АННОТАЦИЯ
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования;
- авторской программы С.В.Иванова, М.В.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой «Русский язык. 1-4 классы» - М.: Вентана-Граф, 2012.
.
Программа курса «Русский язык» для 4 класса рассчитана на 170 часов (из расчета 34 учебные недели по 5 часов в неделю). В авторскую программу изменения не внесены.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально – целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Программа курса «Русский язык» реализует следующие задачи: формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке РФ, как средстве общения разных национальностей в Росси и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Ученик научится:
РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
изученные части речи;
значимые части слова;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
слово, словосочетание, предложение;
ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:
начальную форму глагола;
Глаголы в разных временных формах;
Глаголы в формах 1, 2, 3 лица;
РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Определять спряжение глагола;
разбирать по членам предложения простое двусоставное предложение
подбирать примеры с определенной орфограммой;
Задавать падежные вопросы и определять падеж существительного;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов
Проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:
Не с глаголами
Словарных слов, определяемых программой;
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
Мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
Безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, прилагательного, глагола и наречия;
проводить по предложенному алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
определять вид глагола;
находить наречие и числительное в тексте;
применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
применять правило правописания ь на конце наречий;
применять правило правописания ь в именах числительных;
применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
письменно пересказывать текст подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.
Имя числительное: общее значение.
1.5. Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.
Различение простых и сложных предложений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов;
суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
буквы а, о на конце наречий;
мягкий знак на конце наречий;
слитное и раздельное написание числительных;
мягкий знак в именах числительных;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи»
3.1. Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
Резервные уроки. Резервные уроки использованы для проведения контрольно-оценочной деятельности (22 часа) и повторения изученного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Контроль знаний |
Диктант | Контрольное списывание | Тест | Контрольные работы | Изложение |
1. | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний): - Фонетика и графика - Орфоэпия - Состав слова (морфемика) - Морфология - Синтаксис | 54 1 1 36 16 | | | 1 | 6 | |
2 | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 52 | 8 | 4 | | | |
3 | Развитие речи | 29 | | | | | 7 |
4 | Резерв | 35 (из них 22 часа использованы для проведения контрольно-оценочной деятельности) |
ИТОГО | 170 | 8 | 4 | 1 | 6 | 7 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Повторение. Пишем письма. Р/р | 1 | | |
2 | Повторяем фонетику и словообразование | 1 | | |
3 | Вспоминаем изученные орфограммы | 1 | | |
4 | Вспоминаем изученные орфограммы | 1 | | |
5 | Повторение. Пишем письма. Р/р | 1 | | |
6 | Повторяем признаки имени существительного | 1 | | |
7 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | | |
8 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения | 1 | | |
9 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения | 1 | | |
10-11 | Пишем письма. Р/р | 2 | | |
12 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | |
13 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | |
14 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | | |
15 | Текст. Рассуждение. Р/р | 1 | | |
16 | Повторяем признаки имени прилагательного | 1 | | |
17 | Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение изученных орфограмм во 2-3 классах.» | 1 | | |
18 | Орфограммы в окончаниях имён прилагательных | 1 | | |
19 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | |
20 | Типы текста. Р/р | 1 | | |
21 | Контрольное списывание №1 по теме: «Орфограммы в окончаниях имён прилагательных» | 1 | | |
22 | Буквы о, ё после шипящих и ц | 1 | | |
23 | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих» | 1 | | |
24 | Повторяем местоимение | 1 | | |
25 | Тест №1 по теме: «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи» | 1 | | |
26 | Орфограммы приставок | 1 | | |
27 | Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак | 1 | | |
28 | Изложение. Р/р | 1 | | |
29 | Разбор по членам предложения | 1 | | |
30 | Синтаксический разбор предложения | 1 | | |
31 | Синтаксический разбор предложения | 1 | | |
32 | Контрольная работа №1 по теме: «Синтаксический анализ предложения» | 1 | | |
33 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | | |
34 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | | |
35 | Синтаксический разбор предложения | 1 | | |
36 | Текст. Р/р | 1 | | |
37 | Контрольный диктант №2 по теме: «Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах.» | 1 | | |
38 | Глагол | 1 | | |
39 | Глагол как часть речи | 1 | | |
40 | Правописание приставок в глаголах | 1 | | |
41 | Правописание не с глаголами | 1 | | |
42 | Изложение. Р/р | 1 | | |
43 | Вид глагола | 1 | | |
44 | Начальная форма глагола | 1 | | |
45 | Личные формы глагола | 1 | | |
46 | Лицо и число глаголов | 1 | | |
47 | Контрольная работа №2 «Глагол как часть речи» | 1 | | |
48 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | | |
49 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | | |
50 | Текст. Р/р | 1 | | |
51 | Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 | | |
