Изучение курса «Биология» в 10 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, поэтому данная рабочая программа для 10 класса составлена на основе
Федеральный базисный план отводит 35 часов для образовательного изучения биологии в 10 классе из расчёта 1 час в неделю.
- Учебный план кадетской школы-интернат им. Г.Н. Трошева на 2019-2020 учебный год
- Положение о рабочей программе кадетской школы-интернат им. Г.Н. Трошева»
Согласно авторской линии УМК по биологии 10-11 классов под редакцией Сивоглазова В.И., курс «Биология. 10 класс» представлен учебником «Биология. 10 класс» (авторы Сивоглазов В. И, Каменский А.А., Касперская Е.К.).
В 10 классе обобщаются полученные знания об уровнях организации живой природы, углубляются понятия об индивидуальном развитии живых организмов, раскрываются вопросы генетики, законы генетики, виды скрещиваний; особо широко изучаются знания о селекции.
В соответствии и Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и Примерной основной образовательной программой среднего (полного) общего образования, освоение курса биологии в 10 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
Аттестация учащихся включает в себя поурочное, тематическое, четвертное оценивание результатов их учебной деятельности – это тестирование, итоговый опрос, письменные работы (контрольные, самостоятельные и практические работы, семинары и конференции). Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы и выставления годовой оценки, которая является средней арифметической четвертных оценок.
Технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, тестовая технология, технология личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, групповая технология, технология интегрированного обучения, игровые технологии.
Признаки живого. Биологические науки. Методы биологии. Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании картины мира.
Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества. Витамины. Ферменты. Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Вирусы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболевания организма. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов. Митоз. Мейоз.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Генетика. Методы генетики. Законы наследственности, установленные Г.Менделем и Т.Морганом. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Селекция. Этапы развития селекции. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Биотехнологии.
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Дата |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Раздел 1. Биология как комплекс наук о живой природе (3 часа) |
1 | Биологические науки. Методы биологии. ТБ на уроках биологии | Давать определение термину биология. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Знать ТБ на уроках биологии | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Формирование « стартовой» мотивации к изучению текущего материала курса .Познавательный интерес к естественным наукам. | 02.09-08.09 |
2 | Входная контрольная работа (№1) | Проверить уровень знаний учащихся за курс «Биология. 9 класс» | | | 09.09-15.09 |
3 | Уровни организации живой природы | Называть: процессы, происходящие на разных уровнях; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы. | 16.09-22.09 |
Раздел 2. Клетка (19 часов) |
4 (1) | Химический состав организмов. Неорганические вещества. | Знать состав химических элементов, их роль в ней, содержание воды и неорганических веществ в клетке. | П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы. | 23.09-29.09 |
5 (2) | Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы. | Знать о молекулах полимерах, их мономерах и функциях белков, жиров, углеводов. | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы. П: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы, делают выводы на основе полученной информации. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп. | Осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы | 30.09-06.10 |
6 (3) | Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. | Знать об особенностях строения и функциях нуклеиновых кислот, АТФ, и витаминов. | Р :Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Составлять в группе план решения проблемы. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К:Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. | формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; развитие навыков обучения; | 07.10-13.10 |
7 (4) | Клеточная теория. Многообразие клеток. | Знать основные положения клеточной теории, выработать умение применять их для доказательств материального единства живой неживой природы, единства органического мира | Р :Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. П: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К: Приводить аргументы, подтверждая их фактами. | формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; развитие навыков обучения; | 14.10-20.10 |
8 (5) | Контрольная работа за 1 четверть (№2) | Проверить уровень знаний учащихся за 1 четверть | | . | 21.10-27.10 |
9-11 (6-8) | Строение клетки | Знать основные части клеток: клеточную мембрану, цитоплазму и расположенные в ней органоиды, ядро; их функции. | Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью .П: Определять возможные источники необходимых сведений, анализировать и оценивать ее достоверность. К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); | Осмысливать важность изучения данной темы для продолжения жизни на земле | 04.11-10.11 11.11-17.11 18.11-24.11 |
