СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»




 Филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат имени Н.П.Князева

«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Бейская СОШИ им.Н.П.Князева»

_____ _Н.В.Романцова

Приказ № __65_______________

« _02_» _ 09 _ 2024 г. ___



Рабочая программа по внеурочной деятельности

Биология вокруг нас

9 класс

Разработчик: учитель биологии

Первой квалификационной категории

Годлевская Любовь Анатольевна




Обсуждена и согласована на

Методическом объединении учителей


Протокол №  __1_____от ___29.08_20 24___г.






Принята на Методическом совете школы

Протокол № _1_ от ____31.08____2024 ___г.







Д.Новониколаевка 2024



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа курса «Биология вокруг нас» для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа курса имеет практическую естественнонаучную направленность и соответствует программам обучения по предмету биология. Программа закрепляет не только знания в области биологии и экологии, но и способствует получению новых практических навыков в проектной и исследовательской деятельности и в повседневной жизни. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия. Биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.


Цель курса: систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и формирование практических навыков при изучении предмета.

Задачи курса:

  1. Знать и понимать: основные положения биологических законов; теорий; закономерностей; гипотез; строение и признаки биологических объектов; сущность биологических процессов и явлений; современную биологическую терминологию и символику; особенности организма человека.

  2. Уметь: объяснять и анализировать биологические процессы, устанавливать их взаимосвязи; решать биологические задачи; составлять схемы; распознавать, определять и описывать биологические объекты, выявлять их особенности, сравнивать эти объекты и делать выводы на основе сравнения.

  3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, здорового образа жизни, оказания первой помощи.

  4. Развивать общеучебные и интеллектуальные умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты, анализировать полученные результаты, выявлять причинно-следственные связи, обобщать факты, делать выводы.

  5. Воспитывать на примере новейших открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы.

Занятия ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основаны на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.

Курс запланирован в объеме 34 часа на уровень образования.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА



Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой

природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • проводить анализ, синтез;

  • формулировать выводы;

  • решать качественные и количественные биологические задачи;

  • использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни;

  • проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.



Предметные результаты:

Обучающийся научится:

 выделять существенные признаки биологических объектов;

 соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых паразитами;

 объяснять роль биологии и экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

 сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; осуществлять постановку биологических экспериментов и объяснять их результаты.

Обучающийся получит возможность научиться:

основным правилам поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) ;

умениям оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;

соблюдением мер профилактики заболеваний, передаваемых различными группами организмов;

оказанием первой помощи при укусах опасных и ядовитых животных •соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выделять общие принципы экологии;

формулировать положения глобальных экологических проблем;

сохранять положительное состояние организма.




Содержание

Содержание курса соответствует программе средней школы и нормативным документам.

Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания: о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы»

содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.

Четвертый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах

чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения.






Используемые интернет ресурсы:

  1. Биология Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы;

  2. https://bio-oge.sdamgia.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября».

  4. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете «Биология». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учетом школьной учебной программы по предмету «Биология».

  5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  6. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  7. www.km.ru/education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  8. http://ebio.ru/ - электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  9. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Биология вокруг нас» 9 класс (34ч.)

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

К-во часов

Дата

план

факт




«Биология как наука. Методы научного познания»


1



1

Биология как наука, ее достижения, методы, роль биологии в формировании


Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Биология как комплексная наука, роль биологии в современном обществе. Приводят примеры имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии

1

3.09





«Признаки живых организмов»


3



2

Клеточное строение организмов


Современная клеточная теория, ее основные положения. Развитие знаний о клетке.

Знать основные положения клеточной теории, этапы становления клеточной теории. Знать признаки живых организмов – клеточное строение. Уметь распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать разные клетки и делать выводы на основе их строения.

1

10.09



3

Вирусы – неклеточные формы жизни


Вирусы –

неклеточные формы жизни.

Уметь распознавать представителей разных царств и давать их общую характеристику.

1

17.09


4


Признаки организмов.


Одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы


Знать особенности строения одноклеточных, многоклеточных;

уметь сравнивать и находить отличия автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы

1

24.09




«Система, многообразие и эволюция живой природы»


5



5


Царство бактерий



Строение бактериальной клетки.

Знать строение бактериальной клетки

Уметь распознавать описывать особенности клеток бактерий.

1

1.10


6


Царство грибов



Признаки царства грибов, строение грибов

Знать классификацию и значение грибов в природе и жизни человека.

Уметь распознавать и описывать особенности строения грибов; объяснять роль грибов в природе и в жизни человека.

1

8.10


7



Царство растений.


Признаки царства растения.

Знать признаки растений

Уметь сравнивать растения между собой; распознавать и описывать отделы растений обосновывать роль цветковых растений

1

15.10


8

Царство животные.


