Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № ___ от «___» ______2017 г.
Директор_____________ Р.Н. Ермощенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _________биологии______________
______________8________________
_____________базовый____________
Составитель:
Мацуева Вера Ивановна
учитель биологии
1 категория высшее
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №__от ______ | СОГЛАСОВАНО_______ зам.директора по УВР ___________ Н.П.Рак | ПРИНЯТО педагогическим Советом № ____от_____________ |
С. Стечна
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена:
- в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта среднего общего образования 2010 г;
-авторской программы по биологии под редакцией Н.И. Сонина
-учебного плана ОУ на 2017-2018 учебный год.
Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников. В рабочей программе для углубления знаний учащихся предусмотрены лабораторные работы, практические и демонстрации Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Содержание учебного предмета
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы .Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция (12часов)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы. Изучение головного мозга человека (по муляжам).Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы .Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ (5 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы.Измерение кровяного давления.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
Тема 9. Дыхание (6 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Практическая работа.Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные и практические работы. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.Определение норм рационального питания.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (4 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
- Уметь. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека. Соблюдать меры профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию и СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
Требования к уровню подготовки учащихся.
знать/понимать
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории происхождения человека;
строение систем органов человека;
о заболеваниях и борьбе с ними
Умения. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства с млекопитающими животными. Давать определения. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности. Сравнивать клетки, ткани организма человека. Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.
Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Соблюдать правила гигиены. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания помощи при кровотечениях. . Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Приводить аргументации необходимости соблюдения мер профилактики лечения заболеваний, борьбы с табакокурением. Оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения работы пищеварительной системы, обмена веществ и развития авитаминозов.
Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Приводить аргументы необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Приводить доказательства необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах.
Осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выделять существенные признаки опорно- двигательной системы человека. Соблюдать меры профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивать приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Учебно-тематический план
Всего часов по предмету -70
1 четверть -18
2 четверть-14
3 четверть -20
4 четверть -18
| Название темы | всего часов | В том числе | Примерное количество часов на самостоятельные |
уроки | Лабораторно-практические |
1 | Место человека в системе органического мира | 2 | 1 | | 1 |
2 | Происхождение человека | 2 | 2 | | |
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека | 1 | 1 | | |
4 | Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | 2 | 2 | |
5 | Координация и регуляция | 12 | 8 | 2 | 2 |
6 | Опора и движение | 8 | 4 | 3 | 1 |
7 | Внутренняя среда организма | 3 | 2 | 1 | |
8 | Транспорт веществ | 5 | 3 | 2 | |
9 | Дыхание | 6 | 4 | 1 | 1 |
10 | Пищеварение | 5 | 3 | 2 | |
11 | Обмен веществ и энергии | 2 | 2 | | |
12 | Выделение | 2 | 2 | | |
13 | Покровы тела | 4 | 3 | | 1 |
14 | Размножение и развитие | 4 | 3 | | 1 |
15 | Высшая нервная деятельность | 6 | 5 | 1 | |
16 | Человек и его здоровье | 4 | 1 | 2 | 1 |
| ИТОГО | 70 | 46 | 16 | 8 |
Литература .
Основная.
Н .И. Сонин. «Человек»: учебник для 8 класса средней школы. М .:Дрофа.
Дополнительная лтература.
1.Биологический энциклопедический словарь. М .:Советская энциклопедия, 1989.
2.Гржимек Б. Дикое животное и человек. М .Мысль,1982.
3.Одум Ю.Экология. М. Мир,1986
4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992
5. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
6. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с
7.Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т.1-3.М.: Мир, 2001 год.