12 (9) | Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений, животных» | Уметь сравнивать клетки растений и животных | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 25.11-01.12 |
13 (10) | Лабораторная работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений » | Уметь приготовить и описать микропрепараты клеток растений | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | Осознание научного значения знаний о вирусах, понимание их роли в жизни человека. Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм и правил. | 02.12-08.12 |
14 (11) | Вирусы – неклеточная форма жизни | Знать о строении и классификации вирусов | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | Осознание научного значения знаний о вирусах, понимание их роли в жизни человека. Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм и правил | 09.12-15.12 |
15 (12) | Обмен веществ и превращений в клетке. Ферменты | Знать обмен веществ в клетке, его роль в синтезе веществ, роли ферментов в этих процессах | Р- умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. П- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации К- умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 16.12-22.12 |
16 (13) | Контрольная работа за 2 четверть (№3) | Проверить уровень знаний по итогам 2 четверти | | | 23.12-29.12 |
17 (14) | Энергетический обмен в клетке | Знать энергетический обмен, его этапы. Усвоить сущность энергетического обмена | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 13.01-19.01 |
18 (15) | Пластический обмен в клетке | Знать пластический обмен, его этапы. Усвоить сущность пластического обмена | П- Уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, осмысливать проблемную ситуацию, искать пути ее решения, проводить анализ выполненной работы, правильно составлять тесты. Р -Уметь организовывать выполнения заданий учителя согласно правилам работы в кабинете, развивать навыки самоанализа и самооценки. К- | Осознают жизненную необходимость получения знаний об энергетическом обмене , необходимой составляющие для протекания всех биологических и химических реакций . | 20.01-26.01 |
19 (16) | Решение задач по теме «Обмен веществ» | Уметь применять знания по теме «Обмен веществ» при решении задач | П- Уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, осмысливать проблемную ситуацию, искать пути ее решения, проводить анализ выполненной работы, правильно составлять тесты. Р -Уметь организовывать выполнения заданий учителя согласно правилам работы в кабинете, развивать навыки самоанализа и самооценки. | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 27.01-02.02 |
20(17) | Митоз | Знать о процессах. Идущих в различных фазах митоза | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 03.02-09.02 |
21(18) | Мейоз | Знать о процессах. Идущих в различных фазах мейоза | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | | 10.02-16.02 |
22 (19) | Контрольная работа по теме «Обмен веществ» и «Деление клетки» (№4) | Уметь делать анализ и оценку различных гипотез происхождения человека | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 17.02-23.02 |
Раздел 3. Организм (13 часов) |
23 (1) | Организм как биологическая система | Разъяснить понятия «гомеостаз», «регуляция функций организма» | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 24.02-01.03 |
24 (2) | Автотрофы и гетеротрофы | Уметь понимать смысл понятий «автотроф» и «гетеротроф» | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 02.03-08.03 |
25 (3) | Бесполое размножение. | Знать особенности бесполого размножения | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 09.03-15.03 |
26 (4) | Контрольная работа за 3 четверть (№5) | Проверить уровень знаний учащихся по разделу 2. | | | 16.03-22.03 |
27 (5) | Половое размножение. Гаметы. Оплодотворение | Знать об особенностях полового размножения, оплодотворения и гамет. | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 30.03-05.04 |
28 (6) | Индивидуальное развитие организма | Знать о приспособленности организмов к воздействию различных факторов | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 06.04-12.04 |
29 (7) | Лабораторная работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства » | Уметь выявлять признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих. | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 13.04-19.04 |
30 (8) | Законы наследственности. Г.Менделя | Знать законы наследственности скрещивания не сцепленных с полом | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 20.04-26.04 |
31 (9) | Законы наследственности. Г.Менделя | Знать законы наследственности скрещивания сцепленных с полом | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 27.04-03.05 |
32 (10) | Практическая работа №2 «Составление простейших схем скрещивания » | Уметь составлять простейшие схемы скрещивания | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 04.05-10.05 |
33(11) | Селекция. | Познакомится с практическим применением селекции | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 11.05-17.05 |
34 (12) | Итоговая контрольная работа (№6) | Проверить уровень знаний учащихся по курсу «Биология. 10 класс» | | | 18.05-24.05 |
35 (13) | Конференция №1 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии » | Уметь анализировать и оценивать этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 25.05-31.05 |
Данный учебник соответствуют федеральному перечню учебников на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».