СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на учебник "Биология.Введение в биологию.5 класс Н.И.Сонин, А.А.Плешаков:М.Дрофа 2014"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено на заседании Утверждаю.

Методического совета Директор школы

«» августа 2017г. __________/Максимов Э. В./

Приказ от «» августа 2017г.

Принято

на педагогическом совете.

Протокол № 1 от «» августа 2017г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

5 класс






Составитель:

Гаврилова Ирина Викторовна,

учитель биологии и химии

1 квалификационной категории









2017 год

Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии разработана на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Фундаментального ядра основного общего образования с учетом примерной Программы по биологии и авторской учебной программы Н. И. Сонина, В. Б .Захарова «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа, 2012 г.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И. Сонин, А. А. Плешаков:М., Дрофа 2014

Согласно учебному плану на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа в год

(1 час в неделю). Лабораторных работ – 6 часов, практических работ - 1 час.

В программе изменений нет.

Срок реализации рабочей программы: 1 год.









































Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Требования к результатам освоения курса биологии в ос­новной школе определяются ключевыми задачами общего об­разования, отражающими индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 5 классе даёт возмож­ность достичь следующих личностных результатов:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры, воспитание в учащихся любви к природе;

  • признание права каждого на собственное мнение;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

  • умение слушать и слышать другое мнение

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы 5 класса по биологии являются умения:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи;

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

  • находить и использовать причинно-следственные связи;

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Предметные результаты освоения биологии в 5 классе:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;

  • устройство светового микроскопа;

  • основные органоиды клетки;

  • основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

  • основные признаки представителей Царств живой природы.

  • основные среды обитания живых организмов;

  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;

  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;

  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

  • сравнивать различные среды обитания;

  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

  • приводить примеры обитателей морей и океанов;

  • наблюдать за живыми организмами.

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

























Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнооб­разие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-эле­ментарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жиз­недеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Лабора­торная работа 2. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.

Лабораторная работа 3. Строение клеток живых организмов.

Лабораторная работа 4. Изучение химического состава семян.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;

  • устройство светового микроскопа;

  • основные органоиды клетки;

  • основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

  • Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.


Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классифика­ция организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существен­ные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедея­тельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать:

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

основные признаки представителей Царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;

  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;

  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.


Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность орга­низмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными пред­ставителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообще­ство кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

Лабора­торная работа 5. Определение наиболее распространенных растений и животных

Практиче­ская работа 1. Исследо­вание осо­бенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;

  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;

  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

  • приводить примеры обитателей морей и океанов;

  • наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • находить и использовать причинно-следственные связи;

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.


Раздел 4. Человек на Земле (5 ч).

  • Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и ав­стралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кромань­онец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обита­ния человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Про­стейшие способы оказания первой помощи

Демонстрация.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 6. Измерение своего роста и массы тела.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.



















Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов на изучение

Живой организм: строение и изучение (8 ч)

1

Введение. Что такое живой организм.

1

2

Наука о живой природе.

1

3

Методы изучения природы. Л.р. №1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

1

4

Увеличительные приборы. Л.р. №2.Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.

1

5

Живые клетки. Л.р. №3. Строение клеток живых организмов.

1

6

Химический состав клетки. Л.р.№4. Изучение химического состава семян.

1

7

Великие естествоиспытатели.

1

8

Обобщение по теме «Живой организм»

1

Многообразие живых организмов (14 ч)

9

Как развивалась жизнь на Земле.

1

10

Разнообразие живого.

1

11

Бактерии.

1

12

Грибы.

1

13

Растения-автотрофы.

1

14

Водоросли – группа низших растений.

1

15

Мхи и папоротники – группа высших споровых растений.

1

16

Голосеменные и Покрытосеменные – группа высших семенных растений.

1

17

Значение растений в природе и жизни человека.

1

18

Признаки царства животные. Простейшие.

1

19

Беспозвоночные животные.

1

20

Позвоночные животные.

1

21

Значение животных в природе и жизни человека.

1

22

Обобщение по теме «Многообразие живых организмов».

1

Среда обитания живых организмов. (5ч)

23

Три среды обитания. Пр.р.№1. Исследования особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

1

24

Жизнь на разных материках.

1

25

Природные зоны.

1

26

Жизнь в морях и океанах. Л.р.№5. Определение наиболее распространенных растений и животных.

1

27

Обобщение по теме «Среда обитания живых организмов».


Человек на Земле. (7ч)

28

Как человек появился на Земле.

1

29

Как человек изменил Землю.

1

30

Жизнь под угрозой.

1

31

Не станет ли Земля пустыней.

1

32

Здоровье человека и безопасность жизни. Л.р.№6. Измерение своего роста и массы тела.

1

33

Обобщение по теме «Человек на Земле».

1

34

Заключительный урок за курс «Введение в биологию».

1