муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Утверждаю.
Методического совета Директор школы
«» августа 2017г. __________/Максимов Э. В./
Приказ № от «» августа 2017г.
Принято
на педагогическом совете.
Протокол № 1 от «» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
5 класс
Составитель:
Гаврилова Ирина Викторовна,
учитель биологии и химии
1 квалификационной категории
2017 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии разработана на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Фундаментального ядра основного общего образования с учетом примерной Программы по биологии и авторской учебной программы Н. И. Сонина, В. Б .Захарова «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа, 2012 г.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И. Сонин, А. А. Плешаков:М., Дрофа 2014
Согласно учебному плану на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа в год
(1 час в неделю). Лабораторных работ – 6 часов, практических работ - 1 час.
В программе изменений нет.
Срок реализации рабочей программы: 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры, воспитание в учащихся любви к природе;
признание права каждого на собственное мнение;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
умение слушать и слышать другое мнение
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы 5 класса по биологии являются умения:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи;
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
находить и использовать причинно-следственные связи;
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные результаты освоения биологии в 5 классе:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
основные признаки представителей Царств живой природы.
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей.
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами.
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Содержание учебного предмета «Биология»
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Лабораторная работа 2. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.
Лабораторная работа 3. Строение клеток живых организмов.
Лабораторная работа 4. Изучение химического состава семян.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать:
основные признаки представителей Царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 5. Определение наиболее распространенных растений и животных
Практическая работа 1. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:
находить и использовать причинно-следственные связи;
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи
Демонстрация.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 6. Измерение своего роста и массы тела.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов на изучение |
Живой организм: строение и изучение (8 ч) |
1 | Введение. Что такое живой организм. | 1 |
2 | Наука о живой природе. | 1 |
3 | Методы изучения природы. Л.р. №1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. | 1 |
4 | Увеличительные приборы. Л.р. №2.Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. | 1 |
5 | Живые клетки. Л.р. №3. Строение клеток живых организмов. | 1 |
6 | Химический состав клетки. Л.р.№4. Изучение химического состава семян. | 1 |
7 | Великие естествоиспытатели. | 1 |
8 | Обобщение по теме «Живой организм» | 1 |
Многообразие живых организмов (14 ч) |
9 | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 |
10 | Разнообразие живого. | 1 |
11 | Бактерии. | 1 |
12 | Грибы. | 1 |
13 | Растения-автотрофы. | 1 |
14 | Водоросли – группа низших растений. | 1 |
15 | Мхи и папоротники – группа высших споровых растений. | 1 |
16 | Голосеменные и Покрытосеменные – группа высших семенных растений. | 1 |
17 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 |
18 | Признаки царства животные. Простейшие. | 1 |
19 | Беспозвоночные животные. | 1 |
20 | Позвоночные животные. | 1 |
21 | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 |
22 | Обобщение по теме «Многообразие живых организмов». | 1 |
Среда обитания живых организмов. (5ч) |
23 | Три среды обитания. Пр.р.№1. Исследования особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. | 1 |
24 | Жизнь на разных материках. | 1 |
25 | Природные зоны. | 1 |
26 | Жизнь в морях и океанах. Л.р.№5. Определение наиболее распространенных растений и животных. | 1 |
27 | Обобщение по теме «Среда обитания живых организмов». | |
Человек на Земле. (7ч) |
28 | Как человек появился на Земле. | 1 |
29 | Как человек изменил Землю. | 1 |
30 | Жизнь под угрозой. | 1 |
31 | Не станет ли Земля пустыней. | 1 |
32 | Здоровье человека и безопасность жизни. Л.р.№6. Измерение своего роста и массы тела. | 1 |
33 | Обобщение по теме «Человек на Земле». | 1 |
34 | Заключительный урок за курс «Введение в биологию». | 1 |