Календарно-тематическое планирование
п\н | Название темы | Дата проведения |
По календарю | фактически |
| Место человека в системе органического мира | | |
1 | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. | | |
2 | Черты сходства человека и животных. Человек разумный. | | |
| Происхождение человека | | |
3 | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. | | |
4 | Расы человека, их происхождение и единство. | | |
| Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | | |
5 | Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи. | | |
| Общий обзор строения и функций организма человека. | | |
6 | Клеточное строение организма. | | |
7 | Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. | | |
8 | Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей». | | |
9 | Органы человеческого организма. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов». | | |
| Координация и регуляция. | | |
| Гуморальная регуляция. | | |
10 | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. | | |
11 | Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. | | |
| Нервная регуляция. | | |
12 | Нервная регуляция. Значение нервной системы. | | |
13 | Центральная и периферическая нервные системы. | | |
14 | Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс . | | |
15 | Строение и функции спинного мозга. | | |
16 | Строение и функции отделов головного мозга. | | |
17 | Лабораторная работа №2 «Изучение головного мозга человека( по муляжам)». | | |
18 | Органы чувств, их строение, функции. Органы зрения. Практическая работа №2 «Изучение изменения размера зрачка». | | |
19 | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. | | |
20 | Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. | | |
21 | Обобщающий урок по теме :« Координация и регуляция». | | |
| Опора и движение | | |
22 | Скелет человека, его отделы. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. | | |
23 | Состав и строение костей. Рост костей. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей» | | |
24 | Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | | |
25 | Мышечная система. Практическая работа № 3 «Измерение массы и роста своего организма». | | |
26 | Основные группы мышц, их функции. | | |
27 | Работа мышц. Практическая работа №4 « Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц». | | |
28 | Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. | | |
29 | Тестирование по теме:« Опора и движение». | | |
| Внутренняя среда организма. | | |
30 | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. | | |
31 | Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Лабораторная работа №4 « Изучение микроскопического строения крови». | | |
32 | Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. | | |
| Транспорт веществ | | |
33 | Сердце, его строение и регуляция деятельности. | | |
34 | Большой и малый круги кровообращения. | | |
35 | Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Лабораторная работа №5 «Измерение кровяного давления». | | |
36 | Практическая работа №5 « Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». | | |
37 | Зачет по теме : « Внутренняя среда организма». | | |
| Дыхание. | | |
38 | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. | | |
39 | Дыхательные движения. Практическая работа № 6 « Определение частоты дыхания». | | |
40 | Газообмен в легких и тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. | | |
41 | Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. | | |
42 | Гигиена дыхательной системы. | | |
43 | Обобщающий урок по теме «Дыхание» | | |
| Пищеварение. | | |
44 | Питательные вещества и пищевые продукты. Практическая работа № 7 « Определение норм рационального питания». | | |
45 | Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. | | |
46 | Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. | | |
47 | . Лабораторная работа №6 « Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал». | | |
48 | Зачет по теме «Пищеварение» | | |
| Обмен веществ и энергии | | |
49 | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен. | | |
50 | Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. | | |
| Выделение. | | |
51 | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения: почки, кожа. | | |
52 | Почки ,их строение и функции. Образование мочи. | | |
| Покровы тела | | |
53 | Строение и функции кожи. | | |
54 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. | | |
55 | Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. | | |
56 | Тестирование по теме «Выделение и покровы тела». | | |
| Размножение и развитие | | |
57 | Система органов размножения; строение и гигиена. | | |
58 | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. | | |
59 | Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. | | |
60 | Урок –семинар по теме «Размножение и развитие» | | |
| Высшая нервная деятельность | | |
61 | Рефлекс- основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. | | |
62 | Виды рефлексов. Формы поведения. | | |
63 | Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. | | |
64 | Типы нервной системы. | | |
65 | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. | | |
66 | Память. Эмоции. Практическая работа № 8 «Тренировка внимания и памяти». | | |
| Человек и его здоровье. | | |
67 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни | | |
68 | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, ожогах, обморожении. Практическая работа №9 «Изучение приемов остановки кровотечения» | | |
69 | Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переедание. Вредные привычки их влияние на здоровье человека. Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | | |
70 | Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде. | | |
12