательская группа “Арлит”, 1999. – 272 с.: ил. – СПб.: «БХВ – Санкт – Петербург», Издательская группа “Арлит”, 2000. – 432 с. |
Рабин Д.М. Музыка и компьютер: настольная студия. / Пер. с англ. Р.Н. Онищенко и А.Э. Лашковский; Радзишевский А. Компьютерная обработка звука. | - Мн.: ООО “Попурри”, 1998. – 172 с. ил. – М.: «Нолидж»,2000 – 240с.;ил |
Сагман С. Microsoft Office 2000 Смирнов Д.С., Логутенко О.И. Аппаратные средства мультимедиа. Аудиосистема РС. | – М.: ДМК Пресс, 2002. – 672 с.; ил. – СПб.: «БХВ – Санкт – Петербург», Издательская группа “Арлит”, 1999. – 384 с.: |
Харуто А.В. “Музыкальная информатика. Компьютер и звук” Учебное пособие. Чеджемов В. Домашняя студия начала XXI века | . – М, МГК им. Чайковского. - 2000.— 387с. // Шоу – мастер, 2000. –№4. – с.70 – 73. |
Дополнительные источники (ДИ): Таблица 2б
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Издательство, год издания |
1 | Информатика: учебник | Е.В. Михеева, О.И. Титова | Академия, 2013 |
2 | Практикум по информатике | Е.В. Михеева | Академия, 2013 |
Интернет-ресурсы (ИР): Таблица 2в
№ п/п | Название |
1 | Каталог ресурсов «Среднее (полное) образование / Информатика и информационно-коммуникационные технологии» [Электронный ресурс]: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru |
2 | Портал «Цифровое образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://digital-edu.ru |
3 | Раздел «Информатика и ИКТ» [Электронный ресурс]: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru |
4 | Раздел «Общее образование / Информатика и ИКТ» [Электронный ресурс]: Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru |
5 | Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru |
Рецензия
на учебную программу «Музыкальная информатика» преподавателя
Брянского областного колледжа искусств
Алёхина К.А.
Программа соответствует государственному стандарту, учебному плану. В пояснительной записке автор мотивирует целесообразность и
необходимость данного предмета для подготовки квалифицированного
специалиста, раскрывает методологию и структуру межпредметных
связей.
В своей работе автор опирается на личный практический опыт и
глубокое знание учебной дисциплины.
Тематический план и инструктивно-методические пояснения
детально раскрывают содержание данного предмета, сущность и
последовательность теоретического и практического усвоения материала,
для приобретения студентами знаний, умений и навыков изучаемой
дисциплины.
Программа изложена конкретно, логически обосновано, сформирована
методически верно.
Программа может быть рекомендована и использована для учебного процесса.
Рецензент:
переподаватель «Брянского областного колледжа искусств»
специализации «Инструментальное исполнительство»
заслуженный работник культуры РФ ___________ Зиновкина Т.Н.
Рецензия
на учебную программу «Музыкальная информатика»
преподавателя Брянского областного колледжа искусств
Алёхина К.А.
Представленная учебная программа соответствует Государственным квалификационным требованиям, зафиксированным в документах организации курирующих отрасль.
В пояснительной записке автор даёт определение учебной дисциплины, аргументировано и последовательно вводит в курс изучаемого предмета, логично обосновывает целесообразность и необходимость данного предмета в учебном цикле.
Программа состоит из ряда разделов, в которых автор определяет:
цели и задачи учебной дисциплины
параметры распределения учебной нагрузки
принципы работы с компьютером
основы работы с электромузыкальными инструментами
технология компьютерного набора нот
формы и методы организации учебного процесса
тематический план и содержание учебной дисциплины
определяет уровень знаний и умений студентов, их профессиональную компетенцию.
В программе приведена методическая литература, методическое и техническое обеспечение.
Уровень изложения учебной программы позволяет сделать вывод о знании автором специфики учебной дисциплины. Программа составлена методически грамотно, изложена конкретно и может быть использована в качестве программного документа для колледжей искусств и культуры.
Рецензент:
кандидат педагогических наук,
профессор, преподаватель ОГИИК Буравлёв А.М.