Царство животных.

Уметь выделять особенности животных; приводить примеры животных царство животных..

1

22.10


9

Учение об эволюции мира.


Учение об эволюции мира. Ч.Дарвин-основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Знать основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

1

5.11





«Человек и его здоровье»


19



10

Сходство человека с животными и отличие от них.


Сходство человека с животными и отличие от них. Особенности строения характерные для человека

Уметь определить принадлежность биологического вида. Сравнивать человека с животными и делать вывод на основе сравнения, характеризовать особенности человека

1

12.11


11

Нервная и эндокринная системы..


Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: цен­тральный и перифериче­ский. Нервы, нерв­ные узлы Рефлекторный характер деятельности нервной сис­темы. Рефлекс, рефлектор­ная дуга, Рецепторы.

Эндокринная система. Же­лезы внешней и внутрен­ней секреции. Их строение и функции. Свойства и функции гормонов.

Знать определения понятия «рефлекс»; особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной систе­мы; функции нервной системы, особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внешней секреции. Научиться различать железы внутренней секреции и желе­зы внешней секреции; распо­знавать и описывать на таб­лицах органы эндокринной системы

1

19.11


12

Питание. Пищеварительная система.


Питание. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Органы пищеварения. Роль ферментов в пищеварении

узнать питательные вещества и пищевые продукты, в кото­рых они находятся.

научиться объяснять роль питательных веществ в организме; характеризовать сущность процесса питания. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.


1

26.11


13

Дыхание. Дыхательная система.


Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхатель­ные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиаль­ное дерево, легкие) и ее роль в обмене веществ.

узнать особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

научиться распознавать и описы­вать на таблицах основные органы дыхательной системы

человека;

1

3.12


14

Внутренняя среда организма человека.


Кровь, ее состав и функции. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

Знать составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы;

Уметь характеризовать сущность свертывания крови, иммунитета

1

10.12


15-16

Транспорт веществ.


Транспорт веществ, кровеносные сосуды. Строение сердца. Круги кровообращения. Лимфатическая система.

Знать особенности строения органов кровеносной системы, систему лимфообращений.

2

17.1224.12


17

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины


Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Витамины, роль в организме.

Знать определения понятий, основные группы витаминов в организме, объяснять роль обмена веществ, витаминов

1

14.01


18-19

Выделение продуктов жизнедеятельности.


Выделение. Мочевыделительная система. Роль орга­нов мочевыделения, их зна­чение. Строение и функции почек.


Научиться использовать приобре­тенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы, про­филактики вредных привычек; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье


2

21.01

28.01


20

Покровы тела и их функции.


Покровы тела. Значение и строение кожных покровов

Знать особенности строения кожи и функции

1

4.02


21

Размножение и развитие организма человека.


Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение

Знать особенности строения половых систем

Уметь распознавать и описывать, объяснять причины наследственности


1

11.02


22-

Опора и движение.


Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы

Знать особенности строения скелета человека, функции опорно-двигательной системы

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями отделов скелета

2

18.02



23-24

Органы чувств, их роль в организме.


Анализатор. Органы чувств. Значение анализаторов.

Рецепторы, прово­дящие пути, чувствитель­ные зоны коры больших полушарий.

Узнать как работают органы чувств и анализатор в целом; ключевые понятия: органы чувств, анализатор, рецептор; состав анализаторов.

2

25.024.03



25

Психология и поведение человека.



Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. ВНД рефлекс, сон, речь, память, эмоции

Знать психологические особенности человека

Уметь характеризовать особенности ВНД

1

11.03



26

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.


Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.

Знать санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.


1

18.03


27

Приемы оказания первой доврачебной помощи


Приемы оказания первой доврачебной помощи

Использовать полученные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи

1

1.04




«Взаимосвязь организмов и окружающей среды»


7



28-29

Влияние экологических факторов на организмы.


Основные понятия: экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы. Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей среды.

Знать определение терминов: «экология», «абиотические», «биотические», «антропогенный факторы».

Уметь анализировать и оценивать воздействия факторов среды на живые организмы; выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

2

8.0415.04



30-31

Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты


Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Пищевые связи

Знать основные компоненты экосистемы

Уметь характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы, составлять схемы передачи веществ и энергии

2

22.0429.04



32

Биосфера – глобальная экосистема.



Распространение и роль живого вещества в биосфере. Основные понятия: антропогенные факторы. Факты: влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы вызывающие экологический кризис.

Знать роль человека в биосфере факторы вызывающие экологический кризис; антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

Уметь высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы; предлагать пути преодоления экологического кризиса; объяснять необходимость защиты окружающей среды; использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

1

6.05


33-34

Подведение итогов курса




2

13.0520.05



Итого




34