52 | Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 | | |
53 | Текст. Р/р | 1 | | |
54 | Контрольный диктант №3 по теме: «ь после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах» | | | |
55 | Спряжение глаголов | 1 | | |
56 | Спряжение глаголов | 1 | | |
57 | Спряжение глаголов | 1 | | |
58 | Правописание глаголов | 1 | | |
59 | Контрольное списывание №2 по теме: «ь после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах.» | 1 | | |
60 | Текст | 1 | | |
61 | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | | |
62 | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | | |
63 | Изложение. Р/р | 1 | | |
64 | Правописание безударных окончаний глаголов | | | |
65 | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | | |
66 | Текст. Р/р | 1 | | |
67 | Правописание глаголов | 1 | | |
68 | Правописание глаголов | 1 | | |
69 | Правописание глаголов | 1 | | |
70 | Настоящее время глагола | 1 | | |
71 | Контрольный диктант №4 по теме: «Орфограммы, изученные во 2 четверти» | 1 | | |
72 | Правописание суффиксов глаголов | 1 | | |
73 | Прошедшее время глагола | 1 | | |
74 | Прошедшее время глагола | 1 | | |
75 | Изложение. Р/р | 1 | | |
76 | Правописание суффиксов глаголов | 1 | | |
77 | Будущее время глагола | 1 | | |
78 | Правописание суффиксов глаголов | 1 | | |
79 | Изменение глаголов по временам | 1 | | |
80 | Контрольная работа №3 по теме: «Время глагола» | 1 | | |
81 | Изложение с элементами сочинения. Р/р | 1 | | |
82 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 | | |
83 | Условное наклонение глагола | 1 | | |
84 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
85 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
86 | Текст. Р/р | 1 | | |
87 | Контрольный диктант №5 по теме: «Правописание окончаний и суффиксов глаголов» | 1 | | |
88 | Изложение. Р/р | 1 | | |
89 | Повелительное наклонение глагола | 1 | | |
90 | Повелительное наклонение глагола | 1 | | |
91 | Словообразование глаголов | 1 | | |
92 | Текст. Р/р | 1 | | |
93 | Глагол в предложении | 1 | | |
94 | Глагол в предложении | 1 | | |
95 | Правописание глаголов | 1 | | |
96 | Правописание глаголов | 1 | | |
97 | Текст. Р/р | 1 | | |
98 | Морфологический разбор глагола | 1 | | |
99 | Повторение (проверь себя) | 1 | | |
100 | Текст. Р/р | 1 | | |
101 | Наречие | 1 | | |
102 | Наречие | 1 | | |
103 | Наречие | 1 | | |
104 | Как образуются наречия | 1 | | |
105 | Правописание гласных на конце наречий | 1 | | |
106 | Правописание гласных на конце наречий | 1 | | |
107 | Текст. Р/р | 1 | | |
108 | Морфологический разбор наречий | 1 | | |
109 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | 1 | | |
110 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | | |
111 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | | |
112 | Текст. Р/р | 1 | | |
113 | Контрольное списывание №3 по теме: «Гласные на конце наречий.» | 1 | | |
114 | Имя числительное | 1 | | |
115 | Имя числительное | 1 | | |
116 | Текст. Р/р | 1 | | |
117 | Изменение имён числительных | 1 | | |
118 | Слитное и раздельное написание числительных | 1 | | |
119 | Контрольная работа №4 по теме: «Глагол; наречие, имя числительное» | 1 | | |
120 | Правописание мягкого знака в именах числительных | 1 | | |
121 | Правописание числительных | 1 | | |
122 | Текст. Р/р | 1 | | |
123 | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах | 1 | | |
124 | Контрольный диктант №6 по теме: «Орфограммы, изученные в 3 четверти» | 1 | | |
125 | Связь слов в предложении. Словосочетание | 1 | | |
126 | Словосочетание | 1 | | |
127 | Слово. Словосочетание. Предложение | 1 | | |
128 | Текст. Р/р | 1 | | |
129 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | | |
130 | Связь слов в словосочетании. Согласование | 1 | | |
131 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | | |
132 | Связь слов в словосочетании. Управление | 1 | | |
133 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | | |
134 | Контрольный диктант №7 по теме: «Правописание слов в словосочетаниях» | 1 | | |
135 | Текст. Р/р | 1 | | |
136 | Связь слов в словосочетании. Примыкание | 1 | | |
137 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | | |
138 | Словосочетание в предложении | 1 | | |
139 | Контрольная работа №5 по теме: «Словосочетание, слово, предложение.» | 1 | | |
140 | Текст. Р/р | 1 | | |
141 | Сложное предложение | 1 | | |
142 | Как связаны части сложносочинённого предложения | 1 | | |
143 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | | |
144 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | | |
145 | Контрольное списывание №4 по теме: «Правописание слов в словосочетаниях» | 1 | | |
146 | Текст. Р/р | 1 | | |
147 | Как связаны части сложноподчинённого предложения | 1 | | |
148 | Итоговое изложение. Р/р | 1 | | |
149 | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | 1 | | |
150 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | | |
151 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | | |
152 | Текст. Р/р | 1 | | |
153 | Итоговая контрольная работа №9 по теме: «Орфограммы, изученные в 4 классе» | 1 | | |
154 | Сложное предложение | 1 | | |
155 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | | |
156 | Текст. Р/р | 1 | | |
157 | Контрольный диктант №8 по теме: «Знаки препинания в сложном предложении» | 1 | | |
158-170 | Резервные уроки | 12 | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Программа | Учебники | Учебные пособия | Инструментарий определения УОУ | Методические пособия для педагогов |
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г. | Русский язык: учебник для 4 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2014. | Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013. | Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2009г. Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2014. | Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. |
Таблицы
Таблица «Звуки и буквы»
Таблица «Части речи»
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийная установка
Интерактивная доска
Электронно- образовательные ресурсы:
http://www.vgf.ru/rus_nach
http://www.rusedu.ru
http://trudovik.ucoz.ua
http://www.proshkolu.ru